Файл: Безработица, её причины и последствия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема урока: Безработица, её причины и последствия.

Цель – знакомство учащихся с явлением безработицы.

задачи урока:

Образовательные – познакомить обучающихся с основными причинами возникновения безработицы, видами и последствиями, стимулируя интерес обучающихся к решению проблем, возникающих вследствие безработицы;

Воспитательные - формировать у учащихся познавательную потребность, интерес к проблемам безработицы, повысить грамотность речи, учить отстаивать собственную точку зрения;

Развивающие - развивать критическое мышление учащихся через призму обобщения представляемой информации; развивать воображение, мобильность внимания.

Тип урока: комбинированный урок

Методы урока: частично – поисковый, аналитический, эвристический и объяснительно – иллюстративный.

Формы урока: фронтальная, индивидуальная, коллективная.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок - завершает изучение целого ряда тем, связанных с функционированием рыночной экономики (отношение собственности, предпринимательская деятельность, неравенство доходов, роль государства в рыночной системе хозяйствования). Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным и вы постарались открыть новое.

Эпиграфом нашего урока я выбрала слова поэта Ю Левитанского

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку –

Каждый выбирает для себя.

Итак, давайте подумаем, что же выбирает для себя человек? Я думаю, вы все со мной согласитесь, что каждый человек желает, прежде всего, благополучия. Давайте мы сейчас с вами построим дерево благополучия. Из чего складывается благополучие человека? (Работа, здоровье, семья, успех, деньги, отдых, друзья, образование, карьера….)

Дети записывают ответы на листах-заготовках- в виде яблока и крепят их магнитами на доску.

-Вот такое красивое у нас получилось деревце! А теперь скажите мне, какое яблочко на этом дереве мы должны особенно выделить? Почему, как вы думаете? (Работа)

-А как мы будем называть человека, который не имеет работы? (безработный)

Вот мы и подошли к теме нашего урока

Давайте на рабочем листе запишем тему нашего урока: Безработица, её причины и последствия.

Разъяснение целей и задач урока.


Практически невозможно найти в мире страну, где нет той или иной разновидности безработицы. И Россия – не исключение. Угроза безработицы всегда стоит за плечами любого наемного рабочего и надо представлять: откуда она возникает, сколь длительной может быть и как с ней бороться.

Сегодня нам нужно не только найти ответ на вопрос, что же такое безработица, каковы ее последствия, но и какие меры необходимо принимать для того, чтобы решить проблему безработицы. Тема безработица рассматривается не только в курсе обществознания, но и географии, и вы ещё не раз услышите о безработице на других уроках, и кто знает, может, вам пригодятся эти знания при выборе будущей профессии.

План изучения нового материала

I. Безработица – спутник рыночной экономики.
II. Причины безработицы. Виды безработицы.
III. Экономические и социальные последствия безработицы.
IV. Роль государства в обеспечении занятости

Постановка проблемного вопроса
– Безработица – это добро или зло?
На этот вопрос вы ответите в конце урока.

Работа с понятиями.

Население страны делится на трудоспособное и нетрудоспособное. К трудоспособному населению относится: 1. Занятые трудоспособные, имеющие работу.

  1. Безработные трудоспособные , не имеющие работу, но стремятся найти работу. 3. Добровольно не занятые.

К нетрудоспособным относятся: 1. Дети до 16 лет. 2. Инвалиды. 3. Пенсионеры: мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет.

Безработица – положение в экономике, когда часть трудоспособного населения, желающая трудиться, не может найти себе работу (доходное место).

-О какой части населения говорится в определении? (о трудоспособном)

Трудоспособные граждане - лица 16 лет и старше, желающие трудиться.

Среди трудоспособных граждан выделяют занятых и безработных.

Занятость – это деятельность граждан, не противоречащая законодательству и приносящая доход.

К занятым относятся граждане, работающие в качестве наемных работников, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, избранные или назначенные на оплачиваемую должность, а также учащиеся школ, очных отделений вузов и других учебных заведений. Безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, но стремящиеся найти работу и состоящие на учете в службе занятости. Признанному безработным выплачивается пособие, которое обеспечивает поддержку уровня доходов безработного и его семьи на время поисков работы (максимальный размер пособия ограничен уровнем средней заработной платы по стране или в регионе).



Для лучшего усвоения понятия «безработица» учащиеся находят существенные отличия между тремя категориями граждан: трудоспособные, занятые и безработные граждане.

А сейчас ребята давайте вновь обратимся к нашему дереву благополучия. Я хочу обратить ваше внимание на лист здоровье.

Физкультминутка

Каждый человек рождается с определённым запасом здоровья. И этот запас может быть большим, средним, и, к сожалению, малым. Но печалиться, что у вас средний или малый запас – не следует. Главное, не растратить его, а организовать свою жизнь так, чтобы здоровье прирастало..

Скажите, ребята, а почему человек становится безработным?

В чем причины безработицы? ( Работа с учебником стр. 227-228)

Запись в рабочем листе причин безработицы.

Причины безработицы

  1. Изменение потребительского спроса на товары и услуги

  2. Поиск или ожидание получение рабочего места

  3. Спад производства

  4. Особенности производства в отдельных отраслях

Виды безработицы. ( Рабочий лист п.3)

Исходя из причин безработицы, можно сформулировать ее основные виды:

  • Фрикционная

  • Структурная

  • Циклическая

  • Сезонная

Естественная безработица: фрикционная и структурная.

Вынужденная безработица: циклическая и скрытая.

5.1 Фрикционная безработица ( от слова « фрикция »-трение) связана с поиском работы и ожиданием выхода на работу. Поиск работы требует времени и усилий , поэтому человек, ожидающий или ищущий работу, некоторое время находится в безработном состоянии. Особенностью фрикционной безработицы является то, что работу ищут уже готовые специалисты с определенным уровнем профессиональной подготовки и квалификации. Поэтому основной причиной этого типа безработицы является несовершенство информации ( сведений о наличии свободных рабочих мест). Человек, потерявший работу сегодня, обычно не может найти другую работу ужу завтра.

К фрикционным безработным относятся люди:

  • Уволенные с работы по приказу администрации

  • Уволившиеся по собственному желанию

  • Ожидающие восстановления на прежней работе

  • Нашедшие работу, но еще не приступившие к ней

  • Сезонные рабочие (не в сезон)

  • Впервые появившиеся на рынке труда

Фрикционная безработица представляет собой явление не только неизбежное, поскольку связана с естественными тенденциями в движении рабочей силы ( люди всегда будут менять место работы , стремясь найти работу, в наибольшей степени соответствующую их предпочтениям и квалификации), но и желательное, так как способствует более рациональному размещению рабочей силы и более высокой производительности (любимая работа всегда более производительная и творческая, чем та, которую человек заставляет себя выполнять).


5.2 Структурная безработица обусловлена структурными сдвигами в экономике, которые связаны:

  • С изменением структуры спроса на продукцию разных отраслей – спрос на продукцию одних отраслей увеличивается, производство расширяется, что ведет к росту спроса на рабочую силу в этих отраслях, в то время как спрос на продукцию других отраслей падает, что ведет к сокращению занятости, увольнению рабочих и росту безработицы.

  • С изменениями отраслевой структуры экономики, причиной которых является научно-технический прогресс – со временем одни отрасли устаревают и исчезают (например, производство паровозов, карет, ,черно-белых телевизоров, керосиновых ламп), а другие появляются(производство компьютеров, пейджеров, мобильных телефонов).Меняется набор профессий , требующихся в экономике. Исчезли профессии трубочиста, стеклодува, фонарщика, ямщика, но появились профессии программиста, имиджмейкера, дизайнера. Люди, имеющие профессии, не соответствующие современным требованиям, будучи уволенными, не могут найти себе работу.

ПРИЧИНА структурной безработицы – несоответствие структуры рабочей силы структуре рабочих мест. Структурная безработица более продолжительна и дорогостояща, чем фрикционная.

Если в экономике существуют только фрикционная и структурная безработицы, то это соответствует состоянию полной занятости рабочей силы и означает, что рабочая сила используется наиболее эффективно и рационально.

Уровень безработицы при полной занятости носит название «естественного уровня безработицы»

Это значит, что все люди, которые хотят работать и работу активно ищут, работу рано или поздно находят.

5.3 Циклическая безработица представляет собой отклонения от естественного уровня безработицы. Это безработица, причиной которой выступает рецессия (спад в экономике). Это означает, что в экономике имеет место неполная занятость ресурсов и фактический уровень безработицы выше, чем естественный.

5.4 Сезонная безработица связана с неодинаковыми объемами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды времени, то есть в одни месяцы спрос на рабочую силу в этих отраслях растет( и, следовательно снижается безработица), в другие – уменьшается ( а безработица возрастает ( например, с/х и строительство)


Формы безработицы: 1. Открытая. 2. Текучая. 3. Застойная.

И наконец, 4. скрытая безработица, которая характерна для отечественной экономики . Суть ее в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют работников, а переводят их либо на сокращенный режим рабочего времени, либо отправляют в вынужденные неоплаченные отпуска. Формально таких работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются таковыми.

Безработные наряду с занятыми, формируют рабочую силу страны. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.

Уровень безработицы определяется как отношение числа безработных к трудоспособному населению, выраженное в процентах:

Число безработных

Уровень безработицы = ---------------------------------- * 100%

Трудоспособное население

Задача

Вычислить уровень безработицы в стране, численность населения которой 100 тысяч человек. Из них 24 тыс. дети до 16 лет, 30 тыс. человек выбыли из состава рабочей силы по возрасту, 4 тыс.человек – безработные.

Решение.

Безработные – 4 тыс.

Трудоспособные = 11 тыс.- 24 тыс. -30 тыс. + 4 тыс.= 50 тыс.

Уровень безработицы = 4 тыс./ 50 тыс.* 100% = 0, 08 тыс.* 100%= 8%

Ответ: 8 %

Нормальный уровень безработицы в экономически развитых странах составляет 5-6 %. В период экономического кризиса этот уровень может измениться.

Существует исторический анекдот.

Во время посещения в США автомобильного завода Генри Форда глава СССР Н.С. Хрущев обратил внимание на работниц, тщательно моющих окна цехов. Никита Сергеевич заметил Форду, что у него нерационально используется рабочий труд. Генри Форд на это ответил:» Нет, пожалуй, это самый полезный труд на моём предприятии… Через чисто вымытые стёкла мои рабочие на конвейере лучше видят толпу безработных, стоящую у ворот и претендующих на их места».

Используя понятия « безработица», « конкуренция», производительность труда», объясни ответ Г. Форда.

Некоторые экономисты утверждают, что умеренная безработица имеет ряд позитивных последствий

Вопрос к классу:

Как вы думаете, они правы?

Позитивные последствия безработицы

  • Формируется мобильный «резерв» рабочей силы, который можно задействовать при расширении производства;

  • Сдерживаются требования профсоюзов в части повышения заработной платы, что снижает предполагаемый уровень инфляции;

  • усиливается трудовая дисциплина и ответственность работающих, т.к. гарантии занятости и опасение потерять работу начинают выступать в качестве самостоятельного стимула к труду.