Файл: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение ВерхКаргатская средняя школа утверждаю.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Принадлежность слова к исконной или заимствованной лексике. Изменение значений заимствованных слов в истории языка.

5.Раздел «Фразеология» (3 ч.). Различение свободного и связанного значений слова. Тематические группы фразеологизмов. Виды трансформации фразеологизмов. Ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов. История отдельных фразеологизмов. Авторские крылатые слова и выражения из произведений русской классики определённых периодов.

6.Раздел «Этимология» (1 ч.). Этимология слов разных частей речи. Фонетические и словообразовательные признаки старославянизмов, а также заимствований из европейских языков.

7.Раздел «Культура речи» (3 ч.). Грамматические нормы употребления самостоятельных и служебных частей речи. Критерии правильности речи. Синтаксические грамматические нормы (простое предложение). Синтаксические грамматические нормы (сложное предложение). Современные тенденции в области языковой нормы.

8.Раздел «Морфемика и словообразование» (3 ч.). Алгоритм словообразовательного анализа. Словообразовательные пары, цепочки и гнёзда. Сложные случаи словообразовательного анализа. Авторские неологизмы (окказионализмы). Окказионализмы в художественных текстах и сленге.

9.Раздел «Морфология» (3 ч.). Морфологические особенности самостоятельных частей речи. Современные тенденции в развитии системы частей речи в русском язык. Историческая грамматика имен и глагольных форм.

10.Раздел «Синтаксис и пунктуация» (4 ч.). Главные и второстепенные члены предложения. Синтаксис ССП, СПП и БСП. Системные отношения сложных предложений разных типов. Системные отношения сложных предложений разных типов. Сложное синтаксическое целое. Тенденции в развитии синтаксиса современного русского языка. Особенности синтаксиса предложений разных стилей.

11.Раздел «Чтение и перевод древнерусского текста» (3 ч.). Кириллица как основная славянская азбука. Основные тексты – источники фрагментов для переводов в олимпиадных заданиях по русскому языку. Синтаксис простого предложения в древнерусском языке (дательный самостоятельный). Синтаксис сложного предложения в древнерусском языке.


12. Раздел «История языкознания и лексикографии» (1 ч.). Принципы описания слов в орфографических и орфоэпических словарях. Принципы составления словарной статьи в словарях. Отечественное языкознание XIX в. - начала ХХ в.

13. Раздел «Решение творческих заданий» (2 ч.). Решение творческих заданий (от модели текста к тексту, от текста к тексту).

14 Раздел «Итоговое повторение» (1 ч.). Итоговое занятие. Интеллектуальное состязание. Данный раздел необходим для анализа результатов и включает в себя выполнение заданий, подготовленных на основе олимпиадных задач.

Основными формами организации учебной деятельности по освоению данной программы являются лекции, консультации, беседы и практические занятия с комментированием выполнения олимпиадных заданий.

Рекомендуемые методы организации учебной деятельности по освоению данной программы: аналитическое усвоение теории языка и методологии лингвистических исследований в ходе прослушивания лекций и самостоятельного чтения научно-популярной литературы по языкознанию, а также различных лингвистических словарей; «мозговой штурм» и учебные дискуссии в ходе практических занятий; составление собственных олимпиадных заданий по аналогии с уже имеющимися.

Основными видами познавательной деятельности в рамках реализации данной программы являются:

3. Тематическое планирование.



Тема

Количество часов

1

Введение.

1

2

Фонетика и орфоэпия.

3

3

Орфография и графика.

3

4

Лексика.

3

5

Фразеология.

5

6

Этимология.

1

7

Культура речи.

3

8

Морфемика и словообразование.

3

9

Морфология.

3

10

Синтаксис и пунктуация.

4

11

Чтение и перевод древнерусского текста.

3

12

История языкознания и лексикографии.

1

13

Решение творческих заданий.

2

14

Итоговое повторение.

1

Итого 34 часа



IV. Календарно-тематическое планирование.



Наименование разделов и тем

Плановые

сроки

прохождения

Скорректиро-

ванные

сроки

прохождения




Раздел 1. «Введение» (1 ч.)







1

Вводное занятие. Олимпиадные задачи. Нестандартные задачи.

Основные правила при решении олимпиадных задач.

01.09.21-03.09.21







Раздел 2. «Фонетика и орфоэпия» (3 ч.)







2

Классификация гласных и согласных звуков. Фонетическая и артикуляционная характеристика звуков русского языка. Произношение отдельных букв и буквосочетаний. Стилистические ресурсы фонетики.

06.09.21-10.09.21




3

Основные закономерности орфоэпии. Основные тенденции в развитии современного русского произношения и ударения.

13.09.21-17.09.21




4

Диалектные произносительные особенности в области гласных и согласных.

20.09.21-24.09.21







Раздел 3. «Орфография и графика» (3 ч.)







5

Исторические чередования в области гласных и согласных звуков.

27.09.21-01.10.21




6

Историко-лингвистический комментарий к современным написаниям («исключениям» из правил и отдельных слов).

11.10.21-15.09.21




7

Орфографические правила до реформы 1917-18 гг. Орфографическая ситуация в период 1918-1956гг., свод правил 1956г.

18.10.21-22.10.21







Раздел 4. «Лексика» (3 ч.)







8

Способы толкования значений слов.

15.10.21-29.10.21




9

Лексические средства выразительности. Тропы и фигуры речи.

01.11.21-05.11.21




10

Лексические особенности текстов разных стилей.

Принадлежность слова к исконной или заимствованной лексике. Изменение значений заимствованных слов в истории языка.

08.11.21-12.11.21







Раздел 5. «Фразеология» (3 ч.)







11

Различение свободного и связанного значений слова. Тематические группы фразеологизмов.

22.11.21-26.11.21




12

Виды трансформации фразеологизмов. Ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

29.11.21-03.12.21




13

История отдельных фразеологизмов. Авторские крылатые слова и выражения из произведений русской классики определённых периодов.

06.12.21-10.12.21







Раздел 6. «Этимология» (1 ч.)







14

Этимология слов разных частей речи.

Фонетические и словообразовательные признаки старославянизмов, а также заимствований из европейских языков.

13.12.21-17.12.21







Раздел 7. «Культура речи» (3 ч.)







15

Грамматические нормы употребления самостоятельных и служебных частей речи. Критерии правильности речи.

20.12.21-24.12.21




16

Синтаксические грамматические нормы (простое предложение).

27.12.21-31.12.21




17

Синтаксические грамматические нормы (сложное предложение). Современные тенденции в области языковой нормы.

10.01.22-14.01.22







Раздел 8. «Морфемика и словообразование» (3 ч.)







18

Алгоритм словообразовательного анализа. Словообразовательные пары, цепочки и гнёзда. Сложные случаи словообразовательного анализа.

17.01.22-21.01.22




19

Авторские неологизмы (окказионализмы). Окказионализмы в художественных текстах и сленге.

24.01.22-28.01.22




20

Современные тенденции в словообразовании.

31.01.22-04.02.22







Раздел 9. «Морфология» (3 ч.)







21

Морфологические особенности самостоятельных частей речи.

07.02.22-11.02.22




22

Современные тенденции в развитии системы частей речи в русском язык.

14.02.22-18.02.22




23

Историческая грамматика имен и глагольных форм.

28.02.22-04.03.22







Раздел 10. «Синтаксис и пунктуация» (4 ч.)







24

Главные и второстепенные члены предложения.

07.03.22-11.03.22




25

Синтаксис ССП, СПП и БСП.

14.03.22-18.03.22




26

Системные отношения сложных предложений разных типов. Сложное синтаксическое целое.

21.03.22-25.03.22




27

Тенденции в развитии синтаксиса современного русского языка. Особенности синтаксиса предложений разных стилей.

28.03.22-01.04.22







Раздел 11. «Чтение и перевод древнерусского текста» (3 ч.)







28

Кириллица как основная славянская азбука. Основные тексты – источники фрагментов для переводов в олимпиадных заданиях по русскому языку.

11.04.22-15.04.22




29

Синтаксис простого предложения в древнерусском языке (дательный самостоятельный).

18.04.22-22.04.22




30

Синтаксис сложного предложения в древнерусском языке.

25.04.22-29.04.22







Раздел 12. «История языкознания и лексикографии» (1 ч.)







31

Принципы описания слов в орфографических и орфоэпических словарях. Принципы составления словарной статьи в словарях. Отечественное языкознание XIX в. - начала ХХ в.

03.05.22-06.05.22







Раздел 13. «Решение творческих заданий»

(2 ч.)







32

Решение творческих заданий (от модели текста к тексту, от текста к тексту).

10.05.22-13.05.22




33

Решение творческих заданий (от модели текста к тексту, от текста к тексту).

16.05.22-20.05.22







Раздел 14. «Итоговое повторение» (1 ч.)







34

Итоговое занятие.

Интеллектуальное состязание.

23.05.22-27.05.22