Файл: Понятие слов культура и субкультура.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


На мой вопрос: «Как вы думаете, правильно ли поступает молодежь, уходя в неформальные движения?» - большинство ответили отрицательно.

В пятом вопросе было предложено высказывание: «У людей есть масса свободного времени, и они тратят его на самовыражение и другое, уделяя слишком много времени внешности, забывая о внутреннем содержании?». Я спросила у тестируемых, разделяют ли они такое мнение. Мнения оказались разными. Половина разделяет это мнение, а половина нет.

Следующий вопрос, на который я предложила ответить, был таков: «Хотели бы вы состоять в какой-нибудь субкультуре?». Я сделала вывод, что большинство не хотели бы состоять в какой-нибудь субкультуре.

На седьмой вопрос, я хотела узнать, опрашиваемые мною люди состоят в какой-нибудь субкультуре. Большинство ответило -«нет». Я так же не состою ни в какой субкультуре.

Следующий мой вопрос к молодёжи был таков: «Как вы относитесь к субкультуре?». Маленький процент молодёжи ответил как позитивно так и негативно. Большой процент получил вариант «мне всё равно». «Как существовали, так и будут существовать», - такой ответ последовал от молодой девушки.

Также мне было интересно, как думают молодые люди, много ли сейчас людей, состоящих в субкультуре. Немногие осведомлены этим, так как многие ответили «не знаю».

И последний вопрос прозвучал так: «У вас есть друзья, состоящие в субкультуре?». Этим вопросом я хотела проследить, многие ли имеют друзей-неформалов. И я выяснила, что большинство не имеет таких друзей.

Разновидности субкультур.

Выделяют два вида молодежных субкультур:

  • ингруппы;

  • аутгруппы.

Ингруппы - группы, с которыми молодой человек себя отождествляет.

Аутгруппы - группы, от которых молодой человек себя отделяет, ощущает свое отличие.

По специфике поведения членов группы выделяют:

- просоциальные;

- асоциальные;

- антисоциальные.

Просоциальные - группы, которые не несут угрозу обществу, несут позитив и помогают.

Асоциальные - несут критику каким-либо устоям общества, но это противостояние не носит крайнего характера.

Антисоциальные - не только подвергают критике общественные порядки и устои, но и стремятся их сокрушить.

Толстых А.В. предложил следующую типологию молодежных субкультур:

  • политизированные субкультуры - активно участвуют в политической жизни и имеют четкую идеологическую принадлежность;

  • эколого-этические субкультуры - занимаются построением философских концепций и ведут борьбу за окружающую среду;

  • нетрадиционные религиозные субкультуры - в основном это увлечение восточными религиями (буддизм, индуизм);

  • радикальные молодежные субкультуры - отличаются организованностью, наличием лидеров старшего возраста, повышенной агрессивностью (криминальные молодежные группировки, скинхеды);

  • субкультуры образа жизни - группы молодых людей, формирующих свой образ жизнедеятельности (хиппи, панки);

  • субкультуры по интересам - молодые люди, объединенные общностью интересов - музыкальных, спортивных и других.

  • субкультура «золотой молодежи» - характерна для столичных городов - ориентирована на проведение досуга (одна из наиболее закрытых субкультур).


Фролов С.С. предложил следующую типологию субкультур:

  1. Романтико-эскапистские субкультуры - ориентированы на уход от реальной жизни, построение собственных философских систем (хиппи, толкиенисты, индианисты, байкеры).

  2. Анархо-нигилистические группы - отвержение общепринятых стандартов, критическое отношение ко многим явлениям жизни (анархисты, панки).

  3. Развлекательно-гедонистические - ориентированны на обеспечение досуга («золотая молодежь», рейверы, сноубордисты, рэпперы).

  4. Криминальная субкультура - ориентирована на противостояние закону и правопорядку (готы, скинхеды, банды, гопники, люберы).

Я думаю, что молодежные движения можно разделить на такие группы:

  • Связанные с музыкой, музыкальные фанаты, последователи культуры музыкальных стилей: рокеры, металлисты, панки, готы, рэперы, транс- культура.

  • Отличающиеся определенным мировоззрением и образом жизни: готы, хиппи, индианисты, панки, растаманы.

  • Связанные со спортом: спортивные фанаты, роллеры, скейтеры, стрит - байкеры, байкеры.

  • Связанные с играми, уходом в другую реальность: ролевики, толкиенисты, геймеры.

  • Связанные с компьютерными технологиями: хакеры, юзера, те же геймеры.

  • Враждебно или асоциально настроенные группы: панки, скинхэды, РНЕ, гопники, люберы, нацисты, периодически: футбольные фанаты и металлисты.

  • Религиозные объединения: сатанисты, секты, кришнаиты, индианисты.

  • Группы современного искусства: графиттеры, брейк-дансеры, просовременные художники, скульпторы, музыкальные группы.

  • Элита: мажоры, рейверы.

  • Антикварные субкультуры: битники, роккабильшики.

  • Субкультура масс или контркультура: гопники, реднеки.

  • Социально-активные: общества защиты истории и окружающей среды, пацифисты.

Отличаться между собой субкультуры могут языком то есть сленгом, манерой поведения, одеждой и т.д. Основой могут быть образ жизни, стилем музыки ну и политическими взглядами. Встречаются субкультуры которые носят экстремальный характер и демонстрируют или выражают протест против общества и определенных общественных явлений. Некоторые носят отчужденный, замкнутый характер, и стремиться к изоляции от внешнего мира или общества. Бывает так, что субкультура развивается и стает единой культурой общества.

В настоящее время существует множество субкультур.

Примеры субкультур.

Эмо (англ. emo: от emotional - эмоциональный) - молодёжная субкультура, образовавшаяся на базе поклонников одноимённого музыкального стиля. Её представителей называют эмо-киды (emo + англ. kid молодой человек; ребенок) или, в зависимости от пола: эмо-бой (англ. boy - мальчик, парень), эмо-гёрл (англ. girl - девочка, девушка).



Готы - представители субкультуры, зародившейся в конце 70-х годов XX века на волне пост-панка. Готическая субкультура достаточно разнообразна и неоднородна, однако для неё в той или иной степени характерны общие черты: специфический мрачный имидж, а также интерес к готической музыке, хоррор-литературе и мистике.

Бамйкеры - (англ. biker, от bike < motorbike < motorbicycle «мотоцикл») любители и поклонники мотоциклов. В отличие от обычных мотоциклистов, у байкеров мотоцикл является частью образа жизни. Характерным также является объединение с единомышленниками на основе этого образа жизни.

Паркур - (фр. parkour, искажённое от parcours, parcours du combattant - дистанция, полоса препятствий). Паркур - искусство перемещения и преодоления препятствий. Многими занимающимися воспринимается как стиль жизни. Основан группой французов (Давид Белль, Себастьян Фукан и другие). В настоящее время активно практикуется и развивается многими объединениями и частными лицами во многих странах.

Панк, панки (англ. punk - перен. разг. плохой, дрянной) - молодёжная субкультура, возникшая в конце 60-х - начале 70-х годов в Великобритании, США, Канаде и Австралии, характерными особенностями которой являются критическое отношение к обществу и политике.

Соотношение понятий «молодежная субкультура»,

«культура для молодых» и «контркультура».

Молодые люди, основным занятием которых была учеба, имели много свободного времени, которое можно было тратить на развлечения. А потому заработала индустрия производства культуры для молодых людей. Но создаваемая культура нивелировала их еще не сформировавшиеся личности. «Культура для молодых» - это всего лишь форма «массовой культуры» («поп-культуры», «коммерческой культуры», «индустрии развлечений»). Попыткой противостоять этому явилась молодежная субкультура. Правда, желание сохранить собственную индивидуальность обернулось лишь иной формой ее потери, поскольку в молодежных субкультурах одно из основных требований к ее членам - принятие определенных общих норм, ценностей, стандартов, языка, манер данной культуры. Но определенное количество молодых людей все же предпочитает субкультурную унифицированность, унифицированности массовой культуры.

Молодежная субкультура и культура для молодых сосуществуют - порой параллельно, порой пересекаясь, но никогда не сливаясь.

Основные их различия.


С 60-х годов ХХ в. понятие «молодежная субкультура» начинают связывать с понятием «контркультура». Главная задача контркультуры - создание «нового человека», формирование новых отношений между людьми, выработка новых социальных, моральных норм, принципов, идеалов, этических и эстетических критериев. Молодежная субкультура начинает перерастать в контркультуру, когда у нее появляется некий общий враг, которым может стать либо общество в целом, либо определенные социальные несоответствия реалиям времени. Молодежная субкультура и контркультура могут:

1) не иметь ничего общего одна с другой;

2) взаимопересекаться;

3) сливаться в одно целое, создавая некий симбиоз.

В постмодернистском обществе, как обществе, признающем равнозначность культурных моделей, стилей и образов жизни, сам термин «контркультура» теряет смысл. Можно говорить лишь о существовании различных субкультур. Более того, в современном постмодернистском обществе бывшая базовая культура сама приобретает субкультурный статус.

Молодежная субкультура, как и любая культура, в процессе своего развития реагирует на меняющиеся внутренние и внешние условия своего существования.

Молодежные субкультуры современной России.

Субкультура хиппи - одна из старейших молодежных субкультур. Движение сформировалось в Сан-Франциско в середине 60-х годов XX века как протест против обывательщины. В основу идеологии хиппи было положено философское учение, связанное с «движением Иисуса».

Они придерживаются пацифистских взглядов (основной символ движения хиппи - «пацифик», исповедуют идею «непротивления злу насилием», склонны к творчеству. Основная форма проведения досуга - тусовки на флэту (от англ. flat - квартира) с неугасающими дискуссиями, постоянной полемикой и обязательным музицированием. Тусовки сопровождаются, как правило, употреблением алкоголя и наркотиков. Хиппи нередко порывают с домом, путешествуя практически без средств к существованию. Частью хипповской идеологии является «свободная любовь» со всеми вытекающими последствиями.

Близки по многим параметрам к хиппи растаманы. Растафари (раста) - это религия всеобщего господа Джа (искаженное «Иегова»). Растаманы - убежденные пацифисты, особенно протестуют против расизма. Две особенности утвердили всемирный характер раста-движения - марихуана и регги. В последнем растаманство обрело мощнейший музыкальный канал трансляции своих идей. Марихуана для настоящего растамана - средство не наслаждения, а самопостижения. Растаманский быт также предусматривает здоровый образ жизни, запрет на табак и алкоголь, вегетарианство, занятия искусством. Их символы - красно-желто-зеленая шапочка «пацифик», натянутые на косицы-дредлокс («дреды»). Растаманов часто можно встретить в компании хиппи. Говоря о субкультуре растафарианства в России, следует отметить, что молодые растафари, будучи практически не знакомы с идеологией национально-религиозного движения афро-американского населения, в большинстве своем являются просто поклонниками музыки регги (это направление музыки зародилось в 60-е годы XX века на Ямайке).


В молодежной культуре 90-х годов появились толкиенистское движение и связанная с ним, порожденная им толкиенистская субкультура. Известный английский филолог и писатель Джон Рональд Руэл Толкиен (на сленге толкиенистов - Профессор) родился в 1892, умер в 1973 году. Его книги «Властелин колец», «Сильмариллион» и другие относятся к жанру «фэнтези» - сказочной фантастики. Толкиен - мастер особой, завораживающей атмосферы повествования, так что читатель начинает отождествлять себя с героями книги (эльфы, тролли, гномы, гоблины, хоббиты). Это стало одним из факторов, вызвавших к жизни неожиданный для самого автора социокультурный феномен - ролевые игры («хичек» на толкиенистском жаргоне) по книгам Толкиена. Ролевая игра близка к импровизированной театральной постановке. Готовится реквизит (безопасное оружие, одежда, соответствующая толкиеновскому условному средневековью). Мастера - режиссеры игры - распределяют роли, игроки проходят нечто вроде экзамена на знание фантастического мира Толкиена и предыстории своего персонажа, намечается сюжетная линия.

Организационно отделилось движение ролевых игр, хотя по атрибутике, ценностным ориентациям ролевики близки к толкиенистам. Можно констатировать, что субкультура толкиенистов и ролевиков развивается в последние годы наиболее активно и динамично.

Готы - результат слияния ностальгии «романтиков» по модной одежде, декларативного нигилизма и могильного юмора панков. Одеваются они во все черное, в крайнем случае в темно-серое. Прическа гота - настоящее произведение искусства. Парни-готы, как правило, андрогинны. Из предметов обихода приветствуются кожаные штаны, жилетки, бусы, цепочки, серьги. Многие готы носят древнеегипетские символы - «анки» (анкх - крест с петлей; египтяне использовали его как символ бессмертия, жизни, соединения мужского и женского начал; копты интерпретировали анкх в качестве символа загробной жизни).

Слушают, соответственно, готический рок (“Joy Division”, “Cure”, “Bauhaus”, “H.I.M”, “Evanescence”). Настоящие готы, помимо забот об одежде, стремятся поддерживать и соответствующий образ жизни. Готы обильно и охотно заимствуют декадентскую, кладбищенскую, вампирическую эстетику. Приветствуется все, что относится к темной стороне бытия, связано со смертью. Излюбленные места сборищ готов - кладбища. Часто практикуют садомазохизм. Готы склонны превращать свои тусовки в ролевую игру, в некий инфернальный театр, но несхожий с игрищами фанатов Толкиена.