Файл: Методические рекомендации по порядку проведения этапов Конкурса 21 Инструкция по оформлению конкурсной документации 29.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 183

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

5. Лист оценивания конкурсной работы на региональном этапе Конкурса (Приложение 5).

6. Протокол оценивания конкурсных работ участников Конкурса на региональном этапе (Приложение 6).

8. Сопроводительный лист передачи работ-победителей регионального этапа на федеральный этап Конкурса (Приложение 8).

Заявка на участие во Всероссийском конкурсе сочинений «Без срока давности» 2022/23 г.

Подпись руководителя/заместителя руководителя образовательной организации ____________________________________________ (Ф.И.О.)

Бланк конкурсной работы Всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности» 2022/23 г.

Тема сочинения

Лист оценивания работы участника Всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности» 2022/23 гг. на региональном этапе

Протокол оценивания работ участников регионального этапа Всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности» 2022/23 г.

Сопроводительный лист передачи работ-победителей регионального этапа на федеральный этап Всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности» 2022/23 г.


Техническое и методическое обеспечение работы для организации проведения учебно-методических вебинаров для членов жюри всех этапов Конкурса
Ответственным за организацию учебно-методических вебинаров для жюри школьного, муниципального и региональных этапов Конкурса является Координатор, для жюри федерального этапа – Оператор.

Для проведения учебно-методических семинаров/вебинаров для членов жюри в формате онлайн необходимо обеспечить устойчивую работу сети Интернет, работу камер, микрофонов, готовность материалов для презентации. Видеоматериалы и слайды готовятся предварительно
и проверяются на площадках проведения семинара.

Информационные материалы о проведении учебно-методических семинаров/вебинаров для членов жюри размещаются на официальном сайте Конкурса и в социальных сетях Конкурса, а также могут рассылаться посредством электронной почты. Целевая рассылка приглашений к участию учебно-методических семинарах/вебинарах проводится по электронной почте с обязательным указанием даты и времени начала мероприятия, а также даты и времени пробного тестирования оборудования.

В случае очной формы проведения семинара указывается место проведения с точным адресом и схемой проезда.

Все оборудование должно быть установлено заранее и произведено пробное включение.

Чтобы избежать накладок, следует предварительно, в обозначенное время, перейти по ссылке на тестирование оборудования, чтобы заранее выявить проблемы с аудио- и видеосвязью и предотвратить подобные проблемы во время проведения онлайн учебно-методических вебинаров
для членов жюри.

В методической части проведения учебно-методических семинаров/вебинаров для членов жюри может быть представлен план и задачи семинара/вебинара, в содержательной части которого обязательными являются разъяснения по особенностям системы оценивания конкурсных сочинений в соответствии с Положением и методическими рекомендациями. До членов жюри Конкурса на семинара/вебинаре доводится более развернутая информация, в том числе о единых критериях оценки для всех участников Конкурса. В процессе проведения учебно-методического семинара/вебинара могут использоваться фото-, видеоматериалы и презентации. Участники онлайн-вебинара имеют возможность слышать голос ведущего, просматривать видео и другие демонстрационные материалы, смогут задавать вопросы в чате.


Все материалы проведенных организационных и учебно-методических семинаров/вебинаров размещаются на официальном сайте Конкурса



Методические рекомендации по тематическим направлениям

для учителей истории, обществознания, русского языка
и литературы по подготовке обучающихся к написанию сочинений

Общая характеристика конкурсной работы

Конкурс проводится в целях сохранения исторической памяти
о трагедии мирного населения СССР – жертвах военных преступлений нацистов и их пособников в период Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, а также установления обстоятельств вновь выявленных преступлений против мирного населения.

Важным целевым ориентиром в проведении Конкурса является повышение степени личностного восприятия, соучастия и рефлексии обучающихся в отношении событий Великой Отечественной войны
и, в частности, фактов геноцида советского народа в этот период со стороны нацистов и их пособников. Конкурсная работа должна стать реальным инструментом в формировании активной гражданской позиции, побудить
к действиям, направленным на изучение и сохранение исторической памяти и исторического наследия, на недопущение фальсификаций и пересмотра позиций и оценок в отношении Великой Отечественной войны.

Конкурс проводится среди обучающихся образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования,
он базируется на принципах добровольности и учета возрастных особенностей.

Положение определяет порядок организации и проведения Конкурса.

Исходя из опыта проведения Конкурса в 2019-2022 годах, следует отметить, что объем конкурсной работы не регламентируется, однако рекомендуется ориентироваться на следующие показатели:

обучающиеся 1 категории участников (5-7 классы) – 2–4 страницы;

обучающиеся 2 категории участников (8-9 классы) – 3–5 страниц;

обучающиеся 3 категории (10-11(12) классы) и 4 категории (обучающиеся СПО) участников – 4–6 страниц.

Данное ограничение позволит избежать искусственного «раздувания» объема сочинения за счет фрагментов текста, не содержащих существенной информации. В то же время необходимо отметить, что поскольку в критериях оценивания отсутствует показатель, связанный с объемом конкурсной работы, изменение рекомендованного объема (как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения) не может являться основанием для отклонения конкурсной работы и отказа ее рассматривать членами жюри.



В Положении отдельно указано, что сочинение представляет собой прозаическое произведение, поэтические тексты конкурсных сочинений
не рассматриваются. Также форматом Конкурса не предусмотрено использование различного рода изображений (фотоматериала, картинок
и др.).

При написании сочинения важно донести до обучающихся факт,
что сочинение должно быть написано самостоятельно, с опорой
на достоверные источники информации. Все заимствования должны быть корректными
и оформлены как цитаты. Необходимо обратить внимание на то, что на всех этапах Конкурса жюри будет проверять конкурсные сочинения на наличие некорректных заимствований, в том числе с помощью системы «антиплагиат». В Положении указано, что в случае выявления в конкурсном сочинении на федеральном этапе высокого процента некорректных заимствований (более 25%), участник Конкурса лишается права
на дальнейшее участие в Конкурсе и не включается в список финалистов.
Об этом необходимо информировать всех участников Конкурса.

Содержательные аспекты тематических направлений Конкурса

Все тематические направления Конкурса 2022/23 года в большей степени, чем в предшествующие годы, акцентируют внимание на фактах геноцида мирного населения СССР нацистами и их пособниками в период Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, сохранения исторической памяти о них и установления обстоятельств выявленных в последние годы преступлений против мирного населения.

В уголовном кодексе Российской Федерации (ст. 357 УК РФ) геноцид определяется как «действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы как таковой путем убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы»1.

Под геноцидом советского народа в период Второй мировой войны
и Великой Отечественной войны как ее части подразумевается комплекс преступлений представителей гитлеровской Германии и её пособников, направленных на уничтожение различных социальных групп СССР. Методами уничтожения стали физическое истребление, создание невыносимых условий жизни, осуществление смертельно опасных садистских действий над людьми. Жертвы геноцида – представители подвергнутых уничтожению социальных групп, объединённые по национальному (этническому), политическому, территориальному и иным признакам.


В рамках Конкурса реализуется важнейший методологический принцип «Концепции преподавания учебного курса «История России»
в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы» – многоуровневое представление истории. Он предполагает, что необходимо сочетать изучение «истории Российского государства…, историю регионов и локальную историю (прошлое родного села, города, региона)». Такой подход способствует «осознанию обучающимися своей социальной идентичности
в широком спектре: прежде всего, как граждан России, а в связи с этим – жителей своего края, города, представителей определённой этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода
и семьи». Обращение обучающихся к изучению локальной истории, истории своей семьи способствует развитию умений применять полученные
на уроках знания, приобретению опыта поисковой и аналитической работы на доступном и близком им материале»2.

Сочинения, написанные на региональном, краеведческом материале,
с использованием семейных историй, будут иметь больший эмоциональный эффект, позволят участникам Конкурса в большей степени почувствовать свою сопричастность истории своей страны, и, следовательно, будут иметь большее воспитательное воздействие на личность участников.

Для зарубежных участников Конкурса сочинений предусмотрена возможность описания трагических событий Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, происходивших как на территории Российской Федерации, так и на территории других государств, в истории которых нашли свое отображение события Великой Отечественной войны 1941–1945 годов.

Рассмотрим подробнее особенности каждого из тематических направлений.

1. Места памяти геноцида советского народа со стороны нацистов
и их пособников во время Великой Отечественной войны 1941–1945 годов


С точки зрения цели Конкурса сохранения исторической памяти
о трагедии мирного населения СССР – жертвах военных преступлений нацистов и их пособников в период Великой Отечественной войны
1941–1945 годов и критериев оценивания работы – не имеет значения, какого масштаба памятник или музей выберет автор сочинения. Сочинение, написанное
в рамках данного тематического направления, может быть посвящено как небольшому мемориалу (памятному месту) или музею (разделу музея), расположенному в городе (населенном пункте), где проживает участник Конкурса, так и крупному памятнику или музею Великой Отечественной войны 19411945 годов.

Данное тематическое направление акцентирует внимание участников Конкурса, в первую очередь, на написание работ, посвященных сохранению и увековечению памяти погибших в результате военных преступлений нацистов и их пособников в годы войны мирных советских граждан
в музейных экспозициях, мемориальных комплексах, памятных местах.

Сочинение может отражать историю создания памятного места, мемориала или музея как расположенного в городе (населенном пункте), где проживает участник Конкурса, так и иных мемориальных комплексов, в том числе и за пределами Российской Федерации.

При написании работы автор может не только отразить процесс создания мемориала, но и показать трагические события, которым
он посвящен. В работах возможно авторское осмысление необходимости создания таких памятных мест, мемориалов, расширения экспозиций действующих музеев.

Через написание сочинения в рамках данного тематического направления у обучающихся должно формироваться понимание необходимости сохранения исторической памяти и преемственности поколений3, представление о собственном деятельном участии в этом процессе.

Проект «Без срока давности» начал работу по созданию виртуальных экскурсий по памятным местам (уже создано пять таких экскурсий): https://безсрокадавности.рф/mediateka/events-video/.

Информацию о музеях Великой Отечественной войны 1941–1945 годов можно найти на сайте «Культура. РФ», в разделе «Музеи Великой Отечественной войны» (https://www.culture.ru/materials/105219/muzei–velikoi–otechestvennoi–voiny), а также на следующих ресурсах:

Мемориальный комплекс «Хатынь» (Республика Беларусь): https://khatyn.by/ru/;

Государственный музей обороны и блокады Ленинграда: http://blokadamus.ru/;