Файл: Лекции Подходы к анализу художественного текста в современном литературоведении.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа (2 часа)
Разработка тематики исследовательских работ для обучающихся 10-11 классов, в том числе для классов с углубленным изучением литературы.
Описание, требования к выполнению:
-
Изучите материалы лекции «Подходы к анализу художественного текста в современном литературоведении». -
Изучите предложенные в презентациях дополнительные материалы: содержание научных статей и публикаций по проблематике современного литературоведения. -
Рассмотрите рекомендации к формулировке тем исследовательских работ: изучите чек-лист: «Как правильно сформулировать тему исследовательской работы» (Таблица 1). -
Рассмотрите примеры тем исследовательских работ, сформулированных по изученным направлениям литературоведческих исследований (Таблица 2). -
Разработайте темы исследовательских работ по изученным направлениям современного литературоведения для обучающихся 10-11 классов, проверьте формулировки по чек-листу, заполните таблицу (Таблица 3.) -
Выполните задания для самопроверки.
Таблица 1.
Как правильно сформулировать тему исследовательской работы
(чек-лист)
Показатель | Критерий | да |
Актуальность темы (один из предложенных критериев) | Существует потребность в изучении данной темы в литературоведении | |
Существует практическая необходимость в исследовании данной темы | | |
Новизна темы (один из предложенных критериев) | В теме заявлена новая литературоведческая проблема | |
Тема предполагает изучение новых источников по исследуемой проблеме | | |
Тема предполагает новый ракурс рассмотрения уже исследованной проблемы | | |
Тема предполагает использование новых инструментов/способов исследования | | |
Практическая направленность (один из предложенных критериев) | Материалы исследования можно будет использовать на уроках литературы | |
Материалы исследования можно использовать при подготовке к ГИА | | |
Материалы исследования можно использовать в работе спецкурса по литературоведению, при подготовке к олимпиадам, интеллектуальным конкурсам | | |
Развитие исследовательских умений (один из предложенных критериев) | Тема предполагает прохождение основных этапов исследования | |
Тема предполагает освоение новых методов/способов исследования | | |
Тема предусматривает освоение нового для обучающегося знания | | |
Корректность формулировки (все предложенные критерии) | В формулировке отсутствуют слова «исследование», «изучение», «анализ» и т.п., так как эти понятия отражают процедуру/этапы исследования | |
В формулировке отсутствуют слова/словосочетания «анализ некоторых вопросов», «к вопросу о…», «к изучению…» | | |
В формулировке темы отсутствует слово «основы» (например: «теоретические основы», «основы комплексного анализа» и др.) | | |
В формулировке темы отсутствуют однокоренные слова | | |
В формулировке темы не используется несколько слов подряд в родительном падеже («цепочка родительных падежей») | | |
Отражение содержания темы (все предложенные критерии) | Ключевые слова формулировки темы указывают объект исследования | |
Ключевые слова формулировки темы указывают на предмет исследования | | |
Формулировка темы дает представление об исследуемой проблеме | | |
Формулировка темы позволяет предположить цель исследовательской работы | | |
Определение границ темы (все предложенные критерии) | Тема определяет границы исследования, конкретизирует замысел | |
«Узкая» тема предусматривает больший объем литературного материала. «Широкая» тема предусматривает меньший объем литературного материала | |
Таблица 2.
Темы исследовательских работ
Направления | Формулировка темы |
1. Герменевтика | «Язык цветов» в произведениях русской литературы второй половины XIX века |
Различия интерпретаций образа колеса в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» | |
Роль художественного пространства в произведениях А.С. Пушкина «Мадонна» и Рафаэля «Бриджуоторская мадонна» | |
| |
2. Художественная антропология | Поэтика сновидений и иллюзорных состояний в произведениях Ф.М. Достоевского |
Человек и мир в романе В. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени» | |
Типология женских образов в романе Ф.М. Достоевского «Бесы» | |
| |
3. Семиотика | Многослойность семантического содержания романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» |
Эпиграф как знаковое выражение позиции лирического героя в стихотворениях поэтов первой половины XIX века | |
Интерьер как внутреннее пространство в произведениях русской литературы второй половины XIX века | |
| |
4. Имманентизм | Пространственные оппозиции в стихотворении В. Ходасевича «Музыка» |
Симметричность поэтической композиции стихотворения Лермонтова «Нищий» | |
Пространственно-временная организация рассказа И. Бунина «Холодная осень» | |
| |
5. Структурализм | Особенности композиции сюжета в рассказе В. Набокова «Круг» |
Противопоставление глаголов совершенного и несовершенного вида как способ выражения конфликта в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» | |
Зависимость структуры стихотворения от грамматических форм частей речи в лирике А.С. Пушкина | |
| |
6. Интертекстуализм | Заглавие как интертекстуальный элемент (на материале современной русской литературы) |
Интертекстуализм как интеллектуальная игра в произведениях Т. Толстой. | |
Интертекстуальные включения в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» | |
| |
7. Компаративизм | Классические традиции и модернистские тенденции в повести М. Осоргина «Вольный каменщик» |
Традиции славянской мифологии в поэтике русского фэнтези | |
Сатира М.Е. Салтыкова-Щедрина в творчестве В. Пелевина |
Таблица 3.
Таблица для заполнения
Подходы к анализу художественного текста | Формулировка темы |
1. Герменевтический анализ | Герменевтический анализ имеет большое культурологическое значение. Он заставляет и учителя, и ученика расстаться с той практикой, когда при изучении литературного произведения художественный текст читается бегло, без «пристрастия», которое якобы разрушает эстетическое восприятие содержания и образную систему произведения. Между тем, напротив, только вникающее чтение литературного текста позволяет глубоко и правильно понять его. Беглое чтение художественного текста отучает учеников читать, делает их безразличными к художественной форме, глухими к красоте и выразительности настоящего литературного языка. Обычно рядовой читатель замечает лишь то, что текст написан грамотным, выразительным, литературным языком. И только специальное исследование (герменевтический анализ) поможет проникнуть в глубину текста, открыть его смыслы. Только тогда читатель перестаёт быть только читателем. Он становится участником всего, что пережил и перечувствовал поэт. |
| |
| |
2. Анализ с позиции художественной антропологии | Современная гуманитарная наука вступила в качественно новый этап развития. Наблюдается антропологический поворот во всем гуманитарном знании. Активизируются такие направления, как "Философская антропология", "Культурная антропология". Все более очевидны взаимонаходимость различных научных направлений при анализе феномена человека. Похоже, что современность приблизилась к пониманию того, что справедливо изрек в свое время Б.Паскаль, что "человек лишь тростник, самый хрупкий в мире, но это тростник, который мыслит. |
| |
| |
3. Семиотический анализ | Семиотический анализ предполагает рассмотрение художественного произведения как знаковой системы и исходит из положения: искусство есть язык. Система знаков несет в себе систему значений (ценность) и передает смысл (художественную концепцию). Одна из исходных установок семиотического подхода: художественное произведение значимо все сплошь. Технически служебные и потому заместимые элементы здесь сведены к минимуму. |
| |
| |
4. Имманентный анализ | Имманентный - присущий природе исследуемого предмета, его внутреннему миру, внеположный внетекстовым проекциям. Имманентный подход, или анализ (в данном случае операциональное название не имеет значения) в соответствии с семантикой слова направлен на содержание и структуру произведения, на его формальные элементы, их соотношение и функции, он не предполагает выхода за рамки текста. |
| |
| |
5. Структурный анализ | Структурный анализ-это определение влияния нагрузок на физические конструкции и их компоненты. Конструкции, подлежащие этому типу анализа, включают в себя все, что должно выдерживать нагрузки, такие как здания, мосты, самолеты и корабли. Структурный анализ использует области прикладной механики, материаловедения и прикладной математики для вычисления деформаций конструкции, внутренних сил, напряжений, реакций опоры, ускорений и устойчивости. |
| |
| |
6. Интертекстуальный анализ | Интертекстуальный анализ – процесс, который требует от читателя как способности замечать межтекстовые отсылки, так идентифицировать и интерпретировать интертекст, расширяя границы понимания текста. То есть залогом успеха является активная читательская позиция, которая подразумевает способ чтения, нарушающий линейность текста. |
| |
| |
7. Компаративный анализ | Компаративный анализ (компаративизм)– это сравнительно-историческое литературоведение, которое исследует общее и различное в художественных произведениях разных писателей, связи и влияние литератур разных стран и даже разных периодов друг на друга. |
|