Файл: Методические рекомендации по порядку проведения этапов Конкурса 21 Инструкция по оформлению конкурсной документации 29.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 204

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

5. Лист оценивания конкурсной работы на региональном этапе Конкурса (Приложение 5).

6. Протокол оценивания конкурсных работ участников Конкурса на региональном этапе (Приложение 6).

8. Сопроводительный лист передачи работ-победителей регионального этапа на федеральный этап Конкурса (Приложение 8).

Заявка на участие во Всероссийском конкурсе сочинений «Без срока давности» 2022/23 г.

Подпись руководителя/заместителя руководителя образовательной организации ____________________________________________ (Ф.И.О.)

Бланк конкурсной работы Всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности» 2022/23 г.

Тема сочинения

Лист оценивания работы участника Всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности» 2022/23 гг. на региональном этапе

Протокол оценивания работ участников регионального этапа Всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности» 2022/23 г.

Сопроводительный лист передачи работ-победителей регионального этапа на федеральный этап Всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности» 2022/23 г.

направления может быть посвящено оккупации советских территорий и преступлениям нацистов против мирных жителей глазами детей войны.

Дети войны – это категория населения, юридический статус которой
до сих пор не определен, однако это особая и уже уходящая вслед
за ветеранами группа нашего народа, которая своими глазами видела ужасы Великой Отечественной войны. Дети войны – это пионеры-герои, дети полка, дети, оказавшиеся на оккупированных территориях, в блокадном Ленинграде, угнанные в Германию, отправленные в концентрационные лагеря, работавшие в тылу на заводах и фабриках, на полях. Это люди, которых война лишила детства.

Основой конкурсной работы могут стать воспоминания детей войны, переживших оккупацию, ставших свидетелями военных преступлений, живших и работавших в тылу. Это могут быть родственники, знакомые автора сочинения, или история, найденная в опубликованных источниках.
В первом случае осмысление этих материалов поможет сделать сочинение авторским текстом, подчеркивающим связь и преемственность поколений.

Кроме воспоминаний, материалами для написания сочинения могут стать впечатления, образы войны, переданные последующим поколениям писателями и поэтами, драматургами. Например, поэт А. В. Жигулин
во время войны был подростком, и тема родного города, детства и войны отчётливо звучит в его творчестве.

При работе над сочинением по данному тематическому направлению помимо домашних архивов и воспоминаний родственников можно воспользоваться следующими материалами:

проект «Дети Войны»: https://detivoyni.ru. Проект представляет короткометражные художественные фильмы, основанные на реальных историях детей войны;

проект «Я Помню»: база интервью с участниками Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.: https://iremember.ru/;

лекция «Дети и подростки – жертвы нацистской оккупационной политики в период Великой Отечественной войны»: https://vk.com/video-40818390_456239663.

Также в Интернете есть ряд интересных публикаций о детях войны, например, https://www.noo-journal.ru/dnevnik-tani-savichevoy/; https://mir24.tv/articles/16445638/vy-smozhete-zhit-v-odnoi-komnate-s-mertvecom-chto-rasskazyvali-vyzhivshie-o-blokade-leningrada и др.


4. Произведения литературы, музыкального, изобразительного, драматического и (или) кинематографического искусства, отражающие геноцид мирного населения в годы Великой Отечественной войны
1941–1945 годов


Конкурсная работа в рамках вышеназванного тематического направления дает широкие возможности для выбора объекта осмысления: это может быть музыкальное произведение, театральная постановка
и кинофильм, произведения живописи или скульптуры о Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Содержательной особенностью данного направления является акцентирование внимания на произведениях искусства, посвященных преступлениям нацистов и их пособников против мирных жителей.

Поскольку искусство представляет собой особый способ осмысления действительности, для которого характерно ее образное отражение, обращение к чувствам, эмоциям зрителей, сочинение, написанное в рамках данного тематического направления, будет отражать эти особенности искусства.

Можно предложить две стратегии написания сочинения в рамках этого тематического направления.

В первом случае можно отталкиваться от высказывания известного человека (кинокритика, режиссера, актера, композитора, общественного деятеля и т.п.) по поводу просмотренного конкурсантом театрального спектакля или кинофильма, прослушанного музыкального произведения, увиденной картины или скульптуры. В этом случае автор конкурсной работы должен будет согласиться или опровергнуть идею этого высказывания
и аргументировать свое мнение. В качестве аргументов могут быть использованы исторические факты, собственные суждения
и умозаключения, описание эмоций, вызванных произведением. Используемые аргументы должны быть разнообразными. Система аргументации должна быть непротиворечивой и соответствовать подтверждаемой мысли.

Другим подходом к планированию содержания конкурсной работы
в рамках данного тематического направления может быть отражение в нем собственных впечатлений, эмоций от просмотренного кинофильма
и спектакля, увиденной картины или скульптуры. В этом случае оно будет носить более оригинальный и авторский характер, но и здесь позиция автора требует четкой аргументации.

В качестве объекта рассмотрения в конкурсной работе может быть выбрано как известное, так и малоизвестное произведение искусства. Выбор малоизвестного произведения придаст работе более оригинальный характер.

При работе над сочинением по данной теме рекомендуются следующие материалы (примеры некоторых произведений).



Песни и симфонии

«Священная война» на стихи В. Лебедева-Кумача и музыку А. Александрова.

«Жди меня» на стихи К. Симонова и музыку М. Блантера.

«В лесу прифронтовом» на стихи М. Исаковского и музыку М. Блантера.

«Вечер на рейде» на слова А. Чуркина и музыку В. Соловьева-Седого.

«Темная ночь» на слова В. Агатова и музыку Н. Богословского.

«Соловьи» на слова А. Фатьянова и музыку В. Соловьева-Седого.

«В землянке» на стихи А. Суркова и музыку К. Листова.

Симфония № 9. Д. Шостаковича.

Симфония № 5. С. Прокофьева.

Симфония № 7 «Ленинградская». Д. Шостаковича.

Документальные и художественные фильмы

Документально–публицистический фильм Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм»: https://www.culture.ru/movies/617/obyknovennyi–fashizm. Фильм разоблачает человеконенавистническую сущность фашизма, показывает ту почву, на которой он был взращен.

Лекция Евгения Марголита о фильме «Обыкновенный фашизм»: https://www.culture.ru/movies/3113/obyknovennyi–fashizm–mikhail–romm–1966.

Документальный фильм «Суд народов»: https://www.youtube.com/
watch?v=vShbwjnqG94. Знаменитый документальный фильм, созданный
в 1947 году Романом Карменом, является хроникой Нюрнбергского процесса, суда над главными нацистскими преступниками.

Документальный фильм «Нюрнберг: процесс, которого могло не быть»: https://yandex.ru/video/preview/?text=нюрнберг%20процесс%20которого%20могло%20не%20быть%20документальный%20фильм&path=wizard&parent–reqid=1609832655300375–1468359416464811884800274–prestable–app–host–sas–web– yp–74&wiz_type=vital&filmId=5285569310913882884.

Художественные фильмы о войне, размещенные на Портале «Культура.РФ». Портал «Культура.РФ» собрал подборку самых пронзительных фильмов о Великой Отечественной войне, показывающих не только батальные сцены, но и простые человеческие судьбы, трудности, лишения, трагические потери, в том числе гибель мирных жителей. Среди представленных на портале фильмы: «Баллада о солдате», «Освобождение», «Летят журавли», «Иваново детство», «…А зори здесь тихие»,
«Белорусский вокзал», «Иди и смотри», «Проверка на дорогах», «Они сражались за Родину», «Восхождение», «Звезда», «Подранки», «Живые и мертвые».

Театральные спектакли

Можно попросить Нину? – https://puppetmo.ru/poster/mozhno–poprosit–ninu–27/.

Если ворон в вышине – http://art–teatr.ru/esli–voron–v–vyshine/.

Ленинградка – https://puppet.ru/performances/leningradka.

Судьба одного дома – https://teatrarmii.ru/news/OnlinetranslyatsiyaspektaklyaSudbaodnogodoma/.

Не унывай! – https://rus–drama.ru/performances/ne–unyvaj.html.

Мой Марат – https://taganka–sat.ru/repertuar/moi–marat.

Сын полка – https://teatr-sats.ru/syn-polka.

В шесть часов вечера после войны – https://teatr–sats.ru/shest–chasov–vechera.

Веселый солдат – https://m–g–t.ru/performance/soldat/.

Картины

Пластов А. «Фашист пролетел», 1942 г.

Дейнека А. «Оборона Севастополя», 1942 г.

Пименов Ю. «Фронтовая дорога», 1944 г.

Лактионов А. «Письмо с фронта», 1947 г.

Герасимов С. «Мать партизана», 1950 г.

5. Деятельность поисковых отрядов, общественных организаций и движений молодежи по сохранению и увековечению памяти о геноциде советского народа в период Великой Отечественной войны 1941–1945 годов

Выбор данного тематического направления может быть связан с тем, что участник Конкурса уже является членом поискового отряда или волонтерской организации либо обдумывал свое возможное участие в них, заинтересовался их деятельностью. Написание сочинения в рамках этого тематического направления предполагает демонстрацию личного вклада
в данные молодежные движения и организации.

В сочинении могут быть раскрыты различные направления волонтерской деятельности (волонтерское сопровождение Парадов Победы и Бессмертного Полка в городах России, благоустройство памятных мест
и воинских захоронений, проведение акций и реализация таких проектов, как «Георгиевская ленточка», «Свеча памяти», «Внуки Победы», помощь ветеранам, сбор их воспоминаний, производство позитивного контента: статьи, фото и видео, сопровождение групп и аккаунтов в социальных сетях и т.п.), должен быть сделан
акцент на ее добровольность и безвозмездность.

Особый вид волонтерства поисковое движение. Участники поисковых организаций проводят экспедиции практически во всех регионах Российской Федерации, где велись боевые действия. Они поднимают
и перезахоранивают останки павших защитников Отечества, устанавливают имена героев. Активисты работают в архивах, помогают родственникам узнать о судьбе своих близких, ухаживают за воинскими захоронениями, составляют Книги Памяти, занимаются патриотическим воспитанием, реализуют просветительские проекты, проводят выставки по итогам поисковых работ. Именно поисковики были одними из первых, кто, обнаружив массовые захоронения мирных жителей со следами насильственной смерти, заговорили о необходимости признания этих фактов геноцидом советского народа в годы Великой Отечественной войны.

При написании конкурсного сочинения стоит акцентировать внимание не на общих словах о пользе волонтерства и направлениях их деятельности, а на конкретном деле, с которым столкнулся или познакомился автор работы. Имеет смысл раскрыть роль, вклад этого конкретного дела в общее дело сохранения памяти о геноциде советского народа в период Великой Отечественной войны 1941–1945 годов.

Для написания сочинения можно воспользоваться материалами СМИ о находках поисковиков, а также материалами крупных сайтов, аккумулирующих информацию по поисковому движению и волонтерству.

Некоторые материалы электронных СМИ

Поисковики нашли останки убитых фашистами мирных жителей в КБР: https://rg.ru/2021/10/29/reg-skfo/poiskoviki-nashli-ostanki-ubityh-fashistami-mirnyh-zhitelej-v-kbr.html;

Поисковики нашли в парке «Сильвия» останки мирных жителей, убитых немецкими оккупантами: https://nevnov.ru/23524349-poiskoviki_nashli_v_parke_sil_viya_ostanki_mirnih_zhitelei_ubitih_nemetskimi_okkupantami;

Поисковики обнаружили останки 128 человек на месте расстрела жителей Курска в годы войны: https://tass.ru/obschestvo/15450505;