Файл: Контрольная Работа по дисциплине История декоративноприкладного искусства. тема Гжель Великий Новгород 20222023 уч год. Содержание Введение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Контрольная Работа.
по дисциплине: «История декоративно-прикладного искусства».
тема: «Гжель»
Великий Новгород 2022/2023 уч. год.
Содержание
Введение………………. …………………………………………3
1.История гжели……………………………. …………………...4
2.Майолика из гжели………………………..………………….6
3.Полуфаянс гжели………………………………………………7
4.Фаянс гжели………………………………………………………8
5. Фарфор гжели……………………………………………………….9
6.Производство и создание изделий из Гжели …………………… 15
7.Заключение……………………………..17
.Список Литературы…………………..18
Введение
Гжель - название живописного подмосковного региона, в 60 километрах от Москвы. Слово "гжель" сегодня очень популярно. Она ассоциируется с красотой гармонии, сказок и вымысла. Фарфор с нарядной голубой росписью и разноцветной майоликой сегодня известен не только в России, но и за ее пределами. Предметы из Гжели привлекают всех, кто любит красивые вещи, богатое воображение и гармонию и высокий профессионализм своих создателей. Гжель - колыбель и главный центр русской керамики. Здесь его лучшие качества формировались и проявлялись самые высокие достижения народного искусства.
Гжель - это вазы, статуэтки, игрушки, предметы интерьера: Камины, люстры и другие фарфоровые изделия. Продукция "Гжели" пользуется постоянным спросом на российском и международном рынках.
Гжель - это композиция народного искусства и артистизма. В производстве фарфора Гжель следует древнерусским традициям народного творчества. Гжельские мастера раскрашивают каждый кусочек только вручную. Гжель имеет свой собственный стиль - синие и голубые узоры и цветы, орнаменты на белом фоне. Покраска выполняется кобальтом, который в ходе технологического процесса приобретает характерный для Гжели синий цвет.
В этом очерке я хотел бы рассказать об истории Гжели, о том, какая продукция производится в Гжели, и, конечно же, о самом трудоемком производстве Гжели, которое пользуется большим спросом не только в России, но и за рубежом.
1.История Гжели
На расстоянии 50-60 км к юго-востоку от Москвы, в Раменском районе, по Егорьевской проселочной дороге вы увидите два десятка красивых деревень и селений, слившихся воедино.
Гжель - это название одного из сел - бывшего центра Волости, ставшего коллективным символом всего района, символом уникального искусства и ремесленничества.
Гжель - это название высокохудожественных фарфоровых изделий, расписанных кобальтом на белом фоне.
"Гжель" - так называется одно из ведущих предприятий, где возродилось истинное народное керамическое искусство древнерусских мастеров.
Самое первое упоминание о Гжели встречается в завещании Ивана Калиты в 1328 году, а затем это имя повторяется в верительных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного (1572-1578 гг.).
Гжель давно славится своими глинами. С середины XVII века здесь ведется интенсивная добыча различных глин. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ "в Гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов отправить глину, подходящую для аптекарских сосудов". В то же время для аптечного заказа было доставлено в Москву 15 глиняных тележек из Гжельской волости и "было приказано хранить эту глину для фармацевтических целей: и теперь та же глина из Гжельской волости приказала государю брать и перевозить тех же волостных крестьян, так как глина понадобится в аптечном заказе". В 1770 г. Гжельская волость была полностью передана Аптекарскому приказу (конторе) "за алхимические товары".
Великий русский ученый М.В. Ломоносов, оценивший гжельскую глину в ее истинном значении, писал о ней такие возвышенные слова: "Вряд ли где-нибудь в мире есть почва самая чистая и без смешивания, которую химики называют девственностью, если только среди глин, используемых для фарфора, нет такой гжельской, которую я нигде не видел в ее белоснежности, она превосходна".
До середины XVIII века в Гжеле производилась и отгружалась в Москву керамика, кирпич, глиняные трубы, глазурованная плитка, а также примитивные детские игрушки, которые в то время были обычным делом. Предполагается, что количество производимых в то время игрушек должно составлять сотни тысяч в год.
К 1812 году в Гжели насчитывалось 25 фабрик по производству посуды. Среди них наибольшей популярностью пользовались фабрики Ермиля Иванова и Лаптева в селе Кузяево. Подписи на остальных изделиях известны мастеру Никифору Семеновичу Гусятникову, Ивану Никифоровичу Срослею, Ивану Ивановичу Кокуну. Помимо посуды выпускались игрушки в виде птиц и животных, а также декоративные статуэтки на темы русской жизни. Яркие белые лошади, всадники, птицы, куклы, миниатюрная посуда окрашены в фиолетовый, желтый, синий и коричневый цвета в своеобразном народном стиле. Краски наносились кистью. Сюжетами
этой картины были декоративные цветы, листья и трава.
После 1802 года, когда возле деревни Минино была найдена светло-серая глина, в Гжеле началось производство полуфаянсов, из которых в изобилии изготавливались квасники, кувшины и кумганы. Со второй половины 1920-х годов многие изделия окрашивались только в синий цвет. Полуглянец характеризуется грубой текстурой и низкой прочностью.
Около 1800 г. в деревне Володино Бронницкого уезда крестьяне, братья Куликовы обнаружили композицию из белой фаянсовой массы. Они также основали первый фарфоровый завод около 1800-1804 г. Основатель Павел Куликов освоил технику изготовления фарфора, работая на заводе Отто в селе Перово.
Чтобы сохранить секрет изготовления фарфора, Куликов делал все сам и имел только одного работника, но, по легенде, двух гончаров. Г.Н. Храпунов и Е. Г. Гусятников тайно проник в мастерскую Куликова, изготовил рог (печь для обжига изделий) и изъял образцы глины, а затем открыл собственные заводы. Завод Куликова примечателен тем, что с его помощью было запущено гжельское фарфоровое производство.
Вторая четверть 19 века стала периодом высочайших художественных достижений гжельской керамики во всех ее отраслях. Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно совершенствовали состав белой массы.
С середины XIX века многие гжельские предприятия пришли в упадок, а гончарное производство сосредоточено в руках Кузнецовых, некогда переселенцев из Гжеля. После революции Кузнецовские заводы были национализированы.
Лишь в середине ХХ века Гжель начал восстанавливать торговлю, которая недавно отметила свое 670-летие. В 1930-1940-х годах здесь было сосредоточено почти половина всех фарфоровых заводов России.
В 1912 году Казанская железная дорога открыла станцию на линии Москва - Херусти, которая была названа в честь района - Гжель. Деревня, выращенная на станции, также называется Гжель. Поселок состоит из двух частей, неофициально называемых "известковое поселение" или "Известь" (после известкового поселения, которое находилось здесь и было снесено), и "кирпичное поселение" или "Труденик".
2.Майолика из Гжели
В 70-80-х годах XVIII века. Гжель стал центром производства художественной майолики в России. Дело в том, что со времени открытия мануфактуры Афанасия Гребенщикова в 1724 году многие гжельцы работали там гончарами. Умелые и ловкие, они быстро ухватились за секреты нового производства майоликовых изделий, а вернувшись домой, начали использовать свои примитивные, но многочисленные новые печи, создавали свои изделия не только из обычной красной глины, как раньше, а также использовали новую технологию белой массы с примесями других видов глины и минеральных добавок.
Оригинальная гжельская продукция пользовалась постоянным спросом. Крестьяне-ремесленники трудились от рассвета до заката, занимаясь глиной и делая из нее то, что было необходимо в повседневной жизни. Каждый из них имел свой собственный стиль, и создание продуктов, привнесенных в его собственное видение мира. Достоинство блюд, игрушек определялось вкусом покупателей и контролировалось спросом. Популярность гжельской продукции означала, что она отвечала как утилитарным целям, так и художественным вкусам людей того времени.
В середине XVIII века в России довольно быстро стало развиваться гончарное дело, но гжельские изделия пользовались постоянным спросом. Оттуда керамическое производство распространилось на Коломенский, Серпуховский и другие районы Московской губернии.
Конец XVIII века был расцветом гжельской майолики, а местные мастера достигли вершин своего искусства в изготовлении кувшинов, кумганов и квасников. Работа требовала большого терпения и искусства. Живопись не допускала исправлений и изменений, как это было сделано с мягкими, неогретыми горшками, покрытыми белой эмалью. Существовала необычная форма больших сосудов для напитков, кваса, пива, бульона и супа, образованных на основе старинных походных колб: круглое плоское тело, часто с целью охлаждения напитков с отверстием в середине тела для мешка со льдом.
Тело сосуда удерживалось на стенде в виде четырех львиных ног. Верхняя часть сосудов была укомплектована красиво изогнутыми ручками и носиками, высокими крышками, украшенными небольшими скульптурами животных, птиц, людей в разнообразных комичных позах. В разноцветной живописи преобладали желтый, зеленый, коричневый и синий цвета. Гжельским мастерам удалось получить бесцветную глазурь на своих изделиях, в то время как даже Гребенщики покрыли свои изделия цеком - сетью тонких трещин на поверхности эмали.
Гжельские ремесленники также выпускали небольшие майоликовые изделия, которые часто отражали типичные сцены их жизни, юмористические композиции, солдат, крестьянок, модных женщин и денди, занимавшихся различными видами деятельности. Истории были выразительными и доступными, плененными ясностью идей, наивностью своих создателей - простых мастеров.
Здесь также производилась продукция для промышленности и быта, например, канализационные трубы для улиц Москвы.
На протяжении многих десятилетий в Гжельцах создаются удивительно разнообразные плитки для украшения печей и каминов. В настоящее время в коллекции Эрмитажа хранится более 500 образцов.
Многие гжельские мастера занимались производством керамики в других местах России.
3.Полуфаянс Гжели
В последние годы XVIII века. В последние годы XVIII века гжельские ремесленники пытались производить полуфаянс. Импортируемые из-за рубежа изделия из этого материала были настолько дороги, что мало кто мог их купить, но и они невольно подталкивали гжельцких мастеров к технологии их производства.
Полуфаянс уже имели белые, пусть и толстые, кастрюли и не были покрашены на сырую эмаль, как это было с изделиями из майолики, а на твердую посуду после первого обжига, что делало работу легче и быстрее и уменьшало количество ошибок.
Полуфаянс стал таким же замечательным художественным явлением в истории русской керамики, как майолика. Гжельцы получили "белую посуду, как фаянс" в начале XIX века. Добавляя известь в свою глину, Гжельцы получили материал, называемый "простым фаянсом" или полуфаянсом, и создали из него десятки тысяч необходимых предметов быта в течение XIX века.
Не сразу Гжельцы развили свой оригинальный стиль росписи кобальтом, но постепенно он достиг совершенства в полуфаянсе. Синий цвет становится классическим, неотделимым от гжельского полуфайенса. Это был новый живописный язык, который заменил контурный рисунок полихромной живописью, ранее использовавшейся в майолике. Гжельцы с помощью кистей разных размеров, длинных и коротких мазков создали гамму до 30 оттенков на белом фоне. Синий цвет лучше других в сочетании с глазурью, при обжиге дает меньше лома, излучает свет, не подвержен влиянию времени. Овощи и другие орнаменты изображены в стилизованной манере, с вьющимися усиками, простирающимися от стебля. Элементы гуманизации и одухотворенности вещей также присутствуют в картинах. Например, форма носика, которая была треугольной и прослеживалась глазами, подчеркивала форму носа.
4.Фаянс Гжели
Гжельский фаянс был единым целым со всеми русскими и западноевропейскими фаянсами своего времени. Она сочетала в себе западноевропейскую природу с местными крестьянскими техниками формирования и росписи.
Наибольший успех в производстве фаянса относится к 30-м годам XIX века, когда более 30 фабрик выпускали фаянсовую посуду, что способствовало тому, что государственная политика ограничивала импорт в страну. Поэтому благодаря гжельским мастерам о фаянсе узнало подавляющее большинство населения России.
Гжель в XIX веке назывался "Русским Стаффордширом", по сравнению с главным английским керамическим центром.