ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ С ОВЗ
Источник: Лызь, Н. А., Лабынцева, И. С.Организация деятельности студентов в высшем образовании: учебное пособие/ Н. А. Лызь, И. С. Лабын- цева; Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону – Таганрог: Изда- тельство Южного федерального университета, 2018. – 93 с.
3. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ
3.1. Теоретико-методологические и нормативно-правовые основы
инклюзивного образования
Отношение общества к людям ограниченными возможностями здоро- вья всегда являлось показателем нравственной и экономической зрелости самого общества. Анализ истории развития проблемы инвалидности свиде- тельствует о том, что пройдя путь от идей физического устранения, открытой неприязни и изоляции, общество подошло к осознанию необходимости включения людей с ограниченными возможностями здоровья в обществен- ную жизнь.
На сегодняшний день существует несколько подходов к исследованию
и решению проблем людей с ограниченными возможностями здоровья: правовой; социально-средовой; психологический; общественно- идеологический; производственно-экономический; анатомо-функциональный
[40].
Правовой подход подразумевает обеспечение прав, возможностей и обязанностей инвалидов.
Социально-средовой подход включает изучение и решение проблем, связанных с микро- и макроокружением инвалидов.
Психологический подход отражает вопросы психологического статуса, личностного развития инвалидов, а также эмоционально-психологическое восприятие проблемы инвалидности обществом.
Общественно-идеологический подход подразумевает формирование государственной политики в отношении инвалидности.
Производственно-экономический подход связан с решением проблем занятости инвалидов, включения их в экономическую жизнь страны, а также
2 предоставления им реабилитационных услуг и изделий, способствующих улучшению качества их жизни и обретения самостоятельности.
Анатомо-функциональный подход к инвалидности предполагает такое формирование безбарьерной, доступной среды, не только в архитектурном, но и психологическом смысле, которое способствовало бы развитию реаби- литационного потенциала человека с ограниченными возможностями здоро- вья.
Проблема получения высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья является одной из приоритетных государственных задач на современном этапе развития нашего общества.
Законодательство РФ, в соответствии с основополагающими международны- ми документами, такими как «Всеобщая декларация прав человека» (1948 г.),
«Конвенция о правах инвалидов (2006 г.), «Всемирная программа действий в отношении инвалидов» и др., постулирует принцип равных прав на образо- вание для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Реализация права на образование для данной категории граждан является одним из важнейших условий успешной социализации, возможности саморе- ализации в профессиональном и социальном плане. Право на образование, закрепленное в Конституции Российской Федерации и отраженное в Феде- ральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» требу- ет обеспечения условий для реализации принципа равенства в получении образования инвалидами и лицами с ОВЗ путем инклюзивного образования на всех уровнях обучения.
Термин «инклюзия» имеет латинские корни и означает «включение»,
«привлечение». Понятие «инклюзивное образование» подразумевает сов- местное воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здо- ровья и детей, не имеющих подобных ограничений, и, согласно закону «Об образовании в РФ», означает «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных по- требностей и индивидуальных возможностей» [33].
Инклюзивное образование базируется на идеях признания уникально- сти, ценности и многообразия всех детей, независимо от их национальности, вероисповедания, культуры, здоровья и включения их в активную социаль- ную жизнь и систему образования с учетом их особых образовательных по- требностей. Его целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями здо-
3 ровья. Это подразумевает как техническое оснащение образовательных орга- низаций, создание специальных условий для получения образования, так и специальную подготовку педагогов, направленную на развитие их взаимо- действия с инвалидами.
Глобальной целью инклюзивного образования выступает «создание инклюзивного общества как подлинно гуманистического общества, фунда- ментальным базисом которого является инклюзивная культура» [6, С. 47; 47].
Главными ценностями и принципами инклюзивного образования являются следующие положения:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услы- шанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Инклюзивный подход в образовании стал утверждаться благодаря то- му, что на смену «медицинской» модели инвалидности, смысл которой сво- дился к минимизации нарушений путем медицинской помощи, приходит
«социальная» модель понимания инвалидности, при которой не обучающий- ся с ограниченными возможностями здоровья является «носителем пробле- мы», а общество, существующая система образования не способны удовле- творить в полной мере особые образовательные потребности учащегося с ограниченными возможностями здоровья [3].
Сторонники инклюзивного образования выделяют следующие его преимущества:
• реализуются равные права и возможности вместо дискриминации;
• реализуется индивидуальный подход к особенностям и возможно- стям ребенка;
• различия между учащимися рассматривается как ресурс, а не про- блема;
4
• развиваются адаптивные возможности учащегося с ограниченными возможностями здоровья;
• развивается толерантность всех участников образовательного про- цесса, и, как следствие, повышается толерантность всего общества.
Реализация права каждого на получение образования, независимо от ограничений жизнедеятельности и особых образовательных потребностей поддерживается современной государственной политикой РФ.
Согласно разработанным и утвержденным требованиям и методиче- ским рекомендациям, обучение инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья должно осуществляться образовательной организа- цией с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья. Обучение студентов с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах или в отдельных организациях. Образовательными организациями должны быть созданы для обучающихся с ОВЗ специальные условия для по- лучения высшего образования.
Согласно Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в
РФ», инвалидом является человек, имеющей нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, которое обусловлено заболеваниями, по- следствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедея- тельности и вызывающее необходимость его социальной защиты [34].
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – человек, имеющий недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, под- твержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствую- щие получению образования без создания специальных условий
1
Включенность в образовательный процесс обучающегося с ограни- ченными возможностями здоровья может быть полной, частичной и фраг- ментарной в зависимости от тяжести заболевания, индивидуальных особен- ностей и медицинских рекомендаций.
Полная инклюзия предполагает постоянную включенность обучающе- гося с ОВЗ в образовательный процесс.
Частичная инклюзия предусматривает эпизодическую включенность в образовательный процесс в том случае, если обучающемуся с ОВЗ по меди-
1
Далее в тексте учебного пособия для того, чтобы не загромождать текст и проявить гуманное отношение к инвалидам, их и студентов с ограниченными возможностями здоровья будем называть обучающимися с ОВЗ.
5 цинским показаниям рекомендовано освоение адаптированной основной об- разовательной программы только в заочной и/или дистанционной форме, в том числе в общей академической группе.
Фрагментарная инклюзия предполагает условную включенность в общий образовательный процесс. В этом случае обучающиеся с ОВЗ по ме- дицинским показаниям могут осваивать адаптированную основную образо- вательную программу в заочной и/или дистанционной форме в соответствии с индивидуальным планом обучения. Фрагментарная инклюзиярекомендует- ся обучающимся с ОВЗ с выраженными нарушениями поведения и показани- ями для индивидуального обучения дистанционно, а также проходящим реа- билитацию в учреждениях системы социального обслуживания населения.
Какбыло указано выше,в образовательной организации для обучаю- щихся с ОВЗ должны быть созданы специальные условия.
Специальные условия – это такиеусловия обучения, которые призва- ны помочь обучающимся с ОВЗ в получении ими высшего образования. Спе- циальные условия включают в себя:
• использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидак- тических материалов;
• использование специальных технических средств обучения коллек- тивного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента
(помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую по- мощь;
• проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
• обеспечение доступа в здания организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
В целях обеспечения комплексного подхода к организации образова- тельного процесса для обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья, в профессиональных образовательных организациях разработаны
специальные требования:
• организационно-нормативные;
• к кадровому обеспечению;
• к работе с абитуриентами из числа лиц с инвалидностью и ОВЗ;
6
• к доступности зданий и сооружений образовательной организации и безопасного в них нахождения, а также материально-техническому обеспе- чению образовательного процесса;
• к адаптации образовательных программ, учебно-методическому обеспечению и организации образовательного процесса с использованием дистанционных технологий;
• к комплексному сопровождению и здоровьесбережению.
Организационно-нормативные рекомендации включают в себя созда- ние в образовательной организации структурного подразделения, ответ- ственного за организацию получения образования лицами с инвалидностью и
ОВЗ; необходимость разработки образовательной организацией локальных нормативных актов по организации получения образования лицами с инва- лидностью и ОВЗ; ведение специализированного учета обучающихся с инва- лидностью и ОВЗ.
Согласно рекомендациям по кадровому обеспечению образовательного
процесса для учащихся с ОВЗ, необходимо вводить в штатное расписание должности тьютора, педагога-психолога, социального педагога (социального работника), специалиста по специальным техническим и программным сред- ствам и других специалистов с целью комплексного сопровождения обучаю- щихся с инвалидностью и ОВЗ. Необходима дополнительная подготовка пе- дагогов с целью получения знаний о психофизиологии обучающихся с инва- лидностью и ОВЗ, специфике приема-передачи учебной информации, приме- нения специальных технических средств; введение, при необходимости, в штат образовательной организации должностей сурдопедагога, сурдопере- водчика, тифлопедагога.
Требования и рекомендации по работе с абитуриентами с ОВЗ гово- рят о необходимости проведения с ними профориентационной работы; обес- печения информационной открытости образовательной организации для по- ступающих с ОВЗ и их родителей, которая подразумевает, в том числе, и со- здание на сайте организации специального раздела, отражающего наличие для них специальных условий для обучения.
Требования к доступности зданий образовательной организации и
материально-техническому обеспечению образовательного процесса подра- зумевают обеспечение доступности прилегающей территории, входных пу- тей, путей перемещения, наличие оборудованных санитарно-гигиенических помещений, системы оповещения и сигнализации с учетом нозологий, разно-
7 образного ассистивного оборудования для облегчения приема-передачи учебной информации обучающихся различных нозологических групп: с нарушением зрения, слуха, двигательных функций.
Требования к комплексному сопровождению и здоровьесбережению обучающихся с ОВЗ говорят о необходимости осуществления комплексного сопровождения в соответствии с рекомендациями медико-социальной экс- пертизы (МСЭ) и психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК); установления образовательной организацией особого порядка освоения дис- циплины «Физическая культура» и оснащения спортивным оборудованием, адаптированным для обучающихся с ОВЗ; создания толерантной социокуль- турной среды, волонтерской помощи. Одним из важнейших условий осу- ществления здоровьесбережения обучающихся с ОВЗ является наличие отде- ления поликлиники или медпункта.
Обобщая вышеизложенное, можно отметить, что инклюзивное образо- вательное пространство создает условия не только для получения образова- ния лицами с ограниченными возможностями здоровья, но и приобщения общества к новой системе ценностей, которая подразумевает равенство всех граждан, принятие многообразия их различий.
Однако, на сегодняшний день, можно выделить довольно существен- ные проблемы при организации инклюзивного образования:
• отсутствие гибких образовательных стандартов;
• неготовность педагогического состава к практической реализации инклюзивного образования в силу недостаточной мотивированности к работе с обучающимися с ОВЗ, низкой специальной методической компетентности;
• недостаточное материально-техническое оснащение образователь- ных организаций под нужды обучающихся с ОВЗ;
• отсутствие в штатном расписании тьюторов, сурдо- и тифлопедаго- гов, медицинских работников;
• наличие устойчивых негативных стереотипов восприятия людей с ограничениями здоровья [3, 6].
Ключевые проблемы инклюзивного образования не могут быть реше- ны в кратчайшие сроки в силу своей масштабности, тем не менее, инклюзив- ное образование постепенно развивается, являясь одним из приоритетных направлений развития отечественной системы образования. Создание ком- плексных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ, с уче- том их психофизических особенностей, рассматривается как основная задача
8 в области реализации права на образование для лиц с ограниченными воз- можностями здоровья.
3.2. Организация образовательного процесса для студентов с ОВЗ
различных нозологических групп
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ОВЗ
Обучение студентов с ОВЗ должно строиться с обязательным учетом их особых образовательных потребностей. Преподаватели должны знать, что в учебной группе есть студент с ОВЗ, они должны быть ознакомлены со спе- цифическими психологическими особенностями обучающихся с ОВЗ раз- личных нозологических групп относительно особенностей их когнитивной, эмоциональной, поведенческой сфер. В соответствии с данной информацией и на основе собственных наблюдений выбираются наиболее релевантные каждому отдельному случаю методы и технологии обучения, опирающиеся на сильные стороны студента и минимизирующие влияние дефекта.
Ситуация инвалидности в целом несет в себе деструктивный потенци- ал. Ограниченность жизнедеятельности и неопределенность будущего фрустрируют инвалида, что нередко провоцирует психологическое истоще- ние и накладывает отпечаток на формирование психологических качеств.
Каждый человек с ОВЗ по-своему пытается адаптироваться к сложившейся травмирующей жизненной ситуации. Кто-то винит во всем себя, кто-то – внешние обстоятельства, третьи смиряются с данной ситуацией, четвертые готовы активно бороться, желая изменить ситуацию и занять достойное «ме- сто под солнцем».
При рассмотрении социально-психологических проблем лиц с ОВЗ следует учитывать наличие или отсутствие чувства неполноценности. Отно- шение к себе, самооценка – важная характеристика любого человека, и осо- бенно это важно в случае инвалидности, так как общество ставит их на сту- пеньку ниже, чем здоровых. Это не может не наложить отпечаток на их соб- ственное отношение к себе и своему ограничению [40]. Самооценка инвали- дов характеризуется противоречивостью: наблюдаются резкие различия в оценке отдельных качеств, а также тенденция давать крайние (очень высокие или очень низкие оценки), причем завышенная самооценка является прояв- лением психологической защиты. Нередко студентам с ОВЗ характерен эго- центризм, сосредоточенность на своих проблемах.
9
Изменения в когнитивной и эмоциональной сферах являются наиболее характерными для обучающихся-инвалидов. Им часто присущи различные фобии. Страхи могут быть как обоснованными, так и преувеличенными либо внушенными. Так, обучающиеся с ОВЗ могут страдать от дефицита общения, испытывать страх одиночества и одновременно бояться и избегать общения с другими людьми. Ощущение острого дефицита знаний, умений, навыков, необходимых для жизни в обществе, осознание ограниченности своих физи- ческих возможностей и юридических прав в связи со статусом инвалида не- редко приводит к фиксации на мыслях о бессмысленности дальнейшего су- ществования [44].
Обучающимся с ОВЗ достаточно часто характерно состояние «вы- ученной беспомощности» и чувство низкой «самоэффективности», которые приобретаются в детстве благодаря гиперопеке со стороны родителей. «Вы- ученная беспомощность» проявляется в том, что человек перестает стараться влиять на свою жизнь, не верит в результат своих усилий, даже в тех ситуа- циях, в которых он может обходиться без посторонней помощи. У таких сту- дентов редуцируется мотив преодоления трудностей, что делает их порой беспомощными в непривычной среде вуза.
Инвалиды с низкой самоэффективностью в большей мере склонны к преувеличению трудностей и чаще демонстрируют неумение их преодоле- вать. Понятие «самоэффективность», введенное А. Бандурой, означает убеж- денность человека в своей способности мобилизовать свои ресурсы, чтобы соответствовать требованиям жизненных ситуаций. В условиях гиперопеки эта убежденность не формируется. Ощущение низкой самоэффективности также способно провоцировать развитие депрессии или ее усиление.
С состоянием выученной беспомощности и чувством самоэффектив- ности связана такая личностная черта, как локус контроля, которая является эмпирическим аналогом ответственности.Локус контроля – это представле- ние человека о том, где осуществляется контроль над значимыми событиями в его жизни: внутри него самого или во внешней среде. В зависимости от воспитания и отношения к ребенку-инвалиду у него может формироваться внутренний или внешний локус контроля. В условиях гиперопеки формиру- ется внешний локус контроля. В этом случае, ребенок с ОВЗ связывает успешность своих действий с везением, действиями других людей, поэтому он будет считать, что в этой жизни от него мало что зависит и реже стре- миться самостоятельно преодолевать трудности, брать на себя ответствен-