Файл: Современные технологии физкультурнооздоровительной направленности в гребле на байдарках и каноэ Содержание.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
При составлении комплексов дыхательной гимнастики учитывалось:
-эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения;
-доступную степень сложности упражнений для детей разного возраста;
-степень влияния упражнений на укрепление дыхательной мускулатуры.
Гимнастика динамическая – комплекс несложных упражнений, которые предполагают активное включение вестибулярного аппарата7.
Гимнастика корригирующая – система специальных физических упражнений применяемых в основном для устранения нарушений осанки и искривления позвоночника; оказывает общеукрепляющие действие на организм.
Цель вводной части - повысить эмоциональное состояние детей, активизировать их внимание, подготовить организм к нагрузкам основной части. Содержанием вводной части являются строевые упражнения, различные виды ходьбы и бега, прыжки, упражнения для коррекции осанки и профилактики плоскостопия, обучение правильному дыханию. Завершается эта часть построением детей в колонны или группы для выполнения общеразвивающих упражнений.
Основная часть включает - упражнения общеразвивающего характера. Упражнения даются для развития и укрепления мышц плечевого пояса, живота, спины и ног, для гибкости позвоночника.
Упражнения выполняются из разных исходных положений - стоя, лежа, на спине, и животе, сидя. Это способствует повышению качества движений, увеличивает нагрузку, в работу вовлекаются все группы мышц.
Для восстановления частоты пульса гимнастика завершается заключительной частью, включающей физические упражнения с постепенным снижением темпа.
Гимнастика ортопедическая – это комплекс упражнений направленных на укрепление мышц свода стопы.
В проведении ортопедической гимнастики существуют свои особенности. Гимнастика должна проходить регулярно и последовательно. Дети должны выполнять упражнения босиком. Также необходимо помнить, что взрослый является активным участником, помощником в проведении ортопедической гимнастики; Для детей старшего возраста занятие не должно превышать 25 минут. И заканчивается ортопедическая гимнастика закаливающими процедурами. Для укрепления свода стопы полезно лазанье по гимнастической лестнице, канату. Ходьба по доске, бревну, которая развивает не только свод стопы, но и является хорошим средством для предупреждения косолапости и плоскостопия у детей. Эффективными являются упражнения с предметами, моделирующими свод стопы, с использованием природного материала.
Физкультурные занятия – это ведущая организованного, систематического обучения двигательным умениям и навыкам.
Игротерапия и игротералия – это метод психотерапевтического воздействия с использованием игры.
Коммуникативные игры – игры направленные на развитие умения общаться, взаимодействовать и сотрудничать с людьми в разнообразных жизненных ситуациях.
Массаж, самомассаж – основа закаливания и оздоровления организма.
Коррекционные технологии:
Технологии музыкального воздействия используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий для снятия напряжения, повышения эмоционального настроения и прочие.
Арт-терапия – это метод психологической помощи основанный на творчестве и игре.
Сказкотерапия – это метод использующий форму интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствование взаимодействия с окружающим миром.
Цветотерапия – это метод снятия энергетической блокады с помощью цвета.
Тёплые цвета (красный, оранжевый) повышают активность отдела вегетативной нервной системы; стимулируют, тонизируют иммунитет; укрепляют память, зрение; придают бодрость; улучшают цвет кожи.
Холодные цвета (синий, голубой) нормализуют сердечную деятельность, ухудшают скоростно-силовые качества.
Зелёный цвет нормализует сердечную деятельность и ЦНС, стабилизирует артериальное давление, расслабляет, снимает напряжение, помогает при заболевании позвоночника, обмена веществ9.
Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).
В работе с семьей применяют технологии валеологического просвещения родителей – это технологии направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетенции.
Используемые в комплексе здоровье сберегающих технологий в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Результатами внедрения здоровье сберегающих технологий в ДОУ является:
Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей.
Улучшение и сохранение самотических показателей здоровья.
Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников.
Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей к созданию здоровье сберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье.
«Оздоровительная физическая культура» — производная от обобщенного понятия «физическая культура». Оздоровительная физкультура использует все формы, средства и методы физкультуры, которые обеспечивают укрепление и сохранение здоровья, формируют оптимальный фон для жизнедеятельности человека. Задачей оздоровительной физической культуры является общее оздоровление, повышение сопротивляемости организма вредным воздействиям внешней среды, предупреждение заболеваний и т.д. Занятия оздоровительной физической культурой не ставят себе задачу достижения каких-либо спортивных результатов или лечения болезней (как в ЛФК) и доступны всем практически здоровым людям. В оздоровительной физической культуре можно выделить как минимум три аспекта: деятельностный, предметно-ценностный и результативный. Рассмотрим основные термины и понятия, которые употребляются с прилагательным физкультурно-оздоровительная: физкультурно-оздоровительная технология, физкультурно-оздоровительная деятельность, физкультурно - оздоровительная работа, физкультурно-оздоровительные мероприятия, физкультурно-оздоровительная система. По сути, физкультурно-оздоровительная технология – это способ реализации деятельности, направленной на достижение и поддержание физического благополучия и на снижение риска развития заболеваний средствами физической культуры и оздоровления. Это основные правила использования специальных знаний и умений, способов организации и осуществления конкретных действий, необходимых для выполнения физкультурно-оздоровительной деятельности. Сегодня физкультурно-оздоровительные технологии не являются достоянием личного опыта редких специалистов, а разрабатываются в соответствии с достижениями медицинской науки. Любая физкультурно-оздоровительная технология включает в себя постановку цели и задач оздоровления, и собственно реализацию физкультурно - оздоровительной деятельности в той или иной форме. Технология включает в себя не только реализацию оздоровительной программы, но и определение уровня здоровья, и тестирование физической подготовленности, а также вопросы управления и администрирования. Таким образом, физультурно-оздоровительная технология – это способ осуществления разнообразной физкультурно-оздоровительной деятельности. Это та база, на которой строится так называемая оздоровительная индустрия и физкультурно-оздоровительная работа. Физкультурно-оздоровительные технологии в школе могут осуществляться по самым разным направлениям: шейпинг, аэробика, фитнес, бодибилдинг (атлетическая гимнастика), калланетик, изотон, стретчинг, а также бег, туризм, плавание как оздоровительные виды спорта, и прочие виды деятельности, которые используются в досуговой деятельности.
Принцип оздоровительной направленности физического воспитания населения конкретизируется в физкультурно-оздоровительных технологиях, которые в настоящее время интенсивно развиваются. Понятие физкультурно-оздоровительная технология объединяет процесс использования средств физического воспитания в оздоровительных целях и научную дисциплину, разрабатывающую и совершенствующую основы методики построения физкультурно-оздоровительного процесса. Практическим проявлением физкультурно-оздоровительных технологий в физическом воспитании являются различные фитнесс - программы, которые составляют основное содержание деятельности физкультурно-оздоровительных групп (ФОГ), создаваемых на базе физкультурно-спортивных организаций, а также персональных фитнесс - занятий.
1.2. Методические подходы физкультурно-оздоровительной направленности в гребле на байдарках и каноэ
Наша школа гребли начала формироваться еще в Советском союзе, и результаты ее были весьма высокими, особенно у байдарочниц. Что обеспечивало успех? Безусловно, массовость этого вида спорта.
Однако, как только наши тренеры взяли на вооружение систему подготовки гребцов, принятую в ГДР, которая заключалась в наращивании нагрузки, то команда стала завоевывать медалей гораздо меньше.
Особенно удручающе выглядят олимпийские достижения. Уже на шести Олимпийских играх женщины-байдарочницы не поднимались на пьедестал почета. Последними призерами Олимпиады-80 стали Гопова – Алексеева в байдарке-двойке и Мельникова в байдарке-одиночке. В таблице 1 отражены победители Олимпиад.
По мысли В.Н. Платонова, множество факторов влияет и на продолжительность, и на систему подготовки спортсмена. К ним относятся:
структура деятельности на соревновании и такая подготовленность спортсмена, которая обеспечивает высокие результаты;
правильность формирования разных сторон спортивного мастерства;
определение темпов совершенствования мастерства спортсменов, связанных с их индивидуальными и гендерными особенностями, скоростью биологического созревания;
учет возраста начала занятий и начала специальных тренировок;
определение методов, состава и средств подготовки, количества и качества нагрузок, применение технических, восстановительных и стимулирующих средств [28].
А.П. Силаевым подробно изучалась обусловленность высоких достижений на Олимпиадах и ЧМ объемом нагрузок, общей и специальной физической натренированностью в процессе подготовки членов сборных команд Советского союза. Его изучение результата улучшения ряда показателей аспектов процесса тренировок позволило научно обосновать планирование нагрузок на тренировках, создать схему построения заключительного этапа подготовки к Олимпиаде-80 [18].
Такие ведущие специалисты, как З.А. Решетов и А.Н. Соколов, подобно изучали период соревнований. В нем они выделили два этапа и определили их задачи. Так на первом этапе формирования экипажей необходимо развивать специальную, скоростную, силовую выносливость и быстроту, проходить этапы отбора, показывая контрольные нормативы. И на втором этапе реализуется подготовленность спортсмена.
Работы А.П. Силаева, В.Б. Иссурина, Ю.А. Дольника посвящены этапам непосредственной подготовки гребцов к главным соревнованиям сезона. Они обосновали систему процесса тренировок спортсменов высокой квалификации перед стартами. Е.А. Краснов предложил для мужчингребцов на байдарках и каноэ структуру соревновательного микроцикла.
Известные специалисты гребли Г.М. Краснопевцев, Ю.И. Стеценко, а
также их ученики и последователи анализировали особенности методических подходов к тренировкам спортсменов разного уровня мастерства.
Нельзя не отметить работы В.Ф. Каверина, В.Б. Иссурина, П.Н. Темнова, В.Н. Платонова, в которых подробно изучались важнейшие необходимые для гребцов общие (скорость, сила, выносливость, ловкость) и специальные (скоростная и силовая выносливость) физические качества. Не потеряли актуальности и работы М.Ф. Агашина, посвященные использованию волновых тренажеров на тренировках, которые сокращают время на разминку, помогают спортсменам быстро и качественно восстановиться.
Много внимания совершенствованию методики спецподготовки байдарочников уделили в своих работах В.А. Кидайко, С.К. Фомин и др. Они обосновали их основные положения, а также определили основы рациональной модели тактики тренировок и регистрации сведений учета, контроля и планирования нагрузок на тренировках.