Файл: Отчет по учебной практике пм. 03Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 390

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

10 сти. Счет 68 может обладать как дебетовым, так и кредитовым сальдо. Это зависит от харак- тера налоговой задолженности. Сумма обложения учитывается на кредитовом остатке в слу- чае невыплаты. При наличии переплаты, напротив, сальдо становится дебетовым.
Типовые проводки по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» представлены в таблице 1.6
Таблица 1.6 – Проводки по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам»
Дебет
Кредит
Операция
20,23,25,26,44 68.1
Начислены налоги, включаемые в себестоимость продукции, услуг, работ.
90,91 68.2
Начислены налоги, уплачиваемы из выручки от реализации то- варов, продукции, услуг, работ.
99 68.3
Начислены налоги, уплачиваемые из прибыли
68 51
Перечислены налоги и сборы
68 18.2
Зачтена сумма вычетов по НДС
91,26,44 68
Начислен налог на имущество
68 19,62,76 Принят НДС к вычету
Согласно действующему налоговому законодательству подтверждением данных нало- гового учета являются следующие документы:
1) первичные учетные документы;
2) аналитические регистры налогового учета;
3) расчет налоговой базы.
Все документы по налогам формируются в организации в системе налогового учета.
По НДС основными учетными документами являются: платежные поручения; счета- фактуры; журналы учета полученных и выставленных счетов; журнал фактов хозяйственной жизни; книги покупок и книги продаж; налоговая декларация.
1.2 Нормативно-правовое регулирование ведения учета расчетов с внебюджетными фондами и документальное оформление операций с ними
Страховые взносы – это обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
Правильный учет страховых взносов, как и любых других обязательных платежей, позволит избежать начислений штрафов и пени.

11
Государственные внебюджетные фонды созданы с целью обеспечения прав граждан на пенсионное, медицинское и социальное страхование. Бюджет фондов формируется за счет средств, поступающих от работодателей. В 2022 году контролирующими органами являются
ФНС и ФСС.
Различают следующие виды страховых взносов:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС);
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование (ОМС);
3) страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ);
4) страховые взносы на травматизм (страхование от несчастных случаев).
База для исчисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, являющихся объектом обложения, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами (например, пособия, компенсации, материальная помощь и др.). Перечень нормативных документов по регулированию страховых взносов представлен в таблице 1.7
Таблица 1.7 – Нормативные документы по страховым взносам
Нормативный документ
Федеральный закон «О бухгалтерском учѐте» № 402-ФЗ[12].
Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 N
165-ФЗ [17].
Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (с изм. и доп., вступ. в силу с
01.10.2022)
[18].
Постановление Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 (ред. от 14.07.2021) «О Фонде социального страхования Российской Федерации»[19].
Приказ Минфина России от 23.06.2020 N 119н (ред. от 10.01.2022) «Об утверждении
Порядка санкционирования операций со средствами, поступающими во временное распо- ряжение получателей средств федерального бюджета»[20].
Для каждого вида взносов установлена своя ставка. По общим правилам они такие: на пенсионное страхование — 22%; на медицинское страхование — 5,1%; на социальное страхование — 2,9%. Всего без учета взносов на травматизм получается 30%. Для некоторых взносов установлены предельные базы, после которых ничего не начисляется.
Еще есть льготы, когда взносы можно платить по сниженной ставке.


12
Учет всех начислений по каждому работнику ведется в специальной карточке.
Страховые взносы рассчитываются в учете на момент начисления дохода, а уплачиваются ежемесячно. Отчетность по ним подается за квартал, полгода, 9 месяцев и год. Если на предприятии работает более 10 человек, то отчетность в Пенсионный фонд подается в электронной форме.
С 1 января 2022 года страхователи обязаны применять новый лимит по пенсионным взносам. Увеличенная предельная величина базы по взносам ОПС составляет 1 565 000 руб- лей в год. Лимит на пенсионное страхование применяется в следующем порядке: С облагае- мых доходов физического лица, выплаченных в пределах лимита 1 565 тысяч рублей, стра- хователь обязан уплатить взносы ОПС по стандартной ставке - 22%.
Для сдачи отчетности в государственное внебюджетные фонды по страховым взно- сам, все организации в обязательном порядке должны пройти регистрацию в органе кон- кретного фонда. Постановка на учет происходит после обращения страховщика в определен- ный фонд, в Пенсионный фонд и в Фонд социального страхования. Регистрация в фондах производится на основании сведений из Единого государственного реестра, полученного ор- ганизацией в Федеральной налоговой службы. После регистрации, организации выдается свидетельство о постановке на учет, с необходимыми реквизитами и регистрационным но- мером присвоенным данной организации в фонде.
Для правильного исчисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, все организации ведут учет сумм начисленных выплат по оплате труда, которые со- ставляют базу для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
База определяется по каждому физическому лицу отдельно, в пользу которых осуществля- лись выплаты и в нее включаются те выплаты и вознаграждения в пользу работника, которые выступают объектом обложения страховых взносов. Расчет взносов ведется отдельно по каждому работнику, в индивидуальных карточках учета, которую рекомендуют в письме от
09.12.2014г. ПФР №АД-30-26/16030 и ФСС №17-03-10/08/47380-« Карточка учета сумм начисленных и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов».
Ежеквартально организация отчитывается по начисленным и уплаченным страховым взносам в фонды. В Пенсионный фонд по форме РСВ-1 , а в Федеральный фонд обязательно- го страхования организация отчитывается по форме 4-ФСС.
В форме РСВ-1 организация отчитывается в Пенсионный фонд по начисленным и уплаченным взносам в отношении работников, на обязательное пенсионное страхование, указывается страховой стаж застрахованных лиц, работающих в организации в течении от- четного периода по трудовым договорам и на обязательное медицинское страхование в Фе- деральный фонд обязательного медицинского страхования.


13
По форме 4-ФСС организация отчитывается в Фонд социального страхования, где указываются суммы начисленных и уплаченных страховых взносов и расходы на цели обяза- тельного страхования и в этой же форме указываются расчеты по обязательному страхова- нию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, так же предоставляются сведения о проведении аттестации рабочих мест.
Сумма страховых взносов, подлежащая уплате в ФСС РФ, подлежит уменьшению на сумму произведенных плательщиком расходов на выплату обязательного страхового обеспе- чения на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
На 2022 год установлены следующие сроки сдачи отчетности представленные в таб- лице 1.8
Таблица 1.8 – Срок сдачи и уплаты страховых взносов
Срок сдачи отчетности
Срок уплаты за 2021 год — до 31 января; за первый квартал — до 30 апреля; полугодие — до 1 августа; девять месяцев — до 31 октября.
Уплата страховых взносов должна произво- диться ежемесячно не позднее 15-го числа месяца (т. е. последний день уплаты – это 15 число), следующего за расчетным месяцем.
Если последний день срока приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Начисленные, но неуплаченные в срок страховые взносы признаются недоимкой и подлежат взысканию.
Для учета расчетов по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и обяза- тельному медицинскому страхованию Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению предусмотрен активно-пассивный счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».
Организация открывает субсчета к счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» в зависимости от видов социального страхования и обеспечения, по которым начисляются взносы. Как минимум, это такие субсчета, как:
1) расчеты по обязательному пенсионному страхованию;
2) расчеты по обязательному медицинскому страхованию;
3) расчеты по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудо- способности и в связи с материнством;

14 4) расчеты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на произ- водстве и профессиональных заболеваний.
По указанным расчетам используется счет 69, несмотря на то, что расчеты по первым трем видам страхования регулируются нормами НК РФ, а расчеты по «несчастному» страхо- ванию – положениями Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ[3].
По кредиту счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» отража- ется начисление взносов на социальное страхование и обеспечение, при этом дебетуются те же счета учета, по которым отражалось начисление облагаемых взносами выплат (к примеру, зарплаты). Если же начисляются санкции за нарушение законодательства о страховых взно- сах, дебетуется счет учета прибылей и убытков, т. е. счет 99.
Дебетуется же счет 69 на сумму перечисленных взносов на социальное страхование и обеспечение, а также на произведенные за счет указанных сумм расходы (к примеру, выпла- ченные больничные за счет ФСС). Приведем в таблице 1.9 некоторые типовые бухгалтерские записи по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»:
Таблица 1.9 – Проводки по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»
Дт
Кт
Операция
08,20,26,44,91 69
Начислены страховые взносы на социальное страхование, пен- сионное обеспечение
96 69
Создан резерв по отпускам в части подлежащих начислению страховых взносов
99 69
Начислены пени, штрафы за нарушение законодательства о страховых взносах
69 51
Перечислены взносы на социальное страхование, пенсионное обеспечение
Тарифы страховых взносов устанавливаются законодательством в процентах или в фиксированной сумме (взносы ИП за себя при доходе не более 300 000 руб.) либо сочетают в себе процентный и фиксированный тарифы (взносы ИП за себя с доходов свыше 300 000 руб.). Тарифы взносов (основные, пониженные и дополнительные) установлены в Налоговом кодексе, а порядок определения тарифов «на травматизм» — законом от 24.07.1998 № 125-
ФЗ[3].


15 2 Нормативно-правовые и организационно-методические аспекты формирования отчѐтности организации
Составлению бухгалтерской отчетности должна предшествовать значительная подготовительная работа. При этом объем работы перед составлением годовой бухгалтерской отчетности значительно выше объема работы, проводимой перед составлением промежуточной отчетности. Промежуточный баланс составляется обычно на основе книжных записей. Формированию годового бухгалтерского баланса обязательно предшествуют следующие основные этапы подготовительной работы представленные на рисунке 2.1
Рисунок 2.1 – Этапы подготовительной работы
При подготовке к составлению бухгалтерской отчетности необходимо проверить со- ответствие данных бухгалтерского учета имеющимся первичным учетным документам. Од- новременно проверяется, все ли имеющиеся первичные документы нашли свое отражение в бухгалтерском учете. В случае необходимости первичные учетные документы должны быть восстановлены до составления отчетности.
Целесообразно перед окончанием года предупредить ответственных лиц о необходи- мости представления в бухгалтерию первичных документов по всем завершенным хозяй- ственным операциям (например, авансовые отчеты подотчетных лиц).
Все обработанные бухгалтерией первичные документы перед составлением отчетно- сти должны быть проверены на их соответствие утвержденным формам. Документы, по ко-
Проверка соответствия данных первичных учетных документов дан- ным бухгалтерского учета
Проведение инвентаризации имущества и финансовых обязательств
Уточнение оценки имущественных статей баланса
Проверка записей на счетах бухгалтерского учета
Закрытие счетов, проведение реформации баланса
Составление оборотной ведомости по счетам Главной книги, которая охватывает все исправительные, корректирующие и дополнительные записи, вызванные предшествующими действиями

16 торым не предусмотрены типовые формы, должны быть утверждены приказом об учетной политике организации.
Перед составлением годовой отчетности для обеспечения достоверности данных бух- галтерского учета и бухгалтерской отчетности необходимо провести инвентаризацию. Ин- вентаризации подлежат все имущество организации независимо от местонахождения и все виды финансовых обязательств. В ходе инвентаризации выявляется фактическое наличие имущества, которое сопоставляется с данными бухгалтерского учета, а также проверяется полнота отражения в учете обязательств.
Общие требования к бухгалтерской отчетности содержатся в Федеральном законе от
06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ст. 13)[12], Приказе Минфина от 29.07.1998
№ 34н (п.п.29 – 40)[14], ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» (п.п.6-17)[21]:
­ бухгалтерская отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в ре- гистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отрасле- выми стандартами;
­ бухгалтерская отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении организации на отчетную дату, финансовом результате ее деятельности и движе- нии денежных средств за отчетный период;
­ бухгалтерская отчетность составляется нарастающим итогом;
­ при формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность содержащейся в ней информации, т. е. исключено одностороннее удовлетво- рение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими;
­ содержание и формы бухгалтерской отчетности должны применяться последователь- но от одного отчетного периода к другому;
­ бухгалтерская отчетность должна включать показатели деятельности всех подразде- лений организации, включая ее филиалы и представительства, независимо от их места нахождения;
­ в бухгалтерской отчетности организации данные по числовым показателям должны приводиться минимум за два года — отчетный и предшествовавший отчетному;
­ в бухгалтерской отчетности не допускается зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен правилами, установленными нормативными актами;
­ бухгалтерская отчетность составляется на русском языке;
­ бухгалтерская отчетность составляется в рублях;
­ бухгалтерская отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем организации;


17
­ в отношении бухгалтерской отчетности не может быть установлен режим коммерче- ской тайны.
Требования к бухгалтерской отчетности указаны в ПБУ 4 1/2008 и Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ[22]. Они соответствуют
МСФО. Качественные характеристики бухгалтерской отчетности, соответствие которым делает ее полезной для пользователей, показаны на рисунке 2.2
Рисунок 2.2 – Качественные характеристики бухгалтерской отчетности
Первая и самая весомая причина того, почему необходимо обязательно вести бухгал- терский учет предприятия по общепринятой процедуре – данное требование закреплено за- конодательно. Поэтому выбора нет, если предприниматель хочет работать, нужно вести свою деятельность согласно букве закона.
В законе нет условия, которое бы могло разрешить организации не вести бухгалтер- ский учет, ведь он обязателен. Если бухгалтерская отчетность никогда не велась, хозяй- ственные операции не фиксировались, как следует, а отчеты не подавались контролирующим органам, тогда предприниматель будет привлечен к ответственности:
­ при условии, что фискальные органы не получили в четко обозначенные сроки сведе- ния о хозяйственной деятельности, граждане будут обязаны заплатить штраф на сумму 100-
300 рублей за каждый выявленный случай, а также 300-500 рублей штрафа для должностно- го лица за каждый случай не предоставления данных или просрочку.
Качественные характеристики информации в финансовой отчетности
Фундаментальные качественные характеристики
Качественные характеристики, повышающие полезность информации
Сопоставимость
Проверяемость
Своевременность
Понятность
Уместность
Правдивое представление
Отсутствие ошибок
Нейтральность
Полнота
Прогнозная ценность
Существенность
Подтверждаю- щая ценность

18
­ при грубом пренебрежении и несоблюдении правил ведения учета и предоставления бухгалтерской документации, а также порядка и сроков сбережения бухгалтерский докумен- тов, должностное лицо обязано заплатить штраф 2000-3000 рублей.
То, насколько успешна организация, во многом зависит от грамотности ведения бухгалтерского учета, для обеспечения которой необходимо точно соблюдать все общепринятые принципы бухгалтерского учета. Классификация принципов бухучета показана на рисунке 2.3
Рисунок 2.3 – Принципы бухгалтерского учета
Правовое регулирование бухгалтерского учета позволяет государству установить ряд норм и правил, соблюдение которых является обязательным для всех лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью.
Общее методологическое нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ осуществляется российским правительством, которое разрабатывает и утверждает правила документирования и отражения в учете различных хозяйственных операций.
Методологическое регулирование бухучета возложено российским правительством на
Министерство финансов. Регулирование отдельных аспектов ведения бухучета рядом феде- ральных законов возложено на таких регуляторов, как Центробанк, ФСФР и др., в пределах норм, установленных Минфином. Регулирование бухучета осуществляется путем принятия различных законов, постановлений и различных нормативных актов.
Принципы бухгалтерского учета
Принципы-правила
Принципы-требования
Принципы- допущения
Полнота
Своевременность
Осмотрительность
Приоритет содержания над формой
Непротиворечивость
Рациональность
Денежный измеритель
Документальное оформление
Двойная запись
Балансовое обобщение
Инвентаризация
Обобщение отчетностью
Непрерывность деятельности
Имущественная обособленность
Учет по методу начисления
Последовательность применения учетной политики