Файл: Наука и образование как фактор экономического роста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 127

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Курсовая работа

По дисциплине: «Макроэкономика»

На тему: «НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА»

Выполнила:

Студентка 1 курса

группа ЭКН…….

ФИО
Проверил:

д.э.н., проф.. Новиков А.А.

Москва 2022

Содержание



ВВЕДЕНИЕ………………………………….......................................3

1. ТЕОРEТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ…………………………………………………………………….........5

1.1 Основные показатели уровня экономического развития………………………………………………………………………………5

1.2 Экономическое развитие и экономический рост……………………...

Введение 3

2.2 Развитие системы высшего образования 25

2.3 Стратегия Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2023 г. 30

Заключение 41

Библиографический список 43

Введение



Системообразующим принципом нового мироустройства в двадцать первом веке является принцип развития устроенный на основе знаний и посредством человека. Данный принцип является универсальным для всех системных уровней, в том числе самых низших. Поскольку функция производства знаний - это исключительно человеческая функция, возвышение роли человека в концепции развития общества становится объективно обусловленным. Начиная со второй половины двадцатого века интерес к роли человеческого капитала в экономике значительно вырос, что связано с объективными причинами. Возрастание и динамичное изменение требований к человеку в современной экономике знаний означает существенное увеличение в структуре затрат на его воспроизводство «капитальных» вложений в развитие профессиональных навыков, компетенций и личностного потенциала. Эти стороны воспроизводства человека в значительной части обеспечиваются в сфере образования.

В связи с модернизацией системы образования в России ожидаются серьезные изменения. Это обусловлено с переводом российских стандартов в соответствие с европейскими стандартами, перейти на программы бакалавриата и магистратуры, увеличить финансирование в университетах и ​​расширить экзамены. Правовой пакет, который обеспечивает законодательную базу для преобразования, должен быть отправлен в палату уже в ближайшее время.


Все вышеперечисленные факторы определили актуальность данной работы.

Цель работы является проведения анализа науки и образование как фактора экономического роста в России.

В соответствии с поставленной целью задачами курсового проекта являются:

1. рассмотреть сущность и основные показатели уровня экономического развития;

2. дать понятие экономическому развитию и экономическому росту;

3. изучить реформу системы образования в России;

4. проанализировать развитие системы образования на данном этапе;

5. изучить итоги социально-экономического развития России;

6. рассмотреть стратегию Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2023 г.

Методы исследования:

1. обработка, анализ научных источников;

2. анализ научной литературы, учебников и пособий по исследуемой проблеме.

Объект исследования курсового проекта являются наука и образование как фактор экономического роста.

Предмет исследования - взаимосвязь развития науки и образования и экономического роста

Структурно курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованной литературы.

1. ТЕОРEТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

1.1 Основные показатели уровня экономического развития
Экономическое развитие общества - это эволюция его производительных сил и производственных отношений, как правило идущая на базе расширенного воспроизводства.

При определении уровня экономического развития страны требуется, прежде всего, установление точки отсчета. Многие страны сравнивают свой уровень с уровнем промышленно-развитых стран (Так, например США, Япония и т.д.).

Человеческий капитал - это совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом. Также он является ключевой составляющей для развития экономики. Поэтому государство должно стимулировать обучение людей, дать качественное образование. На основании анализа докладов Организации объединённых Наций (Далее ООН), опубликованного в 2018 г. установлено, что по качеству образования Россия в мире занимает 33 место.

По данным ООН индекс уровня образования является ключевым показателем благосостояния общества всего мира и это очевидно, так как параметр определяет, на каком уровне находится развитие той или иной страны. В данном контексте первую очередь имеется в виду следующее развитие:



- экономическое;

- технологическое;

- промышленное;

- оказывающее прямое влияние на качество жизни.

Следует отметить, что тройкой лидеров в 2018 г. по данному показателю являются Германия (0.946), Австралия (0.923) и Новая Зеландия (0.923), Россия же как уже ранее было отмечено располагается на 33 месте с индексом 0.832. Данные показатели представлены в таблице 1.


Таблица 1 Рейтинг стран мира по индексу образования [1]


К сожалению, наша страна не входит в десятку лидеров по этому показателю. Существует множество причин, влияющих на данные Обстоятельства. Так, например, в нашей стране сегментированное образование, которое не даёт всем одинаково получать знания. Кто-то может позволить себе обучаться в хороших школах, нанимать репетиторов, посещать дополнительные курсы, следовательно, имеет больше шансов на успешную жизнь. Остальные же довольствуются тем, что есть.

Также существуют ещё несколько факторов, влияющих на снижение уровня образования, которые представленных ниже на рисунке 1.



Рисунок 1. Факторы, влияющие на снижение уровня образования
Отсюда следует, что страна получает низкую долю квалифицированных рабочих. У тех граждан у которых была возможность получить качественное образование, они становятся более успешными в жизни, так как обладают большим набором знаний и навыками. Другие же вынуждены соглашаться на некачественные места работы, с низкой оплаты труда. По последним данным микропереписи в 2015 году, (представленным в таблице 2), установлено, что большинство людей не желают получать высшее образование и предпочитают среднее профессиональное образование. В таблица 2 представлен уровень образования населения.


Таблица 2 Уровень образования взрослого населения России (в расчете на 1000 человек)



Конечно, каждый человек в праве сам решать, какое образование он получит, но от этого зависит уровень его зарплаты. Однако, работодатели предпочитают более квалифицированных специалистов, поэтому чаще всего люди с высшим образованием и занимают должности
, которые приносят внушительный доход. По данным Росстата на 2019 год средняя заработная плата людей с высшим образованием составляет 57,7 тысяч рублей, у людей со средним специальным образованием — 36,9 тысяч рублей, меньше всего у людей с основным общим образованием — 34,8 тысяч рублей. (рисунок 2).



Рисунок 2. Средняя заработная плата в месяц в зависимости от уровня образования, 2019 г.
Но не только от самого населения зависит уровень образования в стране. Очень многое зависит от финансирования системы образования. Имея достаточное финансирование, образовательные учреждения могут обеспечить себя нужными учебными материалами, новыми технологиями, мотивировать самих сотрудников и другое. К сожалению, в нашей стране с данными обстоятельствами дела обстоят недостаточно хорошо. К примеру, по данным аналитиков онлайн-школы «Skyeng», представленном в интернет-издании «Livejournal», на каждого жителя нашей страны государственные расходы на образование составляют 240 долл. в год.

В данном рейтинге Россия расположилась рядом с такими странами, как ЮАР с показателем 290 долл. на человека в год и Колумбия с показателем 236 долл. на человека в год. Наибольшие суммы государственных расходов на образование своих граждан расходуется в Норвегии, где данные расходы составляют 4,6 тыс. долл. на человека в год. Высокие расходы государства в данной сфере и в таких странах, как Швейцария — 3,65 тыс. долл. на человека в год, Дания — 3,3 тыс. долл. в год на человека.

Кроме того, данный рейтинг «Skyeng» представил данные о долях государственного финансирования образования, в котором лидирует Норвегия, где на затраты в образовательной системе приходится 99 процентов бюджетных средств. В Финляндии данный показатель составляет 98 процентов, а в Люксембурге - 97 процентов. Низкие показатели финансирования сферы образования в нашей стране приводят к сокращению образовательных учреждений. Показатели, представленные на рисунок 3 свидетельствуют о том, что количество школ с 2000 по 2019 года сократилось на 40 процентов по данным официальной статистики, на 25 процент сократилось количество учреждений среднего профессионального образования и на 23 процентов учреждений высшего образования [4]. Несмотря на сокращение учреждений высшего образования, современные реалии таковы, что растёт количество занятых с высшем образованием.


Рисунок 3. Численность занятого населения в зависимости от уровня образования, тыс. чел.
При этом остальные группы людей остаются в большой степени без работы. Так ещё в 2000 г. 11777 тысяч человек с высшим образованием были занятыми, а в 2019 г. их число составило 24632 тысячи человек. Увеличение составило более чем в два раза Работодатели в большей степени ищут высококвалифицированных рабочих, поэтому нужно больше времени уделить развитию системы среднего профессионального образования (СПО). Следует отметить, что количество занятых людей, имеющих СПО увеличилось на 14,7 %. Занятых, имеющих среднее общее образование сократилось на 20 процентов за период 2000–2019 гг. А занятых в экономике людей с основным общим образованием сократилось на 66 процентов, они остаются без работы или вынуждены соглашаться на плохие условие труда. Так мы получаем высокий уровень бедности, также это влияет на то, что страна не может усложнить уровень экономики, тем самым не удаётся поднять уровень богатства страны. Поэтому в рейтинге богатых стран мира на 2020 год по ВВП, представленном в таблице 3 и рассчитанном по паритету покупательной способности, мы сможем увидеть Россию лишь на 55 месте с показателем 30.284 долл.

Таблица 3 Список стран по ВВП (ППС) на 2020 г. [5]



С целью улучшения данного показателя Правительству РФ предстоит разработать план действий по улучшению образования в нашей стране. В мире же достаточно много исследований посвящается этой теме, и исследователи выделяют несколько путей решения этой проблемы. Прежде всего, нужно замотивировать педагогов, улучшить качество их места работы, постараться распределить высококвалифицированных рабочих по всей системе образования. Для учащихся же надо обеспечить их готовность к обучению, реализовывать программы по обучению в раннем возрасте, соблюсти их потребности. Также нужно составить учебные планы, соответствующие реалиям современности, обеспечить детей нужными учебными материалами, развить цифровую грамотность. Сами организации нужно оборудовать различными современными техническими средствами, обеспечить достаточным бюджетом. Также для достоверного анализа системы образования нужно, чтоб организации представляли правдивые отчёты и проводили мониторинги, так будет понятно, что и где надо улучшать. Таким образом, влияние образования на экономику страны достаточно значимо, поскольку от этого зависит, какие кадры страна получит в дальнейшем. Сейчас в России с этим есть проблемы, количество не достаточно квалифицированных рабочих велик, также страдает качество предоставляемых рабочих мест. Всё это идёт от того, что когда-то люди получили низкие знания и небольшой объём навыков. Поэтому экономика страны не усложняется, люди ориентированы на простой труд. Следовательно, и в списке богатых стран Россия занимает невысокие позиции. Также люди не стремятся получить высшее образование, да и количество учебных заведений высшего образования сокращается, хотя по статистическим данным, таким