ВУЗ: Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского
Категория: Книга
Дисциплина: Медицина
Добавлен: 09.02.2019
Просмотров: 24604
Скачиваний: 28
время используется редко в связи с появлением приемов компьютеризиро-
ванной рентгеновской томографии); ангиография — краниография с введе-
нием контрастных веществ (последний метод позволяет диагностировать не
только сосудистые заболевания, но и локальные органические поражения,
например, опухоли и др.). В современной психиатрии все большее значение
приобретают различные методы КТ (рентгеновская, магнитно-резонансная
и др.). Они позволяют регистрировать соответствующие изменения на се-
рийных срезах мозга, проводимых в разных плоскостях.
Все приведенные методы были подробно охарактеризованы в главе 5.
Однако, несмотря на огромные достижения в области инструменталь-
ных методов прижизненного исследования мозга и их несомненные досто-
инства, они не имеют самостоятельного диагностического значения в пси-
хиатрии (за исключением выявления локально очерченных патологических
процессов) и должны использоваться в комплексе со всеми другими при-
емами диагностики и прежде всего наряду с тщательным психопатологичес-
ким анализом клинической картины заболевания и его течения.
Говоря об особенностях обследования психически больного, мы под-
черкивали важность распознавания индивидуальных черт заболевания. Од-
нако при толковании и сопоставлении результатов всех клинических и
лабораторных исследований необходимо всегда помнить, что болезнь, раз-
виваясь у каждого больного по-особому, всегда имеет типичные черты, т.е.
обладает присущим ей как самостоятельной нозологической единице сте-
реотипом проявления и развития. При обследовании больного врач прежде
всего стремится проникнуть сквозь индивидуальное к этим общим законо-
мерностям и, обнаружив их, возвращается вновь к их конкретному выраже-
нию у данного больного. Этот путь исследования приводит в конечном итоге
к постановке диагноза.
МЕТОДЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ ДИАГНОЗА
И КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ
ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫХ
Сложность исследуемых в психиатрии феноменов и специфика клиничес-
кого метода, когда и регистрация, и квалификация расстройств определя-
ются в основном субъективным опытом и концепциями клинициста, пред-
ставляют большие трудности на пути создания объективизированной систе-
мы изложения психиатрических данных. Эти трудности возрастают еще и в
связи с неизбежным разнообразием взглядов на природу и качественные
характеристики не только целостных нозологических единиц, но и на по-
нятия отдельных симптомов вплоть до сложности разграничения в некото-
рых случаях психического здоровья и нездоровья.
Создатели некоторых наиболее распространенных психиатрических
шкал R.L.Spitzer и J.Endicott (1975) полагают, что прообразом их можно
считать предпринятые еще в
столетии попытки F.Galton оценить реак-
ции человека на свет и звук. В дальнейшем оценочные (рейтинговые) шкалы
стали использоваться в области образования и при подборе персонала. По
мнению указанных авторов, первичной психиатрической шкалой можно
считать формализованную запись дневного поведения больных в палате,
которая была принята в госпитале Джона Гопкинса в 20-х годах в форме
специальной карты (Phipps psychiatric clinic behaviour chart).
234
После появления в психиатрии методов активной терапии в 30-х годах
и особенно психофармакологических средств в 50-х годах, а в дальнейшем
в связи с быстрым развитием международных контактов психиатров возник-
ла необходимость в стандартизации диагностики и точной оценке психопа-
тологии в динамике. Стали разрабатываться многочисленные поведенчес-
кие, психологические и психиатрические шкалы, опросники и другие "ин-
струменты" для стандартизации и количественной оценки психопатологи-
ческих явлений и других видов наблюдающихся у больных расстройств
(например, побочных явлений терапии, включая соматические и невроло-
гические осложнения).
Потребность создания объективизированной системы изложения и
оценки клинических данных стала особенно актуальной при внедрении в
клиническую психиатрию методов математического анализа, которые позво-
ляют обнаружить внешне скрытые связи и зависимости внутри групп при-
знаков, статистические закомерности в популяционных исследованиях, вы-
явить наиболее значимые особенности патологического процесса.
Математическая обработка, однако, требует создания прежде всего аде-
кватного "инструмента" регистрации, оптимально характеризующего состо-
яние больного. Таким "инструментом" является набор признаков, который
должен соответствовать ряду требований, например таких, как максимальная
информативность (т.е. признаки должны относиться к определенному забо-
леванию и адекватно характеризовать его), максимальная надежность (т.е.
признаки должны обнаруживаться преимущественно при данной болезнен-
ной картине), достаточная различительная способность (т.е. признаки долж-
ны помогать дифференцировать данное искомое заболевание от ряда других
состояний), а также доступность и краткость в измерении при достаточно
дифференцированных количественных градациях (т.е. каждый признак дол-
жен быть квантифицирован).
Наиболее распространенным и практически удобным методом стандар-
тизации в психиатрии явился метод создания так называемых оценочных
шкал (рейтинговых шкал, или шкал суждения). Подобная шкала представ-
ляет собой ряд характеристик (симптомов или признаков), которые охваты-
вают определенный диапазон психопатологических явлений. Каждая харак-
теристика в шкале имеет несколько градаций, выраженных в описательных
терминах (глоссариях) и/или в баллах, отражающих количественные пара-
метры признака. Принципиальным аспектом создания оценочных шкал
является определение задач, которые могут быть разрешены при их помощи.
Цели применения таких шкал: 1) классификация вариантов состояний или
синдромов внутри группы расстройств; при этом исходная группа может
быть диагностически определенной или смешанной (в последнем случае
ставится цель диагностической дифференцировки); 2) выявление корреля-
ций с биологическими и генетическими показателями; 3) выявление дина-
мики психических расстройств в связи с различными терапевтическими
воздействиями; 4) определение прогностически значимых показателей.
К настоящему времени в мире разработано и используется большое
число шкал, опросников, карт, перечней признаков, предназначенных для
оценки психического состояния больного врачом, средним медицинским
персоналом, самим пациентом (анкеты самооценки) или лицами из ближай-
шего окружения больного. Некоторые из них получили международное
признание в результате их проверки на сопоставимость, надежность и вос-
производимость и используются в основном при коллаборативных, мульти-
центровых исследованиях. Иные имеют сугубо локальное значение и при-
235
меняются только в тех исследовательских коллективах, в которых они раз-
рабатывались для проведения конкретных научных программ.
В настоящее время условно можно выделить: 1) шкалы широкого диа-
пазона с охватом признаков многих состояний, применяемых в диагности-
ческих целях; 2) шкалы для оценки отдельных синдромов, групп рас-
стройств. Они оперируют большим набором признаков, целенаправленно
ограниченных одним или несколькими симптомами, синдромами, состоя-
ниями или даже нозологией. Это наиболее распространенный тип шкал.
В зависимости от содержания набора признаков выделяют шкалы для оцен-
ки аффективных расстройств, психотических состояний, отдельных синдро-
мов (например, тревоги, депрессии), отдельных нозологических форм (ши-
зофрении, неврозов,
и др.); 3) стандартизованные системы
описания истории болезни, которые представляют собой совокупность шкал
и опросников по оценке анамнеза, статуса, динамики социальных и про-
фессиональных показателей.
В связи с разнообразием психиатрических шкал единой их группировки,
тем более систематики, не существует. Более того, с одной стороны, такие
шкалы почти сливаются с некоторыми психологическими шкалами, а с
другой — с социологическими опросниками. Сходство психиатрических и
психологических шкал может быть продемонстрировано таким широко и
относительно давно используемым методом, как тест Векслера для оценки
развития интеллекта у детей и взрослых [Wechsler D., 1949, 1958] и недавно
созданной нейропсихологической шкалой количественной оценки степени
выраженности составляющих психической деятельности для выявления мяг-
кой деменции, разработанной в Научном центре психического здоровья
РАМН И.Ф.Рощиной (1993, 1998). В этом же смысле может быть упомянут
и
опросник MMPI (Minnesota Multiphasic Per-
sonality Inventory), широко используемый в психиатрии, особенно в области
пограничной психиатрии. Близость же психиатрических шкал к соответст-
вующим социологическим "инструментам" достаточно четко выступает в
шкале ВОЗ (WHO Quality life scale), предназначенной для оценки качества
жизни психически больных.
Трудности группировки использующихся в психиатрии шкал связаны
также с различными обозначениями подчас одних и тех же или сходных
"инструментов" (диагностические, поведенческие, психометрические, функ-
циональные и т.п.) различными исследователями и, кроме того, их объек-
тивным подобием, ибо некоторые шкалы могут иметь различную направ-
ленность: например, на оценку выраженности отдельных психопатологичес-
ких феноменов и диагностику статуса или болезни в целом (это будет видно
при описании отдельных шкал и методик).
С учетом вышеизложенного мы приводим деление методов стандарти-
зации и количественных психиатрических "инструментов" на 2 большие
группы — диагностические и психометрические (оценочные, или рейтинго-
вые) с дополнительным подразделением последних по их направленности
(либо на оценку психического статуса в целом, либо на оценку выражен-
ности — глубины, тяжести отдельных психических расстройств, побочных
явлений терапии и др.).
Есть некоторые особенности использования наборов шкал и тестов в
детской и гериатрической психиатрии, о которых будет сказано в конце
данного раздела. Часть психологических тестов, используемых в психиатрии,
приведена в разделе "Психологические исследования".
236
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ШКАЛЫ
Такие шкалы обычно оперируют стандартными категориями и чаще приме-
няются для формирования гомогенных выборок больных в соответствии с
условными критериями отбора клинического материала.
Среди диагностических шкал в психиатрии наиболее распространены
RDC для диагностики шизофрении и аффективных психозов, Ньюкастлские
шкалы I и II — для разграничения эндогенных и неэндогенных депрессий,
шкала Карпентера — для диагностирования шизофрении.
В качестве диагностического "инструмента" функциональных психических рас-
стройств (болезней) группой исследователей Национального института психического
здоровья США [Spitzer R, Endicott J., Robins E., 1978] предложены Исследователь-
ские диагностические критерии (Research diagnostic Criteria — RDC). Это постоянный
набор критериев, который используется для описания и создания выборки больных
с функциональными психическими заболеваниями. С помощью RDC предполагает-
ся выделение клинически относительно гомогенных групп больных, состояние ко-
торых соответствует специфическим диагностическим критериям, изложенным в
американском диагностическом и статистическом руководстве по психическим рас-
стройствам DSM-III. Соответствующие диагнозы в RDC оцениваются как "нет",
"возможно" и "определенно" (1, 2, 3) в соответствии с наличием (или отсутствием)
определенных признаков. Специфические критерии в RDC приведены для симпто-
мов, типов течения, длительности болезни. Симптомы также оцениваются по уровню
тяжести и имеют диагностическое значение только в пределах определенного про-
межутка времени — активного эпизода, ремиссии. С помощью критериев RDC
можно производить одновременную оценку состояния больных на основе диагноза
как одного эпизода заболевания, так и на основе лонгитудинального диагноза без
каких-либо ограничений, т.е. использовать комбинированную информацию о симп-
томатологии и течении болезни. Так, в оценку периода болезни входят психопато-
логические симптомы, их длительность, наличие определяющих болезнь аффектив-
ных синдромов, подтип течения (острый, хронический) с временными характерис-
тиками и тип течения с феноменологической картиной (синдромальные типы).
Следует отметить, что RDC в целом весьма сложна для ее оперативного использо-
вания, поэтому применяется со строго научными целями, базируется на методах
математико-статистической обработки и корреляционного анализа.
Диагностическая шкала для аффективных расстройств и шизофрении (The Sched-
ule for Affective Disorders and Schizophrenia — SADS) составляет основу RDC. Она
имеет два варианта. Один из них предназначен для описания настоящего и предше-
ствующих эпизодов болезни (SADS), другой — для диагностики на основе анамнес-
тических данных
Кроме того, авторы предложили в качестве диагности-
ческого "инструмента" измененную версию — SADS-C. Она представляет собой
укороченную версию SADS, содержит 45 признаков и включает шкалу оценки
депрессий Гамильтона (см. с. 241), а также шкалу GAS для общей оценки тяжести
психических расстройств. SADS-C используют при оценке эффективности лечения.
Она достаточно проста в работе и включает 7
(факторов): для депрессии
(16 признаков), эндогенных черт (10 признаков), мании (5 признаков), тревоги (3
признака), галлюцинаций и бредовых расстройств (10 признаков), смешанной пато-
логии (8 признаков) и шкалу Гамильтона (17 признаков). Каждый из признаков
может использоваться более чем в одном факторе.
Диагностическая
шкала депрессий (Newcastle diagnostic depression
scale) была разработана
с соавт. для дифференциации эндогенной и неэн-
догенной (невротической, реактивной) депрессий. Представлена в двух модифика-
циях,
и
(1971). Помимо симптомов собственно депрессии (безрадост-
ность, тревога, идеи осуждения, вины, нигилистический бред, психомоторная затор-
моженность, суточное изменение самочувствия), шкалы из Ньюкастла включают
признаки нарушения сна (раннее пробуждение), снижения массы тела, степень
237
адекватности личностного реагирования, механизмы возникновения депрессии (аде-
кватность психогении, "реактивность" депрессии), а также анамнестические данные
(длительность и постоянство депрессии, внезапность начала, наличие предшествую-
щих эпизодов депрессии). Из каждых 10 признаков в обоих вариантах шкалы
совпадают только 4 — тревога, нигилистический
психомоторное торможение и
неадекватность психогении. Каждый из признаков ранжирован по степени выражен-
ности в градациях от 0 до 2, а каждой градации соответствуют приведенные тут же
(в отдельном столбике) их разные числовые оценки (разный вес), представленные
со знаком + или —. Числовые оценки даже для совпадающих признаков в модифи-
кациях
и
различны. По сумме числовых оценок и проводится диагностика
депрессии. В результате
диагностический счет для эндогенной депрессии
составляет >+6, для диагностически сомнительной депрессии — +5,5, для неэндо-
генной — <+5. По модификации
этот диагностический счет равен соответст-
венно
от —19 до —12,
Приведенные шкалы используют для выделения гомогенных групп больных
согласно диагностическим критериям отбора пациентов для исследования, а также
для оценки тяжести состояния при проведении психофармакологических и клини-
ко-биологических исследований депрессий.
На основе признаков шкал
и
построена шкала депрессий ВОЗ (WHO
depression scale), рекомендованная для проведения поисковых исследований и диа-
гностической оценки состояния больных [Sartorius N., 1978]. Она состоит из 17
признаков (в нее введен дополнительный признак "ипохондрический бред и/или
бред преследования") и применяется по тому же принципу, что и шкалы из Нью-
кастла.
Для описания и оценки депрессивных состояний ВОЗ была разработана карта
стандартизованной оценки пациентов с депрессивными расстройствами (Schedule for a
standardised Assessment of Patients with depressive disorders — SADD). Она содержит 4
раздела: общие сведения о больном (идентификация больного) (раздел 1); сведения
о лечении предшествующего эпизода болезни (раздел 3); диагноз по МКБ и оценка
тяжести состояния больного (раздел 4). Основным в карте является раздел 2, кото-
рый содержит перечень 40 симптомов депрессии и 17 анамнестических признаков,
которые оцениваются по их наличию: "да", "нет", "неизвестно". Карта снабжена
вопросником и в большей мере предназначена для регистрации симптомов заболе-
вания (депрессии) и его стандартизованного описания, чем для оценки тяжести
входящих в него расстройств. Поэтому она более адекватна для определения соот-
ветствия больного критериям включения (или исключения) в исследование и для
формирования гомогенных групп больных при анализе результатов
гических и
исследований депрессий.
К числу диагностических шкал относится также шкала Карпентера для диагнос-
тики шизофрении, но поскольку в основе ее лежит шкала оценки психического
статуса (Present state examination), то она приводится в разделе оценочных шкал.
ОЦЕНОЧНЫЕ (РЕЙТИНГОВЫЕ) ШКАЛЫ
Эти шкалы предназначены для сравнительной оценки тяжести психопато-
логических признаков в динамике (например, в процессе психофармакоте-
рапии) в тех случаях, когда клинический диагноз заболевания (или данного
психического состояния) уже установлен. При использовании таких шкал
необходимо соблюдение следующих условий: 1) материал исследования дол-
жен быть клинически гомогенным; 2) должна быть обеспечена надежность
шкал при оценке одним или разными исследователями как разных, так и
одних и тех же случаев; 3) необходима воспроизводимость шкал в разных
популяциях.
При оценке степени тяжести отдельных симптомов и статуса больного
238