Файл: Билет 1 Законодательство, определяющее порядок уголовного судопроизводства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 388

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Правом возбуждения уголовного дела и выполнения неотложных следственных действий наделены и другие должностные лица, не являющиеся органами дознания: капитаны морских и речных судов; руководители геологоразведочных партий и зимовок.; главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ.

В соответствии с п. 7 ст. 5 УПК Дознаватель — должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания.

Начальник органа дознания — должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК.

Дознаватель уполномочен: самостоятельно проводить дознание, за исключением случаев, когда требуется согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение. Указания прокурора и начальника органа дознания обязательны для дознавателя. Обжалование этих указаний не приостанавливает их исполнения. Случаи, когда требуется согласие начальника органа дознания:

- продление срока проверки заявления; задержание (ст. 91 УПК);

- утверждение обвинительного акта (ст. 225 УПК).

Во всех остальных случаях дознаватель действует самостоятельно. Проводя дознание в отношении конкретных лиц, дознаватель руководствуется правилами, которые применяются к предварительному следствию, к производству следственных действий и прекращению уголовного дела, с изъятиями, установленными гл. 32 УПК. Дознаватель вправе избрать такую же меру пресечения, как и следователь, за исключением залога.

2. Дознание является второй формой предварительного расследования, которая значительно отличается от предварительного следствия.

Осуществление расследования в форме дознания возлагается на дознавателей.

особенности:

1) Дознание производится по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, возбуждаемым в отношении конкретного лица, иначе говоря, в случаях, когда для раскрытия преступления и ответа на главный вопрос — кто его совершил, не требуется значительных усилий, потому что определенные указания на это лицо уже имеется в первичных материалах, на основании которых возбуждено уголовное дело. Данная форма расследования допускается только при условии, что к моменту возбуждения уголовного дела известно конкретное лицо, совершившее преступление.


2) Его сроки значительно короче (сроки предварительного следствия и дознания рассматриваются позднее, но в рамках этой же темы). Упрощенность процедуры дознания проявляется в сокращении срока расследования до 20 суток, хотя здесь есть 2 изъятия:

прокурор имеет право продлить срок дознания на 10 суток при необходимости дополнительного расследования или по иным причинам;

при невозможности до истечения 10 суток с момента фактического заключения под стражу подозреваемого составить обвинительный акт и ознакомить его с ним и при отсутствии основания для прекращения производства по делу должно быть проведено предварительное следствие.

3) По результатам дознания составляется не обвинительное заключение, а обвинительный акт, который не только имеет значение итогового документа, но и представляет собой аналог постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого. В отличие от обвинительного заключения, составляемого по итогам предварительного следствия, он подвергается двойному контролю: сначала после составления и подписания дознавателем он должен быть утвержден начальником органа дознания, а затем – прокурором.

4) Дознаватель обладает меньшей процессуальной самостоятельностью, нежели следователь; все указания прокурора и начальника

органа дознания для него обязательны.

Дознание подразделяется на два вида:

дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, и

дознание по делам, по которым предварительное следствие не обязательно.

Следственные действия — это производимые следователем в соответствии с уголовно-процессуальным законом процессуальные действия, целью которых являются собирание и проверка доказательств.

Прежде чем приступить к проведению следственных действий, следователь обязан принять УД к своему производству. С этого момента он получает всю полноту процессуальных полномочий и начинает нести ответственность за всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела.

Деятельность органов дознания по делам, по которым предварительное следствие обязательно

. — дознание, заключающееся в правоотношениях и деятельности его участников по установлению фактических обстоятельств преступления путем производства органом дознания под надзором прокурора неотложных следственных действий с целью установления и закрепления следов преступления. (обязательно по статьям о причинения средней тяжести вреда здоровью, легкий вред здоровью, побои, истязание, угроза убийством, заражение венерической болезнью, оставление в опасности, незаконное лишение свободы и т.д.)

Билет №17

1. Полномочия дознавателя и начальника органа дознания.

2. Дознание по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно.

1. Органы дознания – это государственные органы и должностные лица, уполномоченные осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (п. 24 ст. 5 УПК).

Полномочия (ст. 40, 151 УПК): 1) органы внутренних дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (согласно ФЗ «Об ОРД» к таким органам относятся: органы ФСБ, федеральные органы государственной охраны, таможенные органы РФ, Служба внешней разведки РФ, Министерство юстиции РФ, а также органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ); 2) главный судебный пристав РФ, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ; 3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов; 4) органы Государственной противопожарной службы; 5) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; 6) пограничные органы федеральной службы безопасности; 7) таможенные органы РФ.

Дознаватель – должностное лицо органа дознания, правомочное или уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК (п. 7 ст. 5).

Правомочны (по должности)
производить дознание руководители органов дознания, иначе говоря, начальники этих органов, их заместители и штатные дознаватели. Кроме того, начальник органа дознания, делегируя свои полномочия, может уполномочить на производство дознания своего подчиненного.

Полномочия: 1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда требуется получение согласия должностных лиц по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно; 2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

Начальник органа дознания - должностное лицо органа дознания, уполномоченное давать поручения по производству дознания, а также неотложных следственных действий и наделенное отдельными процессуальными полномочиями (п. 17 ст. 5, ч. 4 ст. 225 УПК).

Полномочия: 1) уголовно-процессуальные права, реализуемые на стадии возбуждения уголовного дела (продление до 10 суток срока предварительной проверки по сообщению или заявлению (ст. 144 УПК РФ); истребование из СМИ документов и материалов, подтверждающих сообщение о преступлении (ч.2 ст. 144 УПК РФ); право и обязанность рассмотреть вопрос о заведомо ложном доносе (ст. 147 УПК РФ), направляет руководителю следственного органа уголовное дело после производства неотложных следственных действий, а в случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах (ч.ч. 3,4 ст. 157 УПК РФ); 2) уголовно-процессуальные права начальника органа дознания, реализуемые на стадии предварительного расследования (поручение о производстве неотложных следственных действий и оперативно розыскных мероприятий, (ч.1 ст. 152, ч.4 ст. 157 УПК РФ соответственно), утверждение обвинительного акта (ч.4 ст.225 УПК РФ); 3) уголовно-процессуальные права начальника органа дознания, осуществляемые им при движении уголовного дела из органа дознания в прокуратуру, судебные органы и из судебных органов и прокуратуры в орган дознания (ст. ст. 306, 321 УПК РФ); 4) уголовно-процессуальные права начальника органа дознания, осуществляемые им в процессе обеспечения безопасности потерпевшего, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства (право и обязанность рассматривать обращения органа, осуществляющего меры безопасности в отношении участников уголовного судопроизводства, с ходатайством о применении мер безопасности при производстве процессуальных действий либо их отмене).


2. Дознание по делам, по которым предварительное следствие необязательно состоит в полном расследовании дела органом дознания. Суть этого вида дознания состоит в том, что орган дознания возбуждает уголовное дело и, руководствуясь правилами, установленными УПК для предварительного следствия, принимает предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу. В этом случае дознание должно быть закончено не позднее одного месяца со дня возбуждения уголовного дела и до дня передачи его прокурору для направления в суд либо вынесения постановления о прекращении производства по делу.

На орган дознания не распространяются правила, установленные ч. 4 ст. 36 УПК. При несогласии с указаниями прокурора орган дознания вправе обжаловать их вышестоящему прокурору, не приостанавливая выполнение этих указаний.

По делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, материалы дознания являются основанием для рассмотрения дела в суде.

Кроме того, орган дознания в необходимых случаях проводит ускоренное производство, которое следовало бы называть ускоренным дознанием, что означало бы наличие трех видов дознания.

Билет №18

1. Потерпевший как участник уголовного процесса.

Потерпевший - это физическое или юридическое лицо, признанное таковым постановлением дознавателя, следователя, прокурора, судьи или определением суда при наличии достаточных оснований полагать, что ему причинен вред деяниями, по поводу которых возбуждено уголовное дело.

В случае смерти потерпевшее в результате совершения в отношении него УД потерпевшим признается один из его близких родственников.

Он вправе:

знать о предъявленном обвиняемому обвинении;

давать показания;

отказаться свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен УПК. При согласии потерпевшего дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и в случае его последующего отказа от этих показаний;