Файл: Ответы на вопросы к государственному экзамену по тгп.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 623

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
нормативный правовой акт представляет собой принятый в установленном порядке органами государства, органами местного самоуправления либо населением письменный официальный документ — решение об установлении, изменении либо отмене правовых норм с той или иной сферой действия во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Нормативные правовые акты по юридической силе делятся на:

  • законы (принимаются представительным органом власти по наиболее важным вопросам общественной жизни);

  • подзаконные акты (принимаются, в основном, исполнительными органами власти – министерствами, федеральными службами и агентствами, но могут приниматься и законодательными органами, например, регламент ГД ФС РФ).

По уровню нормативно-правового акта выделяют:

    • федеральные нормативно-правовые акты;

    • нормативно-правовые акты субъектов РФ;

    • нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.

  1. Понятие и виды подзаконных нормативно-правовых актов.

Признаками подзаконных нормативных актов являются:

    • издание в соответствии и во исполнение законов;

    • регулирование отдельных, конкретных аспектов общественных отношений.

Подзаконный нормативно-правовой акт — это нормативный акт, издаваемый в соответствии с законом компетентным органом исполнительной власти, направленный на развитие законодательных положений и регулирующий отдельные конкретные аспекты общественных отношений.

Видами подзаконных актов в Российской Федерации являются:

    • Указы Президента РФ – обязательны для исполнения на всей территории страны (например, Указы Президента «Вопросы Федеральной службы охраны РФ» 2004 г., «Вопросы денежного довольствия военнослужащих» 2004 г.). Президент вправе также принимать указы ненормативного характера и распоряжения по оперативным вопросам;

    • Постановления Правительства РФ издаются во исполнение Конституции, федеральных законов и указов Президента и обязательные на всей территории страны;

    • Ведомственные акты издаются федеральными министерствами, службами, агентствами, иными органами исполнительной власти в пределах их компетенции и регулируют внутриведомственные отношения, а также вопросы межведомственного характера (МВД, Минфин, ФНС). Чаще всего такие акты принимаются в форме приказов, инструкций, положений, писем и т.д. Акты межведомственного характера, а также акты, затрагивающие права и свободы человека, должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции и опубликованы в установленном порядке;

    • акты органов исполнительной власти субъектов РФ издаются в пределах компетенции данных органов, к ним относятся: нормативные указы, постановления правительства, акты министерств и ведомств;

    • акты органов местного самоуправления;

    • локальные акты, в частности, акты руководителей предприятий и учреждений.


  1. Действие нормативно-правового акта во времени. «Обратная сила» и «переживание» нормативно-правового акта.

Действие нормативно-правового акта во времени означает порядок его опубликования и вступления в силу, а также ограничение его действия утратой юридической силы. Можно выделить несколько вариантов вступления нормативно-правовых актов в действие:

  • по истечении определенного срока после его официального опубликования;

  • с момента их принятия или официального опубликования (например, акты глав местной администрации);

  • с момента, указанного в самом нормативно-правовом акте или в специально принятом по этому поводу акте;

  • нормативные акты, которые не публикуются, а рассылаются в соответствующие ведомства и учреждения, вступают в действие с момента их получения этими органами, если в самих актах не указан иной срок введения их в действие.

Прекращение действия нормативных актов связывается со следующими обстоятельствами:

      • истечением срока действия, на который был принят тот или иной акт;

      • в связи с отменой нормативного акта уполномоченным органом или признания его утратившим силу;

      • в связи с принятием нового нормативного акта, регулирующего ту же группу общественных отношений. Этот вариант прекращения действия нормативного акта менее желателен, так как зачастую порождает противоречивую правоприменительную практику, возникновение пробелов и коллизий правовых норм;

      • вступлением в силу международного договора, которому противоречит нормативно-правовой акт;

      • признанием акта неконституционным.

Вновь принятый нормативный акт, как правило, распространяет свое действие на общественные отношения, возникшие после его принятия. По общему правилу, закон не имеет обратной силы, за исключением случаев:

      • когда в самом нормативном акте указано, что его предписания распространяются на общественные отношения, возникшие до его принятия;

      • когда нормативный акт смягчает уголовную ответственность;

      • когда нормативный акт отменяет уголовную ответственность.

Исключение составляет и «переживание» старого нормативного акта, при котором утративший юридическую силу нормативный акт по специальному указанию правотворческого органа продолжает регулировать некоторые отношения, возникшие или существовавшие во время действия этого акта.

  1. Действие нормативно-правового акта в пространстве и по кругу лиц.


Действие нормативных актов в пространстве предполагает распространение его действия на территорию данного государства. Под государственной территорией принято понимать часть земной поверхности в пределах государственных границ, в том числе недра, континентальный шельф (подводная часть материка), внутренние и территориальные воды (в пределах 12 миль от берега), воздушное пространство над ними, территории посольств, военных и иных кораблей в открытом море, летательные аппараты, трубопроводов, проложенных в открытом море.

Действие нормативно-правовых актов в пространстве осуществляется на основе территориального и экстерриториального принципов. Территориальный принцип предполагает действие нормативного правового акта в пределах государственных или административных территориальных границ деятельности правотворческого органа.

В федеративных государствах акты субъектов федерации регулируют отношения в рамках их территориальных границ. Нормативные акты органов местного самоуправления действуют в пределах административных границ каждого из этих органов.

Экстерриториальность действия нормативных актов означает распространение действия правовых актов данного субъекта правотворчества за пределы территории его юрисдикции. Иностранное законодательство допускается к применению, если об этом есть специальное соглашение между государствами или указание закона (нормы коллизионного права). Например, при рассмотрении судом определенных внешнеторговых сделок, по некоторым делам о наследстве допускается использование иностранного законодательства.

Действие нормативных актов по кругу лиц заключается в распространении их действия на всех лиц, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа (как на граждан, так и на иностранцев и лиц без гражданства). Однако из этого правила есть исключения:

  • уголовное законодательство распространяется не только на лиц, находящихся на территории России, но и на ее граждан за границей;

  • иностранцам и лицам без гражданства не предоставляются некоторые права и не возлагаются определенные обязанности

  • представители иностранных государств (главы государств и правительств, дипломатический персонал посольств) подчиняются законом страны пребывания, но наделяются правом дипломатического иммунитета (экстерриториальности). Вопрос об их уголовной и административной ответственности за правонарушения, совершенные на территории РФ, решается дипломатическим путем.


  1. Систематизация нормативно-правовых актов: понятие и виды.

Систематизация законодательства состоит в упорядочении нормативных актов в целях удобства пользования ими на практике, выявления пробелов, коллизий, совершенствования системы законодательства. В юридической науке обозначились четыре вида систематизации: учёт, инкорпорация, кодификация и консолидация.

Учёт состоит в сборе, хранении нормативных правовых актов, необходимых в деятельности конкретной организации с целью оперативного поиска правовой информации. Данный вид проводится всеми государственными органами, юридическими лицами, учреждениями. Примером такой систематизации являются справочные и информационные правовые системы.

Инкорпорация выражается в подготовке и издании сборников нормативных актов для широкого круга субъектов. Нормативное содержание актов при этом не меняется, но они приводятся с официальными изменениями и дополнениями. Таким образом, отличительная черта инкорпорации – сохранение неизменным содержания нормативно-правового акта.

В зависимости от субъекта, подготовившего сборник, различают официальную, официозную (полуофициальную) и неофициальную инкорпорацию. Официальная инкорпорация предполагает либо издание сборника правотворческим органом, либо одобрение им сборника, подготовленного иным субъектом. По своей природе акт официальной инкорпорации – официальный источник законодательства. Официозная инкорпорация осуществляется по поручению правотворческого органа, но сборник издаётся без его официального одобрения. Неофициальные инкорпорации проводятся научными учреждениями, коллективами, издательствами и не являются источниками права.

Хронологическая инкорпорация - это приведение нормативных актов в определенный порядок в процессе их официального опубликования. Предметная инкорпорация – более сложный вид систематизации, в результате которой создаются собрания действующих нормативных актов высших органов государственной власти и управления по предметному принципу со строго тематической направленностью (государственное устройство, административную ответственность, отношения в той или иной отрасли экономики).

Кодификация направлена на коренную, как внешнюю, так и внутреннюю переработку действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта. При кодификации могут приниматься и новые правовые нормы.

Видами кодификационных актов являются основы, кодексы, уставы, положения. Кодификация отличается от инкорпорации по следующим основаниям:


  • инкорпорация – функция государственных органов, направленная на поддержание «рабочего состояния» действующего законодательства. Кодификация же осуществляется периодически, в зависимости от накопления нормативного материала и объективной необходимости в его всесторонней переработке;

  • предмет воздействия инкорпорации нормативно-правовые акты (их техническая обработка), кодификации – правовые предписания и юридические институты;

  • результатом инкорпорации является собрание или сборник изданных в разное время нормативно-правовых актов, кодификации – новый как по форме, так и по содержанию правовой акт;

  • кодификация всегда носит официальный характер и осуществляется исключительно государственными органами, а инкорпорация может быть и неофициальной.

Различают всеобщую, отраслевую и специальную кодификации. Всеобщая кодификация предполагает образование сводных кодифицированных актов по основным отраслям законодательства (например, Свод Законов РФ). Отраслевая кодификация представляет собой объединение нормативного материала какой-то определенной отрасли или подотрасли законодательства. Специальная кодификация объединяет нормы определенного правового института либо нескольких правовых институтов (Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ).

Специфическим видом систематизации законодательства является консолидация. Ее цель – устранение множественности нормативных актов, их унификация и создание в структуре законодательства крупных однородных блоков. Консолидация – это промежуточное звено между текущим правотворчеством и кодификацией. При консолидации не меняется содержание правовых актов, все объединённые акты утрачивают силу, и вместо них действует новый акт. Консолидацию осуществляют только правотворческие органы в отношении принятых ими актов. Чаще всего консолидации подвергаются акты по вопросам таможенного дела, налогообложения, административной ответственности.


  1. Понятие системы права. Характеристика основных отраслей права.

Система права — это исторически сложившаяся внутренняя структура права, отражающая реально существующие общественные отношения:

    • всегда выражает правовую действительность;

    • предопределена социальным строем общества;

    • динамична, способна изменять свою структуру;

    • обусловлена национальными, историческими и иными факторами;

    • устанавливает устойчивые связи внутри права;

    • способствует формированию полноты и непротиворечивости правового регулирования;

    • позволяет сохранить стабильность права;

    • обеспечивает преемственность в развитии права.