Файл: Методические рекомендации по порядку проведения этапов Конкурса 21 Инструкция по оформлению конкурсной документации 29.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 186

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

5. Лист оценивания конкурсной работы на региональном этапе Конкурса (Приложение 5).

6. Протокол оценивания конкурсных работ участников Конкурса на региональном этапе (Приложение 6).

8. Сопроводительный лист передачи работ-победителей регионального этапа на федеральный этап Конкурса (Приложение 8).

Заявка на участие во Всероссийском конкурсе сочинений «Без срока давности» 2022/23 г.

Подпись руководителя/заместителя руководителя образовательной организации ____________________________________________ (Ф.И.О.)

Бланк конкурсной работы Всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности» 2022/23 г.

Тема сочинения

Лист оценивания работы участника Всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности» 2022/23 гг. на региональном этапе

Протокол оценивания работ участников регионального этапа Всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности» 2022/23 г.

Сопроводительный лист передачи работ-победителей регионального этапа на федеральный этап Всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности» 2022/23 г.



Музей «Памяти жертв нацизма» в Военно-медицинском музее, Санкт-Петербург: https://milmed.spb.ru/музей–памяти–жертв–нацизма/;

Мемориальный комплекс жертвам фашизма «Змиевская балка» (Ростов-на-Дону): http://www.voopiik–don.ru/main/2009–06–01–10–23–39/37–2009–06– 01–06–57–03/479––q–q–;

«Мемориал жертвам фашистской оккупации Крыма 1941–1944 гг. Концлагерь «Красный» (Республика Крым): https://www.tavrida– museum.ru/memorial;

«Место памяти» (сохранение объектов военно-исторического наследия) https://местопамяти.история.рф/;

MIEJSCE PAMIĘCI I MUZEUMAUSCHWITZ–BIRKENAU (Музей Аушвиц-Беркенау (Освенцим), Польша: http://www.auschwitz.org/.
2. Уничтожение мирного населения на оккупированной территории в результате карательных операций, на принудительных работах
в изгнании, в местах массового силового заключения и содержания граждан СССР


Такая тематика сочинения подходит в первую очередь участникам Конкурса, живущим в регионах, которые были оккупированы фашистами
в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, однако и жители других регионов могут работать в рамках этого направления.

Особенностью сочинения в рамках данного тематического направления является широта охвата исторического материала. Жертвами преступлений нацистов на оккупированных территориях Советского Союза стали миллионы мирных граждан, погибших в ходе военных действий
и карательных акций, ставших жертвами варварских бомбардировок
и обстрелов в прифронтовых районах, умерших от голода и болезней, ставших узниками концлагерей, переживших депортацию
в Германию в качестве рабочей силы.

Данное сочинение может быть написано с точки зрения трех разных подходов.

Первый подход предполагает написание сочинения, отражающего планы и действия немецко-фашистских агрессоров и их пособников
по уничтожению мирного населения на оккупированной территории.

Второй подход подразумевает, что участник Конкурса хочет показать масштаб потерь мирного населения на оккупированных территориях.

Третий подход ориентирован на описание единичной, иногда очень личной истории, в том числе истории своих родственников, переживших оккупацию, угнанных на принудительные работы, помещенных

в концентрационные лагеря.

В любом случае сочинение должно отражать по преимуществу историю именно мирных жителей, подвергшихся геноциду, а не военнослужащих Красной Армии, воевавших на фронтах войны.

При выборе обучающимся первого подхода сочинение может быть посвящено как описанию человеконенавистнических нацистских теорий (расширение «жизненного пространства», уничтожение «неполноценных» рас), так и конкретным действиям преступного характера, включая непосредственные убийства, убийство голодом и холодом, непосильной работой, лишением медицинской помощи.

Объектом рассмотрения могут быть:

– преступления, совершенные на оккупированной территории Союза Советских Социалистических Республик, оставившие незабываемый след
в истории города, села, района, региона;

– преступления, совершенные в отношении мирных советских граждан, заключенных нацистских концлагерей, созданных как на оккупированной территории, так и на территории Германии;

– преступления, совершенные в отношении мирных советских граждан, депортированных на территорию Германии в качестве рабочей силы (остарбайтеры).

Сочинение из-за относительно небольшого объема не следует выстраивать как набор фактов. Целесообразно акцентировать внимание
на сущностном содержании, показав личное отношение автора к военным преступлениям нацистов, аргументированное юридическими и морально-этическими основаниями. При описании конкретных преступных действий важно показать связь выбранных частных фактов (событий), происходивших на территории города, села, района, региона с общей преступной политикой нацизма и политикой геноцида мирного советского населения.

Для поиска и отбора исторических фактов в рамках данного подхода можно воспользоваться открытыми источниками (архивами, библиотеками, музеями (особенно небольших городов и населенных пунктов, где доступ
к ним значительно легче, чем в крупных городах), а также информационными порталами). Важным источником информации может стать сайт проекта «Без срока давности»: https://безсрокадавности.рф/about.

Если обучающийся выбирает второй вариант и хочет показать масштабы потерь среди мирного населения, ему целесообразно начать работу с изучения архивных материалов и знакомства с обобщающими статьями по тематике потерь среди мирного населения в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов.

Конкурсная работа, построенная на изучении архивных документов, предполагает не столько научное исследование, сколько эмоционально окрашенный рассказ, связанный, например, с обстоятельствами поиска документа или оценкой описываемых в нем событий. Возможным вариантом написания работы может стать небольшое «расследование».



Важным источником информации по данному тематическому направлению являются материалы Федерального архивного проекта «Преступления нацистов и их пособников против мирного населения СССР в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов»: http://victims.rusarchives.ru/02–09–2020–federalnyy–arkhivnyy–proekt–press–reliz. В данный проект включены более 2 600 архивных документов, фотографий, фрагментов кинохроники и фонозаписей, посвященных злодеяниям нацистов и их пособников.

Сведения об архивных документах о преступлениях против мирных советских граждан можно получить на сайте проекта «Без срока давности» (https://безсрокадавности.рф/biblioteka/sborniki-po-regionam/).

В рамках Проекта впервые в России была издана многотомная серия, которая включает архивные документы о преступлениях нацистов и их пособников, подтверждающие факт геноцида против мирного населения
на оккупированной территории РСФСР в годы Великой Отечественной войны. В данном издании каждый из 24 томов посвящен одному из оккупированных в годы войны регионов бывшей РСФСР (в 2022 году прошла презентация 25 тома, посвященного хабаровскому процессу). Авторами Проекта было выявлено порядка 7 000 документов из 80 федеральных, региональных, муниципальных и ведомственных архивов,
из которых 5 835 документов вошли в сборники. Также в рамках Проекта создана цифровая база архивных документов
(https://бд.безсрокадавности.рф ).

Сочинение может быть написано на основе анализа опубликованных исторических данных, например, с сайта Министерства обороны Российской Федерации (https://function.mil.ru/news_page/country/more.htm?id=10335986%40cmsArticle), где приводятся статистические данные по численности мирного населения Советского Союза, преднамеренно истребленного на временно оккупированной территории, численности населения, угнанного гитлеровцами с временно оккупированной территории СССР на работы
в Германию. Для работы также рекомендуется использовать электронный портал «Архивы России» http://rusarchives.ru/.

https://victims.rusarchives.ru/ – Федеральный архивный проект «Преступления нацистов и их пособников против мирного населения СССР в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.». Интернет-проект федерального архивного агентства (Росархив) совместно с Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, Министерством иностранных дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации,

в который включены более 2 600 архивных документов (более 9,5 тыс. электронных образов), в том числе 10 часов фонозаписей и 3 часа кинохроники, распределенные по трем разделам: «Анатомия зла». Планы, директивы, приказы военно-политического руководства нацистской Германии по оккупации СССР; «Забвению не подлежит». Злодеяния немецко-фашистских войск и их пособников; «Справедливое возмездие». Судебное преследование нацистских преступников. Документы на сайте опубликованы в виде цифровых копий (фотографий). Есть ресурс поиска по фамилии, по территории, используется система тегов (поиск по ключевым словам).

https://victory.rusarchives.ru/ – Сайт «Победа. 1941–1945», создан Федеральным архивным агентством (Росархив), размещен
на общероссийском портале «Архивы России». Сайт создан в 2001 г.
в рамках государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы» и направлен на повышение эффективности использования архивных фотодокументов по истории Великой Отечественной войны в культурно-просветительских, научно-педагогических целях, в информационных мероприятиях и в работе
по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации
на примерах героизма и беззаветного служения Отечеству представителей военного поколения. Сайт включает экспозицию наиболее значимых архивных фотодокументов, раскрывающих величие и исторический подвиг советского народа в Великой Отечественной войне. Тематический каталог сайта содержит рубрику «На оккупированной территории», посвященную жертвам войны среди мирного населения.

Архивные материалы по данному тематическому направлению также можно найти в фондах следующих архивов: Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ), Российский государственный военный архив (РГВА), Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ), Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД), Российский государственный архив фонодокументов (РГАФД), Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ), ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации» (ЦА МО РФ), ФКУ «Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ГИАЦ МВД России), Архив внешней политики Российской Федерации Историко-документального департамента МИД России (АВП РФ), а также
в государственных архивных учреждениях в субъектах Российской Федерации.

Отдавая предпочтение описанию личной истории (третий подход),

в качестве героев автор может выбрать жителей своего населенного пункта, ставших жертвами нацистской политики геноцида. При этом необходимо помнить, что отдельным тематическим направлением конкурса является «Преступления против детства в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов» (см. далее), поэтому данное направление предполагает работу
с историческим материалом о взрослых участниках событий. Соотнося исторические факты, воспоминания выживших и мнения своего окружения, конкурсант получит возможность не только описать трагедию, но и оценить уровень отношения к ней современников.

Одним из наиболее сложных моментов в отражении данной темы представляется передача автором темы прерванной жизни – трагедии обычных людей, убитых нацистами, умерших от голода и лишений. Автор может построить конкурсную работу в форме рассуждения – как сложилась бы жизнь человека, не будь этой войны.

Объем конкурсного сочинения не позволит подробно
и систематически изложить биографию выбранного персонажа, поэтому самым сложным при написании сочинения в рамках данного тематического направления станет отбор биографического материала.

Источниками для написания такого сочинения могут быть как отдельные архивные документы, так и источники личного происхождения (воспоминания, видеозаписи интервью и т.п.), материалы местных музеев.

3. Преступления против детства в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов

Данное тематическое направление выделяет детей в особую категорию участников Великой Отечественной войны. И это не случайно, ведь война отняла у них детство. Детская несформировавшаяся психика, вне зависимости от того, где жил ребенок – в оккупации, в тылу,– подверглась ужасному воздействию военных событий, и уже в силу этого факта можно говорить о геноциде в отношении этой особенной социальной группы.

Сочинение в рамках данного тематического