Файл: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение ВерхКаргатская средняя школа утверждаю.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Принадлежность слова к исконной или заимствованной лексике. Изменение значений заимствованных слов в истории языка.
5.Раздел «Фразеология» (3 ч.). Различение свободного и связанного значений слова. Тематические группы фразеологизмов. Виды трансформации фразеологизмов. Ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов. История отдельных фразеологизмов. Авторские крылатые слова и выражения из произведений русской классики определённых периодов.
6.Раздел «Этимология» (1 ч.). Этимология слов разных частей речи. Фонетические и словообразовательные признаки старославянизмов, а также заимствований из европейских языков.
7.Раздел «Культура речи» (3 ч.). Грамматические нормы употребления самостоятельных и служебных частей речи. Критерии правильности речи. Синтаксические грамматические нормы (простое предложение). Синтаксические грамматические нормы (сложное предложение). Современные тенденции в области языковой нормы.
8.Раздел «Морфемика и словообразование» (3 ч.). Алгоритм словообразовательного анализа. Словообразовательные пары, цепочки и гнёзда. Сложные случаи словообразовательного анализа. Авторские неологизмы (окказионализмы). Окказионализмы в художественных текстах и сленге.
9.Раздел «Морфология» (3 ч.). Морфологические особенности самостоятельных частей речи. Современные тенденции в развитии системы частей речи в русском язык. Историческая грамматика имен и глагольных форм.
10.Раздел «Синтаксис и пунктуация» (4 ч.). Главные и второстепенные члены предложения. Синтаксис ССП, СПП и БСП. Системные отношения сложных предложений разных типов. Системные отношения сложных предложений разных типов. Сложное синтаксическое целое. Тенденции в развитии синтаксиса современного русского языка. Особенности синтаксиса предложений разных стилей.
11.Раздел «Чтение и перевод древнерусского текста» (3 ч.). Кириллица как основная славянская азбука. Основные тексты – источники фрагментов для переводов в олимпиадных заданиях по русскому языку. Синтаксис простого предложения в древнерусском языке (дательный самостоятельный). Синтаксис сложного предложения в древнерусском языке.
12. Раздел «История языкознания и лексикографии» (1 ч.). Принципы описания слов в орфографических и орфоэпических словарях. Принципы составления словарной статьи в словарях. Отечественное языкознание XIX в. - начала ХХ в.
13. Раздел «Решение творческих заданий» (2 ч.). Решение творческих заданий (от модели текста к тексту, от текста к тексту).
14 Раздел «Итоговое повторение» (1 ч.). Итоговое занятие. Интеллектуальное состязание. Данный раздел необходим для анализа результатов и включает в себя выполнение заданий, подготовленных на основе олимпиадных задач.
Основными формами организации учебной деятельности по освоению данной программы являются лекции, консультации, беседы и практические занятия с комментированием выполнения олимпиадных заданий.
Рекомендуемые методы организации учебной деятельности по освоению данной программы: аналитическое усвоение теории языка и методологии лингвистических исследований в ходе прослушивания лекций и самостоятельного чтения научно-популярной литературы по языкознанию, а также различных лингвистических словарей; «мозговой штурм» и учебные дискуссии в ходе практических занятий; составление собственных олимпиадных заданий по аналогии с уже имеющимися.
Основными видами познавательной деятельности в рамках реализации данной программы являются:
3. Тематическое планирование.
№ | Тема | Количество часов |
1 | Введение. | 1 |
2 | Фонетика и орфоэпия. | 3 |
3 | Орфография и графика. | 3 |
4 | Лексика. | 3 |
5 | Фразеология. | 5 |
6 | Этимология. | 1 |
7 | Культура речи. | 3 |
8 | Морфемика и словообразование. | 3 |
9 | Морфология. | 3 |
10 | Синтаксис и пунктуация. | 4 |
11 | Чтение и перевод древнерусского текста. | 3 |
12 | История языкознания и лексикографии. | 1 |
13 | Решение творческих заданий. | 2 |
14 | Итоговое повторение. | 1 |
Итого 34 часа |
IV. Календарно-тематическое планирование.
№ | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректиро- ванные сроки прохождения |
| Раздел 1. «Введение» (1 ч.) | | |
1 | Вводное занятие. Олимпиадные задачи. Нестандартные задачи. Основные правила при решении олимпиадных задач. | 01.09.21-03.09.21 | |
| Раздел 2. «Фонетика и орфоэпия» (3 ч.) | | |
2 | Классификация гласных и согласных звуков. Фонетическая и артикуляционная характеристика звуков русского языка. Произношение отдельных букв и буквосочетаний. Стилистические ресурсы фонетики. | 06.09.21-10.09.21 | |
3 | Основные закономерности орфоэпии. Основные тенденции в развитии современного русского произношения и ударения. | 13.09.21-17.09.21 | |
4 | Диалектные произносительные особенности в области гласных и согласных. | 20.09.21-24.09.21 | |
| Раздел 3. «Орфография и графика» (3 ч.) | | |
5 | Исторические чередования в области гласных и согласных звуков. | 27.09.21-01.10.21 | |
6 | Историко-лингвистический комментарий к современным написаниям («исключениям» из правил и отдельных слов). | 11.10.21-15.09.21 | |
7 | Орфографические правила до реформы 1917-18 гг. Орфографическая ситуация в период 1918-1956гг., свод правил 1956г. | 18.10.21-22.10.21 | |
| Раздел 4. «Лексика» (3 ч.) | | |
8 | Способы толкования значений слов. | 15.10.21-29.10.21 | |
9 | Лексические средства выразительности. Тропы и фигуры речи. | 01.11.21-05.11.21 | |
10 | Лексические особенности текстов разных стилей. Принадлежность слова к исконной или заимствованной лексике. Изменение значений заимствованных слов в истории языка. | 08.11.21-12.11.21 | |
| Раздел 5. «Фразеология» (3 ч.) | | |
11 | Различение свободного и связанного значений слова. Тематические группы фразеологизмов. | 22.11.21-26.11.21 | |
12 | Виды трансформации фразеологизмов. Ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов. | 29.11.21-03.12.21 | |
13 | История отдельных фразеологизмов. Авторские крылатые слова и выражения из произведений русской классики определённых периодов. | 06.12.21-10.12.21 | |
| Раздел 6. «Этимология» (1 ч.) | | |
14 | Этимология слов разных частей речи. Фонетические и словообразовательные признаки старославянизмов, а также заимствований из европейских языков. | 13.12.21-17.12.21 | |
| Раздел 7. «Культура речи» (3 ч.) | | |
15 | Грамматические нормы употребления самостоятельных и служебных частей речи. Критерии правильности речи. | 20.12.21-24.12.21 | |
16 | Синтаксические грамматические нормы (простое предложение). | 27.12.21-31.12.21 | |
17 | Синтаксические грамматические нормы (сложное предложение). Современные тенденции в области языковой нормы. | 10.01.22-14.01.22 | |
| Раздел 8. «Морфемика и словообразование» (3 ч.) | | |
18 | Алгоритм словообразовательного анализа. Словообразовательные пары, цепочки и гнёзда. Сложные случаи словообразовательного анализа. | 17.01.22-21.01.22 | |
19 | Авторские неологизмы (окказионализмы). Окказионализмы в художественных текстах и сленге. | 24.01.22-28.01.22 | |
20 | Современные тенденции в словообразовании. | 31.01.22-04.02.22 | |
| Раздел 9. «Морфология» (3 ч.) | | |
21 | Морфологические особенности самостоятельных частей речи. | 07.02.22-11.02.22 | |
22 | Современные тенденции в развитии системы частей речи в русском язык. | 14.02.22-18.02.22 | |
23 | Историческая грамматика имен и глагольных форм. | 28.02.22-04.03.22 | |
| Раздел 10. «Синтаксис и пунктуация» (4 ч.) | | |
24 | Главные и второстепенные члены предложения. | 07.03.22-11.03.22 | |
25 | Синтаксис ССП, СПП и БСП. | 14.03.22-18.03.22 | |
26 | Системные отношения сложных предложений разных типов. Сложное синтаксическое целое. | 21.03.22-25.03.22 | |
27 | Тенденции в развитии синтаксиса современного русского языка. Особенности синтаксиса предложений разных стилей. | 28.03.22-01.04.22 | |
| Раздел 11. «Чтение и перевод древнерусского текста» (3 ч.) | | |
28 | Кириллица как основная славянская азбука. Основные тексты – источники фрагментов для переводов в олимпиадных заданиях по русскому языку. | 11.04.22-15.04.22 | |
29 | Синтаксис простого предложения в древнерусском языке (дательный самостоятельный). | 18.04.22-22.04.22 | |
30 | Синтаксис сложного предложения в древнерусском языке. | 25.04.22-29.04.22 | |
| Раздел 12. «История языкознания и лексикографии» (1 ч.) | | |
31 | Принципы описания слов в орфографических и орфоэпических словарях. Принципы составления словарной статьи в словарях. Отечественное языкознание XIX в. - начала ХХ в. | 03.05.22-06.05.22 | |
| Раздел 13. «Решение творческих заданий» (2 ч.) | | |
32 | Решение творческих заданий (от модели текста к тексту, от текста к тексту). | 10.05.22-13.05.22 | |
33 | Решение творческих заданий (от модели текста к тексту, от текста к тексту). | 16.05.22-20.05.22 | |
| Раздел 14. «Итоговое повторение» (1 ч.) | | |
34 | Итоговое занятие. Интеллектуальное состязание. | 23.05.22-27.05.22 | |