Файл: Ответы на вопросы к государственному экзамену по тгп.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 614

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Федерация характеризуется следующими чертами:

  • двухпалатный парламент (одна палата представляет интересы всей федерации, другая – интересы субъектов);

  • двухуровневая система органов государственной власти;

  • две системы законодательства (конституции и законы имеют и субъекты федерации);

  • две системы гражданства (общефедерального и субъектов федерации);

  • двухканальная система налогов;

  • разграничение предметов ведения федерации и субъектов. Можно выделить четыре способа: исключительная компетенция федерации (все остальные вопросы относятся к ведению субъектов), исключительная компетенция субъектов (в настоящее время не применяется), две компетенции (неперечисленные вопросы относятся к ведению федерации или субъектов) и сфера конкурирующих интересов (совместного ведения федерации и субъектов).

Стоит отметить, что субъекты федерации не обладают всей полнотой государственного суверенитета. В частности, современные федерации отказывают субъектам в праве сецессии – выхода из состава федерации. Данный выход может быть осуществлён только принудительно (например, выход Прибалтийских республик из состава СССР).

По юридической основе формирования федерации делятся на договорные и конституционные.

По статусу субъектов можно выделить симметричные и ассиметричные федерации. В симметричных федерациях субъекты обладают равным статусом. Выделяют три разновидности асимметрии: наличие иных территориальных образований, помимо субъектов (например, ассоциированных территорий – Пуэрто-Рико в США), юридическое равноправие субъектов при фактическом различии в положении (например, республики и автономные округа в РФ), скрытая асимметрия (выражается в различии числа представителей субъекта в верхней палате парламента).

Федерация образуется по национальному или территориальному принципу, либо на смешанных началах. Федерации, основанные на территориальном принципе, оказались более прочными и устойчивыми (США, ФРГ), чем образованные на национально-территориальной основе (СССР, Чехословакия, Югославия). Федеративная природа ряда государств обусловлена многонациональным составом населения (Индия, Бельгия, Канада).

  1. Конфедерация и иные формы межгосударственных объединений.

Конфедерация не является формой государственного устройства и сочетает в себе признаки международно-правовой и внутригосударственной организаций. Конфедерации как объединения государств создавались для достижения внешнеполитических и военных целей и нередко были переходной ступенью к формированию федерации. Конфедерациями были: Нидерланды (1579–1795), США (1776-1787), Швейцарский союз (1815-1848), Объединенная Арабская Республика (союз Египта и Сирии), Сенегамбия (объединившая Сенегал и Гамбию).


Конфедерация есть союз государств, объединенных одним или несколькими общими органами при сохранении каждым государством своего суверенитета. Характерные признаки конфедерации следующие:

  • создание конфедерации закрепляется договором;

  • конфедерация не обладает суверенитетом;

  • конфедерация образует лишь те органы, которые необходимы для выполнения ее целей и задач;

  • субъекты конфедерации имеют право выхода и нуллификации (отмены действия актов органов конфедерации на своей территории);

  • конфедерации не имеют общей конституции, единой денежной системы, единого гражданства;

  • конфедерация не имеет собственности, налогов, финансы конфедерации образуются её субъектами;

  • рекомендательный характер актов конфедерации для государств.

Существуют и иные формы межгосударственных объединений, например, содружества. Так, СНГ был создан 12 государствами бывшего СССР в 1991 году.

Межгосударственными являются некоторые целевые сообщества, например, образованный в 1949 году Совет Европы (цель – способствовать экономической, культурной интеграции стран Европы, обеспечивать защиту прав человека).

Примером универсального объединения государств является ООН.

  1. Демократический режим и его виды. Форма осуществления демократии.

Государственно-правовой режим выражает особенности функционирования государственного механизма. При выполнении своего функционального назначения органы государства используют определенные наборы средств и способов управленческого воздействия. В каждом государстве существуют собственный государственный режим.

При демократических режимах народ является источником власти, прямо и непосредственно формирует представительные органы власти, активно участвует в управлении обществом, контролирует деятельность исполнительного аппарата. Признаками демократического государственного режима являются также:

  • выборность и сменяемость власти;

  • принцип разделения властей;

  • свобода личности в экономической сфере (признание частной собственности и свобода предпринимательства);

  • гарантированность прав и свобод человека;

  • реальное участие граждан в формировании и деятельности органов государства;

  • учёт интересов меньшинств;

  • политический плюрализм и многообразие;

  • наличие легальной оппозиции.


Разновидностями демократического режима являются либерально-демократический и собственно демократический режимы. При либерально-демократическом режиме существует экономическое, политическое и культурное многообразие, осуществление власти на основе принципа разделения властей, баланс интересов личности и государства, высокое политическое и нравственное сознание населения. Собственно демократический режим отличается признанием прав и свобод за всеми людьми и не только закрепляет, но и реально гарантирует права человека. При данном виде режима максимально используются институты народовластия (плебисциты, референдумы, демонстрации, митинги, шествия), полномочия органов власти разграничены, все решения принимаются с учётом мнения меньшинства, государство является правовым по содержанию. В настоящее время ни в одном государстве не существует собственно демократический режим, представляющий собой идеал.

  1. Механизм государства: понятие и структура.

Государство реализует свои функции через государственный механизм. Под механизмом государства понимается государственный аппарат – совокупность органов государства. Некоторые авторы включают в механизм государства также и государственные организации (вооруженные силы, полиция, разведка, организации связи, транспорта, образования).

В механизм государства нередко включаются такие элементы, как публичные службы, корпорации, механизм принятия решений, ресурсы. К публичным службам относятся: правоохранительные структуры, учреждения, оказывающие государственные услуги, а также корпорации (Газпром).

Процедурами принятия решений в государстве являются выборы и референдумы; самостоятельное принятие решение государственным органом; совместное принятие решения (например, Пленумами ВС и ВАС); согласованное принятие решения (в рамках бюджетного процесса); принятие решений в соответствии с нормами международного права и рекомендациями международных организаций.

Государство приобретает ресурсы для осуществления власти путём управления государственной собственностью, взимания налогов и сборов, использования природных ресурсов.

Характерными чертами механизма государства являются следующие:

  • это целостная иерархическая система государственных органов, основанная на единстве принципов организации и деятельности;

  • сложная структура, отражающая место, которое занимают различные виды и группы государственных органов;

  • направлен на реализацию государственной власти и функций государства;

  • обеспечен орудиями принуждения – судами, тюрьмами.


Обобщение всех анализируемых признаков позволяет прийти к выводу, что механизм государства – это основанная на единых принципах и располагающая необходимыми материальными ресурсами система государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функции государства и реализуется государственная власть.

  1. Принципы формирования и функционирования механизма государства.

Механизм государства формируется и функционирует в соответствие с определенными принципами – это закрепленные в законе отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе его организации и деятельности. принципы подразделяются на общие, относящиеся к механизму государства в целом, и частные, действие которых распространяется лишь на некоторые звенья государственного механизма, отдельные органы или группы органов (например, принцип состязательности и равноправия сторон в деятельности судов, прокуратуры, органов предварительного расследования).

Общие принципы могут быть закреплены в Конституции РФ, а также в федеральных законах (в первую очередь, в ФЗ «О системе государственной службы в РФ», «О государственной гражданской службе в РФ»). К числу конституционно закрепленных принципов организации и деятельности механизма государства относятся:

  • народовластие (демократический режим, республиканская форма правления, сменяемость власти);

  • гуманизм (указание на социальный характер государства);

  • федерализм (равноправие субъектов РФ),

  • разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную,

  • законность (всеобщность требования соблюдать и исполнять законы).

В законодательстве РФ, а также в ТГП, существуют также следующие общие принципы деятельности механизма государства:

  • верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов;

  • приоритет и непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина; обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

  • открытость и равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;

  • обязательность для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями;

  • профессионализм и компетентность госслужащих;

  • гласность в осуществлении государственной службы;

  • ответственность служащих за принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

  • внепартийность государственной службы; отделение религиозных объединений от государства;

  • легальный порядок образования и действия;

  • оптимальность, эффективность и экономичность;

  • защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их деятельность;

  • разграничение компетенции между различными органами государства;

  • сочетание коллегиальности и единоначалия.


  1. Понятие и признаки органа государства.

Важнейшим структурным элементом механизма государства является орган государства – относительно самостоятельная часть государства, реализующая его функции. Орган государства обладает следующими признаками:

  • это автономная часть государства, которая создаётся по его воле и осуществляет свои функции от его имени;

  • имеет закрепленную в нормативно-правовых актах структуру, компетенцию (предмет ведения);

  • наделен властными полномочиями – юридически закрепленными возможностями осуществлять государственную власть;

  • имеет право принимать от имени государства юридически значимые решения и обеспечивать их реализацию;

  • вправе применять государственное принуждение;

  • обладает экономической и организационной обособленностью и самостоятельностью;

  • состоит из государственных служащих;

  • деятельность органа государства обеспечивается за счёт средств бюджета (федерального, регионального, местного).

Таким образом, орган государства – это  часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления в пределах своей компетенции задач и функций государства.

  1. Классификация органов государства.

Органы государства могут быть классифицированы по различным критериям. Классификация позволяет более тщательно исследовать органы государства.

По источнику легитимности:

  • устанавливаемые Конституцией Российской Федерации,

  • устанавливаемые федеральными законами, конституциями, уставами субъектов РФ для непосредственного выполнения задач и функций государства;

  • органы, учреждаемые в установленном законодательством порядке для обеспечения исполнения полномочий, функционирования указанного в предыдущем пункте вида государственных органов (Администрация Президента, аппараты палат Федерального Собрания, Правительства, высших судебных органов РФ).

По способу создания:

  • первичные (получающие власть от народа);

  • производные (образуются первичными органами).

На основе принципа разделения властей: органы законодательной, исполнительной, судебной власти.

По объему властных полномочий: высшие и местные (например, территориальные управления, отделы). Органы местного самоуправления не входят в систему государственных органов.