Файл: Государственное бюджетное образовательное.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 521

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Предисловие

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности

с текстом», 5-6 класс»

Цели курса

Задачи

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

Метапредметные результаты:

1. Содержание курса

5 класс

Тема 2. Как выбрать книгу? (Виды чтения: просмотровое, ознакомительное)

Для справки:

Работа с портфолио.

Тема 4. Что и о чём? (Углубление понятия о тексте). Выявление понимания термина «текст»

ПРАКТИКУМ.

Тема 5. С чего начинается текст? (Роль заглавия)

Тема 6. Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа)

Тема 7. Внимание к слову. Наши друзья и помощники (Словари и справочники)

Тема 8. Учимся читать учебный текст (Элементы учебного текста)

Тема 10. Учимся читать учебный текст (Маркировка информации). Аналитическое чтение.

К не сплошным текстам относят:

Тема 13. Воображение и прогнозирование (Приёмы прогнозирования)

Тема 14. Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте).

Тема 15. Диалог с текстом (Выделение главной мысли).

Тема 16. Практикум-диагностика

Диагностика результативности освоения программы осуществляется в процессе выполнения следующих работ:

6 класс

Структура текста

Виды и средства связи предложений в тексте

Типы речи (текста)

Исследовательская задача:

Лексические средства связи.

Морфологические средства связи

Тема 3. Ролевая игра «Заседание Учёного совета лексикографов».

Тема 4-5. Стили речи. Погружение в текст.

Тема 6. Воображение и прогнозирование.

Тема 7. Диалог с текстом.

Тема 8. Диалог с текстом («Толстые и тонкие» вопросы).

Приём «Таблицы вопросов»

Тема 9. Диалог с текстом (Выделение главной мысли).

Тема 10. Игра-состязание «Аукцион вопросов и ответов»

Тема 11. Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте)

Тема 12. Что помогает понять текст? (План текста)

Приём “Ромб ассоциаций”.

Приём “Шкатулка”.

Приём “Диаманта”.

Как работать над планом.

Правила составления плана.

Памятка по составлению плана.

Составление плана.

Как составлять сложный план.

Общие правила составления плана при работе с текстом.

Тема 15. Когда текст прочитан (Оценка информации)

портфолио)

Формы и виды контроля

Литература для учащихся

многосоставной и многоуровневый процесс. Оно может быть:

  • рациональным и эмоциональным (по участию психических процессов — мышления, памяти, воображения, воли, чувств);

  • функциональнымиэстетическим (по целям);

  • репродуктивнымитворческим(по степени осмысления информации);

  • деловымидосуговым(по мотивам);

  • быстрымимедленным(по скорости).

Ориентировочное(ознакомительное)чтение позволяет сделать предварительные выводы о тексте на основе выборочного извлечения информации, анализа отдельных элементов структуры текста, позволяющих узнать главное. Оно используется либо для отбора текстов (книг, статей, файлов) для последующего более углублённого аналитического (изучающего) чтения, либо как его первый этап.

Каждый из элементов структуры текста влияет на решение о чтении/нечтении или характере чтения частично/полностью.

Просмотровое(поисковое)чтение,илисканирование,позволяет “пробегать” текст, получая общее о нём представление. Оно включает ориентировочное чтение, а также знакомство с заголовками и подзаголовками, отдельными фрагментами абзацами, страницами; выделение ключевых слов и понятий, поиск конкретных данных: фамилии, слова, факта. Такое чтение даёт представление о стиле и языке автора, особенностях изложения материала, степени трудности текста. Оно позволяет предвидеть развитие темы, понять основные линии поведения персонажей
или аргументацию автора, уяснить цели работы с текстом. Ему отводится ведущая роль при экранном и функциональном чтении. Сканирование позволяет быстро просмотреть текст и мысленно зафиксировать те места, в которых содержится информация, необходимая для ответа на вопросы.
Практикум 1. Определение вида чтения для выбора книги, первичного знакомства с книгой, статьёй учебника и т.п. Практическое освоение способов/приёмов просмотрового чтения (незнакомого учебника, учебного пособия, художественного произведения) с целью обнаружить нужную информацию.
Вопросы и задания (зависят от выбранного материала и предполагают обязательный вывод, например, о чём «рассказала» фамилия автора? Что узнали из аннотации?):

    • прочитайте, кто автор книги, где и когда она издана;

    • прочитайте аннотацию;

    • обратите внимание на условные обозначения;

    • выделите заголовки и рубрики;

    • представьте заголовки (рубрики) в виде вопроса;

    • просмотрите первую и последнюю страницы.

    • Ответьте себе на вопросы: Нужно ли читать эту книгу? Для чего вы читаете (будете читать) именно эту книгу?

Для справки:


  • автор: если автор известен (упомянут в задании; является авторитетом в данной области или моден в данное время), принимается решение, соответствующее цели чтения; (Например, Джоан Роулинг)

  • название: соответствует/не соответствует целям чтения, личным ожиданиям; интересное / скучное / проблемное;

  • выходные данные: место, издательство, год, объём. Существуют авторитетные издательства, которым можно всегда доверять, и те, репутация которых на книжном рынке сомнительна.

  • аннотация, оглавление, предисловие, послесловие позволяют определить основную тему и перечень составляющих её проблем, дать информацию об авторе, особенностях и обстоятельствах создания текста, содержат его краткую характеристику;

  • примечания и комментарии дают представление о некоторых особенностях текста и помогают разобраться в сложностях содержания;

  • иллюстрации (схемы, графики, рисунки) позволяют лучше понять содержание и стиль текста, который предстоит прочесть;

  • сноски, комментарии, словарь дают представление о сложности текста, его жанре. Объёмный словарь физических или математических терминов свидетельствуют о сложности текста, адресованного широкому читателю; в научном тексте, предназначенном для “посвящённых”, такой словарь может отсутствовать.

  • библиографические списки, ссылки и указатели называют источники цитат и заимствований, а также адреса более полного или научного, или популярного освещения темы, чем в данном тексте.


Практикум: практическое освоение способов/приёмов ознакомительногочтения работе с отдельным текстом) с целью более подробно уяснить какую-то определенную информацию.

Вопросы и задания:

    • прочитайте, кто автор текста;

    • прочитайте в каждом абзаце только первое и последнее предложения и сделайте вывод, о чём говорится в абзаце, в тексте;

    • бегло просмотрите весь текст и определите, о чём в нём идёт речь;

    • поставьте вопросы к тексту, который предстоит прочитать: Чтомне известно по теме? Что мне нужно узнать? Чего жду от этой главы,параграфа?

    • найдите в тексте … (конкретную информацию)

Работа с портфолио.


Составьте список, отвечая на такие вопросы:

    • Какие книги вы любите? Научно-фантастические, приключенческие, мистику, научно-популярные, художественные?

    • Какие авторы вам нравятся? Ищите другие книги авторов, которые понравились вам ранее. Скорее всего, у них есть еще издания, которые могут вас заинтересовать.

    • Какой специализация/направленность книг вас интересует?

    • Есть ли книги в определенных издательских циклах, которые вам хотелось бы прочитать?

    • Что вам интересно? Используйте ваше хобби, как "ключевое слово", при поиске в библиотечном каталоге



Тема 3. Учимся ставить цель чтения («Знаю хочу узнать узнал»)
Теоретическое обоснование приёма «Знаю – хочу узнать – узнал». Умение опираться на имеющиеся знания, сохранять интерес к получению новой
информации, ставить собственные цели, осмысленно подходить к получению новой информации (стадия осмысления), размышлять и делать простые выводы (стадия рефлексии) в графической (табличной) организации читаемого текста.

Комплексный подход к содержанию текста из учебника истории (географии или научно-популярного текста), тема которого частично знакома учащимся:

Работа с текстом. Написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:

    • V Знакомая информация

 + Новая информация

    • - Я думал (думала) иначе

    • ? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше. Заполнить таблицу

Знаю (V)

Хочу узнать (- ?)

Узнал (+)










Источники информации


Рекомендации:

  1. заполнение учащимися первого столбика таблицы «З-Х-У» до знакомства с текстом,

  2. заполнение с помощью учителя (на доске и в тетрадях) второго столбика таблицы,

  3. самостоятельное чтение текста и выявление информации,

  4. совместное обсуждение: Можемлимыответитьнавопросы,которыесамипоставилипередчтением?

  5. заполнение с помощью учителя третьего столбика таблицы,

  6. добавление источника информации (текст …) в дополнительный столбик.

Подведение итогов, сопоставление содержания граф, ответы на вопросы: Чтоосталосьнераскрытым?Какиеисточникиинформации