ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лекция 1.
-
Что является предметом психологии?
Предметом психологии являются: психика, ее механизмы и закономерности как специфическая форма отражения действительности, формирование психологических особенностей личности человека как сознательного субъекта деятельности.
-
Каковы основные отличительные характеристики житейского психологического знания?
Источником житейской психологии является не только собственный опыт чеоловека, но и опыт других людей. Многократно находя подтверждение в опыте большого количества людей, знания такого рода фиксируются в устном народном творчестве в виде пословиц и поговорок. Важный критерий истинности знаний житейской психологии — их правдоподобность.
Особенностями знаний в сфере житейской психологии являются конкретность и практичность, делающие эти знания очень привлекательными для использования при обучении психологии. Житейская психология всегда характеризует поведение, мысли и чувства людей в каких-то конкретных, хотя и типичных ситуациях. Порой эти знания могут достигать определенного уровня обобщенности и выражаться в пословицах
Знания в сфере житейской психологии характеризуются доступностью изложения и наглядностью, что опять же привлекает преподавателей. Ясность и простота изложения, обилие конкретных, образных примеров делает их убедительными для других людей. В пословицах это часто достигается за счет метафор: «Мелка река, да круты берега».
-
Каковы особенности научного психологического знания?
Особенности научно-психологических знаний — их обобщенность, систематичность, доказательность, опора на научные факты и понятия.
4. Перечислите основные объяснительные принципы психологии.
1. направляющая
2. регулирующая
3. активизирующая
5. Какие группы методов входят в классификацию методов психологического исследования по Б.Г. Ананьеву?
Б.Г.Ананьевым выделяются следующие группы методов:
организационные (в эту группу входят сравнительный, лонгитюдинальный, комплексный)
эмпирические (в эту группу входят обсервационные, экспериментальные, психодиагностические методы, праксиметрические и биографические методы)
обработки данных (количественные и качественные методы анализа)
интерпретационные методы (различные варианты генетического и структурного методов)
Лекция 2.
-
Какие виды ощущений выделяются согласно классификации Шеррингтона?
В зависимости от модальности анализатора различаются следующие виды ощущений: зри-тельные, слуховые, кожные, обонятельные, вкусовые, кинестетические, статические, вибрационные, органические и болевые. Ч. Шеррингтон предложил разделить все ощуще-ния на три группы в зависимости от расположения рецепторов.
К первой группе относятся ощущения, которые связаны с рецепторами, находящимися на поверхности тела: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения. Это экстерорецептивные ощущения.
Ко второй группе относятся интерорецептивные ощущения, связанные с рецептора-ми, находящимися во внутренних органах.
К третьей группе относятся кинестетические (двигательные) и статические ощущения, рецепторы которых находятся в мышцах, связках и сухожилиях — проприорецептивные ощущения.
2. Какой психический познавательный процесс делает возможным целостное отражение мира?
Восприятие делает возможным целостное отражение мира, создание интегральной картины действительности, в отличие от ощущений, отражающих отдельные качества реальности. Итог восприятия - интегральный, целостный образ окружающего мира, возникающий при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств субъекта. Восприятие связано с опознанием, с пониманием и осмысливанием предметов или явлений, с отнесением их к определенной категории.
3. Перечислите основные операции воображения.
К операциям воображения относятся:
агглютинация— создание нового образа из частей других образов.
гиперболизация— увеличение или уменьшение объекта и его частей.
схематизация— сглаживание различий между объектами и выявление их сходств.
акцентирование— подчеркивание особенностей объектов.
типизация— выделение повторяющегося и существенного в однородных явлениях.
-
Назовите основные функции внимания.
К основным функциям внимания относятся:
Обеспечение отбора поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями.
Обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном объекте или виде деятельности
Активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психических процессов.
-
Перечислите основные закономерности памяти.
Закон развития памяти в ходе тренировок и в процессе развития личности.
Закон зависимости памяти от социально-нравственных качеств личности (направленности, мотивации, сознательности, ответственности и т. п.).
Закон действия - информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше.
Закон интереса - интересное запоминается легче.
Закон осмысления - чем глубже осознается запоминаемая информация, тем лучше она запоминается.
Закон установки - установка на запоминание информации улучшает ее запоминание.
Закон ассоциативности памяти - при ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше.
Закон торможения - при изучении похожих понятий наблюдается эффект "перекрытия" старой информации новой.
Закон оптимальной длины ряда - длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти.
Закон края - лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце.
Закон незавершенного действия (Зейгарник Б.В., Левин К.) - лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д.
Закон реминисценции памяти. Заключается в отсроченном припоминании того, что первоначально (при непосредственном воспроизведении) не удавалось воспроизвести. Особенно ярко реминисценция проявляется в памяти на эмоционально окрашенные жизненные события и при работе с логически связным материалом.
Закон зависимости прочности запоминания от препятствий на пути запоминания. Смирнов А. А. установил, что прочнее запоминаются те действия, которые связаны с преодолением препятствий.
Закон забывания Эббингауза. Процесс забывания протекает неравномерно. Наиболее интенсивно забывание осуществляется в первое время после запоминания, а затем оно несколько замедляется.
Закон распределенного повторения Эббингауза. Концентрированное во времени повторение гораздо менее продуктивно, чем распределенное.
Лекция 3.
-
Какие компоненты входят в состав эмоциональных явлений?
1) эмоционально-оценочный (эмоциональное переживание);
2) экспрессивный (выразительные движения: мимика, жесты, пантомимика; голосовые реакции и др.);
3) когнитивный, в т. ч. рефлексивный компонент (анализ и понимание воспринимаемой, припоминаемой или воображаемой ситуации, что, собственно, придает эмоциональным явлениям предметную направленность; интенциональность ; ощущение и восприятие состояний организма; рефлексия разных компонентов эмоций);
4) физиологический, как центральный, так и периферический, компонент (включает разнообразные вегетативные и биохимические, в т. ч. эндокринные, изменения; активационный эффект ретикулярной формации, четко проявляющийся в ЭЭГ-сдвигах; зрачковый рефлекс , тремор и т. д.);
5) поведенческий.
-
Какие эмоции К. Изард относит к фундаментальным?
интерес-волнение;
радость;
удивление;
горе-страдание;
гнев;
отвращение;
презрение;
стыд;
вина.
Все остальные эмоциональные реакции индивидов, по мнению Изарда, являются производными и комплексными, т.е. возникают на основе нескольких фундаментальных.
-
Какие виды эмоций выделяет в своей классификации Б. Додонов?
альтруистические эмоции (желание помогать другим людям);
коммуникативные эмоции (возникающие при общении);
глорические эмоции (связанные с потребностью в самоутверждении);
праксические эмоции (связанные с успешностью деятельности);
пугнические эмоции (связанные с ситуациями опасности, с потребностью рисковать);
романтические эмоции (стремление к необычайному, новому);
гностические эмоции (возникающие в познании);
эстетические эмоции (связанные с восприятием произведений искусства);
гедонистические эмоции (связанные с потребностью в удовольствии, удобствах);
акизитивные эмоции (связанные с интересом к накоплению, коллекционированию).
-
Перечислите две основные функции воли.
Воля обеспечивает две взаимосвязанные функции – побудительную (активизирующую) – это сознательное направление умственных и физических усилий на преодоление трудностей и достижение целей; и тормозную – это сдерживание нежелательного проявления активности (отказ от чего-либо).
-
Что является специфичным для волевого поведения?
Одной из индивидуально-типологических особенностей состояния решительности является быстрое, но необоснованное, импульсивное принятие решения. Это объясняется стремлением некоторых людей побыстрее избавиться от напряженного состояния борьбы мотивов. Под внешней решительностью здесь скрывается недостаточность волевой регуляции деятельности. Подлинная решительность требует относительно быстрого принятия твердого решения на основе учета преимущества и недостатков всех альтернативных решений.
Однако, несмотря на субъективные различия, в состоянии решительности имеются и объективные факторы, влияющие на процесс принятия решения. К этим факторам относятся дефицит времени, значимость действия, в пользу которого принимается решение, тип высшей нервной деятельности человека, особенности взаимодействия сигнальных систем. Так, при недостаточной регуляции первой сигнальной системы со стороны второй
сигнальной системы человек проявляет суетливость, хаотичность реакций. При недостаточной связи второй сигнальной системы с первой — излишнюю "теоретизацию", затянутость принятия решения.
Лекция 4.
1. Какое объяснение классическим типам темперамента дал Павлов?
сангвиник - сильный, уравновешенный, подвижный тип высшей нервной деятельности;
холерик — сильный, неуравновешенный, подвижный тип высшей нервной деятельности;
флегматик — сильный, уравновешенный, инертный тип высшей нервной деятельности;
меланхолик - слабый, неуравновешенный, инертный тип высшей нервной деятельности.
2. Что такое талант?
Талант - такой уровень развития способностей, который предполагает исключительное мастерство и вместе с тем оригинальное, творческое решение задач в определенной области, т.е. талантливым считается человек, овладевший всеми секретами профессии (репродуктивный уровень) и вместе с тем способный не просто к исключительно успешному усвоению знаний и навыков, но и предлагающий новые, нестандартные приемы использования их (творческий уровень).
3. Какие особенности людей с высоким эмоциональным интеллектом выделил Рувен Бар-Он?
Самоуважение - способность признавать свои сильные и слабые стороны и быть хо-рошего мнения о себе, несмотря на слабости;
Самоанализ — способность осознавать свои чувства и действия;
Ассертивность — способность открыто выражать свои мысли и чувства, быть твердым и защищать свою точку зрения;
Независимость — способность направлять и контролировать себя, стоять на своих ногах;
Самореализация — способность реализовать свой потенциал и быть удовлетворенным своими достижениями на работе и в личной жизни;
Эмпатия — это способность понимать, что другие люди могут чувствовать и думать;
Социальная ответственность — это способность сотрудничать с другими людьми и быть полезным членом своей социальной группы;
Межличностная компетентность — это умение завязывать и поддерживать отношения, которые взаимно благотворны и отмечены способностью к компромиссам и чувству социальной близости;
Адаптивность - способность быть гибким и реалистичным и решать ряд проблем по мере их возникновения.
Адекватная оценка действительности — способность видеть вещи такими, какими они на самом деле являются;