Файл: Наука и образование как фактор экономического роста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Рис.4. Распределение численности безработных по уровню образования [8].
Кроме того, несмотря на широкий охват образованием, его уровень по сравнению с зарубежным довольно неоднозначен. В частности, согласно ряду экспертных оценок (ОЭСР) знаний и умений учащихся на основе проведенных тестов в сопоставлении со странами ОЭСР, российская система образования не выглядит столь эффективной и развитой, как может показаться на первый взгляд. По ряду показателей (например, по научной грамотности) в России уровень ниже среднего.

Не исключено, что данные оценки излишне субъективны, но при этом, очевидно, что российская система образования по-прежнему в большинстве своем излишне теоретизирована и скудно нацелена на практическое применение, недостаточна гибка в современных условиях. Например, в большинстве случаев, после получения диплома о высшем образовании, человеку приходится нести дополнительные затраты (материальные, временные) на переобучение, то есть можно поставить под сомнение эффективность инвестиций в человеческий капитал по целому ряду российских учебных заведений. В то же время, существует нехватка специалистов по широкому кругу областей, подтверждением чему может служить, например, значительный рост в последние годы числа иностранных менеджеров в ряде компаний, стратегии развития которых ориентированы на международные стандарты.


2.3 Стратегия Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2023 г.


В последнее время в средствах массовой информации и заявлениях официальных лиц часто звучит мнение о необходимости перехода страны на инновационный путь развития. По словам главы Минэкономразвития Г.Грефа: «У нас нет другой альтернативы, как переходить к новой модели развития, опирающейся не на форсированный рост добычи первичного сырья и топлива, а на рост интеллектуального капитала, инноваций, развитие высокотехнологичных обрабатывающих производств, конкурентоспособных на мировом рынке» [9].

К большому сожалению, имеющаяся в настоящее время российская наука, также как и высокотехнологичный бизнес за редким исключением не демонстрируют выдающихся результатов. В значительной степени это связано с тем, что за последние 15 лет Россия переживала болезненный трансформационный период. Кроме того, сложившаяся в советский период система прикладной науки (при весьма высоком уровне развития) изначально была ориентирована, прежде всего, на нужды ВПК, что также сказалось на ее положении в новых условиях.

К настоящему времени большинство научно-исследовательских организаций не смогли успешно адаптироваться к рыночным условиям. Некоторые количественные индикаторы говорят о серьезном отставании России от развитых и некоторых развивающихся стран. Так, величина затрат в расчете на одного занятого исследованиями и разработками в России в 8 раз меньше, чем в Южной Корее и в [12] раз меньше, чем в Германии, коэффициент изобретательской активности по сравнению с США в России ниже в 10,8 раз.

Поэтому в настоящее время в условиях относительной стабилизации макроэкономических показателей остро стоит проблема реформирования системы образования, науки и стимулирования инноваций.

Для реализации этих целей в конце 2004 г. – начале 2005 г. Министерством образования и науки была разработана Стратегия развития Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2010 г. В стратегии предусматривается 2 варианта развития данной сферы: инерционный и активный.

Как видно из самих названий сценариев развития, каждый из них отличается, прежде всего, активностью государства в области реформирования науки и стимулирования инноваций. Ниже приведены основные целевые показатели инерционного и активного сценариев


Таблица 1 - Сценарий развития в области реформирования науки и стимулирования инноваций




2004г.

2010 г.

2023г.

1. Внутренние затраты на исследования и разработки в % к ВВП










инерционная динамика

1,35

1,49

1,63

с учетом реализации стратегии

1,35

1,56

2,0

2. Удельный вес внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки (%)










инерционная динамика

41,7

44,4

45,4

с учетом реализации стратегии

41,7

44,5

55,0

3. Удельный вес затрат организаций государственного сектора науки во внутренних затратах на исследования и разработки (%)










инерционная динамика

24,2

23,5

23,0

с учетом реализации стратегии

24,2

22.0

18,0

4. Объем инвестиций фондов, осуществляющих прямые и венчурные инвестиции в компании высокотехнологичных секторов (млрд. руб.)










инерционная динамика

9,0

13,0

31,0

с учетом реализации стратегии

9,0

25,0

125,0

5. Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций (%)










инерционная динамика

11,0

12,2

14,0

с учетом реализации стратегии

11,0

13,6

20,0

6. Удельный вес организаций, осуществлявших организационные инновации, в общем числе организаций (%)










инерционная динамика

28,0

33,0

40,0

с учетом реализации стратегии

28,0

35,0

60,0



Для достижения данных целевых индикаторов активный сценарий предполагает проведение комплекса мероприятий по следующим основным направлениям:

  • формирование благоприятного налогового режима и таможенной политики;

  • совершенствование законодательной базы в области защиты и использования интеллектуальной собственности, венчурного инвестирования;

  • реформирование и поддержка системы высшего образования, фундаментальных и прикладных исследований;

  • создание эффективной инновационной инфраструктуры, обеспечивающей трансфер результатов сектора исследований и разработок в российскую и глобальную экономику.

Для реализации активного варианта стратегии потребуется выделить 789,5 млрд. руб., из которых:

  • 577,6 млрд. руб. – средства федерального бюджета;

  • 55,1 млрд. руб. – средства бюджетов субъектов РФ;

  • 156,8 млрд. руб. – средства из внебюджетных источников.

Кроме того, в рамках системы управления реализацией Стратегии предполагается создать Координационно-экспертный совет, в состав которого будут входить ученые и специалисты в соответствующих областях, представители бизнес-сообщества и федеральных органов управления. Основными исполнителями стратегии выступят Минобразования, Минэкономразвития, Минпромэнерго, отраслевые ведомства.

Следовательно, экономический рост - это увеличение количества товаров и услуг, произведенных за определенный период времени.

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Стратегия) разработана на основе положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Концепция) в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научнотехнической политике». Стратегия призвана ответить на стоящие перед Россией вызовы и угрозы в сфере инновационного развития, определить цели, приоритеты и инструменты государственной инновационной политики. Вместе с тем Стратегия задает долгосрочные ориентиры развития субъектам инновационной деятельности, а также ориентиры финансирования сектора фундаментальной и прикладной науки и поддержки коммерциализации разработок. Кроме того, Стратегия опирается на результаты всесторонней оценки инновационного потенциала и долгосрочного научно-технологического прогноза. Положения Стратегии должны учитываться при разработке концепций и программ социально-экономического развития России.


Целью Стратегии является перевод к 2020 году экономики России на инновационный путь развития, характеризующийся следующими значениями основных показателей: увеличение доли предприятий промышленного производства, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве предприятий промышленного производства до 40 - 50 процентов к 2020 году (в 2009 году - 9,4 процента);

увеличение доли России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг (атомная энергетика, авиатехника, космическая техника и услуги, специальное судостроение и др.) до 5 - 10 процентов в 5 - 7 и более секторах экономики к 2020 году; увеличение доли экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров до 2 процентов к 2020 году (в 2008 году - 0,25 процента); увеличение валовой добавленной стоимости инновационного сектора в валовом внутреннем продукте до 17 - 20 процентов к 2020 году (в 2009 году - 12,7 процента); увеличение доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции до 25 - 35 процентов к 2020 году (в 2010 году - 4,9 процента); повышение внутренних затрат на исследования и разработки до 2,5 - 3 процентов валового внутреннего продукта к 2020 году (в 2010 году - 1,3 процента), из них больше половины - за счет частного сектора; увеличение доли публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах до 3 процентов к 2020 году (в 2010 году - 2,08 процента); увеличение количества цитирований в расчете на 1 публикацию российских исследователей в научных журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки» (Web of Science), до 4 ссылок к 2020 году (в 2010 году - 2,4 ссылки на статью); увеличение количества российских вузов, входящих в число 200 ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов (Quacquarelli Symonds World University Rankings), до 4 единиц (в 2010 году - 1 вуз); увеличение количества патентов, ежегодно регистрируемых российскими физическими и юридическими лицами в патентных ведомствах Европейского союза, Соединенных Штатов Америки и Японии, до 2,5 - 3 тыс. патентов к 2020 году (в 2009 году - 63 патента); увеличение доли средств, получаемых за счет выполнения научноисследовательских и опытно-конструкторских работ, в структуре средств, поступающих в ведущие российские университеты за счет всех источников финансирования, до 25 процентов. Общий экономический рост и темпы инновационного развития при этом будут все более взаимосвязаны. С одной стороны, инновационное.

развитие превратится в основной источник экономического роста в результате повышения производительности труда и эффективности производства во всех секторах экономики, расширения рынков и