ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Гибкость — способность согласовывать свои чувства, мысли и действия с изменяющимся условиями;
Умение решать проблемы — способность определить проблему и затем перейти к созданию и выполнению эффективного, подходящего решения;
Управление стрессом - умение справляться со стрессами, оставаться спокойным и сосредоточенным, конструктивно противостоять неблагоприятным событиям и противоречивым эмоциям, не сдаваясь;
Контроль над импульсами — способность сопротивляться искушению или отложить порыв к немедленному действию;
Оптимизм — это способность поддерживать реалистичную положительную установку, особенно при неблагоприятных обстоятельствах;
Счастье - способность быть довольным жизнью.
4. Каковы критерии креативности по Торренсу?
Беглость - способность продуцировать большое количество идей;
Гибкость - способность применять разнообразные стратегии при решении проблем;
Оригинальность - способность продуцировать необычные, нестандартные идеи;
Разработанность - способность детально разрабатывать возникшие идеи.
Сопротивление замыканию - это способность не следовать стереотипам и длитель-ное время «оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при реше-нии проблем.
Абстрактность названия — это понимание сути проблемы того, что действительно существенно (процесс называния отражает способность к трансформации образной инфор-мации в словесную форму).
5. Охарактеризуйте основные виды направленности личности.
Выделяют три основных вида направленности личности: личная, направленность на взаимные действия и деловая.
Личная направленность - создается преобладанием мотивов собственного благополу-чия, стремлением к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего бывает занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребности окружа-ющих его людей: игнорирует интересы сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других сотрудников.
Направленность на взаимные действия — имеет место тогда, когда поступки челове-ка определяется потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе, учебе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, хотя может и не способствовать успешному выполнению задания, нередко его действия даже затрудняют выполнение групповой задачи и его фактическая помощь может быть минималь-ной.
Люди с направленностью на взаимные действия:
избегают прямого решения проблемы;
уступают давлению группы;
не высказывают оригинальных идей и не легко понять, что такой человек хочет вы-разить;
не принимают на себя руководство, когда речь идет о выборе задач.
Деловая направленность - отражает преобладание мотивов порождаемых самой де-ятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми навыками и умениями. Обычно такой человек стремится к сотрудниче-ству и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи. Люди с деловой направленностью: помогают отдельным членам группы выражать свои мысли, поддерживают группу, чтобы она достигла поставленной цели, легко и доступно излагают свои мысли и со-ображения, берут в свои руки руководство, когда речь идет о выборе задачи, не уклоняются от непосредственного решения проблемы.
Лекция 5.
-
В чем заключаются положительные и отрицательные стороны теории развития психики как обучения?
Положительной стороной этой теории является как признание решающей роли воздействия среды в психологическом развитии, так и тот факт, что она впервые попыталась подойти к развитию не как к спонтанно протекающему процессу, а как к процессу, складывающему под влиянием воздействия среды. Она впервые попыталась изучить условно – рефлекторный механизм психологического развития, и именно этой теории мы обязаны тщательным прослеживанием путей формирования навыков и отказов от агностических представлений сторонников теории созревания, которые описывали спонтанные процессы развития, но отказывались понимать их механизмы.
Однако, эта теория имеет существенные отрицательные стороны. Отрицательной стороной этой теории является то, что она упускает тот важнейший факт, что развитие психологических процессов всегда связано с появлением качественных новообразований. Она монотонно и однородно представляет процесс развития как процесс приобретения новых ассоциаций, расширение знаний и совершенно игнорирует тот факт, что в процессе психологического развития появляются новые, не имеющие места ранее функциональные системы, образующие качественное отличие одного возраста от другого.
-
В чем различие условно – рефлекторного поведения младенцев и животных?
Младенец – это существо, которое обладает лишь инстинктивными, то есть непосредственно заложенными программами поведения. Ребенок дошкольного возраста начинает обладать индивидуально – изменчивым поведением, а к школьному возрасту возникает интеллектуальное поведение. Наиболее крайние сторонники такого взгляда на психологическое развитие как созревание, полностью разделяли «биогенетический закон» и считали, что ребенок в своем психологическом развитии повторяет в краткой форме не только стадии биологического развития животных, но и стадии развития человечества. Утверждалось, что ребенок раннего возраста переживает этап, аналогичный этапу «собирания», когда первобытный человек не имел еще земледелия и даже охоты, а просто собирал травы. Затем ребенок переходит к следующему этапу, который характеризуется «драчливостью» и на котором воспроизводятся охотничьи инстинкты, характерные для следующего периода исторического развития человека. Только после этого ребенок переходит к планомерной работе, которая может быть поставлена в аналогию с натуральным хозяйством, земледелием и с промышленностью.
-
С точки зрения деятельностного подхода ребенок осваивает слова не как символы предметов, а как действия. Что это значит?
Со второго полугодия на этом фоне начинает формироваться понимание речи., Понимание речи возникает сначала не из опыта взаимодействия с предметами, а как форма взаимодействия со взрослыми. Значение слова осваивается как подкрепляемая реакция на речевое воздействие взрослого. Слово выступает не как символ предмета, а как регулятор действий р-бенка — сначала направления его восприятия, а затем его практических действий.
Слова вплетаются для ребенка в реальность как сигналы определенных действий по отношению к предметам, т.е. как регуляторы поведения. Предметы же выступают, дифференцируются не как значения слов, а как объекты этого поведения.
Таким образом, слово с самого начала противостоит предметам не как знак обозначаемому, а как действие субъекта — объекту этого действия. В нем реализуется предметное отношение к миру
Слова, таким образом, выступают как средство освоения субъектом предметной реальности и вместе — средство освоения им себя как личности.
Эти потенциальные возможности слова реализуются после года, когда ребенок начинает активно овладевать речевой деятельностью.
Само освоение этой деятельности опирается на какие-то врожденные предпосылки, которые реализуются в соответствующий критический период (с 1—3 года) с помощью подражания и научения.
Способность самому издавать звуки, носящие характер слов, дает ребенку новое средство воздействия на окружающий мир. В ответ на слово ребенок получает желаемое. Он не учит язык по словарям, а осваивает его, как действие. Слова осваиваются только, когда они включаются в деятельность ребенка, становятся средством выполнения его желаний. Их значение связано с соответствующей ситуацией. Вернее, эта ситуация и составляет их значение.
-
В чем заключается принципиальное различие развития психики в филогенезе и онтогенезе?
Филогенез и онтогенез принципиально различаются. В филогенезе единственное че-ловеческое, что имелось в условиях существования антропоида, был труд. На его-то основе трудно и постепенно формировалась человеческая функция психики — сознание.
В онтогенезе — все условия жизни ребенка, все, что он видит, слышит, трогает, делает — человеческое. Вся практика, которую отражает психика ребенка и в которой она формиру-ется — это человеческая практика. Всей своей совокупностью она формирует у ребенка чело-веческий способ отражения действительности — сознание. Так, когда-то включение прачело-века в труд породило сознание. Сознание затем, в свою очередь, породило человеческие виды деятельности, отношения, продукты труда, мотивации. Ныне включение человеческого дете-ныша во все эти виды человеческой деятельности, отношений, употребления продуктов пред-определяет возникновение и развитие у него сознания, и соответственно — включение его за-тем в труд и социальные отношения людей.
Так, диалектически причина порождает следствие, а следствие, становясь, в свою оче-редь, причиной, развертывает спираль развития человеческого духа.
Лекция 6.
-
Назовите ведущую деятельность и новообразования младшего школьного возраста.
Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуется интеллект, личность, социальные отношения. Ведущая роль учебной деятельности в этом процессе не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности (игра, элементы трудовой деятельности, занятия спортом, искусством), в ходе которых совершенствуется и закрепляются новые достижения ребенка.
Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Образное мышление все меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности. В конце младшего школьного возраста проявляются индивидуальные различия: среди детей психологами выделяются группы "теоретиков" или "мыслителей", которые легко решают учебные задачи в словесном плане, "практиков", которым нужна опора на наглядность и практические действия, и "художников" с ярким образным мышлением. У детей в связи с развитием функции мышления к концу младшего школьного возраста развивается способность к анализу (это проявляется, прежде всего, в анализе условий решаемых задач), специфическая рефлексия (в том числе и в межличностных отношениях, способность удерживать задачу и решать ее во внутреннем плане.
Лекция 7.
-
Назовите ведущую деятельность и перечислите новообразования подросткового возраста.
Новообразованиями данного возраста являются: чувство взрослости; развитие самосознания, формирование идеала личности; склонность к рефлексии; интерес к противоположному полу, половое созревание; повышенная возбудимость, частая смена настроения; особое развитие волевых качеств; потребность в самоутверждении и самосовершенствовании, в деятельности, имеющей личностный смысл; самоопределение.
Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение со сверстниками. Общаясь, подростки осваивают нормы социального поведения, морали, устанавливают отношения равенства и уважения друг к другу.
В этом возрасте складываются две системы взаимоотношений: одна – со взрослыми, другая – со сверстниками. Отношения со взрослыми оказываются неравноправными.
Лекция 8.
-
Назовите ведущую деятельность и перечислите новообразования юношеского возраста.
Ведущая деятельность в юношеском возрасте.В психологических периодизациях Д.Б. Эльконина и А.Н. Леонтьева ведущей деятельностью в юности признается учебно-профессиональная деятельность. Несмотря на то что во многих случаях юноша продолжает оставаться школьником, учебная деятельность в старших классах должна приобрести новую направленность и новое содержание, ориентированное на будущее. Речь может идти об избирательном отношении к некоторым учебным предметам, связанным с планируемой профессиональной деятельностью и необходимым для поступления в вуз.В других случаях юноши и девушки еще более приближаются к производственной сфере: продолжают образование в ПТУ, техникумах, колледжах, технических лицеях или начинают собственную трудовую жизнь, совмещая работу с учением в вечерних школах. По мнению Д.И. Фельдштейна, в юношеском возрасте характер развития определяют труд и учение как основные виды деятельности.