Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Большую роль отводится современному спорту и в работе с взрослым населением. Он является средством оздоровления, защиты от неблагоприятных последствий научно-технического прогресса с характерным для него резким уменьшением двигательной активности в трудовой деятельности и в быту.
Спорт является одной из популярных форм организации здорового досуга, отдыха и развлечений. Особенно это проявляется в массовом спорте, где не ставится цель достижения высоких спортивных результатов. Функция социальной интеграции и социализации личности в спорте является одним из мощных факторов вовлечения людей в общественную жизнь, приобщая к ней и формирования у занимающихся опыта социальных отношений. На этом основании его важная роль в процессе социализации личности.
Спортивное движение как массовое социальное течение приобрело немалое значение и в качестве одного из факторов социальной интеграции, т. е. сближения людей и объединения их в группы, организации, союзы, клубы на основе общих интересов и деятельности по их удовлетворению. Спорт давно уже занял одно из ведущих мест в международном общении. Неудивительно, что международные спортивные связи выросли в нашу эпоху до глобальных размеров, а такие формы спортивного движения, как «спорт для всех» и Олимпийское движение, стали широчайшими интернациональными течениями современности.
Изучения отношения различных социальных категорий населения к физической культуре и спорту имеет большое значение для совершенствования организации и управления физкультурным движением.
Это отношение можно определить как социальную связь с конкретными условиями физкультурного движения, с его реальной практикой.
Действенность отношения людей к физической культуре и спорту состоит в их устойчивом, практическом участии в физкультурно-спортивном движении, в приобретении и использовании в жизненной практике определённого уровня физического развития и соответствующих знаний в этой области.
Отношение к физической культуре и спорту населения определяется, в первую очередь, рядом социальных факторов, которые стимулируют их потребность к занятиям, формирует физкультурные и спортивные интересы, а также определяют конкретные цели и мотивы в данной сфере деятельности.
Следовательно, истинную природу и значение спорта в социуме, его опережающее глубинное понимание можно познать только с учётом постоянного расширения взгляда на мир, меняющегося под влиянием научно-технической революции и социально-экономических условий, в связи с возникновения экологической проблемы, а также участившимися опасными и чрезвычайными ситуациями. Поэтому важно раскрыть глобальную роль физической культуры в развитии общества, связанную не только с сохранением здоровья и физической подготовленностью человека, но и, прежде всего, с формированием целостной, многогранной личности.
Большинство авторов считают, что физическая культура и спорт играют важную роль в формировании личности. Многие социальные ситуации проигрываются в спортивной деятельности, что позволяет спортсмену нарабатывать для себя жизненный опыт, выстраивать особую систему ценностей и установок.
Придя в спортивную секцию или школу, юный спортсмен попадает в новую социальную сферу: тренеры, судьи, спортивный коллектив - это новые агенты социализации, конкретные люди, ответственные за воспитание и образование, обучение культурным нормам и образцам поведения, обеспечивающие эффективное освоение новой социальной роли, в которой оказывается юный спортсмен.
Для каждого человека особенно важна первичная социализация, когда закладываются основные психофизические и нравственные качества личности.
В первичной социализации спортсмена наряду с семьей, школой задействован социальный институт физической культуры и спорта. Среди агентов первичной социализации далеко не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом.
По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители занимают превосходящую позицию. Для юного спортсмена тренер также играет одну из ведущих ролей. Ровесники, напротив, равны ему. Они прощают ему многое из того, что не прощают родители и тренер. В каком-то смысле, с одной стороны - ровесники, а с другой - родители и тренер воздействуют на юного спортсмена в противоположных направлениях.
Тренер в данном случае усиливает позиции родителей в формировании базисных ценностей, а также регулирует сиюминутное поведение, ориентируя юного спортсмена на спортивный стиль жизни, достижение высоких результатов.
Ценностный потенциал спорта позволяет решать целый ряд воспитательных задач. Уже отмечалось, что спорт - это школа воспитания мужества, характера, воли.
Спортивная деятельность позволяет юному спортсмену стойко переносить трудности, нередко возникающие у ребенка в школе, в семье, в других жизненных ситуациях.
Глава 2. Исследование роли спорта в образе жизни различных групп населения
2.1. Спорт в образе жизни различных групп населения
Спорт в образе жизни детей.
В первые годы жизни ребёнка формируется его характер, его интерес к жизни. Поэтому в возрасте до 3-х лет родителям легко приучить малыша к здоровому образу жизни и регулярным занятиям спорта.
Современные дети, к сожалению, все меньше времени уделяют занятиям спортом. Все чаще ребенка можно увидеть сидящим у телевизора, за компьютером или игровой приставкой. А ведь еще 10-15 лет назад школьника было трудно оторвать от командных игр и других подвижных увлечений с друзьями на улице. Сегодня дети занимаются спортом или играют в активные игры крайне редко. В связи с этим, целью каждого заботливого родителя должно стать воспитание у ребенка любви к спорту, активному образу жизни и понимания важности спорта. Все это в совокупности с правильными диетологическими практиками и станет залогом здоровья маленького человека. Начинать следует с малого: поощрять в ребенке желание плавать, играть в футбол во дворе с друзьями, ездить на велосипеде, играть в мяч с друзьями. То есть с радостью разрешать ему делать то, к чему так тянется растущий организм. Если же ваш малыш достаточно пассивен, можно просто предложить ему делать 10-минутные перерывы в подготовке домашнего задания. Уже с начальных классов ребенка следует мотивировать к участию в школьных детских спортивных соревнованиях и различных эстафетах. Но все вышеперечисленные занятия вряд ли будут систематичными, поскольку многие виды спорта зависят от погодных условий и времени года. Поэтому нужно вводить в ежедневный режим детей зарядку. Постоянное выполнение определенных упражнений будут способствовать регулированию массы тела и, в частности, телесного жира. Дети, регулярно занимающиеся спортом, менее подвержены опасности развития ожирения, чем их сверстники. К тому же, систематические занятия спортом укрепляет мышцы и кости ребенка и развивают у него силу воли. Особое внимание во время тренировки следует уделять силовым упражнениям. Эта часть фитнес - режима обязательна, так как способствует наращиванию мышц. Именно работа мышц сжигает больше калорий, чем жира, поэтому увеличение мышечной массы ребенка помогает поддерживать его стабильный оптимальный вес. Силовая тренировка не входит в стандартный фитнес-режим. Ее можно проводить и каждый день после обычной зарядки, и через день. Какие же качества помимо физических навыков и сильного тела появятся у ребенка при регулярных занятиях фитнесом?
Во-первых, ребенок становится более выносливым. Для развития этого качества следует выполнять однообразные аэробные упражнения. Например, ребенку будут интересны езда на велосипеде, ходьба, бег трусцой, детское плавание, игры в баскетбол или теннис. Во-вторых, занятия фитнесом наделяют ребенка силой. Для этого в программу ежедневных тренировок нужно включить подтягивания, качание пресса, отжимания от пола. Эти простые упражнения укрепляют мышцы и поддерживают их в тонусе. И, конечно же, в ребенке важно развить гибкость. Растяжки и всевозможные упражнения на ловкость делают суставы более гибкими, а мышцы упругими. Если присмотреться, то можно заметить, что ваш ребенок выполняет такие упражнения много раз за день. Например, когда наклоняется завязать шнурки или тянется за игрушкой. В детской природе уже заложена тяга к движению, задача родителей – лишь направить энергию малыша на пользу его физического развития.
Спорт в образе жизни подростков.
Некоторые наивные взрослые думают, что главными мотивами спортивных занятий для подростков являются здоровье и красота, что первый мотив у подростков вообще не развит, здоровье им кажется естественной данностью, а эстетические соображения значимы преимущественно для девочек; недаром женские виды спорта делают акцент на красоте, грации и изяществе
Физические нагрузки для мальчиков начинаются с уроков физкультуры в школе и для некоторых из них заканчиваются профессиональными видами спорта. Идеология спорта для подростков - это соперничество, дух команды и желание быть первым, все это классические ценности в спорте, к которым почти каждый мальчик сознательно или бессознательно стремится.
В современном обществе подростки склонны к максимализму. Необходимо заинтересовать их занятиями физической культы и спорта. Если во время этого не сделать, то возможно, что в дальнейшем они и не будут заниматься не то что спортом, а даже физической культурой.
В подростковом возрасте девочки очень редко занимаются физическими упражнениями самостоятельно, тогда как мальчики очень часто играют в спортивные подвижные игры во дворе.
Спорт в образе жизни молодёжи.
Мы живем уже в XXI веке - веке стремительных изменений, поиска новых идеалов и ценностей. XX век принес не только достижения и успехи. Практически во всех сферах социальной жизни человечество столкнулось с огромными проблемами, трудностями, противоречиями. И сфера физической культуры и спорта - не исключение. Многим приходится подстраиваться под стремительно изменяющиеся условия жизни. Современный образ жизни требует активности, здоровья, сил. В условиях социально-экономических и политических преобразований современной России особое значение приобретают вопросы укрепления физического и духовного здоровья человека, формирования здорового образа жизни. Особенно это актуально для современной молодежи, которая проходит свое становление в сложных условиях ломки старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Современная мода диктует спортивный стиль на здоровое тело, стройную фигуру, энергичность. Современный молодой человек должен быть готов физически и морально к огромному потоку новых знаний, которые он постоянно получает из многочисленных источников. Он должен уметь быстро реагировать на изменения и уметь рассчитывать свои силы, свое время. Как молодежь занимается спортом и занимается ли вообще? Какой приоритет занимает спорт в их образе жизни? Ведут ли студенты здоровый образ жизни и что для них здоровый образ жизни? Что для
молодежи спорт - прежде всего, форма проведения свободного времени, общения, составляющая успеха?..
Большинство молодых людей ходит в фитнес-центры, тренажёрные залы, для того что бы привести себя в форму и понравится противоположному полу. Остальные же напротив предпочитают посидеть дома за компьютером. Современные девушки в большинстве заинтересованы в похудании, посещая для этого различные фитнес-центры, аэробика, шейпинг и т.д. Безусловно, есть и молодежь, которая занимается профессиональным спортом, хотя и процент их не так велик к сожалению.
Спорт в образе жизни взрослого.
Для взрослого человека достаточно просто заниматься спортом хотя бы 3 раза в неделю, включая аэробные тренировки и занятия на тренажерах.
В таком случае большинство взрослых людей не будут набирать вес, а напротив, находиться в тонусе и хорошем состоянии духа. Для многих 3х разовых тренировок в неделю будет мало, в этом случае добавляется ещё один тренировочный день. Исследования учёных так же показали, что при занятиях спортом, взрослый человек меньше курит и пьёт. По предварительным расчётам, при спортивных физических нагрузках, взрослые могут сжигать до 2 тысяч калорий, а это поддерживает здоровье на более высоком уровне, чем у человека, который не занимается спортом. Взрослый человек в основном занимается спортом и физической культурой в зависимости от своего свободного времени. Социальная сущность свободного времени в том, что оно превращает того, кто им обладает, в иного субъекта, и в качестве этого иного субъекта он вступает затем в непосредственный процесс производства. В человеке воедино заключены объект и одновременно субъект деятельности свободного времени, а также субъект трудового процесса. Безусловно, различаются особенности личного отношения человека к трудовой деятельности, с одной стороны, и к занятиям в сфере свободного времени, — с другой. Если в первом случае определяющим выступает необходимость, то во втором преимущественную роль играет свободное волеизъявление при выборе форм и видов деятельности. Общество в историческом процессе развития выявило и определило ценности свободного времени, которые необходимы для дальнейшего социального прогресса. Общество заинтересовано в том, чтобы такого рода ценности, и в частности занятия физическими упражнениями, спортом, избирались и включались индивидом, разумеется, с личной добровольностью, в состав деятельности свободного времени. Осознанное принятие личностью необходимых видов социального поведения составляет сущность свободной деятельности в свободное время. Свободное время используется отдельным человеком преимущественно в соответствии с его индивидуальными представлениями о целесообразности его расходования, которые складываются, как правило, эмпирическим путем. В поведении человека в свободное время, в том числе в занятиях физическими упражнениями, спортом, туризмом, играми, сказываются социально- психологические явления традиций и конформизм в принятии норм поведения непосредственно окружающей общественной среды. ФКС имеют в современных условиях весьма высокую социально-экономическую значимость для общества в целом и для отдельного человека.