Файл: Спирт этиловый, водочные изделия, особенности технологии, ассортимент, экспертиза, хранение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 114

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Алкогольная продукция, находящаяся в обороте на территории Российской Федерации, в том числе импортируемая из-за рубежа, была промаркирована акцизными марками. Акцизные марки на ввозимую из-за рубежа алкогольную продукцию должны быть нанесены до момента ввоза товара на таможенную территорию ЕАЭС. То есть импортеру необходимо приобрести их заранее (за 3 месяца до начала поставок товара на территорию РФ). Затем доставить их производителю, чтобы тот смог нанести акцизные марки на готовую продукцию. Акцизные марки на алкогольную продукцию приобретаются на акцизной таможне и являются бланками строгой отчетности. Марки выдаются импортеру на основании заявления и внешнеторгового контракта. Заявление должно поступить в акцизный таможенный орган за 3 месяца до начала поставок товара. Количество запрашиваемых в заявлении акцизных марок должно соответствовать количеству единиц товара (бутылок, или иной потребительской тары), указанному во внешнеторговом контракте.

Декларирование алкогольной продукции осуществляется путем подачи электронной таможенной декларации (ЭД2). Электронная таможенная декларация подается в таможенный орган с помощью специального лицензированного программного обеспечения по защищенным каналам связи. Достоверность заявленных данных декларант заверяет электронной цифровой подписью (ЭЦП). Участники ВЭД (юридические лица и индивидуальные предприниматели) могут выполнить таможенное декларирование самостоятельно, а могут воспользоваться услугами специализированных компаний – таможенных представителей (таможенных брокеров).

Условия хранения:

Относительная влажность воздуха на складе не должна превышать 85% и должны соблюдаться следующие температурные условия хранения разных видов алкогольной продукции:

Крепкие алкогольные напитки — от +5 до +25°С, водка может храниться в температурном диапазоне от -15°С до +30°С;

Вина, винные напитки, шампанское, игристые вина — от +5°С до 16-20°С;

Ликеры, ликероводочные изделия — от 0-10°С до 20-25°С;

2.1. ПРОБЛЕМА КАЧЕСТВА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

Злоупотребление алкогольной продукцией как одна из причин социальной деградации части общества. Производство табачной, спиртовой и ликероводочной продукции в России постоянно растет, удовлетворяя потребности значительной части россиян. При этом качество выпускаемой продукции, гарантия безопасности являются определяющими в этом секторе экономики, так как в бесконтрольно изготовленной продукции, кроме допустимых норм наркотических веществ, могут содержаться и отравляющие вещества, вредно (и даже) смертельно действующие на человека. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), ежегодно в мире от алкоголизма умирает 3 млн. чел., из них полмиллиона - в России. Согласно сведениям Роспотребнадзора, наблюдающийся рост потребления пива и слабоалкогольных напитков подростками и женщинами детородного возраста в немалой степени способствует снижению уровня средней продолжительности жизни и росту показателя преждевременной смертности населения
9. По данным Государственного научно-исследовательского центра (ГНИЦ) профилактической медицины, в России вклад алкоголя в преждевременную смертность населения России составляет почти 12%. По данным ВОЗ, при душевом потреблении более 8 л алкоголя в год идет необратимое угасание нации. Исследователи отмечают, что на каждый последующий (после 8 л) литр потребления алкоголя смертность возрастает на 65 тыс. чел. в год10.

Теневые стороны алкогольного рынка - это низкое качество, фальсификат и контрафакт. Специалисты, работающие на алкогольном рынке, оценивают теневой рынок по-разному. По данным руководителя Росалкогольрегулирования, доля нелегального оборота крепкого алкоголя (водки) в России составляет примерно 22%, это разница между объемом поступившей на рынок алкогольной продукции (формируется за счет производства и импорта за минусом экспорта) и объемом розничной реализации. В пересчете на потери бюджета всех уровней - это более 31 млрд. руб11. По оценкам независимых экспертов, контрафакт составляет 40-45% всего объема водочного рынка. По подсчетам гендиректора НК партнерства «Клуб профессионалов алкогольного рынка», 50% водочного рынка - это контрафакт и нелегальная продукция. Здесь же пресловутые «третьи смены», самогоноварение, приобретение для потребления спиртсодержащей продукции и лекарственных средств.

Как утверждают специалисты, сегодня существует два вида контрафакта: первый - алкоголь, произведенный по всем технологиям на самых обычных предприятиях, на который не установлен акциз, и поэтому он является нелегальным. Второй вид контрафакта - фальсифицированный алкоголь (водка и вино), находящийся в легальной и нелегальной продаже. По мнению гендиректора НП «Винодельческий союз», в России выпускается не менее 30% легальных вин и коньяка из несуществующего в природе сырья, т. е. таких материалов и компонентов, которые не соответствуют ГОСТу12.

Выявить фальсификацию ликероводочных изделий, по мнению специалистов, практически невозможно13. Есть качественная фальсификация алкогольных напитков (введение добавок, не предусмотренных рецептурой; разбавление водой; замена одного типа напитка другим), а также некачественная фальсификация алкогольных напитков (замена пищевого спирта на технический, «Экстры» на спирт высшей очистки, зернового на мелассный, разбавление виноградного вина малоценными продуктами - дешевым плодово-ягодным вином. Такие вина «исправляют» введением различных химических компонентов - спирта, чаще технического, содержащего сивушные масла, сахаро-заменителей, искусственных красителей и т. д.) Все эти способы фальсификации заключаются в том, что плохие, кислые вина «улучшаются» добавлением воды до известного объема и последующим доведением крепости и кислотности до определенных пределов, регламентируемых действующим стандартом. За высококачественные выдаются вина,

изготовленные с нарушением технологической схемы, разработанной и утвержденной для данного наименования вина. Например: за сортовые выдаются вина купажные; допускается смешивание различных фракций сусла (сусло-самотек — самая высококачественная фракция, смешивается с низкосортными прессовыми фракциями); фальсифицируется срок выдержки вина (за марочные выдаются вина ординарные) и т. д.

Имеет место приготовление и продажа «искусственных вин» - хорошо подобранную смесь компонентов, органолептически воспринимаемую как виноградное вино. При этом фальсифицированные вина наносят не только моральный и материальный ущерб, но порой опасны для здоровья потребителей, особенно при добавлении в крепленые вина технического спирта.

При добавлении в вино около 10% воды обычно дегустаторы с помощью органолептических показателей не замечают данную степень его фальсификации, при введении же 20% воды примерно треть из них высказывают сомнения по поводу качества напитка, и лишь при 50% добавлений большинство дегустаторов указывают на «водянистость» его вкуса. Поэтому разбавление вина водой до 30% практически не определяется ни органолептическими, ни физико-химическими методами.

Для коньяков также характерно разбавление водой. Но наиболее распространенными видами качественной фальсификации являются:

1) ускорение процесса выдержки коньяка за счет увеличения количества дубовой стружки;

2) ускорение процесса выдержки коньяка за счет подогревания коньячных спиртов;

3) замена коньячных спиртов водно-спиртовыми растворами с добавлением жженого сахара (колера) и других компонентов, приближающих вкусоароматические свойства к натуральному продукту, и т. д. [13].

2.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ТОВАРОВ ГРУППЫ 22 В ТОВАРНОЙ НОМЕНКЛАТУРЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕАЭС

В ТН ВЭД14 винодельческая продукция классифицируется в товарных позициях 2204-2208. В товарную позицию 2204 включаются натуральные виноградные вина, являющиеся конечным продуктом спиртового брожения свежеотжатого виноградного сусла, а также виноградное сусло, получаемое прессованием свежего винограда. Вина виноградные в данной товарной позиции подразделяются в зависимости от содержания диоксида углерода на вина игристые и прочие.

По категории качества игристые вина в ТН ВЭД подразделяются на вина с защищенным наименованием по происхождению, вина с защищенным географическим указанием, сортовые и прочие вина.


Вина, насыщенные диоксидом углерода, по технологии производства подразделяются в соответствии с ГОСТ 33336-2015 «Вина игристые. ОТУ1» на игристые, получаемые в герметичных сосудах под давлением в результате полного или неполного спиртового брожения виноградного сусла или вторичного брожения столового виноматериала, и в соответствии с ГОСТ Р 52558-2006 «Вина газированные и вина газированные жемчужные. ОТУ» - на газированные, производимые путем искусственного насыщения двуокисью углерода столового виноматериала. В ТН ВЭД понятие «вина игристые» имеет более широкое толкование и включает в себя также газированные вина.

Игристые вина в соответствии с ГОСТ 33336-2015 в зависимости от категории подразделяются на вина географического наименования, с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения; в зависимости от давления двуокиси углерода в бутылке - на вина игристые, жемчужные и традиционного наименования. Жемчужные вина отличаются от игристых вин меньшим давлением двуокиси углерода в бутылке, которое может быть от 100 до 250 кПа. В ТН ВЭД жемчужные вина не относятся к игристым и классифицируются в субпозициях 2204 21, 2204 22, 2204 29.

Вина прочие классифицируются в товарных субпозициях 2204 21, 2204 22 и 2204 29 в зависимости от емкости сосудов, в которых они транспортируются. В свою очередь, эти субпозиции классифицируются по следующим признакам: давление диоксида углерода в напитке и вид тары; категория вина; регион производства; место происхождения; фактическая концентрация спирта; цвет; тип вина в зависимости от национальных особенностей производства15.

Наибольшую сложность вызывает классификация вин в зависимости от категории качества, что связано с отсутствием определений терминов «вино с защищенным наименованием по происхождению» и «вино с защищенным географическим указанием» в ТН ВЭД и применением различных обозначений в маркировке данных категорий вин, произведенных в разных странах ЕС. В соответствии с Регламентом ЕС № 479/2008 с 2012 г. все вина, произведенные в ЕС, делятся на три категории (табл. 2). Аналогичная классификация предусмотрена в ТН ВЭД и в российских нормативных правовых документах. Однако обозначение вин на маркировке может применяться различное. Например, вина с защищенным наименованием по происхождению во Франции имеют маркировку AOP, в Италии - DOP. Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 59 Регламента ЕС № 479/200816 обозначение категории может не указываться, если на этикетке имеется указание на традиционную технологию либо на защищенное наименование места происхождения или защищенное географическое указание. В случае если вина были произведены до 2012 г., на этикетке может встречаться старая
классификация и соответствующие ей обозначения, принятые в различных странах ЕС.

К проблемным вопросам в области классификации винодельческой продукции по ТН ВЭД также можно отнести вопросы, связанные с терминологией, используемой в ТН ВЭД. Терминология - это стихийно сложившаяся совокупность терминов, в которой отсутствует системность, что создает определенные трудности в процессе профессиональной коммуникации, так как возникает дисбаланс между системой понятий и системой терминов. В настоящее время совокупность терминов современного таможенного дела в целом представляет собой отраслевую терминологию и находится в процессе преобразования в терминосистему17.

Определения терминов имеют большое значение при решении вопросов идентификации и классификации товаров в таможенных целях. Некорректное употребление терминов может привести к неправильному пониманию и применению текста нормативного правового документа, что вызывает судебные споры между таможенными органами и участниками ВЭД18. Автором были проанализированы термины, встречающиеся в текстах товарных позиций 2204-2208 ТН ВЭД, и их определения в ТН ВЭД, технических регламентах, международных и национальных стандартах. Результаты анализа терминоупотребления в указанных товарных позициях ТН ВЭД позволили выявить следующие проблемы:

1. Отсутствие определений терминов «вино виноградное натуральное», «вино крепленое», «напитки сброженные», «арманьяк», «граппа», «дистилляты необработанные» в примечаниях к группе 22 ТН ВЭД, в Пояснениях к ТН ВЭД и в нормативных правовых документах различного уровня.

2. Отсутствие определений терминов «вино с защищенным наименованием по происхождению», «вино с защищенным географическим указанием», «вино сортовое» в примечаниях к группе 22 ТН ВЭД и в Пояснениях к ТН ВЭД.

Таким образом, для устранения выявленных недостатков в области классификации товаров в таможенных целях предлагаем разработать более глубокую детализацию группы 22 ТН ВЭД с учетом технологии производства - для игристых вин, фактической концентрации спирта - для вин товарных субпозиций 2204 21, 2204 22 и 2204 29, компонентного состава - для напитков товарной позиции 2206. Усовершенствованную классификацию в дальнейшем можно использовать для решения вопросов идентификации винодельческой продукции при ввозе ее на таможенную территорию ЕАЭС, применения мер таможенного регулирования импорта винодельческой продукции и формирования рациональной структуры потребления алкогольной продукции.