Файл: Билет 1 Законодательство, определяющее порядок уголовного судопроизводства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 386

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2. Под прекращением уголовного дела понимается такое окончание предварительного расследования, которое производится в силу наличия обстоятельств, исключающих дальнейшее производство по уголовному делу, либо оснований для освобождения лица от уголовной ответственности.

Обоснованное прекращение уголовного дела представляет собой необходимый и законный результат расследования. Далеко не каждое прекращенное дело свидетельствует о том, что по нему имелись какие-то упущения или дело было необоснованно возбуждено. На момент возбуждения дела невозможно предвидеть наличие обстоятельств, исключающих производство по нему, в некоторых случаях такие обстоятельства устанавливаются лишь в результате расследования. А значит, было бы неправильно рассматривать каждое прекращенное дело без учета конкретных обстоятельств, как «брак» в работе следователя или лица, производящего дознание, как свидетельство невыполнения ими служебных обязанностей.

В УПК РФ имеются два сходных, но не тождественных понятия – прекращение уголовного дела и прекращение уголовного преследования.

Первое означает прекращение судопроизводства, т. е. всех процессуальных действий по факту события либо против определенного лица.

Прекращение уголовного дела одновременно влечет за собой прекращение уголовного преследования (ч. 3 ст. 24 УПК РФ).

Процессуальное решение о прекращении уголовного дела и уголовного преследования может быть принято на всех стадиях производства по уголовному делу.

Основания прекращения производства по уголовному делу либо прекращения уголовного преследования делятся на две группы.

К первой группе оснований прекращения уголовного дела и уголовного преследования относятся обстоятельства, которые по своей сущности тождественны основаниям оправдательного приговора:

– отсутствие события преступления (п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ);

– отсутствие в деянии состава преступления (п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ);

– отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе, как по его заявлению (п. 5 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, кроме случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК РФ);

– отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях одного из лиц, указанных в пп. 2, 2.1 ч. 1 ст. 448 УПК РФ, либо согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда РФ, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела или привлечение в качестве обвиняемого одного из лиц, указанных в пп. 1, 3–5 ч. 1 ст. 448 УПК РФ (п. 6 ч. 1 ст. 24 УПК РФ);


– непричастность подозреваемого, обвиняемого к совершению преступления (п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК РФ)

– наличие вступившего в силу судебного приговора по тому же обвинению либо определения суда или постановления судьи о прекращении дела по тому же обвинению (п. 4 ч. 1 ст. 27 УПК РФ);

– наличие неотмененного постановления органа расследования о прекращении уголовного дела по тому же обвинению либо об отказе в возбуждении уголовного дела (п. 5 ч. 1 ст. 27 УПК РФ);

– отказ Государственной Думы в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, и (или) отказ Совета Федерации в лишении неприкосновенности данного лица (п. 6 ч. 1 ст. 27 УПК РФ).

Указанные обстоятельства традиционно называют реабилитирующими, поскольку их сущность заключается в невиновности обвиняемого.

Вторую группу образуют остальные основания прекращения уголовных дел. Их называют не реабилитирующими, потому что прекращение уголовного дела и уголовного преследования по этим основаниям не означает признания обвиняемого невиновным, иначе говоря, не является реабилитацией.

Не реабилитирующие основания прекращения уголовных дел также неоднородны и, в свою очередь, могут быть поделены на две подгруппы. Первую образуют следующие обстоятельства:

– наличие вступившего в законную силу акта амнистии, в силу которого данное лицо освобождается от уголовной ответственности и наказания (п. 3 ч. 1 ст. 27 УПК РФ);

– истечение сроков давности уголовного преследования (п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ);

– смерть подозреваемого и обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по делу необходимо для реабилитации умершего (п. 4 ст. 24 УПК РФ).

Ко второй подгруппе нереабилитирующих оснований прекращения уголовных дел относятся:

– примирение сторон (ст. 25 УПК РФ);

– применение в отношении несовершеннолетнего принудительных мер воспитательного воздействия;

– деятельное раскаяние лица, совершившего преступление (ст. 28 УПК РФ);

– возмещение в полном объеме ущерба, причиненного бюджетной системе Российской Федерации в результате преступления, совершенного в сфере экономической деятельности (ст. 28.1 УПК РФ).

Вышеперечисленные не реабилитирующие обстоятельства не исключают производство по уголовному делу и, следовательно, не обязывают прекратить дело, а предоставляют право принять такое решение с учетом всех обстоятельств дела.

Уголовное дело прекращается по постановлению следователя, копия которого направляется прокурору.



В случаях, когда прекращение уголовного дела допускается только при согласии обвиняемого или потерпевшего, наличие такого согласия отражается в постановлении.

Следователь вручает либо направляет копию постановления о прекращении уголовного дела лицу, в отношении которого прекращено уголовное преследование, потерпевшему, гражданскому истцу и гражданскому ответчику. При этом потерпевшему, гражданскому истцу разъясняется право предъявить иск в порядке гражданского судопроизводства.

Если основания прекращения уголовного преследования относятся не ко всем подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу, то следователь выносит постановление о прекращении уголовного преследования в отношении конкретного лица. При этом производство по уголовному делу продолжается.

Вместе с тем постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования может быть отменено

Признав постановление руководителя следственного органа или следователя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования (за исключением дел частного обвинения) незаконным или необоснованным, прокурор в срок не позднее 14 суток с момента получения материалов уголовного дела отменяет его, о чем выносит мотивированное постановление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительному расследованию. Это постановление вместе с материалами уголовного дела прокурор незамедлительно направляет руководителю следственного органа.

По делам частного обвинения постановление о прекращении уголовного дела прокурор может отменить только при наличии жалобы заинтересованного лица.

Признав постановление дознавателя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования незаконным или необоснованным, прокурор отменяет его и возобновляет производство по уголовному делу.

Признав постановление следователя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования незаконным или необоснованным, руководитель следственного органа отменяет его и возобновляет производство по уголовному делу.

Если суд признает постановление следователя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования незаконным или необоснованным, то он выносит соответствующее решение и направляет его руководителю следственного органа для исполнения.

Возобновление производства по ранее прекращенному уголовному делу возможно ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств, но лишь в том случае, если не истекли сроки давности привлечения лица к уголовной ответственности.



Билет №16

1. Орган дознания и дознаватель как участники уголовного процесса.

2. Дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

1. Дознание — форма предварительного расследования преступлений. От предварительного следствия отличается по органам, его осуществляющим, а также по объему и срокам их процессуальной деятельности.

Дознание проводится по уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК, которые возбуждаются в отношении конкретных лиц и по которым производство предварительного следствия необязательно.

Когда производство предварительного следствия обязательно, орган дознания проводит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления и передает данные об обнаруженном преступлении прокурору.

Органы дознания — государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (п. 24 ст. 5 УПК). К органам дознания относятся органы внутренних дел, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (ОРД). Это оперативные подразделения ОВД, ФСБ, ФСО, ФПС, ГТК, СВР, МЮ РФ. Оперативные подразделения органа внешней разведки МО и органа внешней разведки ФАПСИ проводят оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения собственной безопасности и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий органов дознания.

К органам дознания отнесены также: главный-судебный пристав РФ, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов.

Полномочия органов дознания: рассмотрение и разрешение сообщений о преступлениях; производство неотложных следственных действий; производство следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по поручению следователя; оказание помощи следователю в проведении им отдельных следственных действий; производство дознания.

Дознаватель или следователь, который, установив, что уголовное дело ему не подследственной, производит неотложные следственные действия и передает его прокурору.