ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 169
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МЕТОДИЧЕСКИЕ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ»
Методические указания для обучающихся
практические занятия
Методические указания к практическому занятию № 1
Тема: «Философия: сущность и предназначение» (Занятие № 1).
Цели занятия:
-
Дать представление о философии как мировоззрении, науке и методологии; -
Раскрыть сущность предмета философии и -
Выявить специфику философского знания; -
Выявить отличие философии от религии, искусства, естествознания; -
Раскрыть особенности предфилософских типов мировоззрения (мифологии, религии); -
Показать роль философии в системе культуры.
Учебная карта занятия: опрос; обсуждение докладов.
Вопросы для подготовки к занятию:
-
Понятие философии. Философия как «любовь к мудрости». Знание и мудрость. Проблема самоопределения философии. Специфика философского знания. -
Философия и мировоззрение. Основные формы предфилософского мировоззрения (мифология, религия). -
Философия и наука. Философия и методология. Философия как научное мировоззрение. -
Философия в системе духовной культуры. Значение философии.
Вопросы по теме для самостоятельного изучения:
-
Знание и мудрость. -
Основные формы предфилософского мировоззрения (мифология). -
Основные формы предфилософского мировоззрения (религия). -
Миф как синкретическая форма общественного сознания. -
Великие мыслители о философии и предмете ее изучения.
Темы докладов:
1. Миф как синкретическая форма общественного сознания.
2. Великие мыслители о философии и предмете ее изучения.
Методические указания к практическому занятию № 2
Тема: «Философия: сущность и предназначение» (Занятие № 2).
Цели занятия:
1. Определить функции и структуру философии, выявить наиболее главные и определяющие ее содержание;
2. Раскрыть сущность генезиса философии, выявить социально-экономические, социально-политические и социально-исторические предпосылки ее происхождения
;
3. Выявить специфику философского знания;
4. Дать представление и раскрыть сущность основного вопроса философии (ОВФ);
5. Дать представление о материализме и идеализме как основных философских направлениях.
Учебная карта занятия: опрос; обсуждение докладов.
Вопросы для подготовки к занятию:
1. Структура и основные функции философии.
2. Проблема начала философии. Социально-исторические, социально-экономические и духовные предпосылки философии.
3. Особенности философских проблем. Основной вопрос философии (Ф. Энгельс) и его структура. Материализм и идеализм. Философский оптимизм, агностицизм и скептицизм.
Вопросы по теме для самостоятельного изучения:
1. Структура современной философии: история философии, онтология, гносеология, диалектика, философия сознания, аксиология, этика, эстетика, социальная философия, социальная антропология, феноменология, философия медицины, философия здоровья и др.
2. Проблема генезиса философии. Социально-исторические, социально-экономические и духовные предпосылки возникновения философии.
3. Философия и медицина: единство содержания и многообразие форм.
4. Становление философии: от мифа к логосу.
Темы докладов:
1. Философия и медицина: единство содержания и многообразие форм.
2. Становление философии: от мифа к логосу.
Методические указания к практическому занятию № 3
Тема: «Философия Древнего мира» (Занятие № 1).
Цели занятия:
-
Показать общие закономерности развития философии Древнего мира; -
Показать специфику философской мысли Древнего Востока; -
Выявить соотношение мифологического, религиозного и философского мировоззрения в философии Древнего Востока; -
Дать представление о философских школах Древней Индии и Древнего Китая; -
Выявить специфику древнеиндийской и древнекитайской медицины.
Учебная карта занятия: опрос; обсуждение докладов.
Вопросы для подготовки к занятию:
-
Философия Древней Индии. Ведийская предфилософия. Брахманизм как мифологическое, религиозное и философское мировоззрение. -
Астика и настика. Йога и буддизм. -
Философия Древнего Китая. Концепция Дао в понимании объективной картины мира. Даосизм. -
Конфуцианство и легизм как этико-социальные учения Древнего Китая. Проблема «идеального государства».
Вопросы по теме для самостоятельного изучения:
-
Конфуцианство как этико-социальное учение Древнего Китая. -
Легизм как этико-социальное учение Древнего Китая. -
Особенности древнеиндийской медицины (Аюрведа). -
Особенности подхода древних врачевателей к человеку и лечению его организма. -
Основные принципы и методы китайской медицины.
Темы докладов:
-
Особенности древнеиндийской медицины. Аюрведа. -
Специфика китайской медицины.
Методические указания к практическому занятию № 4
Тема: «Философия Древнего мира» (Занятие № 2).
Цели занятия:
-
Дать представление об античной философии как структурном компоненте философии Древнего мира; -
Дать представление об этапах развития античной философии, выделить основные проблемы и пути их решения; -
Рассмотреть ведущие философские направления и школы, базисные философские модели реальности античной философии периода ранней классики; -
Раскрыть основные закономерности взаимосвязи философии и медицины; -
Дать представление о характерных типах мировоззрения для каждого исторического этапа развития античной философии.
Учебная карта занятия: опрос; обсуждение докладов.
Вопросы для подготовки к занятию:
-
Особенности античной философии в целом. Космоцентризм. Этапы развития античной философии. -
Проблема «первоначала». Милетская школа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Пифагорейская школа: мистика, наука, философия. -
Античный атомизм: Левкипп, Демокрит. Примат множественности над единством. -
Элейская школа: Парменид, Зенон. Определение бытия как единого и неподвижного. -
Философские и диалектические идеи Гераклита. Понятие Логоса.
Вопросы по теме для самостоятельного изучения:
1. Античный атомизм: Левкипп, Демокрит.
2. Примат множественности над единством.
3. Философские и диалектические идеи Гераклита.
4. Понятие Логоса.
5. Гиппократ: зарождение научной медицины и врачебной этики.
6. «Семь мудрецов»: мысли и афоризмы.
Темы докладов:
1. «Семь мудрецов»: мысли и афоризмы.
2. Гиппократ: зарождение научной медицины и врачебной этики.
Методические указания к практическому занятию № 5
Тема: «Философия Древнего мира» (Занятие № 3).
Цели занятия:
-
Показать особенности и проблемы древнегреческой философии периода «зрелой классики»; -
Дать представление о философии софистов, Сократа и Платона; -
Показать перемещение проблематики философских рассуждений от натурфилософских вопросов к вопросам антропологического и гносеологического характера;
Учебная карта занятия: опрос; обсуждение докладов.
Вопросы для подготовки к занятию:
-
Софисты и софистика. «Человек – мера всех вещей» (Протагор). -
Сократ. Метод субъективной диалектики (майевтика). Малые сократические школы (киники, киренаики, мегарики). -
Платон. Учение об идеях. «Миф о пещере». Теория познания (анамнезис). -
Социально-политическая концепция Платона.
Вопросы по теме для самостоятельного изучения:
-
Софисты и софистика. «Человек – мера всех вещей» (Протагор). -
Малые сократические школы (киники, киренаики, мегарики). -
Платон о душе и ее бессмертии. -
«Эрос» Платона.
Темы докладов:
-
Платон о душе и ее бессмертии. -
«Эрос» Платона.
Методические указания к практическому занятию № 6
Тема: «Философия Древнего мира» (Занятие № 4).
Цели занятия:
-
Дать представление о многообразии философии Аристотеля; -
Изучить логику Аристотеля; учение о четырех причинах; учение о государстве, этике; -
Дать представление о множестве учений, верований и ценностей в период эллинизма; -
Дать представление о зарождении научной медицины и врачебной этики (Гиппократ и Гален).
Учебная карта занятия: опрос; обсуждение докладов.
Вопросы для подготовки к занятию:
-
Аристотель. Метафизика. Бытие и его смысл. «Сверхчувственная» субстанция. Учение о четырех причинах. -
Учение Аристотеля об обществе и государстве. Этика Аристотеля. -
Ведущие направления эллинистической философии:
а) Эпикур и эпикуреизм.
б) Античный стоицизм (Эпиктет, Сенека).
в) Античный скептицизм (Пиррон).
-
Неоплатонизм (Плотин).
Вопросы по теме для самостоятельной работы:
-
Этика Аристотеля. -
Неоплатонизм (Плотин). -
Эллинистический мир и эллинистическая культура. -
К. Гален и синтез научной медицины.
Темы докладов:
1. Эллинистический мир и эллинистическая культура.
2. К. Гален и синтез научной медицины.
Методические указания к практическому занятию № 7
Тема: «Философия средних веков, Возрождения и Нового времени» (Занятие № 1).
Цели занятия:
-
Дать представление об основных проблемах и своеобразии средневековой философии; -
Изучить тенденции развития философии эпохи средневековья; -
Показать новые положения, привнесенные христианством и исламом в философию; -
Дать представление на конкретных примерах о религиозном мировоззрении.
Учебная карта занятия: опрос; обсуждение докладов.
Вопросы для подготовки к занятию:
-
Истоки средневековой философии. Библейские идеи философского значения. Теоцентризм. -
Становление религиозной философии: патристика и ее представители (К.С. Тертуллиан, Августин Аврелий). -
Средневековая схоластика. Полемика номинализма и реализма (И.С. Эриугена, И. Росцелин, П. Абеляр). -
Философия Фомы Аквинского.
Вопросы по теме для самостоятельного изучения:
-
Полемика номинализма и реализма (И.С. Эриугена, И. Росцелин, П. Абеляр). -
«Исповедь» Августина Аврелия. -
Философские и медицинские воззрения арабских мыслителей (Авиценна, Аверроэс).
Темы докладов:
-
«Исповедь» Августина Аврелия. -
Философские и медицинские воззрения арабских мыслителей (Авиценна, Аверроэс).
Методические указания к практическому занятию № 8
Тема: «Философия Средних веков, Возрождения и Нового времени» (Занятие № 2).
Цели занятия:
-
Изучить тенденции и особенности развития философии эпохи Возрождения (гуманизм, антропоцентризм, натурфилософию, диалектику, социальную философию); -
Показать антропоцентризм как мировоззренческий принцип, сменяющий средневековый теоцентризм; -
Определить причины формирования и развития социально-философских и утопических учений;
Учебная карта занятия: опрос; обсуждение докладов.
Вопросы для подготовки к занятию:
1. Возрождение как синтез античности и средневековья. История ренессанского философствования. (Данте А., Петрарка Ф.). Возрожденческий гуманизм и антропоцентризм.
2. Проблема человеческой индивидуальности и свободы, природа, достоинствои назначение человека. (Пико дела Мирандолла, Э. Роттердамский, М. Монтень).
3. Натурфилософия и диалектика Ренессанса (Н. Кузанский, Д. Бруно, Ф. Телезио).
4. Социально-философская концепция Н. Макиавелли.
Вопросы по теме для самостоятельного изучения:
-
Возрожденческий гуманизм и антропоцентризм. -
Философия и врачебная этика Парацельса. -
Социальные утопии как знак времени (Т. Мор, Т. Кампанелла).
Темы докладов:
1. Философия и врачебная этика Парацельса.
2. Социальные утопии как знак времени (Т. Мор, Т. Кампанелла).
Методические указания к практическому занятию № 9
Тема: «Философия Средних веков, Возрождения и Нового времени» (Занятие № 3).
Цели занятия: