Файл: Где s расчетная осадка, см.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.3. При использовании для ускорения осадки основания дренирующие прослойки из НСМ укладывают непосредственно на естественный слабый грунт на ширину подошвы насыпи с запасом по 0,5 м в каждую сторону (рис. 1). Полотна сшивают между собой либо укладывают внахлестку с перекрытием соседних полотен на величину:

в = 15 + 0,2S,                                                           (8)

где S - расчетная осадка, см.

Сварка или склеивание полотен не допускаются.

Конструкцию с дренирующей прослойкой из НСМ рекомендуется применять в случае, если насыпь или ее нижняя часть отсыпаны из грунта с коэффициентом фильтрации менее 1 м/сут.

Прослойка из НСМ в этом случае может также выполнять роль фильтра, предотвращающего заиление песка в нижней части насыпи и обеспечивающего сохранение его фильтрационной способности на протяжении всего периода консолидации.



Рис. 1. Конструкция насыпи на слабом грунте с прослойкой из НСМ в основании насыпи (а) или над нижней частью насыпи из местного грунта (б):

1 - песчаная насыпь; 2 - прослойка из НСМ; 3 - местный насыпной грунт; 4 - слабый грунт

При использовании прослойки из НСМ для ускорения осадки основания расчетную степень консолидации основания Uр, по достижении которой разрешается устраивать покрытие, можно снизить на величину понижающего коэффициента Ку по сравнению с требуемой нормами величиной UH в соответствии с условием:

Up = Kу UH.                                                              (9)

Для дорог не выше III категории, на которых нижняя часть насыпи отсыпана из песчаного грунта с коэффициентом фильтрации менее 1 м/сут, допускается принимать Ку = 0,95; для дорог I и II категорий величину Ку определяют специальным расчетом.

3.13. НСМ целесообразно использовать при устройстве временных автомобильных дорог, подъездов, площадок, построечных дорог с низшими типами покрытий, а также постоянных дорог с пиком интенсивности в период строительства или в начале эксплуатации, проектируемых как временные дороги. В конструкциях временных дорог на слабых грунтах НСМ служат в качестве прослойки, укладываемой на границе между насыпным дренирующим (песком, щебнем, песчано-гравийной смесью) и подстилающим грунтом. Применение НСМ способствует улучшению условий движения транспортных средств вследствие снижения колееобразования при заданной толщине насыпного слоя, приводит к снижению толщины слоя зернистых материалов, отказу от применения в основании насыпи хворостяной выстилки, лежневого настила или от укладки сборных покрытий из инвентарных деревянных щитов. Прослойки из НСМ рекомендуется устраивать при строительстве временных дорог на основаниях, сложенных слабыми минеральными, органоминеральными и органическими грунтами (торфами). Конструкции насыпей с прослойками из НСМ предусматривают их укладку в основание или тело насыпи, а также под насыпь поверх лежневого настила. Соответственно различают три типа конструкции насыпей (рис.
8). Тип насыпи назначается в зависимости от строительного типа основания и физико-механических свойств слабого и насыпного грунтов. Минимальную толщину насыпного слоя hn в конструкциях I-II типа, обеспечивающую проезд транспорта, определяют расчетом, приведенным в пп. 3.17-3.22. Ориентировочно толщину насыпного слоя принимают по табл. 2.

Указанные в табл. 2 толщины рекомендуются для иглопробивных НCM (типа «дорнит») сусловным модулем деформации 50-100 Н/см. Меньшие значения толщин принимают дли насыпей из песчано-гравийных смесей оптимального состава, большие - для насыпей из мелких непылеватых песков.

Интенсивность движения условно приводят к расчетной нагрузке Н-10 в соответствии с табл. 3.

3.14. На участках болот глубиной до 4 м, сложенных плотным торфом и относящихся к I строительному типу, а также на слабых глинистых и заторфованных грунтах устраивают насыпь I типа (см. рис. 8).

Таблица 2

Среднемесячная интенсивность движения в одном направлении, авт./сут

Требуемая толщина насыпи с прослойкой из НСМ, см, обеспечивающая проезд транспорта на основании, сложенном

осушенным торфом

маловлажным торфом

глинистым грунтом (We<0,9Wr)

заторфованным или глинистым грунтом (We>0,9Wr)

Одиночные автомобили

40-60

50-70

25-40

40-60

До 50*)

50-80

60-90

40-60

50-80

Свыше 50*)

60-00

70-100

50-80

60-90

Сверхтяжелые нагрузки (разовый проезд)

60-80

60-80

40-60

60-90

*) Общая продолжительность периодов эксплуатации дороги с указанной интенсивностью не должна превышать одного года.


4. Технология устройства прослоек из НСМ


4.1. Устройству дорожных конструкций с прослойками из НСМ должна предшествовать оценка инженерно-геологических условий строительства, которая для постоянных дорог заключается в корректировке проектных данных на основе фактической обстановки на трассе, а для временных дорог - в специально ускоренном инженерно-геологическом обследовании портативными полевыми приборами с простейшими лабораторными испытаниями. При этом уточняются характеристики грунтовых карьеров, строительный тип слабого основания, характеристики прочности и сжимаемости, мощность слабого грунта, его вид, показатели состава и состояния.

Взамен лабораторных определений таких показателей при строительстве временных дорог допускается использовать их табличные значения, установленные для региональных условий. Для проведения инженерно-геологических обследований в штате лабораторий строительных организаций целесообразно иметь специальный технический персонал, снабженный комплектом полевых приборов типа установки ПЛГ-1,5 р конструкции Калининского политехнического института.

4.2. Технологический процесс устройства прослоек из НСМ в общем случае включает следующие операции (рис. 13):

подготовку основания;

раскатку рулонов НСМ и закрепление полотен на поверхности основания;

стыковку полотен;

приемочный контроль за устройством прослоек и засыпку их грунтом с уплотнением;

устройство частей конструкции, расположенных выше прослойки.

В зависимости от условий производства работ и особенностей конструкции эта технологическая последовательность может несколько изменяться вследствие исключения или добавления отдельных видов подготовительных работ или введения специфических операций по устройству прослоек, например анкеровки полотен, устройства обоймы и т.п.

4.3. Допускается укладывать НСМ на неподготовленное естественное основание (болото, луг, слой свежеотсыпанного грунта) в том случае, если отсутствует опасность нарушения сплошности прослойки (пни, колья) или резких осадок (ямы, глубокие колеи) отсыпаемого поверх прослойки грунта. В других случаях укладке полотна должны предшествовать подготовительные работы.



Рис. 13. Технологическая схема устройства прослоек из НСМ:


1 - подготовительные работы; 2 - раскатка рулонов НСМ; 3 - отсыпка насыпи; 4 - уплотнение насыпи; 5 - профилировка насыпи

На залесенных участках подготовка основания включает срезку деревьев и кустарников. Кустарник вырубают заподлицо с поверхностью, деревья спиливают на высоте не более 15 см от поверхности. Если эти условия не соблюдаются, то необходимо отсыпать дополнительный защитный слой местного грунта.

Если на месте укладки прослойки имеются глубокие колеи, траншеи или ямы, то необходимо до укладки НСМ засыпать их грунтом и спланировать его автогрейдером или бульдозером.

Если в момент укладки НСМ на участке имеются поверхностные воды глубиной до 20 см, то раскатке НСМ должна предшествовать отсыпка рабочего слоя.

4.4. Рулоны НСМ целесообразно раскатывать в продольном направлении, если нет специальных указаний о раскатке в поперечном направлении. Раскатку ведут вручную звеном из двух-четырех человек в зависимости от условий раскатки и веса рулона, постоянно наблюдая за положением края раскатанного полотна и поправляя рулон при перекосах. По торцам захватки выставляют маячные вешки, соответствующие краям раскатанных полотен. Длину захватки принимают равной 50-60 м, причем в конце смены длину захватки назначают из условия, что все полотно к окончанию рабочего дня должно быть присыпано грунтом.

В конце захватки полотно отрезают от рулона ножом, рулон поворачивают на 180° и следующее полотно раскатывают в обратном направлении с перекрытием предыдущего на величину, назначаемую в зависимости от выбранного типа соединения.

В тяжелых грунтовых условиях, а также при соединении полотен сшивкой полотна целесообразно раскатывать одно поверх другого, т.е. стопой. Продольные края полотен в стопе соединяют, получая одно полотно, которое и раскладывают на необходимую ширину. При выборе места укладки стопы на дороге необходимо учитывать направление ветра, чтобы раскладывать полотно по ветру.

Раскатанные полотна необходимо закреплять на месте, чтобы их не сдувало ветром. С этой целью края полотен присыпают грунтом или пришпиливают к основанию скобами длиной 150 мм с загнутыми концами по 60-80 мм из проволоки диаметром 3-4 мм. Скобы забивают через каждые 1,5-2 м.

Рулоны раскатывают в поперечном направлении, когда трудно обеспечить равнопрочный стык полотен и когда необходима общая равнопрочность прослойки в поперечном направлении, например, на участках с заанкеренными прослойками, обоймой и т.п.


При устройстве обоймы рулоны раскатывают, оставляя с боков запас материала для заведения полотен на верхний слой и смыкания их в верхнем слое обоймы.

4.5. Выбор типа соединения полотен зависит от особенностей конструкции, вида НСМ, наличия на стройке специального оборудования и средств для соединения полотен.

4.6. Простейшим видом соединения полотен НСМ является соединение внахлестку. Такое соединение возможно во всех случаях, когда не предъявляется специальных требований к равнопрочности прослойки по ширине полотна. В этих случаях укладка внахлестку обеспечивает достаточную надежность стыка и постоянство физико-механических свойств по всей площади прослойки. Для укладки внахлестку не требуются специальные машины и материалы, она наиболее технологична. Недостаток соединения внахлестку - перерасход НСМ, зависящий от ширины перекрытия полотен и их собственной ширины. В отдельных случаях при большом нахлесте и узких полотнах НСМ перерасход может достигать 25-30 %.

4.7. Сшивка полотен - наиболее универсальный метод соединения. Полотно сшивают капроновыми нитками с помощью портативных электрических швейных машин, предназначенных для зашивки мешков одно- или двухниточным цепным швом. Величина нахлеста при этом составляет 5-7 см. Особое внимание следует обращать на точность раскатки рулона и выдерживание заданного перекрытия в шве, который должен проходить не ближе чем в 30 мм от края полотна. Портативные швейные машинки питаются переменным (от сети или передвижной электростанции) или постоянным током (от батареи аккумуляторов).

Производительность сшивки - до 250 м/ч. Сшивку ведет звено из пяти человек: сшивщик, машинист электростанции и трое подручных.

4.8. Склейка также относится к простым способам соединения полотен. Склейка допускается во всех случаях, когда не играет роли снижение водопроницаемости материала в шве. Применяемые для склеивания составы должны обеспечивать долговечность клеевого стыка и возможность склеивания в условиях неизбежного увлажнения зоны стыка. Для склейки может быть использован полимерный клей или любой вяжущий материал, обеспечивающий быстрое соединение полотен, например разогретый вязкий битум. Клеи и технология их нанесения должны отвечать санитарным и пожарным нормам при работе на открытом воздухе. Технология склейки предусматривает отгибание краев соседних полотен, смазывание их