Файл: Современные технологии физкультурнооздоровительной направленности в гребле на байдарках и каноэ Содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Следует отметить методические принципы тренировок, заложенные в системе подготовки гребцов А.А. Середины, которая была неоднократной чемпионкой соревнований самого высокого ранга. Став тренером женской сборной по гребле, она использовала свой и соревновательный опыт, и тренировочный. Ее методика заключалась в том, что на этапе подготовки объем тренировок был практически на пределе возможностей организма спортсменок. Он был столь высок, что количество освоенной подопечными А.А. Серединой спортсменками специальных действий превышал подобные показатели мужчин-байдарочников. Мастерство тренера было в том, что ни одна байдарочница не была перетренирована, хотя риск перегрузки был постоянным. У спортсменок планомерно росли спортивные результаты, которые определялись индивидуальными возможностями каждой из них.

Однако следует отметить, что, несомненно, удачная методика А.А. Серединой, могла быть применена только в условиях, когда команда была полностью на гособеспечении, т.е. в СССР. Кроме того, она имеет ограничения при подготовке спринтеров, т.к. зачастую большие объемы специальных тренировок не дают возможности реализоваться индивидуальности.

Проведем краткий обзор работ зарубежных специалистов, чьи спортсмены показывали высокие результаты. Анализ их работ показал, что они в основном посвящены исследованию не комплекса подготовки, а отдельных элементов всей системы тренировок.

Так, в венгерской школе отметим работы И. Гранека, который создал высоко результативную систему подготовки гребцов своей страны. Ее позже обогатили исследованиями в области эффективной техники гребли, над которой работали Я. Кулчар, Я. Парти, Н. Корендле, В. Липпенс [3]. Что касается исследований специалистов ГДР, то мы можем упомянуть только Е. Шнайдера, который занимался проблемами создания плодотворной системы подготовки юных спортсменов. Это объясняется тем, что имеющаяся хорошо разработанная методика подготовки высококвалифицированных гребцов, была недоступна для печати и имела гриф «для служебного пользования» [3].

Изучением эффективной подготовки национальной команды румынских гребцов занимались такие ученые и тренеры, как О. Попеску, И.Г. Кожокару, А. Норески. Их работы посвящены исследованию анатомоморфологии, выявлению таких данных антропометрии, которые наиболее благоприятны для успешных занятий греблей [3].

Чехословацкие высококвалифицированные гребцы В. Сыроватка-Русс, И. Холечек, Л. Чепчианский, Н. Свирчунски, опираясь на свой тренировочный и соревновательный опыт, анализировали разные аспекты подготовки и давали рекомендации по их оптимизации.


Изучением использования в процессе тренировок приборов срочной информации занимались Х. Бубке, Г. Фек, Ф. Трогаш [13], работы которых активно использовались многими тренерами.

Подводя итог анализу работ, посвященных подготовке гребцов высокой квалификации, отметим, отсутствие изучения и применения тренажеров с аэродинамическим нагрузочным модулем и высокий степенью имитации гребной локомоции особенно в осенне-зимний период.

Кроме этого, укажем отсутствие глубоких научных исследований по проблемам наиболее продуктивной практики концентрированных нагрузок с применением методов контроля состояния по срочному тренировочному эффекту в период соревнований.
1.3. Средства и методы гребли на байдарках и каноэ
Средства спортивной тренировки - физические упражнения - условно могут быть подразделены на четыре группы: общеподготовительные, вспомогательные, намеренно-подготовительные, соревновательные.

К общеподготовительным относятся упражнения, служащие всестороннему функциональному становлению организма спортсмена. Они могут как соответствовать особенностям избранного вида спорта, так и находиться с ними в определенном возражении (при решении задач всестороннего и слаженного физического воспитания)

Вспомогательные (полуспециальные) упражнения полагают двигательные действия, создающие особый основа для дальнейшего улучшения в той либо другой спортивной деятельности.

Специально-подготовительные упражнения занимают центральное место в системе тренировки квалифицированных спортсменов и охватывают круг средств, включающих элементы соревновательной деятельности и действия, приближенные к ним по форме, структуре, а также по нраву проявляемых качеств и деятельности функциональных систем организма.

Соревновательные упражнения полагают выполнение комплекса двигательных действий, являющихся предметом спортивной специализации, в соответствии с существующими правилами соревнований. Соревновательные упражнения характеризуются рядом особенностей. Во-первых, при их выполнении достигаются высокие и высокие итоги; определяется предельный ярус адаптационных вероятностей спортсмена, которого он достигает в итоге использования в своей подготовке общеподготовительных, вспомогательных и намеренно-подготовительных упражнений. Во-вторых, сами соревновательные упражнения дозволено рассматривать как особенно комфортные и непредвзятые наглядные модели резервных вероятностей спортсмена.



Средства спортивной тренировки разделяются также по направленности воздействия. Дозволено выделить средства, предпочтительно связанные с улучшением разных сторон подготовленности - технической, стратегической и др., а также направленные на становление разных двигательных качеств, возрастание функциональных вероятностей отдельных органов и систем организма.

Все эти средства могут применятся в спортивной тренировке в гребле на байдарках и каноэ.

Под способами спортивной подготовки, следует понимать методы работы тренера и спортсмена, при помощи которых достигается овладение умениями, знаниями и навыками, прогрессируют нужные качества, формируется миросозерцание.

В практических целях все способы условно делят на три группы:

1. Словесные

2. Наглядные

3. Практические

В процессе спортивной тренировки в гребле на байдарках и каноэ все эти способы используют в разных сочетаниях. Всякий способ применяют не стандартно, а непрерывно приспосабливают к определенным требованиям, обусловленным особенностями спортивной подготовки. При подборе способов следует следить за тем, дабы они сурово соответствовали поставленным задачам, общедидактическим тезисам, а также особым тезисам спортивной тренировки, возрастным и половым особенностям спортсменов, их квалификации и подготовленности. В спорте, где специальное место уделяется связи с практикой, а также в силу специфических особенностей спортивной деятельности основная роль отводится фактическим способам.

К словесным способам, применяемым в спортивной тренировке, относятся рассказ, трактование, лекция, беседа, обзор и обсуждение. Эти формы особенно зачастую применяют в лаконичном виде, исключительно при подготовке квалифицированных спортсменов, чему содействует особая терминология, сочетание словесных способов с наглядными. Результативность тренировочного процесса во многом зависит от умелого применения указаний и команд, примечаний, словесных оценок и разъяснений.

Наглядные способы, используемые в спортивной практике, разнообразны и в существенной степени обусловливают действенность процесса подготовки. К ним, раньше каждого, следует отнести верный в методическом отношении показ отдельных упражнений и их элементов, тот, что традиционно проводит тренер либо высококвалифицированный спортсмен.


В спортивной практике обширно используются вспомогательные средства демонстрации - учебные фильмы, видеозаписи, макеты игровых площадок и полей для демонстрации стратегических схем, электронные игры. Обширно применяются также способы ориентирования. Тут следует различать как простейшие ориентиры, которые ограничивают направление движений, преодолеваемое расстояние и др., так и больше трудные - световые, звуковые и механические главенствующие устройства, в том числе с программным управлением и обратной связью. Эти устройства разрешают спортсмену получить информацию о темпоритмовых, пространственных и динамических движений, а изредка и обеспечить не только информацию о движениях и их итогах, но и принудительную коррекцию.

Подготовительный период в гребном спорте начинается примерно с октября до мая включительно. Основной задачей тренировки гребцов является повышение уровня общей и специальной физической подготовки. Наряду с этим решаются также задачи технической, теоретической и морально-волевой подготовки.

Основными средствами тренировки являются гимнастика, бег, лыжный спорт, плавание, спортивные игры, штанга, гребля в бассейне и лодке.

Подготовительный период подразделяется на два этапа: осенне-зимний - обще подготовительный и весенний - специально подготовительный. Для каждого из этих этапов характерны свои задачи, средства и методы тренировки.

Общеподготовительный этап длится примерно с середины октября по февраль. В этом периоде гребцы не используют греблю в лодках. Подготовка строится на ОФП и различных спортивных играх. Это нужно для улучшения различных физических качеств (быстроты, ловкости, гибкости ).

Весенний (специально подготовительный) этап подготовительного периода совпадает с началом регулярных занятий на воде и длится примерно до конца апреля-середины мая. Основными задачами является закрепление и совершенствование техники гребли, воспитание уровня скоростных возможностей гребца. Основным средством подготовки в весеннем этапе становится гребля в лодке. При подготовке разрядников она составляет около 60 % общего объема нагрузки. Так же для разминки перед тренировками гребцы используют ОФП и растяжки.

Соревновательный период в гребном спорте начинается приблизительно с середины мая и длится (в зависимости от календаря соревнований) примерно до середины сентября. Данный период характеризуется тем, что гребцы планомерно участвуют в соревнованиях и каждая учебно-тренировочная работа спланирована и ведется в узкой связи с календарем соревнований. В этом периоде гребцы тренируются циклами, которые каждый тренер подбирает индивидуально для спортсмена. Средствами тренировки в этом периоде являются наглядные методы (показ разнообразных фильмов, показ определенного действия тренером для примера).


Переходный период завершает годичный цикл тренировок. Главными задачами в этом периоде являются: постепенное снижение тренировочных нагрузок, активный отдых. В данном периоде спортсмен должен максимально восстановится, как в физическом плане, так и в моральном.

Основные средства тренировки в это время: гребля в лодке, бег средней интенсивности, общеразвивающие упражнения, спортивные игры. С прерыванием занятий на воде в режиме дня гребца остаются зарядка, туристские прогулки и походы. На этом этапе гребец энергично отдыхает и проходит углубленный медосмотр в специализированном диспансере.

Разложение нагрузочной деятельности по периодам подготовки дает ясное представление о направленности всего микроцикла и мезоцикла, об их соответствиях с выше перечисленными задачами и рациональности применяемых средств в всяком из периодов подготовки в ежегодном цикле, что, безоговорочно, дозволит сделать своевременную коррекцию в тренировочной программе и продуктивно отразится на выступлениях спортсменов на соревнованиях.

Так же отметим, что самое главное средство спортивной тренировки - это соревновательные упражнения.