Файл: Методические рекомендации по порядку проведения этапов Конкурса 21 Инструкция по оформлению конкурсной документации 29.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 199

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

5. Лист оценивания конкурсной работы на региональном этапе Конкурса (Приложение 5).

6. Протокол оценивания конкурсных работ участников Конкурса на региональном этапе (Приложение 6).

8. Сопроводительный лист передачи работ-победителей регионального этапа на федеральный этап Конкурса (Приложение 8).

Заявка на участие во Всероссийском конкурсе сочинений «Без срока давности» 2022/23 г.

Подпись руководителя/заместителя руководителя образовательной организации ____________________________________________ (Ф.И.О.)

Бланк конкурсной работы Всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности» 2022/23 г.

Тема сочинения

Лист оценивания работы участника Всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности» 2022/23 гг. на региональном этапе

Протокол оценивания работ участников регионального этапа Всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности» 2022/23 г.

Сопроводительный лист передачи работ-победителей регионального этапа на федеральный этап Всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности» 2022/23 г.



Путевой очерк отличается от предыдущих видов очерка тем, что в нем социальная проблематика рассматривается посредством описания событий, встреч с людьми, произошедших во время путешествия автора, описания различных мест, посещаемых автором во время путешествия. Отбирая ключевые события для путевого очерка, автор ориентируется на выбранную тему, обсуждаемую проблему и выражение собственной позиции в этом отношении.

Факты, отобранные для очерка, с одной стороны, должны документально соответствовать реальности, с другой стороны, должны составлять оригинальную конструкцию, позволяющую наилучшим образом раскрыть тему, замысел автора. Избранные для описания проблема, событие, персона в очерке раскрываются через определенное противоречие, конфликт. Центральный образ очерка, созданный на документальной основе, изображенный драматично и эмоционально, всегда является собирательным, представляет собой обобщение, позволяет автору выразить оценку жизненных явлений.

Искусство очеркиста как хорошего художника состоит в том, чтобы несколькими штрихами создать узнаваемый собирательный образ, показать его драматичность и социальную обусловленность, дать ему оценку. Отбирая определенные детали для очерка, важно определить, какая из них станет
в очерке основной.

Драматизм, динамичность, оригинальность и эмоциональность очерка создаются посредством умелого использования автором портретов
и диалогов, речевых характеристик, пейзажей, деталей, описаний ситуаций
и др. Создание очерка дает автору возможность ярко показать важное жизненное, социальное, явление, дать героям очерка яркую характеристику, передать тончайшие оттенки состояния человеческой души и др.

Очерк может быть построен как описание событий в их временной последовательности, в основе очерка могут лежать причинно-следственные связи, также очерк может быть написан в более свободной форме, приближенной к эссе. В очерке могут быть использованы такие способы изложения, как повествование, описание, рассуждение, монолог, диалог и др.

К языковым особенностям очерка относятся наличие антитез, сопоставительных и противопоставительных конструкций, побудительных и восклицательных предложений, риторических вопросов, таких изобразительно-выразительных средств, как метафоры, эпитеты, повторы, экспрессивно-оценочная лексика и др.


Путевые заметки

Путевые заметки представляют собой одну из разновидностей путевого очерка, это жанр, описывающий интересные события или субъективные наблюдения автора в путешествии.

Ведущие типы речи в путевых заметках – повествование или описание, сопровождаемые, как правило, рассуждением. Предметом изображения является уклад жизни, нравы, обычаи. Всё это служит поводом
для авторского размышления, обобщения, постановки проблемы.

Работа над путевыми заметками состоит из двух этапов. На первом автор собирает необходимую информацию, проверяет и осмысливает
её. Второй этап включает написание текста, стиль может различаться
в зависимости от задумки автора.

Название путевых заметок часто яркое и экспрессивное. В зачине путевых заметок обозначено время и место действия, центральная часть строится на чередовании фрагментов, в заключительной части автор может делать соответствующие теме выводы.

Особенности жанра путевых заметок: субъективность, репортажность, увлечённость исследователя, экспрессивность автора, исследовательское начало (анализ увиденного, синтез, дедукция и индукция), чередование фрагментов путешествия и рассуждения автора.

Путевые заметки относятся к наиболее ранним жанрам журналистики. Так, в период Средневековья и эпоху Возрождения меняются картина мира и представления о географическом пространстве. Данные факторы приводят к расширению «карты» путешествия и появлению нового метода изложения информации о путешествиях – дневникового. Примером такого дневникового метода можно назвать «Хожение за три моря» Афанасия Никитина (датируется 1466-1472 гг.), где автор в жанре путевых заметок описывает свое путешествие в индийское государство Бахмани. Это было первое «хожение» в русской литературе не религиозной тематики. Путевые заметки Афанасия Никитина рассказывали о политическом строе, торговле, сельском хозяйстве, обычаях и традициях Индии.

Такие особенности путевых заметок, как описания, детали, эмоции
и впечатления автора, создающие эффект присутствия, позволяют читателю стать эмоциональным соучастником путешествия.

Репортаж

В словаре С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой дается определение репортажа как «сообщения о местных событиях, о событиях дня, информации (в печати, по радио, телевидению)». Добавим, что репортаж – это жанр журналистики, в котором для печати, радио или телевидения сообщается о событии, очевидцем или участником которого является сам журналист, автор статьи.



Слово репортаж имеет латинский корень «reporto», имеющий значение «передавать». В репортаже передаются сведения о событиях непосредственно с места их происхождения. Автор может не быть непосредственным действующим лицом происходящего, но он всегда –очевидец, активный наблюдатель, комментатор. Репортаж – это рассказ очевидца, участника или свидетеля происходящего. Цель автора при создании репортажа – такое воссоздание произошедшего, при котором читатель или слушатель ярко, наглядно представит себе описываемое, почувствовав себя очевидцем произошедшего.

Каковы же основные признаки этого жанра? В репортаже повествование ведется от первого лица. Автор создает эффект присутствия, описывая место событий, давая характеристику действующим лицам, подробно описывая их действия, диалоги, включая элементы интервью. Журналист говорит
о том, что видит, в чем участвует, передавая свои эмоции, впечатления. Репортаж соединяет в себе документальную точность в описании событий
с яркой оценочностью. Конечно, автор может оригинально преподносить информацию, демонстрируя собственную манеру письма.

Структура репортажа: зачин/вступление (обосновывается тема статьи, называется факт присутствия в конкретном месте); основная часть (описание места событий, собственно происходящих событий, внешности действующих лиц, их поступков, высказываний и др., отношение журналиста к происходящему); заключительная часть (делается вывод, выражается общее мнение журналиста об описанных событиях, пожелание действующим лицам).

К языковым особенностям репортажа относят употребление глаголов в форме настоящего времени (создание эффекта присутствия). В тексте репортажа особую роль играют наречия с пространственным и временным значениями. Наречия с пространственным значением (справа, слева, впереди, позади, вверху, внизу, поодаль, вблизи и др.) помогают детально описать место событий. Наречия с временным значением (сейчас, теперь, сегодня, вчера, завтра, раньше и др.) помогают расположить описание происходящего во времени.

Репортажи принято делить на событийные, проблемные (аналитические), познавательно-тематические. Событийный репортаж создается с целью оперативного представления деталей произошедшего события, демонстрации его в динамике. Проблемный (аналитический) репортаж посвящен не столько описанию событий, сколько выяснению причин их возникновения и развития. В познавательно-тематическом репортаже на первое место выходит описание интересной жизненной ситуации, раскрытие новых сторон жизни социума. К последнему виду репортажей относят такие его разновидности, как специальный репортаж, репортаж-расследование, репортаж-комментарий.


К какому бы виду ни относился репортаж, он должен быть ярким, актуальным, динамичным.

Интервью

Интервью как жанр ‒ это записанная беседа в форме вопросов
и ответов автора статьи (интервьюера) с тем, у кого берут интервью
(с интервьюируемым). В журналистике интервью предназначено
для распространения в печати, по радио и телевидению.

Яркой особенностью интервью является диалогическая подача информации: текст интервью состоит из реплик-вопросов интервьюера
и реплик-ответов интервьюируемого. Интервью – это совместное творчество журналиста и его собеседника. Текст интервью имеет публичный характер
и предполагает обсуждение вопросов, интересных для общественности. Лицо, у которого берут интервью, – общественно значимая фигура, обладающая авторитетом и интересная для читателей, слушателей.
Это может быть политический, общественный деятель, актер, ученый, писатель, спортсмен, художник или какой-либо другой человек.

Каждый из участников интервью преследует свою цель. Автор, журналист стремится познакомить читателей, слушателей с интересным человеком. Собеседник стремится рассказать аудитории и журналисту
о собственной позиции. Читатели, слушатели знакомятся с интересным человеком, с его позицией по интересующим их вопросам. Текст интервью
в итоге может содержать информацию о внутреннем мире человека,
о достижениях науки, спорта, искусства и др., о предстоящем событии,
о подробностях уже произошедшего, разъяснение каких-либо фактов, мнение компетентного лица об определенном вопросе, событии и др.

Интервью – очень живой и впечатляющий жанр публицистики, отражающий результат общения между собеседниками, в то же время представляющий собой произведение, сильно воздействующее на читателей, слушателей.

Существуют несколько разновидностей интервью: протокольное интервью (официальные разъяснения по вопросам внешней и внутренней политики), информационное интервью (информация от компетентного лица по злободневному вопросу), интервью-портрет (личностная характеристика собеседника), интервью-дискуссия (выявление разных точек зрения
на проблему и ее решение), интервью-анкета (мнение различных людей
по одному и тому же вопросу).

Структура/композиция интервью традиционно состоит из зачина/ вступления (как правило, здесь журналист представляет собеседника, делает вступление для обсуждения проблемы), основной части (это собственно беседа, вопросы и ответы) и концовки (завершение разговора, вывод, благодарность, пожелания).


Для правильного ведения интервью важно использовать необходимые формулы речевого этикета: здравствуйте, как Вы думаете, как Вы считаете, каково Ваше мнение, какова Ваша точка зрения, большое спасибо, благодарю, до свидания и др.

Для успешного интервью необходимо заранее познакомиться
с собеседником (хотя бы заочно), продумать и правильно выстроить вопросы. Важно, чтобы в итоге интервью воспринималось как целостный текст, объединенный темой и главной мыслью. Обратите внимание на знаки препинания при обращениях.

Эссе

Эссе – это один из прозаических литературных жанров. Эссе – это набросок мыслей автора, отражающий его индивидуальные переживания, впечатления, позволяющий выразить автору свое мнение.

Эссе отличается от других жанров целым рядом свойств. В основе эссе, как правило, не лежит классический сюжет, у эссе нет жестко определяемой композиции. В основе эссе лежит актуальная проблема, динамику эссе определяет развитие мысли автора. Поэтому форма произведения в жанре эссе неопределенна, зависит от логики авторского изложения, от того, какие ассоциации и аргументы автор приведет, какие события из жизни
он вспомнит по этому поводу.

Несмотря на свободную композицию, эссе, как правило, имеет вступление, основную часть и заключение. Во вступлении к эссе обычно автор старается создать определенную атмосферу, погрузить читателя
в определенное эмоциональное состояние, необходимое для восприятия ощущений, впечатлений автора. Вступление может содержать формулировку проблемы, выраженную с помощью риторического вопроса или успешно подобранной цитаты. Основная часть эссе может содержать небольшую предысторию проблемы, различные точки зрения на нее. Автор высказывает свою точку зрения на рассматриваемую проблему, приводит различные аргументы в качестве ее доказательства. Основная часть эссе содержит впечатления, эмоции, выраженные автором по выбранной проблеме. Целостным этот текст делает основная мысль, которую автор проводит через весь текст.

Жанр эссе отличается тем, что позволяет автору выразить собственную, субъективную точку зрения на выбранную проблему. В эссе главную роль играют не факты, а стиль мышления автора, логика изложения, впечатления, переживания. Автору эссе важно удивить читателя, произвести на него впечатление.

Автор имитирует живой разговор с читателем, эмоционально и образно развивая свою мысль. Читатель следует за мыслью автора, задумывается над заданными автором вопросами, вступает в мысленный диалог с автором.