Файл: Методические рекомендации по порядку проведения этапов Конкурса 21 Инструкция по оформлению конкурсной документации 29.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 202

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

5. Лист оценивания конкурсной работы на региональном этапе Конкурса (Приложение 5).

6. Протокол оценивания конкурсных работ участников Конкурса на региональном этапе (Приложение 6).

8. Сопроводительный лист передачи работ-победителей регионального этапа на федеральный этап Конкурса (Приложение 8).

Заявка на участие во Всероссийском конкурсе сочинений «Без срока давности» 2022/23 г.

Подпись руководителя/заместителя руководителя образовательной организации ____________________________________________ (Ф.И.О.)

Бланк конкурсной работы Всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности» 2022/23 г.

Тема сочинения

Лист оценивания работы участника Всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности» 2022/23 гг. на региональном этапе

Протокол оценивания работ участников регионального этапа Всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности» 2022/23 г.

Сопроводительный лист передачи работ-победителей регионального этапа на федеральный этап Всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности» 2022/23 г.



Несмотря на непринужденный стиль общения, созданный автором эссе, текст данного произведения отличается тщательно отобранными языковыми средствами, лучшим образом позволяющими автору выразить свою точку зрения. К языковым особенностям эссе относится отсутствие сложных формулировок, длинных предложений, эмоциональность речи, наличие экспрессивных средств выразительности, ярких образов, афоризмов, парадоксальных утверждений.

Ограничений по объему эссе обычно не существует, но эссе – жанр лаконичный. Внутреннее единство, целостность тексту в жанре эссе придает авторское мнение по поводу обсуждаемой проблемы.

Экскурсия

По определению Большого энциклопедического словаря, экскурсия (от лат. excursio ‒ поездка) – это коллективное посещение достопримечательных мест, музеев и пр. с учебными или культурно-просветительскими целями, часто сочетается с туризмом.

В экскурсии участвуют экскурсовод (специалист, который ведет экскурсию) и экскурсанты (люди, посещающие достопримечательные места, музеи и др.). Экскурсовод ведет экскурсию посредством рассказа
о достопримечательностях. Рассказ в экскурсии – это текст, который самостоятельно составляется экскурсоводом с целью предоставления основной информации о посещаемых достопримечательных местах,
о памятниках, исторических событиях, о деятельности конкретных исторических лиц. Экскурсовод дает комментарии и пояснения увиденного экскурсантами. В то же время экскурсия не может превратиться в лекцию. Экскурсовод должен помочь экскурсантам воссоздать в своем сознании события, происходившие в посещаемых местах. Показ объектов сопровождается анализом, пояснениями, историческими справками.

Рассказ экскурсовода производит впечатление спонтанной, неподготовленной речи, так как реализуется в непосредственном общении с экскурсантами. В то же время экскурсовод-профессионал готовит свои рассказы для каждой экскурсии заранее.

К рассказу экскурсовода предъявляются определенные требования: он должен быть посвящен определенной теме, непосредственно связан с посещаемыми объектами, содержать научные сведения, логично выстроен, изложение должно быть доступно, суждения должны быть законченными.

Особенность рассказа экскурсовода заключается в том, что он является монологом. В то же время монолог может быть выстроен как скрытый диалог, когда говорящий задает вопросы и сам тут же отвечает на них.


Рассказ экскурсовода должен вызывать эмоциональный отклик
у слушателей, вызывать интерес к посещаемому месту и связанным с этими местами событиям. Поэтому такой рассказ должен содержать яркие образные средства, должен быть эмоционально окрашен.

Экскурсовод может построить рассказ как повествование, если стремится рассказать о том, где и каким образом происходили события, или как реконструкцию, если есть желание восстановить тот или иной объект (памятное место, сооружение) в сознании экскурсантов. В любом случае рассказ экскурсовода должен быть подчинен показу объектов. Автор экскурсии должен стремиться своей речью зрительно воссоздать картины, связанные с посещаемыми объектами. Это достигается путем образного рассказа.

Показывая конкретные объекты, необходимо понимать, какую информацию требуется представить о них прежде всего. Так, если объектом экскурсии являются памятники истории и культуры как произведения искусства, дается информация об историческом событии, о конкретном деятеле, в честь которого воздвигнут данный памятник; показывая здание как архитектурный объект, рассказывают об исторических событиях, которые связаны с этим зданием; если рассматривается жилой дом как постройка определенной эпохи, описывается жизнь и деятельность людей, которые связаны с этим домом; если рассматриваются шоссе, мост, канал
как инженерные сооружения, рассказывается об отрасли науки, с развитием которой данное сооружение связано, о событиях, во время которых
эти сооружения использовались; если идет речь о природных объектах
(лес, пещера, катакомбы и др.), рассказывают о событиях, которые происходили на данной территории.

Зачастую рассказ экскурсовода начинается информацией
о любопытной подробности, связанной с посещаемым объектом. В рассказ должна войти краткая справка об объекте, содержащая описание
его особенностей. Иногда такая информация может быть представлена в виде репортажа с места событий, объяснения, описания.

Языковыми особенностями рассказа экскурсовода являются наличие слов, ориентирующих экскурсантов в пространстве (вы видите…; посмотрите на…; обратите внимание на …, перед вами…, вы видите…); наличие обращений и вводных слов (таким образом, следовательно, итак, наконец и др.); использование оценочной и эмоционально окрашенной лексики; цитирование высказываний, способных произвести наибольшее эмоциональное воздействие. Поскольку высказывание экскурсовода относится прежде всего к устной речи, ему свойственна лексическая


и синтаксическая упрощенность.

Текст заочной, виртуальной экскурсии, несомненно, должен соответствовать всем описанным требованиям. В то же время за отсутствием реально посещаемого объекта текст такой экскурсии должен сопровождаться ярким визуальным рядом, должен быть особенно образным
и выразительным.

Рецензия

Рецензия ‒ это сложный речевой жанр, связанный с интерпретацией произведения искусства или научного труда, с выражением собственного понимания, оценивания этого произведения. Рецензия ‒ это критическое высказывание, в основе которого лежит анализ художественного
или научного произведения в единстве содержания и формы. В рецензии,
с одной стороны, дается аргументированное истолкование, с другой стороны, ‒ объективная оценка произведения. Если рецензируется художественное произведение, предметом исследования и оценивания становится его поэтика, позиция автора и способы ее выражения, проблематика, конфликт, сюжетно-композиционное своеобразие, система персонажей, язык и т.д.

Рецензия в силу жанра не может претендовать на полноту исследования произведения, в ней отмечаются наиболее яркие и значимые
его особенности. Авторские особенности рецензии проявляются в глубине высказываемых суждений, в убедительности аргументов, оригинальности ассоциаций, индивидуальности стиля.

Рецензия может быть яркой, публицистичной, может приближаться
к жанру эссе, к литературоведческой статье.

Строить рецензию рекомендуют следующим образом: сначала дается обоснование выбора объекта для рецензии, затем дается истолкование
и оценка выбранного произведения, в завершение дается вывод
о достоинствах исследуемого текста.

Причиной выбора объекта для рецензии может быть, например,
тот факт, что имя автора ново или это новое произведение уже известного автора, что данное произведение вызвало бурную полемику в обществе, что проблематика произведения сохраняет свою актуальность, что состоялся юбилей автора и т.д. Важно подчеркнуть историко-культурную ценность произведения.

В процессе истолкования и оценки идейно-художественного своеобразия произведения анализируется заголовок и сюжетно-композиционные особенности произведения, дается характеристика проблематики и художественного конфликта, выявляются средства выражения художественной идеи произведения, интерпретируются средства выражения авторской позиции, другие особенности авторского стиля

и метода.

По завершении анализа автор рецензии делает вывод
о художественных достоинствах изучаемого произведения, о его значимости для литературного процесса, для общественной жизни.

Способ изложения в рецензии может отличаться диалогичностью. Для более сильного воздействия на читателя могут быть использованы риторические вопросы, односоставные предложения, цитаты, привлекаться личные эмоции и переживания.

Притча

Такой жанр, как притча, представляет собой краткое нравственное поучение, высказанные в образной, иносказательной форме. Притча может использоваться в качестве иллюстрации для раскрытия требований нравственного характера. Нередко приточные образы заимствуются
из области человеческого опыта, но бывает, что они создаются воображением. Как правило, притча объясняет непонятное
или малопонятное при помощи хорошо понятного.

Для притчи характерны две существенные особенности:

1. Обобщение. То, о чем говорится в притче, можно применить
к разным жизненным ситуациям.

2. Передача мироощущения. В построении притчи отражается не частный эпизод, а мироощущение людей, которые начали познавать мир.

Этот жанр возник на Востоке, в древности, где любили говорить загадками, иносказаниями или аллегориями. Аллегория (от греческого allos ‒ иной, agoreuo ‒ говорю) ‒ это сказание, в котором за конкретным, понятным всем словом скрывается глубокое философское значение. 
В обычном, житейском случае скрывается всеобщий смысл ‒ урок для всех людей, но увидеть этот смысл дано не всем, а очень немногим.

Жанровые признаки притчи: малый объем, сказовая форма, кольцевая композиция, сюжет из обыденной жизни, иносказание, отвлеченное понятие, нравоучение.

Притчей зачастую называют сюжет, содержащий напутствие слушающему или читающему. Это маленький нравоучительный рассказ, вроде басни, но без морали, без прямого наставления. Рассказанное событие имеет притчевый вид только тогда, когда в его контексте проступает: делай так, а не иначе.  С давних времен полюбили на Руси притчи, толковали Библейские сюжеты и сочиняли свои.

Притча близка к басне, но отличается от неё широтой обобщения, значимостью заключённой в притче идеи. В отличие от басни, мораль
в притче каждый извлекает или не извлекает сам, следует или не следует
ее наставлениям. Главными героями басен являются люди или животные, наделенные определенными человеческими качествами, обычно помещенные в ситуации бытового характера. Действующие лица притчи

не имеют ни внешних черт, ни «характера». Это некий человек, некий царь, некая женщина, некий крестьянин, некий отец, некий сын. Это «человек вообще». Смысл притчи не в том, какой человек в ней изображен, а в том, какой этический выбор сделан человеком. Также в притче нет указаний
на место и время действия, показа явлений в развитии: её цель
не изображение событий, а сообщение о них.

Притча предполагает особую форму построения сюжета: не линейную, а параболическую. Повествование в ней начинается с отвлеченного предмета, затем следует описание какого-либо назидательного случая,
а в конце опять возвращается к исходному; содержание такого рассказа напряженно-выразительно.


Методические рекомендации

по формированию рабочей группы для организации и проведения региональных этапов образовательно-просветительских мероприятий

проекта «Без срока давности» в субъекте Российской Федерации

  1. Ответственным за организацию и проведение образовательных мероприятий в рамках Проекта является орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, официальным представителем которого является утвержденный учредителем Конкурса Координатор.

  2. Рабочая группа утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования.

  3. Рекомендуемый состав рабочей группы:

руководитель рабочей группы – Координатор;

заместители руководителя рабочей группы: Организатор Всероссийского конкурса сочинений, Организатор Фестиваля музеев образовательных организаций, Организатор Всероссийского конкурса исследовательских проектов «Без срока давности» в субъекте Российской Федерации;

члены рабочей группы, включая организаторов наиболее значимых образовательно-просветительских