Файл: место органов прокуратуры в системе органов государственной власти.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
3. надзор за исполнением законов судебными приставами;
4. надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
5. уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской
Федерации;
6. координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с
преступностью;
7. возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.
Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности. Генеральная прокуратура Российской Федерации выпускает специальные издания.
Федеральный закон "О прокуратуре в РФ" представляет собой комплексный нормативно-правовой акт. Он определяет место прокуратуры в системе органов государственной власти, устанавливает принципы ее организации и деятельности, определяет основные направления деятельности прокуратуры и определяет основные направления прокурорского надзора. В рамках каждой отрасли надзора закон определяет предмет, задачи надзора, устанавливает полномочия прокурора, а также определяет средства прокурорского реагирования.4 Закон подробнейшим образом регламентирует систему органов прокуратуры, порядок назначения на должности прокуроров разных уровней и устанавливает основные правила прохождения службы в органах прокуратуры.
Стоит сказать, что деятельность прокуратуры в РФ определяется не только вышеуказанным законом, но и иными федеральными законами. Например, процессуальные полномочия прокурора регулируются УПК РФ, ГПК РФ, КАС РФ и другим отраслевым законодательством. Надзорные полномочия прокурора раскрываются в Законе «Об оперативно-розыскной деятельности в РФ", ФЗ "О полиции», ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и других федеральных законах».
Отдельные вопросы, касающиеся прокуратуры, регулируются:
а) указами Президента РФ (например, Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденное Указом Президента РФ от 18.04.1996 № 567);
б) постановлениями Правительства РФ (например, постановление от 25.03.1996 № 352 "Об утверждении норм выдачи и описания знаков различия и форменного обмундирования прокуроров, следователей, научных и педагогических работников, имеющих классные чипы").
Составной частью правовой основы организации и деятельности прокуратуры как субъекта международно-правовых отношений являются международные и межгосударственные конвенции, договоры и соглашения. Например, Европейская конвенция о взаимной правовой помощи (19.19 г.); Минская конвенция и правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (1993 г.); Европейская конвенция о выдаче (1957 г.).
Особое значение в регулировании деятельности прокуратуры имею приказы и указания Генерального прокурора РФ, регулирующими вопросы организации работы прокуратуры, связанные с выполнением отдельных направлений деятельности. В их числе, например, приказы от 02.06.2011 № 162 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия", от 16.01.2012 № 7 "Об организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности".
В ряде случаев при рассмотрении вопросов об организации и деятельности прокуратуры необходимо учитывать акты органов судебной власти. В их числе: постановления Конституционного Суда РФ о конституционности отдельных положений Закона о прокуратуре (например, постановления от 18.02.2000 № 3-П; от 11.04.2000 № 6-П; от 17.07.2002 № 13П; от 18.07.2003 № 13-П); руководящие разъяснения Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам, связанным с деятельностью прокуратуры (например, постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.01.2003 № 2 "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации").
Для прокуратуры РФ характерна своя система, которая представляет собой совокупность органов и учреждений прокуратуры, действующих на территории РФ. Система прокуратуры установлена на конституционном уровне в ст. 129 Конституции РФ и раскрыта в ФЗ "О прокуратуре РФ" в разделе втором. Следует отметить, что система прокуратуры представляет собой самостоятельную иерархически построенную систему органов и учреждений, не входящих ни в одну из ветвей органов государственной власти. Система прокуратуры построена на единых принципах, установленных законом, законности, независимости, единства и централизации с подчинением нижестоящих прокуратур вышестоящим.
5 Прокуратура РФ организована с учетом особенностей федеративного устройства РФ и административнотерриториального деления.
В соответствии со ст. 11 закона прокуратура имеет трехзвенную систему. Систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные организации, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.
Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуратуры, научные и образовательные организации имеют в оперативном управлении объекты социально-бытового и хозяйственного назначения.
Образование, реорганизация и ликвидация органов и организаций прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором Российской Федерации.
Генеральная прокуратура РФ является высшим звеном в системе прокуратуры, а генеральный прокурор РФ возглавляет ее, он осуществляет руководство всеми нижестоящими прокуратурами. и осуществляет контроль за их деятельностью.
Структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации составляют главные управления, управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Начальники главных управлений, управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений - помощниками Генерального прокурора Российской Федерации.
В Генеральной прокуратуре Российской Федерации образуется коллегия в составе Генерального прокурора Российской Федерации (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором Российской Федерации.
Генеральный прокурор Российской Федерации имеет советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений; помощников и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений. Первый заместитель и заместители Генерального прокурора Российской Федерации имеют помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.
В Генеральной прокуратуре Российской Федерации образуется на правах структурного подразделения Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора Российской Федерации - Главным военным прокурором.
В Генеральной прокуратуре Российской Федерации действует научноконсультативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры.
Вторым звеном в системе прокуратуры РФ являются прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры. Структура прокуратур субъектов РФ в целом аналогична структуре Генеральной прокуратуры РФ, что является выражением принципа единства в системе прокуратуры РФ.
В прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах образуются управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Начальники управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений - помощниками прокуроров субъектов Российской Федерации.
В прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах образуются коллегии в составе прокурора субъекта Российской Федерации (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности) и других прокурорских работников, назначаемых прокурором субъекта Российской Федерации.
В указанных прокуратурах устанавливаются должности старших помощников и помощников прокурора, старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов. Прокуроры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры могут иметь помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.
Третье звено в системе прокуратуры РФ представлено прокуратурами городов и районов и приравненными к ним военными и иными специализированными прокуратурами. В структуре прокуратур городов и районов также выделяют отделы и управления. Прокуратуры городов и районов, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры. В указанных прокуратурах устанавливаются должности первого заместителя и заместителей прокуроров, начальников отделов, старших помощников и помощников прокуроров.
Кроме того, в соответствие с Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. N 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» в системе прокуратуры образованы также прокуратуры федеральных округов. По объему полномочий прокуратура федерального округа приравнивается к прокуратуре субъекта РФ. При этом они имеет дополнительные административные полномочия по отношению к прокуратуре субъекта РФ и возглавляется одним из заместителей Генерального Прокурора РФ. Также на уровне прокуратур субъектов РФ, а также прокуратур городов и районов образуются военные и иные специализированные прокуратуры.
Таким образом, прокуратура РФ представляет собой самостоятельную единую централизованную систему органов и учреждений, не входящих ни в одну из ветвей государственной власти и реализующих собственные надзорные полномочия.
1.3 Место прокуратуры в системе органов государственной власти РФ
Вопрос о месте прокуратуры в системе разделения властей является одним из ключевых с точки зрения определения роли прокуратуры в механизме правового регулирования. Стоит отметить, что Конституция РФ не определила к какой именно ветви власти относится прокуратура. Положения, касающиеся прокуратуры включены в главу 7 Конституции РФ, которая так и называется "Судебная власть и прокуратура". Исходя из этого некоторые полагают, что тем самым законодатель отнес прокуратуру к судебной власти. Однако это не так. Уже из самого названия главы седьмой видно, что законодатель отделяет прокуратуру от судебной власти.
Нужно сказать, что ранее до 2014г. глава 7 Конституции РФ носила иное наименование - "Судебная власть". Это обстоятельство как раз и давало некоторым ученым основание считать прокуратуру органом судебной власти. Однако Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации"наименование главы 7 было изменено и приведено в современное состояние "Судебная власть и прокуратура". Этим изменением законодатель еще раз указал на самостоятельность прокуратуры в РФ и подчеркнул невозможность ее включения в состав судебной власти.
Если обратиться к рассмотрению полномочий прокуратуры и сравнить их с полномочиями судебных органов власти, то можно вновь убедиться в невозможности отнесения прокуратуры к судебной власти. Так основная функция судебной власти - это осуществление правосудия. Прокуратура же функции правосудия не осуществляет. Прокурор выступает в суде лишь в качестве одной из сторон спора.