Файл: Коллективное чтение Руслан и Людмила А. С. Пушкина v класс Сейчас.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Коллективное чтение

«Руслан и Людмила» А.С.Пушкина V класс

Сейчас книга не является единственным источником знаний и, к сожалению, перестаёт быть интересным времяпровождением. Задача учителя – сделать так, чтобы книга осталась путеводителем по жизни, помогающим самосовершенствоваться.

В некоторых семьях сохраняется традиция семейного чтения, ребёнок может получить ответ на интересующие его вопросы, он видит реакцию взрослых и учится размышлять и чувствовать. Многие читают своим детям: ребёнок или не успевает читать, не хочет, или не умеет читать для себя, или этот способ общения, воспитания, выбранный взрослыми. Они выступают в роли комментатора, актёра. Для ребёнка это хороший пример, но все же пассивное чтение. В основном дети в процессе чтения предоставлены сами себе: произведения школьной программы читают еле-еле, а для себя не читают вовсе. Поэтому в урочное планирование необходимо внести часы коллективного чтения. Коллективное чтение – поочередное или вслух на уроке с комментариями, элементами анализа на основе прочитанного.

На этих уроках помимо традиционной техники чтения учитель отрабатывает, закрепляет, развивает различные умения и навыки: умение с помощью текста доказывать или отвергать, умение цитировать, отбирать материал, умение анализировать. Чтение – сложная работа. Чтение и анализ в школьной практике – способ развития читательских умений.

«Руслан и Людмила» для пятиклассников – серьёзное знакомство с жизнерадостным молодым Пушкиным. Дети должны быть удивлены, заворожены мастерством поэта, которое проявилось в тесной связи поэмы с фольклором, в создании живых образов и особенного языка. Как зрители во время просмотра фильма в кинотеатре получают необыкновенный эмоциональный заряд, так и у детей во время коллективного чтения формируется правильный подход к изучению произведения. Кроме того, они получают удовольствие от общения с Пушкиным, его героями, друг с другом, так как идёт обмен индивидуальными впечатлениями. В процессе коллективного чтения особая роль отведена учителю: он, как бы уходя на второй план, предоставляет возможность учащимся читать и обсуждать произведение самостоятельно, но остаётся при этом главным координатором и помощником. Принцип работы учителя – «я читаю, узнаю вместе с вами» конечно, в V классе нет потребности в анализе, поэтому чтение и анализ тесно связаны занимательными заданиями, игровыми элементами.


Начинаем знакомство с чтения наизусть «У лукоморья», известного детям по начальной школе. Можно предоставить возможность прочитать нескольким учащимся по две строчки. Увидим, если расскажем, что предисловие, вступление написано позже поэмы. Учащиеся попробуют определить роль этого отрывка. Выясним значение некоторых слов: лукоморье, дол, темница, чахнуть. Выбираем для этой работы толкователей ( на первых уроках ими становятся эрудированные дети). Не забудем, что в каждом классе есть читающие самостоятельно дети-консультанты; для них вопрос: встречаются ли герои поэмы в начале 1-й песни?

Учитель обращает внимание учащихся на то, что среди героев русских сказок и героев поэмы (Черномор и Руслан) был сам автор: он – слушатель, а для нас рассказчик и собеседник. К чему же читателя готовит поэт? Как называет он свое творение? Предлагаем ответить на этот вопрос словами автора: «…одну я помню: сказку эту поведаю теперь я свету…Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». Значит, сказка, сказание, преданье, история. Делаем совместно вывод: в поэме есть и сказочное, и реальное. Определяем тему. Многие обращаются к названию – о Руслане и Людмиле – влюблённых. Сопоставляем: сказка Андерсена «Соловей» не только о соловье. Предлагаем найти ответ там же, в начале 1-й песни. «Там русский дух… там Русью пахнет!» - поэма о Руси. Обратимся за помощью к консультантам: они, вспомнив сюжет, какие-нибудь детали, героев (князь Владимир, сказочные герои русских сказок, географические названия), докажут правильность ответа.

Дальнейшая работа с текстом развивает у учащихся умение определять границы смысловых отрывков с помощью учителя, вызывающего чтецов. После прочтения отрывка учащиеся могут его озаглавить и записать название на доске ( в тетради) в виде пунктов плана или перечисления сюжетных эпизодов.

Обращаем внимание на лексику – слова, которые создают историческое время в поэме. На доске толкователь или консультант напишет некоторые из них: чашники, гридница, витязи, брашно. Предлагаем найти слова, подчеркивающие атмосферы на свадьбе: веселый, веселье, шумный стол. Развиваем внимание к слову-информации. Зададим задачу поискового характера: найти слова, употреблённые в переносном значении, и определить их роль в строчке. Дети могут найти слова из строчек: «они веселье в сердце лили», «жужжит гостей весёлый круг».

Дочитав до строчки «то три соперника Руслана», предлагаем развить самостоятельно сюжет. Дети дают разные версии – консультант выберет верную. Если консультант отсутствует, читаем дальше и узнаем, чья версия верна. Ставим перед учащимися задачу: доказать с помощью текста, что столкновение соперников неизбежно. Им «брашна неприятны», они «в душе таят любви и ненависти яд». Чтобы определить качество первичного чтения( оно на любом этапе должно быть осмысленным) и подготовить учащихся к восприятию следующих событий, сыграем в игру «Кто внимательнее читал?». Все ли витязи – достойные соперники? Кто будет сражаться обязательно? В доказательство правильности своих ответов учащиеся приведут характеристику Фарлафа и определят пару соперников: Руслан – «храбрый воин» и Рогдай – «воитель смелый, мечом раздвинувший пределы богатых киевских полей».

Прочитав повторно характеристику Фарлафа, выясняем, как автор относится к своему герою. Пушкин смеется над ним: « крикун надменный», « в пирах никем не побежденный», «скромный воин». После такой яркой характеристики мы услышим речь Фарлафа, действительно речь «крикуна»: «Уж то-то крови будет… уж то-то жертва…», а «скромного воина» увидим очень скоро, в начале 2-й песни. Таким образом, формируется понятие о юморе и авторской оценке. В течение работы над текстом материалы о герое пополняются новыми сведениями.

Следующий отрывок «Похищение Людмилы» начинается многоточием и словом вдруг, на что обращаем внимание. Даем задание для следопытов: найти сказочный элемент, который Пушкин использует в этом отрывке. Важно, чтобы дети сказали: в поэме, как и в каждой волшебной сказке, есть приключения – испытания главных героев, есть существа, которые препятствуют героям в достижении счастья. Для доказательства, что сила, унесшая Людмилу, темная, просим найти ключевые слова, выражения, характеризующие эту силу: гром, дым, смерклось, дрожит, чернее мглы и , самое главное – лампада гаснет. Дети по просьбе учителя расскажут, как к этому событию относится автор: он сочувствует – «о горе!». Они попытаются объяснить, почему Пушкин активно беседует с читателем.

Далее сочиняем, предполагаем, как будут развиваться события. Консультант подскажет: следующий отрывок – решение Владимира. Читаем, и дети объясняют действия князя: ему важна жизнь дочери. Находим и повторно читаем речь Владимира, наблюдаем за интонацией. Просим сравнить характеристику героя в начале песни и в этом отрывке: «Владимир-солнце» и «старик, измученный тоской».

При чтении большого отрывка «Столкновение Рогдая и Фарлафа» ( это сделает или учитель, или хорошо читающий ученик) наблюдаем за сменой настроения, темпа, лексики. Все почувствовали динамику этого отрывка. Выясним, почему так происходит. Быстрая смена действий, большое количество глаголов, каждый герой движим сильными эмоциями и желаниями ( гнев, желание сразиться, страх за свою жизнь, стремление спастись). Просим консультантов рассказать о Фарлафе, класс – найти нужные строчки-цитаты, а следопытов – найти слова в характеристике героя, которые у читателей вызывают улыбку (доблестный Фарлаф, славный побег)
.

Поинтересуемся, как Пушкин ведёт повествование, какие черты сказочника, рассказчика учащиеся могут назвать ( при этом можно пользоваться текстом). Он хорошо представляет героев (речь, чувства, действия), останавливает повествование на самом интересном, заставляет думать, дает подробное описание ( волшебного дома Черномора, одежды Людмилы, сада), обладает чувством юмора. По просьбе учителя учащиеся найдут и прочитают смешные выражения или отрывки. Полностью будет прочитан отрывок «Появление Черномора и его несчастное удаление из спальни Людмилы»: «хотел бежать, но в бороде запутался, упал и бьётся». Спросим, почему Пушкин обращает наше внимание на то, что арапы забыли шапку колдуна.

В начале и в конце урока можно провести игру «Кто внимательно читал?». Класс выберет самого внимательного читателя по количеству правильных ответов на вопросы: где находилось наследственное селение Фарлафа; почему Руслан не падал духом, на что надеялся; кем был старец до знакомства с Наиной; кого Пушкин называет «кровавых битв искатель, питомец битвы»? чтение в классе может быть выборочным, если дети читали дома, то есть чередовать чтение и подробный пересказ или, отрабатывая навыки и умения работы с текстом, давать задание найти и прочитать эпизоды-описания, эпизоды-кульминации.

При коллективном чтении открываются возможности активизировать читательское восприятие. Анализ еще не научное исследование, но приёмы, использованные при чтении, создают общее эмоциональное впечатление о тексте.