ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
10 ность за события своей жизни, а значит, у него не будет достаточного опыта для развития чувства самоэффективности [44].
Рассмотренные психологические особенности и проблемы лиц с ОВЗ в целом негативно сказываются на самореализации в социуме и в образова- тельной среде вуза. Однако следует отметить, что эти личностные проблемы характерны многим, но далеко не всем обучающимся с ОВЗ. В любом случае им в большей мере необходим индивидуальный подход, в том числе с учетом общих и специфических особенностей обучения студентов различных нозо- логических групп.
Психологические особенности студентов с нарушениями зрения
Зрение играет ведущую роль в ориентации во времени и пространстве, в любом виде деятельности, в том числе, в познавательной. Именно благода- ря зрению, человек получает представление о мире и о себе. При нарушении деятельности зрительного анализатора у человека возникают значительные трудности в познании мира, ориентировки в нем, в осуществлении взаимо- действия с другими людьми, осуществлении любого вида деятельности. В современной мировой педагогической практике в зависимости от степени нарушения зрительной функции сложилось деление на слепых («blind») и слабовидящих («low vision»). Студенты с нарушением зрения – это неодно- родная группа лиц с разной степенью слабовидения (тяжелая, средняя, сла- бая), разным возрастом нарушения зрения. Глубина и характер нарушения зрительной функции сказываются на развитии сенсорной системы, познава- тельных процессов, накладывают отпечаток на развитие личности в целом.
Среди психологических особенностей студентов с нарушениями зре- ния чаще других проявляются следующие:
• заниженная самооценка, неуверенность в себе;
• заниженный уровень притязаний;
• тревожность, повышенная впечатлительность;
• наличие большого количества страхов, чаще всего социальных.
Особенности протекания познавательных процессов:
• преобладание словесно-логической формы познания над чувствен- ной;
• снижение точности и скорости восприятия; схематизм и обеднен- ность зрительного образа;
11
• недостаточное развитие основных свойств внимания (активности, объема, концентрации, переключаемости, распределяемости), хотя данные свойства и способны достигать уровня развития здоровых людей;
• достаточно большой объем памяти, однако, в запоминании и со- хранении информации большое значение имеет ее важность для конкретного человека;
• трудности в реализации мыслительных операций, формальное усвоение понятий, не имеющих чувственного образа;
• слабая наполненность предметным содержанием абстрактно- словесных знаний;
• более позднее формирование некоторых мыслительных операций
(сравнение, классификация, обобщение).
Особенности организации учебного процесса
для студентов с нарушениями зрения
При организации процесса обучения студентов с нарушениями зрения, преподавателям следует учитывать следующее:
• необходимо применение специальных учебников и учебных посо- бий в аудиоформате, увеличенным шрифтом;
• использовать специальные технические средства, например ви- деоувеличители, аудиооборудование для прослушивания, обеспечивающие поступление информации по сохранным каналам восприятия;
• стимулировать самостоятельность и активность слабовидящих в процессе профессионального обучения;
• учитывая особенности усвоения информации студентами с нару- шением зрения, делать упор на словесно-логическую память;
• преодолевать формальное усвоение, благодаря проведению словар- ной работы, увеличения наглядности;
• для лучшего усвоения материала важны уточнение образов, показ значимости информации для последующей трудовой деятельности;
• для усвоения информации слабовидящим требуется большее коли- чество повторений и тренировок, чем студентам с нормальным зрением;
• давать больше времени для выполнения заданий, в связи с тем, что темп работы людей со зрительными нарушениями замедлен;
12
• давать студентам право выбора формы проведения аттестации
(устно или письменно);
• рабочее место должно быть на среднем ряду за первым столом, необходимо обеспечить общее повышенное освещение и освещение рабочего места;
• совместная деятельность педагога и студента с ОВЗ должна стро- иться на принципах личностно-ориентированной педагогики, с опорой на личностный потенциал самого обучающегося [15, 27, 28, 34].
Психологические особенности студентов с нарушениями слуха
Различают два основных вида слуховой недостаточности – тугоухость и глухоту. Глухота – это полное отсутствие слуха или такая степень его по- нижения, при которой восприятие речи становится невозможным. Абсолют- ная глухота наблюдается редко. В зависимости от состояния речи различают две группы глухих детей: глухие дети без речи (глухонемые) и глухие дети, сохранившие речь (позднооглохшие). Тугоухость – заболевание, которое ха- рактеризуется понижением слуха. Часто тугоухость проявляется в детском возрасте. Детей с тугоухостью называют слабослышащими. Различают три степени тугоухости: легкая тугоухость (1 степень), средняя тугоухость
(2 степень) и тяжелая тугоухость (3 степень).
Обучающиеся с нарушениями слуха – особая категория студентов. В учебном процессе у них часто возникают трудности, обусловленные специ- фикой их психофизического развития. Даже частичная потеря слуха создает барьер между человеком и обществом, затрудняет овладение знаниями, огра- ничивает социальную и трудовую деятельность, накладывает отпечаток на личностное развитие.
Для студентов с нарушениями слуха характерны следующие особен-
ности личностного развития:
• неуверенность в себе; боязнь совершить ошибку;
• гипертрофированная зависимость от родителей (родственников);
• неадекватная самооценка (заниженная или завышенная);
• низкая способность к адаптации к новым условиям, стремление к общению с себе подобными;
• трудности в дифференциации эмоциональных проявлений, приво- дящие к искаженному восприятию реальной ситуации и, как следствие, к конфликтным ситуациям.
13
Можно выделить следующие важные в плане обучения особенности
протекания познавательных процессов.
1. Нарушение слухового восприятия приводит к трудностям речевого
развития. Учащиеся глухие и с высокой степенью тугоухости могут иметь следующие речевые трудности:
• нарушение произношения, недостаточное усвоение звукового со- става слова, ограниченный словарный запас;
• расстройство письменной речи: дисграфия, аграмматизм.
2. К особенностям развития внимания можно отнести следующие: сниженный объем; низкая переключаемость; меньшая устойчивость, по срав- нению со слышащими учащимися, и, как следствие, большая утомляемость.
3. Особенности памяти проявляются в следующем:
• преобладание образной памяти над словесной;
• меньший объем словесной памяти, следствием чего является уве- личение времени на запоминание информации;
• преобладание механического запоминания над осмысленным.
4. В протекании процесса мышления выделяют такие особенности:
• отставание в умении анализировать и синтезировать воспринимае- мый материал;
• трудности в связывании изучаемого материала с ранее изученным;
• хуже, чем у слышащих сверстников развита способность к анализу объектов, страдает степень детализации образов.
Особенности организации учебного процесса
для студентов с нарушениями слуха
При обучении студентов с нарушениями слуха рекомендуется делать акцент на реализацию следующих общепедагогических и дидактических принципов: гуманизации, индивидуализации, информатизации, наглядности, систематичности и последовательности, доступности. Преподавателям при работе со студентами с нарушениями слуха рекомендуется учитывать следу- ющее:
• на занятиях требуется уделять повышенное внимание специальным профессиональным терминам, использованию профессиональной лексики; для лучшего их восприятия необходимо каждый раз писать на доске исполь- зуемые термины и контролировать их усвоение;
14
• повышать наглядность в усвоении материала: использовать презен- тации, карточки, схемы, таблицы; предъявляемая видеоинформация может сопровождаться текстовой бегущей строкой или сурдологическим перево- дом, анимацией при изображении динамических моделей;
• хорошие результаты дает поэтапная система контроля, индивидуа- лизация учебной деятельности;
• для слабослышащих студентов эффективна практика опережающе- го чтения, когда студенты заранее знакомятся с лекционным материалом и фиксируют непонятные слова и фрагменты, что позволяет студентам лучше ориентироваться на лекции в потоке новой информации, заранее обратить внимание на сложные моменты;
• необходимо стимулировать коммуникативную деятельность, спо- собствовать развитию словесной коммуникации, заменять устные ответы на выполнение письменных работ только в случае объективной необходимости
[27, 28, 34].
Психологические особенности студентов
с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Студенты с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) – это учащиеся, частично или полностью ограниченные в произвольных дви- жениях. Двигательные патологии возникают вследствие травм и разного рода заболеваний. Категория обучающихся с НОДА неоднородна по составу. В связи с различным характером проявления двигательных нарушений, разли- чают следующие группы учащихся с НОДА:
• маломобильная группа (могут передвигаться только в коляске в связи с травмами нижних конечностей);
• группа испытывающих трудности передвижения (передвижение возможно с использованием ортопедических приспособлений: костыли, тро- сти, ходунки и т.д.);
• группа, передвигающихся самостоятельно, но имеющих поражения верхних конечностей;
• группа обучающихся с детским церебральным параличом (ДЦП), передвигающихся самостоятельно (с выраженными нарушениями речи и об- щей моторной неловкостью);
• маломобильные обучающиеся с ДЦП.
15
Студенты с нарушением двигательных функций особенно остро нуж- даются в обеспечении архитектурной доступности образовательной органи- зации, однако, не менее актуальны для них и коммуникативные барьеры, препятствующие полноценному взаимодействию в студенческой среде. К таким препятствиям можно отнести эстетические, интеллектуальные, эмоци- ональные и мотивационные барьеры. Эстетический барьер проявляется в от- талкивающем внешнем виде, манере поведения. Интеллектуальный барьер может возникать вследствие различной скорости протекания мыслительных процессов. Мотивационный и эмоциональный барьеры возникают в резуль- тате отсутствии эмпатии к студенту с НОДА, нежелании общаться, сочув- ствовать, углубляться в его проблемы. Поэтому полноценное обучение сту- дента с нарушениями ОДА возможно только в условиях толерантного отно- шения, знания их общих психологических особенностей, среди которых можно выделить такие как:
• завышенная самооценка, переоценка своих возможностей;
• пассивность, раздражительность, подверженность возникновению различных фобий;
• низкая работоспособность, склонность к быстрой утомляемости, быстрой утрате интереса;
• волевые качества личности (целеустремленность, настойчивость, инициативность, самостоятельность, сдержанность) у лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата недостаточно развиты по сравнению с их сверстниками;
• возможна двигательная расторможенность.
Познавательной сфере студентам с тяжелыми нарушениями ОДА ха- рактерно:
• нарушение внимания и памяти (доминирование вербальной памяти над зрительной и тактильной, отвлекаемость, непродолжительность концен- трации, трудность переключения, небольшой объём памяти);
• отклонения в речевом развитии;
• низкая познавательная активность.
Особенности организации учебного процесса
для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Для того чтобы обучение студента с нарушениями опорно- двигательного аппарата оказалось успешным, преподаватели и другие участ-
16 ники образовательного процесса должны знать особенности развития этой категории обучающихся и учитывать их в образовательном процессе. Необ- ходимо сохранять принцип коррекционной направленности обучения и осу- ществлять его на фоне лечебно-восстановительной работы.
При организации обучения рекомендуется учитывать следующее:
• важным условием успешного обучения студентов с тяжелыми нарушениями ОДА является применение ассистивных технологий и средств;
• при необходимости следует применять альтернативные формы пе- редачи учебного материала: электронные конспекты лекций; аудио- материалы;
• необходимо дать возможность студенту с НОДА самому выбирать: рабочее место, обеспечивающее возможность свободно сидеть, стоять, выхо- дить, дающее достаточно пространства для свободного пользования техниче- скими средствами и другими учебными принадлежностями; комфортную позу для выполнения письменных работ; форму ответа во время промежу- точной и итоговой аттестации: устно, письменно, на компьютере;
• рекомендуется использовать методы, активизирующие познава- тельную деятельность учащихся, развивающие устную и письменную речь и формирующие необходимые учебные навыки;
• учитывать темп работы студента с НОДА, при необходимости ин- дивидуализировать условия обучения, давать больше времени на подготовку ответов, выполнение письменных работ;
• проявлять педагогический такт, создавать ситуации успеха, свое- временно оказывать помощь, развивать веру в собственные силы и возмож- ности [27, 28, 34].
3.3. Этические принципы взаимодействия с обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья
Для создания психологически комфортной среды для лиц с ограничен- ными возможностями здоровья необходимо позаботиться о том, чтобы люди не отвергали, не игнорировали, не стеснялись, а умели с ними общаться, т.е. владели этикой общения. «Принцип равного» является главным принципом в общении с инвалидом, который предполагает создание таких условий для самореализации, чтобы человек сам начал зарабатывать, был личностью, не- смотря на недостатки собственного здоровья [29]. Этика общения с лицом с
17 ограниченными возможностями здоровья, по сути, начинается с наших мыс- лей о таком человеке. Ведь то, как мы думаем, сказывается на нашем обще- нии. Корректный лексикон помогает формировать позитивные отношения в коллективе, в котором учится человек с инвалидностью. Так, например, о человеке с ОВЗ, нельзя говорить «больной, калека». О человеке, использую- щем инвалидную коляску, не следует говорить «прикованный к инвалидной коляске». Если человек перенес какую-либо болезнь, травму, неэтично гово- рить, что он «страдает тем-то» или «жертва того-то», о человеке с эмоцио- нальным расстройством – «псих» и т.п. Когда мы говорим о человеке, не имеющем инвалидности, более корректно будет сказать не «здоровый или нормальный», а «обычный». Люди незрячие, слабовидящие не приемлют термин «слепой», а слабослышащие «глухой». При этом термин «инвалид» лицами с ограниченными возможностями здоровья считается приемлемым, т.к. является официальным.
На основании понятия «независимая жизнь» из философии социальной защиты и положений Декларации независимости инвалида сформулированы общие правила этикета в общении с людьми с инвалидностью, которых при- держиваются во всем мире. Приведем некоторые из них.
При общении с инвалидами любой нозологии, следует обращаться непосредственно к нему, а не к сопровождающему лицу. Необходимо ста- раться расположиться так, чтобы человеку было удобно разговаривать, например, сидящему в инвалидной коляске не надо было запрокидывать го- лову, а слабослышащий человек смог читать по губам. Разговаривая с чело- веком, испытывающим речевые трудности, стоит проявлять терпение, ждать, пока он сам закончит фразу, не торопить, не поправлять и не договаривать за него. При возникновении проблем в общении, можно спросить, не хочет ли собеседник использовать другой способ: написать, напечатать. В разговоре стараться задавать вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка.
Предлагая помощь, нужно уточнить, как именно лучше ее оказать.
Нельзя опираться на инвалидную коляску, толкать ее или катить без согласия человека, сидящего в ней, так как она является частью его личного пространства. Планируя мероприятия с участием лиц, использующих инва- лидную коляску, необходимо проверить архитектурную доступность поме- щения. При общении с людьми с гиперкинезами (непроизвольными движе- ниями тела или конечностей) следует проявить такт, терпение и не отвле- каться на непроизвольные движения собеседника.
18
При встрече со слабовидящим человеком обязательно нужно называть себя и всех, кто присутствует, не забывая пояснять, к кому вы обращаетесь в процессе разговора. Необходимо кратко описывать, где вы находитесь, пре- дупреждать о препятствиях, «опасных» для здоровья предметах. Когда кто- либо предлагает слабовидящему присесть, следует направить его руку на спинку стула или подлокотник, а не усаживать его. При знакомстве слабови- дящего студента с незнакомым предметом не следует водить его рукой по поверхности предмета, нужно дать ему возможность свободно потрогать предмет. Если для ознакомления с объектом его необходимо взять в руки, не следует тянуть кисть слабовидящего к предмету и брать его рукой этот пред- мет, лучше подать ему этот предмет или подвести к нему. Нельзя командо- вать собакой-поводырем или играть с ней.
В общении со студентами с нарушениями слуха в начале разговора необходимо привлечь его внимание: либо громко назвать его имя, либо по- ложить ему руку на плечо, если у учащегося полное отсутствие слуха. Во время разговора преподавателю необходимо смотреть на него, не загоражи- вая свое лицо – студент должен иметь возможность следить за его мимикой и артикуляцией. Если студент умеет читать по губам следует говорить ясно и медленно, использовать простые фразы и избегать несущественных слов.
Сообщения должны быть простыми, желательно использовать короткие предложения. Перед тем как давать объяснение новых профессиональных терминов, следует провести словарную работу, тщательно разбирая смысло- вое значение каждого слова.
Если есть сомнения, как правильно себя вести в той или иной ситуа- ции, всегда лучше положиться на здравый смысл, эмпатию, доброжелатель- ность и помнить о «золотом правиле нравственности», которое гласит: «от- носись к другому так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе».
Несомненно, что все эти правила хорошо известны специалистам, ра- ботающим с инвалидами. Данные знания необходимо популяризировать, до- носить до тех преподавателей вуза, которые ранее не работали с людьми с ограниченными возможностями здоровья, до студентов-одногруппников лиц с инвалидностью, чтобы образовательная среда вуза стала одинаково ком- фортной и доступной для всех субъектов образовательного процесса [16, 28].
В заключение следует отметить, что для эффективной организации процесса обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья, создания для них не только продуктивной, но и психологически комфортной