Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКИЙ УНИВЕРСТИТЕТ ИМ.М.УТЕМИСОВА
Кафедра: Теория и методика Физической Культуры и спорта
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему: Физическая культура и спорт в быту народа
ОП: 6B01402 «Физическая культура и спорт»
Выполнил: студ. Группы ФК и С - 32 Нургалиев А.К
Научный руководитель: Доцент ЗКУ Жищенко А.Н
Уральск-2022
Содержание
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты спорта на современном этапе развития общества 5
1.1. Понятие и сущность спорта 5
1.2. Социальное значение спорта 7
Глава 2. Исследование роли спорта в образе жизни различных групп населения 14
2.1. Спорт в образе жизни различных групп населения 14
Большинство молодых людей ходит в фитнес-центры, тренажёрные залы, для того что бы привести себя в форму и понравится противоположному полу. Остальные же напротив предпочитают посидеть дома за компьютером. Современные девушки в большинстве заинтересованы в похудании, посещая для этого различные фитнес-центры, аэробика, шейпинг и т.д. Безусловно, есть и молодежь, которая занимается профессиональным спортом, хотя и процент их не так велик к сожалению. 17
2.2. Спорт, как здоровый и правильный образ жизни населения 19
Заключение 23
Список используемой литературы 25
Введение
Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что физическая культура и спорт является одним из наиболее важных факторов укрепления и сохранения здоровья.
Данный аспект важен на сегодняшний день, так как обусловлено это условиями резкого снижения двигательной активности (гиподинамии). Цели и содержание, средства и формы, распространение и эффективность физической культуры и спорта следует рассматривать во взаимосвязи с внешней средой, бытом, питанием, возрастом и полом.
Физкультура и спорт представляют собой субъективные аспекты жизни людей и поэтому являются составной частью формирования здорового образа жизни каждого человека в отдельности и всего общества в целом. На сегодняшний день уровень здоровья людей в Казахстане очень низкий. Поэтому развитие интереса к спорту необходимо во всех классах общества.
Цель курсовой работы – исследовать спорт как образ жизни различных слоев населения.
Задачи:
-
Теоретические аспекты спорта на современном этапе развития общества. -
Понятие и сущность спорта. -
Социальное значение спорта. -
Исследование роли спорта в образе жизни различных групп населения. -
Спорт в образе жизни различных групп населения. -
Спорт, как здоровый и правильный образ жизни населения.
Методы исследования - анализ научно-методической литературы и ее обобщение.
Теоретические аспекты данной работы составляют труды авторов в области исследуемого вопроса.
Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы в дальнейшей научной и профессиональной деятельности.
Глава I. Теоретические аспекты спорта на современном этапе развития общества
1.1. Понятие и сущность спорта
Спорт является одной из важнейших составляющих физической культуры.
Спорт это обобщенное понятие, обозначающее один из компонентов физической культуры общества, исторически сложившийся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям.
Спорт от физической культуры отличается тем, что в нем имеется обязательная соревновательная компонента.
Спорт – это вид культуры, игровая, соревновательная деятельность и подготовка к ней, основанные на использовании физических упражнений и направленные на достижение наивысших результатов.
Спорт - исторически сложившаяся социальная деятельность, протекающая в условиях состязательности, соперничества, преследующая высокие спортивные достижения.
Спорт включает в себя собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, специфические отношения, нормы и достижения, возникающие в процессе этой деятельности, взятые в целом.
Несмотря на то, что спорт без соревнований не существует, его функции не исчерпываются достижением чисто состязательных целей. Спорт предоставляет эффективные средства для совершенствования человека, для преобразования его духовной и физической природы в соответствии с запросами общества, является действенным фактором воспитания и самовоспитания. По мере роста достижений спортсмен оказывается включенным в процесс не только физического, но и нравственного, эстетического, умственного, трудового, патриотического воспитания. Педагогическое значение спорта чрезвычайно велико.
В настоящее время в рамках спортивного движения выделяются два основных направления: базовый (массовый) спорт и спорт высших достижений.
Спортивная деятельность выполняет следующие социальные функции:
1. Спорт как соревновательная деятельность. Спортивная деятельность без соревнования утратила бы свой смысл и свою специфику. Основное в спорте - это достижение максимальных результатов в условиях предельных физических и психологических нагрузок.
2. Спорт как средство разностороннего развития человека, воспитания и подготовки к другим видам деятельности. Спорт является средством разностороннего развития человека, совершенствования его физических и психических качеств и способностей, формирования жизненно необходимых навыков и умений. Спортивная деятельность предоставляет большие возможности для воспитания моральных, эстетических, интеллектуальных чувств и качеств личности спортсмена, его воли и эмоций. Занимая существенное место в жизни человека, она является одним из факторов его нравственного воспитания и формирования личности.
3. Оздоровительно-рекреативная функция спорта. Занятия спортом благотворно воздействуют на здоровье человека. Спорт является одной из самых доступных и популярных форм активного отдыха, развлечения и организации досуга, источником положительных эмоций. Спорт является прекрасным источником борьбы с такими неблагоприятными явлениями, как гиподинамия, психическое перенапряжение и др.
4. Спорт как зрелище, т.е. эстетическое свойство спорта. Спорт издавна пользуется популярностью в качестве зрелища. Благодаря развитию средств массовой информации, особенно телевидению, спорт как зрелище стал доступен большим массам зрителей.
5. Спорт как сфера широких социальных отношений. Межличностные, межколлективные, межнациональные и международные отношения, обусловленные спортивной деятельностью, способствуют укреплению национальных связей, распространению идеи дружбы и мира между народами.
6. Экономическое значение спорта. Экономический эффект спортивной деятельности проявляется в укреплении здоровья занимающихся, снижении заболеваемости, повышении работоспособности, и т.д.
1.2. Социальное значение спорта
Спорт пронизывает все уровни современного социума, оказывая широкое воздействие на основные сферы жизнедеятельности общества. Он влияет на национальные отношения, деловую жизнь, общественное положение, формирует моду, этические ценности, образ жизни людей.
В подтверждение этого тезиса можно привести слова известного спортсмена А. Волкова: «…спорт сегодня – это главный социальный фактор, способный противостоять нашествию дешёвой культуры и дурным привычкам. Это лучшая «погремушка», которая сможет отвлечь людей от нынешних социальных проблем. Это, пожалуй, единственный «клей», который способен склеить всю нацию воедино, что не удаётся ни религии, ни тем паче политикам».
Действительно, спорт обладает мощной социализирующей силой. Политики давно рассматривают спорт как национальное увлечение, способное сплотить общество единой национальной идеей, наполнить своеобразной идеологией, стремлением людей к успеху, к победе.
Социологические опросы населения, особенно молодёжи, занимающейся спортом, показывают, что спорт формирует первоначальное представление о жизни и мире. Именно в спорте наиболее ярко проявляются такие важные для современного общества ценности, как равенство шансов на успех, достижение успеха. Стремление быть первым, победить не только соперника, но и самого себя.
Люди, прошедшие «школу спорта», убеждены, что спорт помог им воспитать веру в свои силы и возможности, а также умение ими воспользоваться.
Спорт учит идти на жертвы ради достижения цели. Уроки, усвоенные юными спортсменами на спортивном поле, затем, как правило, помогают и в жизни. Многие из спортсменов утверждают, что именно спорт сделал из них человека, способного быть личностью. Посредством спорта реализуется принцип современной жизни – «рассчитывать на самого себя». Это означает, что достижение успеха зависит, прежде всего, от личных, индивидуальных качеств: честолюбия, инициативы, трудолюбия, терпения, волевых навыков.
В ряду наук о человеке и обществе ведущее место отводиться социологии – науке о социальном мире, социальных взаимоотношениях и взаимодействиях личности.
Поэтому каждому работающему в области физической культуры и спорта крайне необходимо не только хорошо знать способы, методы и формы спортивной тренировки, другие особенности профессиональной деятельности, но и разбираться в жизненных интересах и социальных отношениях людей, на основе которых и созданы группы, общности, общество и мировое сообщество.
В социологии физической культуры как молодой науке в настоящее время пересматриваются сложившиеся подходы к оценке значимости спорта в современном социуме.
Новые социально-экономические условия развития общества поставили перед физкультурно-спортивной деятельностью проблемы формирования новых ценностей ориентации, образов поведения, смыслов, стилей жизни.
Одной из основных проблем социальной физической культуры и спорта является формирование ценностного отношения общества и личности к физической культуре и спортивному стилю жизни.
В настоящее время физическая культура и спорт представляют собой многофункциональное общественное явление. Это связано с тем, что данная сфера деятельности касается воспитания человека – главного элемента производительных сил общества.
Физическое движение осуществляется под непосредственным воздействием общественных отношений, складывающихся между людьми, проникает не только в область культуры, но и другие важные стороны жизни: политику, экономику и др.
Физической культуре и спорту как явлению общественной жизни свойственны как специфические, так и общекультурные, а также оздоровительные и воспитательные функции. Все названные функции тесно взаимосвязаны, переплетаются друг с другом, их разделение носит условный, поисковый характер.
К первым стоит отнести: развитие физических особенностей, удовлетворение социальных и естественных потребностей в двигательной активности и оптимизации на основе физического состояния.
Особое значение имеет состояние здоровья. Здоровье человека обусловлено как биологическими, так и социальными факторами и имеет, можно сказать «двойную детерминацию». Физическая культура и массовый спорт способствуют профилактике и снижению целого ряда заболеваний.
Общекультурные связи возникают в результате его многосторонних связей с другими общественными явлениями. Основной целью и важным фактором вовлечения населения (особенно молодёжи) к регулярным занятиям физической культурой и спортом является всестороннее и гармоничное развитие личности.
Физическая культура и спорт используется как средство охраны и укрепления здоровья человека от самого раннего детства до преклонного возраста. Использование средств физической культуры и спорта в процессе жизнедеятельности способствует профилактике самых различных заболеваний. Особое значение в оздоровлении населения имеет поддержание здорового образа жизни.
Спорт представляет возможности не только для физического и спортивного совершенствования, но и для нравственного, эстетического, интеллектуального и трудового воспитания.
Оздоровительно-рекреативная функция спорта положительно влияет на функциональные возможности организма человека, особенно это ярко выражено в детском и юношеском спорте, где благотворное влияние занятий спортом на развивающийся и формирующийся организм неоценимо. Именно в этом возрасте закладываются основы здоровья, прививаются навыки систематических занятий физическими упражнениями, формируются привычки личной и общественной гигиены.
Спорт одновременно является и источником положительных эмоций, он нивелирует психическое состояние детей, позволяет снимать умственную усталость, даёт познать «мышечную радость». Особенно велика его роль в деле ликвидации отрицательных явлений гиподинамии у детей.