Файл: Ответы на вопросы к государственному экзамену по тгп.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 612

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Правовое регулирование: понятие, стадии. Основные элементы механизма правового регулирования.

Главной функцией права является регулирование общественных отношений. Под правовым регулированием понимается осуществляемая всей системой юридических средств, форм и методов правовой регламентации (организация, упорядочение) общественных отношений.

Многие учёные проводят различие между правовым регулированием и правовым воздействием, понимая под воздействием не только влияние собственно правовых средств (норм права, актов реализации права, правовых отношений), но также и правосознания, правовой культуры, правовых принципов. Правовое воздействие заключается не только в собственно юридическом воздействии, но также в информационном, культурном, психологическом влиянии на общественные отношения. С этой точки зрения правовое воздействие шире правового регулирования, способно влиять на отношения, непосредственно не урегулированные нормами права.

Компонентами правового регулирования являются:

  • предмет регулирования – общественные отношения;

  • методы регулирования – общие (субординации и координации) и непосредственные (требование, дозволение, запрещение), субъективное право, юридическая обязанность и юридическая ответственность.

Механизм правового регулирования – это совокупность средств, обеспечивающих трансформацию предписаний правовых норм в правомерное поведение субъектов права. Можно выделить следующие особенности механизма правового регулирования: является государственным, имеет пределы воздействия на общественные отношения, направлен на создание устойчивой системы правоотношений и осуществляется совокупностью правовых методов. Механизм правового регулирования отличается стадийностью, т.е. сменой ряда этапов:

  • формирование нормативной основы правового регулирования (не только норм права, но и индивидуальных актов, договоров);

  • правовое отношение, возникающее на основании юридических фактов и раскрывающее юридическую связь (права и обязанности) субъектов;

  • реализация субъективных прав и юридических обязанностей. Акты реализации права являются основными средствами воплощения норм права в жизнь;

  • юридические последствия при невыполнении субъектом юридических обязанностей или совершении правонарушения. Данные последствия также реализуются в форме особых правовых отношений – охранительных.


В соответствии с данными стадиями механизма правового регулирования выделяются и его элементы – нормы права, правоотношения, акты реализации права. Несмотря на то, что правовое сознание и правовая культура непосредственно не входят в механизм правового регулирования, они оказывают существенное воздействие на него.

Эффективность механизма правового регулирования зависит как от внешних (уровень правосознания и культуры, социальные и экономические процессы, состояние законности и правопорядка), так и от внутренних (устойчивость, непротиворечивость, гибкость и слаженность, качество отдельных элементов) условий. Для повышения эффективности механизма правового регулирования необходимо совершенствование не только процесса правотворчества, но и процесса правоприменения, а также воздействие на правовую культуру, в первую очередь, правоприменителей.

Неэффективность механизма правового регулирования может быть обусловлена неправильным определением целей регулирования, выбором неадекватных способов воздействия, неэффективной реализацией права. Могут оказать существенное влияние и неправовые факторы – уровень развития экономики, духовной сферы, социальные условия. Выявление и постепенное устранение данных факторов является единственным способом повышения эффективности правового регулирования.


  1. Монархическая форма правления и ее виды.

Исторически первой формой правления была монархия. При монархии вся полнота власти сосредоточена в руках одного человека – монарха (царя, короля, шаха, императора, султана), который выполняет функции и главы государства, и законодательной, и во многом исполнительной власти. Государственная власть наследуется монархом по династическому признаку и осуществляется им пожизненно и бессрочно. Примечательно, что за результаты своей деятельности не несет юридической ответственности.

Перечисленные признаки являются типичными для неограниченной монархии. В ходе исторического развития появились дуалистические и ограниченные монархии, в которых единоличность монарха прямо или косвенно ограничивается. Дуалистические монархии существовали в Средние века и характеризовались одновременным существованием монарха и представительного (как правило, сословного) органа власти. Дуализм заключался в невозможности принятия решения без согласия как монарха, так и парламента.

Ограниченная

(парламентарная, или конституционная) монархия – наиболее распространённый вид монархии; в ней власть монарха законодательно ограничена во всех сферах деятельности. признаками данной формы правления являются:

  • осуществление власти на принципах разделения властей и парламентаризма;

  • реализация исполнительной власти правительством, которое ответственно перед парламентом;

  • формирование правительства из представителей партии, победившей на выборах в парламент;

  • право вето монарха на закон, принятый парламентом, является формальным и не используется;

  • институт контрасигнатуры (указ министра недействителен без подписи монарха, но всю ответственность за его исполнение несёт министр).

В ряде стран преимущество парламента над правительством перерастает в свою противоположность: правительство, состоящее из лидеров партий, де-факто контролирует парламент через фракции. Данная система получила название министериализма, или системы кабинета. В настоящее время монархиями являются Великобритания, Испания, Япония, Бельгия, Швеция, Норвегия, Нидерланды.

  1. Республиканская форма правления. Виды республик.

Республика – форма правления, при которой государственная власть принадлежит коллегиальному органу (сенату, парламенту, народному собранию, федеральному собранию), сменяема и избирается на определенный срок. Источником власти является народ, что обуславливает использование демократических методов властвования. В республиках законодательно закрепляется подотчетность и ответственность власти за результаты своей деятельности.

Республика – самая распространённая форма правления в современном мире. Выделяют два вида республик – президентскую и парламентскую. В парламентской республике верховным органом власти является парламент. Правительство формируется только парламентским путём, и несет перед парламентом политическую ответственность. Парламент может объявить правительству вотум недоверия, которое обязано уйти в отставку (Италия, Германия, Индия).

Президент парламентской республики избирается либо парламентом, либо расширенной коллегией, состоящей из членов парламента и представителей регионов. Формально он может обладать значительными полномочиями, но является лишь номинальным главой государства (например, канцлер в ФРГ).


В президентской республике вся полнота власти принадлежит президенту, который одновременно является и главой государства, и главой исполнительной власти, самостоятельно формирует правительство, которое парламент не вправе отправить в отставку. Президент избирается населением и потому непосредственной ответственности перед парламентом не несет, однако нуждается в его поддержке (особенно в вопросах бюджета). Президент вправе распустить парламент; отношения между президентом и парламентом строятся на системе сдержек и противовесов (США, Сирия, Зимбабве).

Парламентская республика более демократична, но подвержена частым правительственным кризисам. Президентская же республика более стабильна, но её недостатком является чрезмерная концентрация власти в руках главы государства. По этой причине современные республики в большинстве своём не могут быть отнесены к президентским или парламентским, и являются смешанными. Смешанные республики наиболее характерны для стран бывшего социалистического лагеря, и стран, освободившихся от колониальной зависимости.

  1. Право и корпоративные нормы.

В любом обществе действует система социальных регуляторов, как нормативных, так и ненормативных. Социальные нормы, в отличие от технических, воздействуют на поведение людей. Нормы права и корпоративные нормы являются разновидностями данных норм.

Корпоративные нормы создаются в общественных объединениях, организациях и регулируют взаимоотношения их членов. Отличительными чертами корпоративных норм являются:

  • действие только в отношении членов организации;

  • закрепление в уставах, положениях, и принятие на общих собраниях, съездах;

  • определение прав и обязанностей членов объединения, его структуры, порядка формирования, компетенции;

  • обеспечение специальными санкциями (например, исключение из числа членов, выговор, предупреждение, и другие).

Корпоративные нормы во много схожи с правовыми нормами: они формализованы, обязательны к исполнению определенным кругом лиц, принимаются в определённой процедуре, систематизируются. Различия между данными регуляторами можно провести по следующим критериям:

  • способ формирования. Нормы права формируются государством, в то время как корпоративные нормы принимаются объединением, организацией (хозяйственным обществом, политической партией, профессиональным союзом);

  • способ закрепления. Нормы права закрепляются в правовых источниках – нормативно-правовых актах, корпоративные нормы – в локальных актах, уставах и т.п.;

  • пределы действия. Нормы права общеобязательны, действуют, как правило, на обширной территории (государство, субъект федерации, муниципальное образование). Корпоративные нормы распространяют своё действие на членов организации и действуют только в её пределах;

  • методы принуждения. Норма права обеспечена государственным принуждением, корпоративная норм обеспечивается более мягкими санкциями (дисциплинарными, материальными, организационными).


Корпоративные нормы тесно связаны с правовыми нормами, поскольку они принимаются на основе норм права. Так, нормы права опосредуют создание организации, а конкретные условия осуществления деятельности определяют учредители. Корпоративные нормы не могут противоречить нормам права (например, нормы локальных актов, регулирующих предоставление ежегодных оплачиваемых отпусков, должны соответствовать нормам ТК РФ).

  1. Унитарное государство: понятие, признаки и виды.

Простая форма политико-территориальной организации носит название унитарной. В составе унитарного государства нет других государств либо государственных образований, а на его территории созданы административно-территориальные единицы (области, округа, районы).

Унитарные государства характеризуются следующими признаками:

  • единый центр государственной власти и единая система органов власти, однопалатный парламент;

  • единое гражданство;

  • единая система законодательства;

  • единая судебная система;

  • единая система налогов и сборов;

  • административно-территориальные единицы наделены социально-культурной автономией.

При этом унитарные государства могут иметь в своем составе автономные, самоуправляющиеся, образования. Так, в Испании наряду с историческими областями (Страна Басков, Каталония), выделенными по национальному признаку, созданы и территориальные автономии. Тенденцией развития унитарных государств является регионализм – предоставление права самоуправления территориальным единицам (в том числе права собирать собственные налоги, принимать законы).

По признаку наличия органов местного самоуправления можно выделить два вида унитарных государств – централизованные и децентрализованные. В централизованных унитарных государствах местное самоуправление отсутствует, власть на местах осуществляется чиновниками из центра. В децентрализованных, наоборот, местная власть избирается населением и обладает значительными полномочиями.

  1. Федерация как форма государственного устройства: понятие и виды.

Федеративное государство – сложная форма государственного устройства, когда в состав государства входит несколько субъектов, объединившихся для решения общих задач.. Федерации встречаются реже унитарных государств. Федерацией может быть как большое (США, Бразилия, Мексика, Россия), так и маленькое (Малайзия) государство.