Файл: Философия сущность и предназначение (Занятие 1).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 169

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МЕТОДИЧЕСКИЕ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ»
Методические указания для обучающихся
практические занятия
Методические указания к практическому занятию № 1

Тема: «Философия: сущность и предназначение» (Занятие № 1).

Цели занятия:

  1. Дать представление о философии как мировоззрении, науке и методологии;

  2. Раскрыть сущность предмета философии и

  3. Выявить специфику философского знания;

  4. Выявить отличие философии от религии, искусства, естествознания;

  5. Раскрыть особенности предфилософских типов мировоззрения (мифологии, религии);

  6. Показать роль философии в системе культуры.

Учебная карта занятия: опрос; обсуждение докладов.

Вопросы для подготовки к занятию:

  1. Понятие философии. Философия как «любовь к мудрости». Знание и мудрость. Проблема самоопределения философии. Специфика философского знания.

  2. Философия и мировоззрение. Основные формы предфилософского мировоззрения (мифология, религия).

  3. Философия и наука. Философия и методология. Философия как научное мировоззрение.

  4. Философия в системе духовной культуры. Значение философии.

Вопросы по теме для самостоятельного изучения:

  1. Знание и мудрость.

  2. Основные формы предфилософского мировоззрения (мифология).

  3. Основные формы предфилософского мировоззрения (религия).

  4. Миф как синкретическая форма общественного сознания.

  5. Великие мыслители о философии и предмете ее изучения.

Темы докладов:

1. Миф как синкретическая форма общественного сознания.

2. Великие мыслители о философии и предмете ее изучения.

Методические указания к практическому занятию № 2

Тема: «Философия: сущность и предназначение» (Занятие № 2).

Цели занятия:

1. Определить функции и структуру философии, выявить наиболее главные и определяющие ее содержание;

2. Раскрыть сущность генезиса философии, выявить социально-экономические, социально-политические и социально-исторические предпосылки ее происхождения
;

3. Выявить специфику философского знания;

4. Дать представление и раскрыть сущность основного вопроса философии (ОВФ);

5. Дать представление о материализме и идеализме как основных философских направлениях.

Учебная карта занятия: опрос; обсуждение докладов.

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Структура и основные функции философии.

2. Проблема начала философии. Социально-исторические, социально-экономические и духовные предпосылки философии.

3. Особенности философских проблем. Основной вопрос философии (Ф. Энгельс) и его структура. Материализм и идеализм. Философский оптимизм, агностицизм и скептицизм.

Вопросы по теме для самостоятельного изучения:

1. Структура современной философии: история философии, онтология, гносеология, диалектика, философия сознания, аксиология, этика, эстетика, социальная философия, социальная антропология, феноменология, философия медицины, философия здоровья и др.

2. Проблема генезиса философии. Социально-исторические, социально-экономические и духовные предпосылки возникновения философии.

3. Философия и медицина: единство содержания и многообразие форм.

4. Становление философии: от мифа к логосу.

Темы докладов:

1. Философия и медицина: единство содержания и многообразие форм.

2. Становление философии: от мифа к логосу.
Методические указания к практическому занятию № 3

Тема: «Философия Древнего мира» (Занятие № 1).

Цели занятия:

  1. Показать общие закономерности развития философии Древнего мира;

  2. Показать специфику философской мысли Древнего Востока;

  3. Выявить соотношение мифологического, религиозного и философского мировоззрения в философии Древнего Востока;

  4. Дать представление о философских школах Древней Индии и Древнего Китая;

  5. Выявить специфику древнеиндийской и древнекитайской медицины.

Учебная карта занятия: опрос; обсуждение докладов.

Вопросы для подготовки к занятию:

  1. Философия Древней Индии. Ведийская предфилософия. Брахманизм как мифологическое, религиозное и философское мировоззрение.

  2. Астика и настика. Йога и буддизм.

  3. Философия Древнего Китая. Концепция Дао в понимании объективной картины мира. Даосизм.

  4. Конфуцианство и легизм как этико-социальные учения Древнего Китая. Проблема «идеального государства».


Вопросы по теме для самостоятельного изучения:

  1. Конфуцианство как этико-социальное учение Древнего Китая.

  2. Легизм как этико-социальное учение Древнего Китая.

  3. Особенности древнеиндийской медицины (Аюрведа).

  4. Особенности подхода древних врачевателей к человеку и лечению его организма.

  5. Основные принципы и методы китайской медицины.

Темы докладов:

  1. Особенности древнеиндийской медицины. Аюрведа.

  2. Специфика китайской медицины.


Методические указания к практическому занятию № 4

Тема: «Философия Древнего мира» (Занятие № 2).

Цели занятия:

  1. Дать представление об античной философии как структурном компоненте философии Древнего мира;

  2. Дать представление об этапах развития античной философии, выделить основные проблемы и пути их решения;

  3. Рассмотреть ведущие философские направления и школы, базисные философские модели реальности античной философии периода ранней классики;

  4. Раскрыть основные закономерности взаимосвязи философии и медицины;

  5. Дать представление о характерных типах мировоззрения для каждого исторического этапа развития античной философии.

Учебная карта занятия: опрос; обсуждение докладов.

Вопросы для подготовки к занятию:

  1. Особенности античной философии в целом. Космоцентризм. Этапы развития античной философии.

  2. Проблема «первоначала». Милетская школа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Пифагорейская школа: мистика, наука, философия.

  3. Античный атомизм: Левкипп, Демокрит. Примат множественности над единством.

  4. Элейская школа: Парменид, Зенон. Определение бытия как единого и неподвижного.

  5. Философские и диалектические идеи Гераклита. Понятие Логоса.

Вопросы по теме для самостоятельного изучения:

1. Античный атомизм: Левкипп, Демокрит.

2. Примат множественности над единством.

3. Философские и диалектические идеи Гераклита.

4. Понятие Логоса.

5. Гиппократ: зарождение научной медицины и врачебной этики.

6. «Семь мудрецов»: мысли и афоризмы.

Темы докладов:

1. «Семь мудрецов»: мысли и афоризмы.

2. Гиппократ: зарождение научной медицины и врачебной этики.
Методические указания к практическому занятию № 5

Тема: «Философия Древнего мира» (Занятие № 3).

Цели занятия:

  1. Показать особенности и проблемы древнегреческой философии периода «зрелой классики»;

  2. Дать представление о философии софистов, Сократа и Платона;

  3. Показать перемещение проблематики философских рассуждений от натурфилософских вопросов к вопросам антропологического и гносеологического характера;


Учебная карта занятия: опрос; обсуждение докладов.

Вопросы для подготовки к занятию:

  1. Софисты и софистика. «Человек – мера всех вещей» (Протагор).

  2. Сократ. Метод субъективной диалектики (майевтика). Малые сократические школы (киники, киренаики, мегарики).

  3. Платон. Учение об идеях. «Миф о пещере». Теория познания (анамнезис).

  4. Социально-политическая концепция Платона.

Вопросы по теме для самостоятельного изучения:

  1. Софисты и софистика. «Человек – мера всех вещей» (Протагор).

  2. Малые сократические школы (киники, киренаики, мегарики).

  3. Платон о душе и ее бессмертии.

  4. «Эрос» Платона.

Темы докладов:

  1. Платон о душе и ее бессмертии.

  2. «Эрос» Платона.


Методические указания к практическому занятию № 6

Тема: «Философия Древнего мира» (Занятие № 4).

Цели занятия:

  1. Дать представление о многообразии философии Аристотеля;

  2. Изучить логику Аристотеля; учение о четырех причинах; учение о государстве, этике;

  3. Дать представление о множестве учений, верований и ценностей в период эллинизма;

  4. Дать представление о зарождении научной медицины и врачебной этики (Гиппократ и Гален).

Учебная карта занятия: опрос; обсуждение докладов.

Вопросы для подготовки к занятию:

  1. Аристотель. Метафизика. Бытие и его смысл. «Сверхчувственная» субстанция. Учение о четырех причинах.

  2. Учение Аристотеля об обществе и государстве. Этика Аристотеля.

  3. Ведущие направления эллинистической философии:

а) Эпикур и эпикуреизм.

б) Античный стоицизм (Эпиктет, Сенека).

в) Античный скептицизм (Пиррон).

  1. Неоплатонизм (Плотин).

Вопросы по теме для самостоятельной работы:

  1. Этика Аристотеля.

  2. Неоплатонизм (Плотин).

  3. Эллинистический мир и эллинистическая культура.

  4. К. Гален и синтез научной медицины.

Темы докладов:

1. Эллинистический мир и эллинистическая культура.

2. К. Гален и синтез научной медицины.
Методические указания к практическому занятию № 7

Тема: «Философия средних веков, Возрождения и Нового времени» (Занятие № 1).

Цели занятия:

  1. Дать представление об основных проблемах и своеобразии средневековой философии;

  2. Изучить тенденции развития философии эпохи средневековья;

  3. Показать новые положения, привнесенные христианством и исламом в философию;

  4. Дать представление на конкретных примерах о религиозном мировоззрении.


Учебная карта занятия: опрос; обсуждение докладов.

Вопросы для подготовки к занятию:

  1. Истоки средневековой философии. Библейские идеи философского значения. Теоцентризм.

  2. Становление религиозной философии: патристика и ее представители (К.С. Тертуллиан, Августин Аврелий).

  3. Средневековая схоластика. Полемика номинализма и реализма (И.С. Эриугена, И. Росцелин, П. Абеляр).

  4. Философия Фомы Аквинского.

Вопросы по теме для самостоятельного изучения:

  1. Полемика номинализма и реализма (И.С. Эриугена, И. Росцелин, П. Абеляр).

  2. «Исповедь» Августина Аврелия.

  3. Философские и медицинские воззрения арабских мыслителей (Авиценна, Аверроэс).

Темы докладов:

  1. «Исповедь» Августина Аврелия.

  2. Философские и медицинские воззрения арабских мыслителей (Авиценна, Аверроэс).


Методические указания к практическому занятию № 8

Тема: «Философия Средних веков, Возрождения и Нового времени» (Занятие № 2).

Цели занятия:

  1. Изучить тенденции и особенности развития философии эпохи Возрождения (гуманизм, антропоцентризм, натурфилософию, диалектику, социальную философию);

  2. Показать антропоцентризм как мировоззренческий принцип, сменяющий средневековый теоцентризм;

  3. Определить причины формирования и развития социально-философских и утопических учений;

Учебная карта занятия: опрос; обсуждение докладов.

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Возрождение как синтез античности и средневековья. История ренессанского философствования. (Данте А., Петрарка Ф.). Возрожденческий гуманизм и антропоцентризм.

2. Проблема человеческой индивидуальности и свободы, природа, достоинствои назначение человека. (Пико дела Мирандолла, Э. Роттердамский, М. Монтень).

3. Натурфилософия и диалектика Ренессанса (Н. Кузанский, Д. Бруно, Ф. Телезио).

4. Социально-философская концепция Н. Макиавелли.

Вопросы по теме для самостоятельного изучения:

  1. Возрожденческий гуманизм и антропоцентризм.

  2. Философия и врачебная этика Парацельса.

  3. Социальные утопии как знак времени (Т. Мор, Т. Кампанелла).

Темы докладов:

1. Философия и врачебная этика Парацельса.

2. Социальные утопии как знак времени (Т. Мор, Т. Кампанелла).
Методические указания к практическому занятию № 9

Тема: «Философия Средних веков, Возрождения и Нового времени» (Занятие № 3).

Цели занятия: