Файл: Ответы на вопросы к государственному экзамену по тгп.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 622

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


По способу изложения в нормативно-правовых актах гарантии можно классифицировать на простые, сложные и смешанные. Простые гарантии – это система средств и условий, предпосылок, факторов, закрепляемых в правовых нормах и обеспечивающих охрану и защиту определенной группы прав (свобода печати). Сложные гарантии обеспечивают охрану и защиту прав как отдельной личности, так и социальной организации (например, семьи). Смешанные гарантии обеспечивают охрану и защиту одновременно и экономических, и политических, и гражданских, и других прав и свобод человека и гражданина, а также и их социальных организаций. При этом названные гарантии могут закрепляться либо в одной статье нормативного акта, либо в его специальных разделах или главах.

С позиции правового статуса личности гарантии разделяют на общие, специальные и индивидуальные. Общие гарантии закрепляются в Конституции, и без них требования личности к обществу носили бы формальный характер (например, ч. 1 ст. 17 Конституции гласит, что в РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина). Специальные гарантии направлены на охрану и защиту определенных категорий граждан (депутатов, военнослужащих). Индивидуальные гарантии обеспечивают реализацию нрава в конкретных жизненных обстоятельствах (при чрезвычайном положении). Индивидуальные гарантии нередко казуистичны, т.е. связаны с наступлением определенной ситуации.

  1. Понятие права. Основные подходы к правопониманию.

В разные эпохи представление о праве менялось. Право – сложное явление, обладающее множеством проявлений, поэтому дать единое определение данного понятия невозможно. В соответствии с потестарной теорией, государство и право возникли одновременно, и тесно связаны друг с другом. Существует несколько подходов к правопониманию: нормативный (этатистский), философский (нравственный) и социологический.

Согласно нормативному подходу к праву, оно представляет собой совокупность норм, исходящих от государства и охраняемых им. Нормативное правопонимание основывается на позитивистской теории, отождествляющей право и закон. Особенностью данного подхода является отрицание естественно-правовой природы прав человека: они даруются личности государством.


Нормативный подход подчёркивает значение государства в правообразовании, фиксирует границы дозволенного и запрещённого поведения, обеспечивает режим законности, способствует единообразному применению норм, обеспечивает формальную определенность права, позволяет абстрагироваться от классово-политических характеристик права. Недостаток данного подхода заключается в его отрицании обусловленности права потребностями общественного развития, отождествление права с одним из его источников – законодательством, признания правом только того, что исходит от государства и преувеличение роли субъективного фактора (иллюзия достаточности закона для решения социальных проблем)..

Нравственный подход основывается на теории естественного права, возникшей в XVII-XVIII веках. В данном подходе право толкуется как совокупность идей, принципов, идеалов (справедливости, равенства). Нравственное, идейное начало в праве доминирует над всеми остальными его элементами. Действующие нормы могут как истинно, так и ложно отражать эти идеи; критериями истинности права является соответствие естественным права человека и выражение духа права. Право и закон в рамках данного подхода не совпадают, поскольку право есть идеал справедливости и равноправия.

Достоинство данного подхода – в определении ценности права, выделении естественного права как принадлежащего каждому от рождения независимо от воли государства, разграничении права и закона. Данный подход также не лишен недостатков, к которым можно отнести расплывчатость права как явления, невозможность разграничения права и морали, субъективный характер таких категорий, как справедливость, свобода, возможность неисполнения веления правовых норм по мотиву их несоответствия представлениям лица о должном и недолжном.

Социологический подход рассматривает право как явление социальной жизни. Право рассматривается как в итоге сложившееся общественное отношение, защищенное государством, а не нормы закона и правосознание, которые не признаются правом. Значимость данного подхода – в признании ценности судебной и арбитражной практики, нацеленности на изучение эффективности правовых норм и юридической практики. Критически же в этой концепции надо относиться к отрицанию нормативности как важнейшего свойства права, недооценке в праве нравственно-гуманистических начал, смешению одного из факторов образования права — интереса — с самим правом.



Все рассмотренные подходы имеют как достоинства, так и недостатки, и в совокупности объясняют сущность права как явления. В настоящее время складывается синтетический подход к правопониманию, объединяющий узкое (нормативное) и широкое (позитивное и социологическое) понимание права.

Право есть система общеобязательных формально-определённых, закрепленных и охраняемых государством правил поведения, выражающих волю политических сил, стоящих у власти. важнейшие признаки права – это общеобязательность (распространение действия на всех субъектов, указанных в норме права), формальная определенность (закрепление в определенных источниках), нормативность (право есть совокупность правил поведения общего характера), системность (все правовые явления существуют в тесной связи друг с другом), динамизм. Право является важнейшим регулятором общественных отношений.

  1. Принципы права: понятие и система.

Принципы права — основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе права, выражающие его сущность и определяющие его функционирование. Принципы права выступают источниками права практически во всех правовых системах, они находят отражение во всех правовых нормах.

Свойствами принципов права являются:

  • являются правовыми идеалами;

  • прямо или косвенно закреплены в действующем законодательстве;

  • обладают значительной устойчивостью и формируют систему права;

  • отражают своеобразие национальной правовой системы;

  • имеют самостоятельное регулятивное значение (например, при использовании аналогии права).

В системе права выделяют общеправовые (в том числе международные), межотраслевые и отраслевые принципы. Общие принципы характеризуют сущность и социальную природу права в целом – это принципы демократизма, гуманизма, законности, равноправия, справедливости, единства прав и обязанностей. Межотраслевые принципы существуют в смежных отраслях права
, например, принцип личной ответственности свойствен уголовному и административному праву, принцип состязательности — в процессуальных отраслях права. Существование межотраслевых принципов связано с необходимостью внутрисистемного согласования юридических предписаний, предупреждения их дублирования и поддержания гибкости в правовом регулировании. Особенностью межотраслевых принципов является их неодинаковое проявление в зависимости от специфических задач отрасли. Отраслевые принципы отражают специфику отношений в конкретной отрасли (принцип свободы расторжения договора и свободы труда в трудовом праве, принцип разделения властей — в конституционном праве, принцип целевого характера использования земли – в земельном праве).

  1. Функции права

Функции права — это не только основные направления его воздействия на общественные отношения, на поведение людей, но также и способ реализации его социального назначения.

Функции права характеризуются следующими свойствами:

  • их содержание определяются сущностью права;

  • относительное постоянство и устойчивость;

  • высокая динамичность содержания функций, способность реагировать на изменения задач и целей политико-правовой системы;

  • комплексный, системный характер.

Посредством функций осуществляются задачи, которые ставятся перед правом как социальным институтом. А поскольку нормы права принимаются государственными органами, то некоторые функции его по конкретным аспектам деятельности во многом совпадают с функциями государства (например, охрана правопорядка).

Функции права могут быть классифицированы:

  • по элементам системы права – общеправовые, межотраслевые, отраслевые, функции правовых институтов, отдельных правовых норм;

  • в зависимости от сферы действия – внутренние и внешние. Внутренние функции (регулятивная и охранительная) представляют собой способы воздействия на поведение людей самого права. Внешние функции раскрывают действие права как социального регулятора; это культурно-историческая (аккумуляция духовных ценностей), воспитательная (идеологическое воздействие, влияние на сознание и волю людей), социального контроля (стимулирование желательного и ограничение нежелательного поведения), информационно-регулирующая функции;

  • в зависимости от основных задач – регулятивная и охранительная. Регулятивная статическая функция воздействует на правоотношения путём закрепления правового статуса (юридических лиц, собственности), динамическая оформляет движение, развитие общественных отношений. Охранительная функция направлена на охрану общественных отношений от посягательств, а также на превенцию (предупреждение) правонарушений. Разделение функций права на регулятивную и охранительную во многом условно, поскольку процессы регулирования и охраны общественных отношений неотделимы друг от друга.


Неосновными собственно юридическими функциями права называют восстановительную (восстановление положение, существовавшего до нарушения – восстановление на работе, возврат имущества), компенсационную (возмещение ущерба, причиненного потерпевшему) и ограничительную (ограничение свободы, действий лица).

  1. Соотношение права и морали.

Мораль – это совокупность правил поведения, основанных на представлениях людей о добре и зле, справедливости и чести. Мораль носит оценочный характер, менее формализованы и пронизывает все сферы жизни общества. Реализация норм морали обеспечивается общественным осуждением. Как и право, мораль является социальным регулятором, что обуславливает их сходство:

  • в системе социальных норм они выступают в качестве универсальных, распространяющихся на все общество регуляторов;

  • направлены на регулирование общественных отношений;

  • определяют границы должного и возможного поведения субъектов;

  • обладают многократностью применения;

  • соответствуют типу культуры конкретного общества.

Вместе с тем, нормы нрава и нормы морали отличаются друг от друга следующими признаками:
  • 1   2   3   4   5   6   7   8   9