Файл: Ответы на вопросы к государственному экзамену по тгп.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 616

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Применение права представляет собой государственно-властную управленческую деятельность компетентных органов государства, которая состоит в принятии персонифицированных правовых предписаний, регулирующих конкретную жизненную ситуацию.

Соблюдение (запрета) выражается преимущественно в пассивном поведении, состоящем в обязанности воздерживаться от совершения социально вредных действий, запрещенных нормой права.

Исполнение (обязанности) состоит в активном выполнении субъектом возложенных на него обязанностей.

Использование (права) – это добровольное осуществление субъектами возможностей, предоставленных субъекту нормами права. Реализация права происходит только по желанию самого субъекта, но для должностных лиц неиспользование полномочий является правонарушением.

  1. Применение права как особая форма его реализации: понятие, основания, субъекты.

Особой формой реализации права является правоприменение, которое сочетает в себе и соблюдение, и использование, и исполнение правовых предписаний. Применение права — осуществляемая в установленных законом формах специально-юридическая деятельность компетентных государственных органов, должностных лиц и органов местного самоуправления по созданию новых юридических фактов, предоставлению субъективных прав и возложению юридических обязанностей на конкретных субъектов.

Правоприменение обусловлено определенными обстоятельствами:

  • совершением правонарушения и необходимостью установить для правонарушителя соответствующую меру юридической ответственности;

  • возникновением спора о праве и необходимостью защитить нарушенное (оспариваемое) субъективное право;

  • правоотношение не может возникнуть без правоприменительного акта;

  • необходимостью контроля за правоотношениями (нотариальное удостоверение, лицензирование, регистрация);

  • регулированием правоотношений в государственных органах;

  • необходимостью официального установления наличия или отсутствия юридических фактов;

  • наличием пробелов в законодательстве с целью их устранения.

Правоприменение обладает особыми признаками:

  • властная деятельность компетентных государственных органов;

  • индивидуализирует правовые предписания относительно конкретного субъекта в конкретной ситуации;

  • творческий и организующий характер;

  • осуществляется в специально установленных законом процессуальных формах;

  • завершается вынесением актов применения права;

  • всегда носит подзаконный (поднормативный) характер, т.к. осуществляется на основании и в пределах действующего законодательства.


Выделяют два вида правоприменительной деятельности – оперативно-исполнительную (реализация собственных полномочий – предоставление визы, регистрация брака, приём на работу) и правоохранительную (охрана норм права от правонарушений и применение принуждение к нарушителям).


  1. Стадии применения права.

Стадии правоприменения – обособленные комплексы правоприменительных действий, направленные на обеспечение надлежащей реализации правовой нормы. Правоприменительный процесс можно условно поделить на четыре стадии:

  • установление фактической основы дела;

  • юридическая квалификация;

  • принятие правоприменительного решения;

  • исполнение правоприменительного акта.

Установление фактической основы дела заключается в исследовании фактов и обстоятельств, предусмотренных нормой права и являющихся юридически значимыми. По делу устанавливаются две группы фактических обстоятельств: основные, вытекающие из диспозиций норм материального права и непосредственно влияющие на юридическую оценку жизненной ситуации, и вспомогательные, не влияющие на квалификацию, но способствующие установлению истины.


Способом установления фактов является доказывание. Факты устанавливаются доказательствами, к которым предъявляются требования относимости (имеют отношение к делу), достоверности (истинности), допустимости (соблюдение правил получения доказательства) и полноты. Общеизвестные (землетрясение в конкретной местности) и преюдициальные (установленные уже вступившим в законную силу решением суда) факты, факты, признанные другой стороной, не подлежат установлению с помощью доказательств.

Юридическая квалификация - это деятельность по сопоставлению установленных фактических обстоятельств и их типовой модели, зафиксированной в правовой норме. Правовая квалификация довольно часто предполагает не только юридическую, но и социально-политическую, а порой и нравственно-психологическую оценку деяния.

Принятие правоприменительного решенияосновная стадия правоприменения, на которой объединяется информация о реальных фактических обстоятельствах, юридическая информация, зафиксированная в нормах права, и социальная информация. Предшествующие стадии направлены на принятие решения, влекущего для субъектов правоотношения юридические последствия.

На стадии исполнения решения контролируется достигнутый результат, проверяется правильность фактов и их квалификации, действий правоприменителя, определяются порядок выполнения решения и лица, ответственные за это. Без реализации принятого решения правоприменение не будет иметь смысла.


  1. Акты применения права: понятие и классификация. Соотношение нормативно-правового акта, акта применения и акта толкования права.


Правоприменительный акт — это индивидуальный правовой акт, изданный на основании правовых норм и юридических фактов, определяющий права и обязанности конкретных субъектов. В его структуре выделяются следующие части: вводная (место и дата принятия, принявший орган, фабула дела); описательная (фактические обстоятельства, установленные по делу); мотивировочная (анализ доказательств, юридическая квалификация фактов, толкование нормы права); резолютивная (решение по делу).

Правоприменительные акты могут быть классифицированы по различным основаниям:

  • в зависимости от субъектов - акты органов законодательной, исполнительной, судебной власти, акты контрольно-надзорных органов;

  • по значению – основные (например, приговор суда) и вспомогательные (например, постановление об избрании меры пресечения);

  • по характеру регулятивного воздействия – правоустановительные (разрешение на право хранения и ношения оружия) и правоохранительные (постановление по делу об административном правонарушении);

  • по способу выражения – акты-документы, акты-действия и акты-символы;

  • по способу принятия – коллегиальные и единоначальные;

  • по времени действия – однократного (наказание) и длящегося действия (выплата пенсии).

Сходства нормативно-правовых и правоприменительных актов состоят в том, что они издаются государственными органами, обязательны для исполнения, имеют определенную форму и принимаются по установленной процедуре. Существенные различия между данными актами состоят в том, что нормативный акт регулирует общие отношения, является источником права, распространяет своё действие на неопределенный круг лиц, является актом многократного применения, и может иметь только письменную форму. Все эти признаки отсутствуют у правоприменительного акта, распространяющего своё действие на конкретных лиц и действующего однократно.

Сходство актов толкования и правоприменительных актов заключается в том, что они издаются государственными органами, обязательны для исполнения, принимаются в соответствии с определенной процедурой, влекут юридические последствия и являются вспомогательными по отношению к закону. Содержание интерпретационного акта – это нормативные или индивидуальные разъяснения нормы права, и поэтому он, в отличие от правоприменительного акта, не регулирует конкретные правовые отношения, а является способом уточнения содержания государственно-властного веления.


  1. Пробелы в праве и способы их толкования.

Пробел в праве — отсутствие правовой нормы, необходимой для регулирования общественных отношений.

Существуют объективные и субъективные (результат упущения, неточности законодателя) причины появления пробелов. Пробелы можно разделить на реальные и мнимые. Нередко законодатель сознательно оставляет вопрос открытым с целью отдать его решение на усмотрение правоприменительных органов, или вывести данные отношения за сферу правового регулирования (квалифицированное молчание).

Пробелы могут быть различными. Прежде всего, выделяют пробелы по времени выявления: первичные (результат упущения правотворческих органов) и вторичные (появившиеся после издания нормативных правовых актов в процессе правоприменения и развития общественных отношений).

Исходя из структуры нормы права, выделяют пробел в гипотезе, в диспозиции и в санкции. В зависимости от источника права выделяют пробелы в позитивном праве (полное отсутствие правового регулятора), в нормативных актах и в законах. По степени неурегулированности пробел существует в виде полного отсутствия норм или недостаточного регулирования имеющимися нормами.

Пробелы в праве должны устраняться законодателем по мере их обнаружения, единственным способом устранения пробела является принятие правовой нормы. Однако в силу сложности правотворческого процесса, системности права, пробел можно восполнить в процессе правоприменения.

Способами преодоления пробелов являются аналогия закона, субсидиарное применение права и аналогия права. При аналогии закона правоприменительное решение принимается на основе нормы закона, регулирующего сходные с рассматриваемыми отношения. Условиями применения аналогии закона является существование аналогичной нормы (в гипотезе которой указаны обстоятельства, аналогичные тем, с которыми столкнулся правоприменитель). Сходство юридических фактов как раз и позволяет задействовать диспозицию аналогичной нормы.

Субсидиарное применение права