Файл: Понятие слов культура и субкультура.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Введение

Современное общество - это мир, где массовые культуры и субкультуры сосуществуют рядом друг с другом. Массовое общество представляет собой огромное количество людей, объединенных общими ценностями, нормами и традициями, которые определяют их поведение и отношение к миру.

С другой стороны, субкультуры - это группы людей, которые имеют свои уникальные ценности, интересы и образ жизни, которые отличаются от основной культуры. В рамках нашего проекта по обществознанию мы будем изучать массовое общество и субкультуру, а также их взаимодействие и влияние на нашу жизнь. Мы рассмотрим различные виды субкультур, такие как хип-хоп, панк, готика и другие, а также их влияние на молодежь и общество в целом. Мы также изучим феномен массовой культуры, включая медиа, рекламу, развлечения и как они формируют нашу культуру и общество.

В конце проекта мы сможем лучше понять, как массовое общество и субкультуры взаимодействуют друг с другом и как они влияют на нашу жизнь.

Понятие слов культура и субкультура.

Культура – это обобщающее понятие для форм жизнедеятельности человека, созданных и создаваемых нами в процессе эволюции. Культура – это нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции. Часто термином «культура» характеризуется определенная историческая эпоха: «культура средневековья» , «современная культура» и т. п. Культура характеризует также народы: культура готов, славянская культура и др. Помимо этого, культура может относиться и к сферам деятельности человека: политическая культура, художественная культура.

Слово «культура» восходит к латинскому cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Культура – это исторически определенный уровень развития человечества. Культура выражается в формах организации жизни людей и создаваемых ими духовных и материальных ценностях.

Именно наличие культуры отличает человека от животных. Изучением культуры занимается наука культурологи. Культура – это уровень умственного и морального развития индивида. Иногда говорят – человек низкой культуры, то есть человек с низким уровнем интеллекта и/или плохим воспитанием.

Термин «субкультура» - обозначает культуру некоторой общности, входящей в этнос или нацию, или выделяемой в составе населения страны, если эта общность (социальная группа) достаточно заметно отличается от остального общества своими ценностями, интересами, традициями, обычаями, стилем и образом жизни. При этом сами эти ценности, традиции и прочее порождены культурой общества (страны, нации) в целом, в широком смысле принадлежат этой культуре: субкультура продолжает в общем и целом культуру нации, принимает её основные ценности.


Реально культура каждой большой страны состоит из различных субкультур; они взаимодействуют между собой, даже в каких-то аспектах и направлениях противоречат основной культуре, но в большинстве случаев остаются составляющими частями общей (доминирующей) культуры.

Сообщества - носители (субъекты) субкультур обычно различаются этнической принадлежностью, демографическими характеристиками (пол и возраст), профессией, образованием, местом жительства, религией и многими другими признаками. Говорят, например, о субкультуре бедности, субкультуре интеллигентности, молодёжных субкультурах, субкультуре преступного мира (деликвентная субкультура), субкультуре мусульманской, цыганской и многих других.

История возникновения массового общества и субкультуры.

Массовое общество.

Массовое общество - понятие, употребляемое социологами и философами для обозначения ряда специфических черт современного общества.

Стремительное, непрерывное ускорение и обновление, научно технический прогресс, стали ведущими характеристиками жизни современных индустриальных обществ. С ростом научно-технической революции был положен конец естественно-природной сфере, началась эра искусственно-технологическая. Появилась возможность практически все фабриковать, то есть создавать по заранее заданным параметрам и свойствам. С появлением возможности фабрикации в прошлое ушли уникальность, индивидуальность: сначала в предметах, а затем и в людях. Их место заняли шаблонность, стереотипность, массовость, универсальность, нивелирование.

Наблюдались два взаимосвязанных процесса: люди, желая соответствовать индустриально развитому обществу, принимали его правила игры, вовлекались в создаваемые им индустрии труда, развлечений, потребления, то есть в массовое общество, а общество с той же целью использовало социальные технологии.

К числу таких технологий можно отнести:

  • усиленное воздействие различными средствами массовой информации;

  • навязывание посредством рекламы, моды, эталонов престижности жизненных стандартов, стереотипов, шаблонов;

  • внедрение посредством поточно-конвейерной индустрии досуга массовой культуры, для которой характерны примитивность, развлекательность, натуралистичность, общедоступность.


Формирование массового общества совпало с началом научно технической революции и пришлось на 50-е годы XX века. В это же время началось и оформление молодежной субкультуры.

С самого начала молодежную субкультуру отличали невписываемость, невовлеченность в базовую культуру общества, которой является массовая культура. Невписываемость при одновременном стремлении привлечь к себе внимание оборачивается симбиозом эпатажных, эскапистских и протестных форм данной субкультуры. Эти формы предоставляют возможность молодежной субкультуре исполнять роль своеобразного компенсаторного механизма, решающего задачу противовеса мощному нивелирующему давлению массовой культуры.

Субкультура. Понятие субкультура.

Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других базах. Как правило, субкультура проносится человеком на протяжении всей жизни. В частности, субкультуры образуются этническими общностями, отличающимися своим диалектом от языковой нормы. Другим известным примером являются молодёжные субкультуры.

Субкультура (подкультура) в социологии и культурологии - часть культуры общества, отличающаяся от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры.

Молодежная субкультура отражает перемены, происшедшие во второй половине ХХ века. Ее появление и оформление как социального феномена было подготовлено развитием индустриальных обществ и произошло в начале перехода индустриально развитых обществ к постиндустриализму.

Возникновение молодежной субкультуры практически совпадает по времени с началом эпохи постиндустриализма и с зарождением постмодернистических тенденций в социокультурном развитии общества. Основными чертами постмодернизма являются плюрализм, множественность, неопределенность, фрагментарность, изменчивость, эклектизм. Эти же черты характерны и для молодежной субкультуры. Она тоже:

  • плюралистична, поскольку вбирает в себя и панков, и хиппи, и готов, и многих других;

  • множественна, поскольку у молодежной субкультуры нет стержневого единства;

  • неопределенна, так как нельзя сказать с полной уверенностью, чем же на самом деле является молодежная субкультура;

  • фрагментарна, то есть каждая молодежная субкультура сохраняет свои особенности и своеобразие;

  • изменчива, так как периодически молодежная субкультура обновляется, перерождается;

  • эклектична, так как вбирает в себя абсолютно несовместимые элементы, которые мирно сосуществуют и даже взаимно дополняют друг друга.


Причины возникновения субкультуры.

Возникновение молодежной субкультуры обусловлено целым рядом причин, среди которых наиболее значимыми представляются следующие:
1). Молодежь, живет в общем социальном и культурном пространстве, и поэтому кризис общества, и его основных институтов не мог не отразиться на содержании и направленности молодежной субкультуры. Именно поэтому не бесспорна разработка любых специально молодежных программ, за исключением социально-адаптационных или профориентационных. Каково общество - такова и молодежь, а, следовательно, и молодежная субкультура.

2). Кризис института семьи и семейного воспитания, подавление индивидуальности и инициативности ребенка, подростка, молодого человека как со стороны родителей, так и педагогов, всех представителей «взрослого» мира, не может не привести, с одной стороны, к социальному и культурному инфантилизму, а с другой - к прагматизму и социальной неадаптированности (в некоторых случаях опосредованно), и к проявлениям противоправного или экстремистского характера. Агрессивный стиль воспитания порождает агрессивную молодежь

3). Коммерциализация средств массовой информации, в какой-то мере и всей художественной культуры, формирует определенный «образ» субкультуры не в меньшей степени, чем основные агенты социализации - семья и система образования. Ведь именно просмотр телепередач наряду с общением, как уже говорилось - наиболее распространенный вид досуговой самореализации. Во многих своих чертах молодежная субкультура просто повторяет телевизионную субкультуру, которая лепит под себя удобного зрителя, мотивы вхождения и пребывания в неформальной группе.

Причины ухода подростков в неформальные движения.

Для того, чтобы понять молодых людей из неформальных объединений, необходимо знать причины возникновения таких объединений, и только после этого выработать к ним свое отношение и наметить те или иные средства воспитательного воздействия.


Первостепенные причины ухода подростков в неформалы - это потребность в друзьях, конфликты дома или в школе, протест против формализма взрослых. Многие из пришедших в «неформалы» те, кто «не знал, как жить дальше». Молодежь всегда и везде стремится к общению со сверстниками, бежит от душевного одиночества и непонимания.

Кроме того появление огромного количества неформальных объединений объясняется и сдвигами в самом обществе, в его социальной структуре.

Причины участия молодежи в неформальных группах:

1. Непонимание в семье, вызов семье.

2. Неуспеваемость в школе и отчуждение от школьного коллектива.

3. Нежелание быть как все.

4. Желание утвердиться, привлечь к себе внимание.

5. Дань моде.

6. Влияние криминальных структур.

7. Копирование образцов западной культуры, структур и течений.

8. Отсутствие интереса к чему-либо и цели в жизни.

9. Неразвитая сфера организации досуга в стране.

10.Возрастные увлечения, потребность в необычных эмоциональных впечатлениях.

11. Идейные убеждения.

12. Вызов обществу, возможность проявить протест.

Субкультура и ее влияние на молодёжь.

Опрос.

Для моей исследовательской работы я провела опрос 30 молодых людей возраста от 15-20 лет.

Первое, что я хотела узнать - многие ли знакомы с понятием субкультура. Большинство молодых людей ответили «незнаком», это говорит о том, что они мало соприкасались с этой темой, либо не имеют представления о ней.

Второй вопрос, который был задан, звучал так: «Интересовались ли вы когда-нибудь этим понятием?». От опрашиваемых я узнала, что не всех интересует эта тема, хотя в современном мире эта тема актуальна. Я ответила «да», так как, меня всегда этот вопрос интересовал.

Следующим вопросом я хотела узнать, как молодёжь думает насчёт вопроса нужна ли субкультура в современном мире. Многие ответили «не знаю», некоторые ответили «Да». Тогда я задала вопрос: «Почему?».

Один молодой человек ответил: «В наше время есть множество молодёжных течений, начиная от привычных панков, эмо, готов и заканчивая менее известными, к примеру - ЧВК "Рёдан" (уверена, большинство из нас не имеют понятия кто это такие).

Каждое из них - маленькое общество, имеющее свою культуру, историю, взгляды. Все они имеют какую-то цель, у большинства она одинаковая - способ её достижения разный. Так, что я думаю, что просто необходимо, чтоб они существовали».