Файл: Совершенствование проектного управления на муниципальном уровне (на примере Администрации городского округа Красногорск Московской области).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 190
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
11
Рис. 1. Особенности проектного управления на муниципальном уровне
Проведенное автором анкетирование (см. Приложение 3) показало, что с понятием «проектное управление» знакомо подавляющее большинство опрошенных (93,3%). Такое же количество людей согласно с тем, что применение проектного управления повышает эффективность работы органов местного самоуправления.
Среди основных плюсов применения проектного подхода опрошенные выделяют высокие результаты деятельности (53%); экономию времени, затрачиваемого на реализацию проекта (53%); экономию средств, затрачиваемых на реализацию проекта (46%); улучшение имиджа муниципального органа власти (46%); более комфортный режим работы исполнителей (46%).
Бюджетное финанси- рование
Государ- ственный контроль
Социально значимые цели
Обществен- ный контроль
Подотчет- ность
Правовые рамки
Проектное
управление
12
Среди наиболее распространенных, при применении проектного управления, проблем участники опроса чаще всего называют непонимание служащими основных принципов проектного управления (67%); формальное применение проектного управления, на бумаге, а не на практике (53%); проблему с постановкой целей проекта (53%); отсутствие мотивации у служащих к работе над проектом (53%).
Таким образом, мы видим, что, несмотря на имеющиеся различия в подходах к определению специфики проектного управления, большинство ученых, а также нормативных правовых актов в целом приходят к единству в основных значимых моментах и рассматривают проектный подход как форму управленческой деятельности. Можно выделить ряд характеристик и принципов, отличающих проектную деятельность от других видов управления.
1.2 Нормативно-правовое регулирование проектного управления в
Российской Федерации
Долгое время реализацию внедрения идей проектного управления в системе государственного и муниципального управления затрудняло отсутствие полностью разработанной нормативной правовой базы и закрепленных механизмов применения проектов. В этом некоторые исследователи видят одну из причин искажения идей проектного управления в государственном секторе
16
Однако в последние годы была реализована многосторонняя работа, связанная с совершенствованием методик и инструментов внедрения проектного управления в работу органов власти. Ключевую роль в этой деятельности играет
Правительство
РФ, а также
Департамент стратегического управления, государственных программ и инвестиционных проектов при Министерстве экономического развития РФ.
Развитие применение проектного управления в системе
16
Беляев В.В. Проектное управление: развитие, особенности, отличительные черты //Формирование и реализация стратегии устойчивого экономического развития Российской Федерации. – 2014. – С. 14-24.
13 государственного и муниципального управления Российской Федерации в целом можно разделить на три основных этапа
17
Первым этапом можно считать период с 2005 г. по 2008 г., когда начали создаваться первые приоритетные национальные проекты. В системе органов государственной власти элементы проектного управления на тот момент были еще слабо развиты.
Второй этап — с 2009 г. по 2012 г. Инициируется все большее количество национальных проектов, которые направлены на достижение различных целей государственной политики.
В деятельности государственного аппарата, а в особенности Правительства РФ можно отследить более активное использование инструментов и методологии проектного управления. Применяют проектный подход и в региональных органах власти. Выпускаются государственные стандарты, регулирующие сферу проектного управления: ГОСТ Р 53892-20103, ГОСТ Р 54869-20114,
ГОСТ Р 54871-20115 и ГОСТ Р 54870-20116.
Наряду с этим разработаны рекомендации по управлению проектами:
Постановление Правительства РФ «Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ»
18
Постановление определяет требования к содержанию целевых государственных программ, а также требования к целевым индикаторам, по которым производится оценка эффективности реализации программы. Были изданы «Типовая инструкция о порядке составления и представления отчетности о реализации приоритетных национальных проектов», постановление Правительства РФ «О порядке организации исполнения проектов по реализации основных направлений деятельности Правительства
РФ на период до 2012 года», «Методические указания по разработке карт проектов по реализации основных направлений деятельности Правительства
17
Якимова М.Н. Проект как инструмент реализации государственной политики в современной России: дис.
... канд. полит. наук. Пермский гос. нац. исследовательский ун-т, Пермь, 2017.
18
Постановление Правительства РФ от 02.08.2010 № 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации» (ред. от 06.02.2020).
14
РФ до 2012 года».
Третий этап начался с 2012 г. с возвращения на пост Президента
Российской Федерации Владимира Путина и продолжается по настоящее время. В этот период профессиональное проектное управление становится более популярным в системе государственного и муниципального управления. Развернулась активная разработка мегапроектов, стоимостью более 1 млрд. долларов, таких как Сочи-2014, Универсиада в Казани и
Чемпионат мира по футболу в 2018 г. Выпущены еще несколько национальных стандартов, посвященных регулированию проектной деятельности: ГОСТ Р ИСО 21500-20148, ГОСТ ИСО 21504-20169. Создается необходимая инфраструктура для применения методов проектного управления на государственной службе.
Распоряжением Министерства экономического развития РФ от 14.04.14
№ 26Р-АУ вводятся «Методические рекомендации по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти». В них указаны подходы, принципы и порядок перехода на проектное управление в исполнительных органах государственной власти. Главными целями внедрения нового механизма управления являются: обеспечение достижения запланированных результатов; установление контроля за сроками достижения результатов; повышение эффективности использования ресурсов; прозрачность, обоснованность и своевременность, принимаемых решений; повышение эффективности взаимодействия на различных уровнях за счет применения единых принципов проектного управления
19
В мае 2015 г. в Основные направления деятельности Правительства
РФ, утвержденные Председателем Правительства РФ Медведевым Д.А., вносится пункт о внедрении в деятельность органов власти методов проектного управления. В том же году решено создать специальный
Проектный офис для сопровождения особо значимых проектов. В 2016 г.
19
Методические рекомендации по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти: утв. распоряжением Минэкономразвития России от 14 апреля 2014 г. № 26Р-АУ.
15 создается Совет по стратегическому развитию и приоритетным проектам, во главе которого Председатель Правительства РФ. В июле этого же года создан
Департамент проектной деятельности Правительства, как центральный
Проектный офис РФ. В настоящий момент Департамент организации проектной деятельности Правительства РФ возглавляет Тихонов Д.В.
В августе 2016 г. создан Научно-образовательный центр проектного менеджмента, который стал центром компетенций проектного управления для целей обеспечения комплексного методического и экспертного сопровождения организации проектной деятельности в государственном секторе. Позже утверждается Постановление Правительства РФ от 15.10.16
№ 1050 «Об организации проектной деятельности в Правительстве РФ».
В 2017 г. Правительство РФ выпустило Постановление № 124 «О применении механизма проектного управления при формировании и реализации отдельных государственных программ». В марте 2017 г. президиум Совета утвердил требования к участникам проектной деятельности в части их квалификации в сфере проектного управления.
С 1 июля 2017 г. вводится экзамен на подтверждение квалификации для претендующих на должности руководителя проекта или руководителя рабочего органа проекта, который проводится Центром проектного менеджмента.
5 сентября 2017 г. Правительство РФ получило награду от
Международной
Ассоциации
Управления
Проектами
(IPMA) за продвижение, развитие и внедрение современного управления проектной деятельностью в государственном секторе в России.
12 октября 2017 г. было подписано Постановление Правительства РФ
№ 1242, которое устанавливает Правила разработки, реализации и оценки эффективности пилотных государственных программ, переводимых на механизмы проектного управления.
В ноябре 2017 г. участники реализации приоритетных проектов в качестве дополнительных средств мотивации получили квартальные
16 денежные выплаты, начисленные в соответствии с их результатами их работы в проекте.
7 мая 2018 г. Президент России подписал Указ №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В Указе определены национальные цели развития Российской
Федерации на период до 2024 г. В целях реализации положений Указа
Президента Правительству РФ поручено совместно с органами государственной власти субъектов РФ разработать и представить национальные проекты (программы) по 12 ключевым направлениям. 23 мая
2018 г. Председатель Правительства РФ дал поручения, направленные на обеспечение реализации Указа Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г.».
6 июня 2018 г. были опубликованы Методические указания по разработке национальных проектов (программ), разработанные в целях реализации положений Указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года». Методические указания содержат формы для разработки национальных проектов, включая разработку паспортов национальных проектов и паспортов федеральных проектов, в том числе планов мероприятий по реализации федеральных проектов.
31 октября 2018 г. принято Постановление Правительства РФ № 1288
«Об организации проектной деятельности в Правительстве РФ». В
Постановлении установлен порядок и функциональная структура организации проектной деятельности, определены единые подходы к проектной деятельности в Правительстве России, органы управления проектной деятельностью, последовательность действий, функции, полномочия и ответственность участников проектной деятельности в ходе инициирования, подготовки, реализации, мониторинга и завершения проектов.
В марте 2019 года утверждены «Методические указания по
17 применению типов результатов и стандартизированных контрольных точек федеральных проектов». Каждый результат федерального проекта должен быть отнесен к одному из 15 типов результатов, определенных документом.
Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2019 года №981 уточнён порядок изменения национальных и федеральных проектов в части, касающейся их ключевых параметров, и установлен порядок внесения в национальные и федеральные проекты изменений на основании решений проектных комитетов и кураторов национальных проектов.
Так же на протяжении всего этого времени на уровне субъектов и муниципальных образований принимаются свои нормативные правовые акты, посвященные использованию проектного управления в исполнительных органах государственной власти и местного самоуправления на данной территории. Документы, регулирующие проектное управление в
Московской области и городском округе Красногорск будут рассмотрены в следующей главе.
По итогу проведенного анализа нормативно-правовых основ проектного управления можно сделать вывод, что, несмотря на то, что применение проектного управления в системе государственного и муниципального управления началось сравнительно недавно, на сегодняшний день в целом наблюдается умеренно активная динамика развития использования инструментов проектного подхода. Были разработаны ряд государственных стандартов и нормативных правовых актов, дающих рекомендаций по применению проектного управления в органах исполнительной власти. Активно ведется практическая деятельность по внедрение инструментов проектного подхода работу государственных и муниципальных служащих. В то же время большинство нормативных правовых актов по вопросам проектного управления принято на федеральном уровне, а акты органов местного самоуправления основаны на федеральных и региональных нормативных документах.
18 1.3 Зарубежный опыт проектного управления
Как уже упоминалось ранее, проектное управление является активно развивающейся отраслью во многих странах. Лучшие мировые практики реализации проектного управления, его нормативно-правового регулирования, могут послужить примером при внедрении инструментов проектного управления в нашей стране, как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях.
В первую очередь стоит остановить внимание на международных организациях, занимающихся вопросами проектного управления. Двумя самыми крупными и известными из них являются Институт управления проектами (Project Management Institute – PMI) и Международная ассоциация управления проектами (International Project Management Association —
IPMA).
Институт управления проектами (далее – PMI) является глобальной некоммерческой профессиональной организацией по управлению проектами, основанной в 1969 в США. В настоящий момент у PMI более полумиллиона членов из 208 стран, а также 300 региональных отделений и тысячи добровольцев, занимающихся развитием и поддержкой проектного управления. Деятельность Института включает разработку стандартов, исследования, образование и повышение квалификации, публикации по проектному менеджменту, проведение конференций и учебных семинаров, а также предоставление аккредитации менеджерам управления проектами.
PMI привлек добровольцев для создания отраслевых стандартов, таких как «Руководство к Своду знаний по управлению проектами» (Руководство
PMBOK), которое было признано Американским национальным институтом стандартов (ANSI). На ежегодной конференции PMI награждает за успехи в области проектного управления в различных категориях.
Международная ассоциация управления проектами (IPMA), основанная в 1965 году и зарегистрированная в Швейцарии, является первой в мире профессиональной организацией по управлению проектами. Главной ее
19 целью является содействие развитию компетенций в проектном управлении среди специалистов, проектных команд и организаций. С 1995 года IPMA развивает собственную четырех уровневую систему сертификации специалистов по проектному управлению. IPMA является международной федерацией из более чем 70 национальных ассоциаций по управлению проектами в Африке, Азии, Австралии, Европе и Америке.
Методологические основы проектного управления изложены в различных международных стандартах. Международная организация по стандартизации (ISO) выпустила стандарты ISO 21500:2012 «Руководство по проектному менеджменту» и ISO 10006:2018 «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по менеджменту качества проектов». ISO
21500:2012 предназначен для объяснения основных принципов и методов проектного управления. Для его разработки использовалось упомянутое выше руководство PMBOK.
ISO 10006:2018 является руководством по управлению качеством в проектах. Он заменяет ISO 10006: 2003. Этот стандарт применим к проектам различной сложности, размера и продолжительности, независимо от типа продукта или процесса.
Некоторые национальные стандарты, используются не только в странах, где они были разработаны. Таким является, например, PRINCE2
(PRojects IN a Controlled Environment), созданный в Великобритании и одобренный английским правительством в качестве стандарта проектного управления в социальной сфере. Он популярен во многих европейских странах и в Австралии. Дополнением к PRINCE2 является ISEB Project
Management Syllabus, который также разработан в Великобритании, дополняет и курирует вопросы, связанные с реализацией IT-проектов.
Россия адаптировала положения мировых стандартов и использовала их как основу, для создания ГОСТов, подробнее о которых рассказывалось в предыдущем параграфе.
Как пример государства с успешным опытом внедрения и развития
20 проектного управления в государственном секторе можно привести
Великобританию. Специфика организации проектной деятельности в
Великобритании состоит в формировании государственного портфеля проектов. Согласно годовому отчету Управления инфраструктуры и крупных проектов Великобритании за 2018-2019 гг. портфель крупных проектов правительства (The Government Major Projects Portfolio (GMPP)) за указанный период включает 133 проекта, выполняемых 16 департаментами на сумму
442 млрд. фунтов стерлингов. Государственные проекты Великобритании делятся на 4 категории, исходя из их целей
20
:
1.
Трансформация и предоставление услуг. Это проекты, связанные с изменением способов работы с целью налаживания отношений между
Правительством и гражданами, использованием новых технологий для улучшения предоставления услуг и более эффективной работы государственных органов.
2.
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ).
Данные проекты позволяют перейти от устаревших систем к новым более технологическим, для оснащения органов государственной власти.
3.
Инфраструктура и строительство. Эта категория включает в себя проекты по поддержанию работы и улучшению сфер энергетики, транспорта, канализации и водоснабжения, а также строительство новых общественных зданий. Это проекты с высокими инвестициями, необходимые для экономического роста, развития и процветания.
4.
Военный потенциал. Проекты военного потенциала жизненно важны для эффективной работы Вооруженных сил. Эти проекты включают разработку нового оборудования и технологий, а также улучшения систем, используемых военными.
Распределение портфеля крупных проектов по данным категориям
20
Ежегодный отчет Управления инфраструктуры и крупных проектов Правительства Великобритании за
2018-2019 гг. [Электронный ресурс].
URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/817654/IPA
_AR_MajorProjects2018-19_web.pdf (дата обращения: 24.05.2020).