Файл: 1. Понятие бухгалтерского учета, его роль и значение в системе управления экономикой.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 318
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3) типовая – такие документы используются везде, они содержат определенные реквизиты и порядок отражения в них хозяйственных операций.
Документы, отражающие факт совершения операции, поступают в бухгалтерию и подвергаются нескольким проверкам.
Виды проверок:
1) формальная – проверка правильности оформления документов по форме;
2) по существу – бухгалтер определяет законность данной хозяйственной операции;
3) арифметическая – проверка правильности подсчетов данных документа.
Проверенные документы сортируются по определенным признакам и по стоимостной оценке. Проставление расценки в документах – таксировка.
Документы должны составляться своевременно, как правило, в момент совершения операции, или если это почему-то невозможно,— непосредственно по окончании операции.
При реализации товаров, продукции, работ и услуг с применением контрольно-кассовых машин допускается составление первичного учетного документа не реже одного раза в день по его окончании на основании кассовых чеков.
9. Инвентаризация, её значение и порядок проведения
Инвентаризация – способ проверки соответствия фактического наличия имущества в натуре данным бухгалтерского учета, отраженным на счетах. Инвентаризация позволяет проверить, все ли хозяйственные операции оформлены в документах и отражены в системном бухгалтерском учете, а также внести необходимые уточнения и исправления.
Предприятия обязаны проводить инвентаризацию основных средств, капитальных вложений, незавершенного капитального строительства, капитального ремонта, незавершенного производства, товарно-материальных ценностей, денежных средств, расчетов и других статей бухгалтерского баланса. Инвентаризации подлежат и товарно-материальные ценности, не принадлежащие предприятию, такие, как ценности на ответственном хранении, полученные для переработки, арендованные основные средства и т. п., а также по каким-либо причинам не учтенные ценности.
Основные задачи инвентаризации:
• выявление фактического наличия основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, ценных бумаг, а также объемов незавершенного производства в натуре;
• контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей и денежных средств путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета;
• выявление товарно-материальных ценностей, частично потерявших свое первоначальное качество, не отвечающих стандартам качества, техническим условиям и т. п.;
• выявление сверхнормативных и неиспользуемых материальных ценностей с целью последующей реализации;
• проверка соблюдения правил и условий хранения материальных ценностей и денежных средств, а также правил содержания и эксплуатации машин, оборудования и других основных средств; проверка реальной стоимости учтенных на балансе товарно-материальных ценностей, сумм денежных средств в кассе, на расчетном счете, на валютном счете, других счетах, денежных средств в пути, незавершенного производства, расходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов и платежей, дебиторской задолженности (расчетов с покупателями, по векселям полученным и др.), кредиторской задолженности (поставщикам материалов, банкам, по векселям выданным, по налогам финансовым органам и др.) и других статей баланса.
Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
10. Сущность и строение бухгалтерского баланса.
Бухгалтерский баланс – способ экономической группировки имущества по его составу, размещению и источникам его формирования на конкретный момент времени. Это двусторонняя таблица. В левой части баланса показывается имущество по составу и размещению – это актив баланса, в правой части отражаются источники формирования этого имущества – это пассив баланса.
Показатели в балансе называются статьями баланса. Итоги в балансе называются валютой баланса. Особенностью баланса является то, что валюта актива баланса равна валюте пассива баланса. Баланс составляется на 1 число отчетного периода в 1000-ах рублей.
Структура и содержание актива баланса.
Основой построения бухгалтерского баланса является группировка объектов бухгалтерского учета по их функциональной роли в процессе хозяйственной деятельности и источникам формирования.
Бухгалтерский баланс состоит из 5 разделов:
- внеоборотные активы;
- оборотные активы;
- капитал и резервы;
- долгосрочные обязательства;
- краткосрочные обязательства.
В заключении бух.баланса есть спец. строка по активу и пассиву–валюта баланса.
Типовая структура бух. баланса содержит следующие числовые показатели.
Актив. Раздел 1. Внеоборотные активы.
Нематериальные активы: права на объекты интеллектуальной собственности; патенты, торговые знаки, знаки обслуживания, организационные расходы; деловая репутация организации.
Основные средства: земельные участки и объекты природопользования; здания, машины, оборудование, незавершенное строительство.
Доходные вложения в материальные ценности: имущество для передачи в лизинг, предоставляемое по договору проката.
Фин. вложения: инвестиции в дочерние общества, в зависимые общества; займы, предоставленные организации на срок более 12 месяцев; прочие фин. вложения.
11. Типы хозяйственных операций и их влияние на бухгалтерский баланс.
Хозяйственные операции оказывают постоянное влияние на бухгалтерский баланс. Это влияние ведет к изменению либо величины статей актива, либо статей пассива, либо тех и других одновременно. В зависимости от возможных комбинаций этих изменений выделяют четыре типа хозяйственных операций - по признаку их влияния на величину актива и пассива бухгалтерского баланса.
I тип операции― взаимодействуют между собой два актива(+А–А).
Например, на расчетный счет поступили денежные средства от покупателей в сумме 45 000 руб.
В результате первого типа хозяйственной операции валюта баланса не изменяется, происходит перераспределение активов, пассивы не изменяются.
II тип операции― взаимодействуют между собой два пассива(+П–П).
Например, удержан из зарплаты сотрудников налог на доходы физических лиц в размере 14 600 руб.
В результате второго типа операции валюта баланса не изменяется, происходит перераспределение пассивов, активы остаются неизменными.
III тип операции― увеличиваются актив и пассив(+А+П).
Например, получен на расчетный счет краткосрочный кредит банка в размере 35 000 руб.
В результате третьего типа хозяйственной операции валюта баланса увеличилась, увеличились активы и пассивы предприятия, но равенство баланса не нарушилось.
IV тип операции― уменьшаются и актив, и пассив(–А –П).
Например, выплачена из кассы зарплата работникам предприятия в сумме 32 000 руб.
В результате четвертого типа хозяйственной операции валюта баланса уменьшилась, уменьшились активы и пассивы предприятия, но равенство баланса не нарушилось.
12. Счета бухгалтерского учета, их назначение и строение.
Хозяйственные средства предприятия находятся в непрерывном движении (в динамике), в постоянном кругообороте.
Для отражения движения средств и источников средств предприятия существуют счета бу.
Счет бу – способ системного отражения влияния хозяйственной операции на состояние объекта учета.
Счета представляют собой таблицу т-образной формы, левая сторона которой называется дебет и обозначает буквой Д, а правая – кредит и обозначается К.
Счет ведут в особых таблицах (на карточках или в книгах). Записываемые на счете хозяйственные операции вызывают увеличение или уменьшение данной группы средств, для которой открыт счет. Поэтому для удобства записей и подсчетов счет имеет две части, или стороны. На одну сторону записывается увеличение, а на другую – уменьшение. Являясь способом непрерывного текущего учета хозяйственных операций, счета накапливают и подготавливают учетные данные для периодического обобщения их в балансе.
Счета открываются для учета движения каждого вида имущества, капитала, финансовых обязательств.
В российском учете названия счетов и их коды определяются Планом счетов БУ.
Счета, предназначенные для учета движения имущества и других средств предприятия (активов), называются активными. Счета, предназначенные для учета движения капитала и обязательств, называются пассивными.
Назначением счета является не только собирать и отражать все количественные изменения, вызываемые в данной группе средств хозяйственными операциями, но и давать возможность выводить на любой момент остаток этих средств (сальдо). Итоги записей только одних операций (увеличение или уменьшение) без начального сальдо называются оборотами. Итог дебета называется дебетовым оборотом, а итог кредита – кредитовым оборотом. Сальдо может быть или дебетовым, или кредитовым. Если общий итог дебета больше общего итога кредита, т.е. остаток образовался на дебете, то сальдо будет дебетовое. Если же наоборот, общий итог дебета меньше общего итога кредита, т.е. если остаток образовался на кредитовой стороне, то сальдо будет кредитовое.
На активных счетах сальдо может быть только дебетовое или его совсем не будет. На пассивных счетах сальдо может быть только кредитовое или его совсем не будет.
-
Бухгалтерское обобщение как элемент метода БУ.
Балансовое обобщение показателей широко применяется в анализе, когда требуется определить соотношение между ресурсами и их использованием, хозяйственными средствами и источниками их образования. Путем применения балансового метода на промышленных предприятиях анализируются использование рабочего времени, оборудования, движение сырья, состояние основных и оборотных средств.
Метод балансового обобщения является одним из основных методов ведения бухгалтерского учета и составления баланса доходов и расходов. Он широко применяется в планировании, статистике и др. Путем балансового обобщения проверяется также правильность расчетов, выполненных методом цепной подстановки, при наличии функциональной зависимости между показателями и факторами.
Виды бухгалтерских балансов
Бухгалтерские балансы , используемые в практической деятельности организации, классифицируются по различным признакам:
-
времени составления; -
способу «очистки»; -
источникам составления; -
объему информации; -
формату представления.
По времени составления балансы подразделяются на:
-
вступительные; -
текущие; -
ликвидационные; -
разделительные; -
объединительные.
Вступительный баланс составляется при создании организации на дату ее государственной регистрации.
Текущие балансы составляются периодически и включают начальные, промежуточные и заключительные балансы.
Начальный баланс составляется на начало, заключительный — на конец отчетного года. В течение года на основе сведений текущего учета формируются промежуточные балансы .
При ликвидации организации составляются ликвидационные балансы. При разделении организации формируется разделительный баланс , при слиянии нескольких организаций — объединительный баланс .
По способу «очистки» балансы подразделяются на:
-
Баланс-брутто включает регулирующие статьи, такие как амортизационные отчисления, оценочные резервы и др. -
Баланс-нетто не содержит регулирующих статей.
По источникам составления балансы подразделяются на:
-
Инвентарные балансы составляются на основе сведений инвентаризации при создании организации или изменении ее организационно-правовой формы. -
Книжные балансы составляют на основе сведений бухгалтерского учета (книжных записей) без проведения инвентаризации. -
Генеральные балансы составляются на основе сведений бухгалтерского учета, подтвержденных результатами инвентаризации.
По объему информации балансы подразделяются на:
-
Единичный баланс отражает деятельность одной организации, -
Консолидированный баланс представляет собой объединение балансов организаций — юридических лиц, взаимосвязанных в экономическом и финансовом отношении.
По формату представления балансы классифицируются на вертикальные и горизонтальные. Если валюта баланса соответствует чистым активам, то форма представления баланса вертикальная , если валюту баланса составляют суммарные активы, то баланс имеет горизонтальную форму.