Файл: Программа по внеурочной деятельности профориентация 10 11 класс Срок реализации программы 2 года Количество.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

предметов различных профилей;

    • определять личностные особенности и анализировать их с точки зрения выбора области профессиональной деятельности;

    • выстраивать индивидуальный образовательный маршрут;

    • выстраивать индивидуальный профессиональный маршрут.


В ОБЛАСТИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ:

Регулятивные:


  1. уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и фор- мулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  2. уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  3. уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  4. владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные:


  1. уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

  2. уметь создавать, применять и преобразовывать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Коммуникативные:


  1. уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

  2. уметь формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

В ОБЛАСТИ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОГРАММА СПОСОБСТВУЕТ:


  1. повышению уровня готовности обучающихся к профессиональному самоопределению с учётом личностных особенностей и возможностей рынка труда;

  2. формированию ответственного отношения к учению, готовности и способностей обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;

  3. формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  4. формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, гражданской позиции, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  5. освоению социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участию в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, социальных и экономических особенностей;

  6. развитию компетентности в решении проблем на основе личностного вы- бора, формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формированию коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности
Ожидаемые результаты курса:

Развивает самостоятельность, позволяет оценить собственные возможности, способствует овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства.


Содержание программы

10 класс
Тема 1. Что такое профориентация (1 ч.)

Основные теоретические сведения

Профессиональная деятельность как способ самореализации личности. Обсуждение правил работы на занятиях. Сбор информации.

Практическая работа: работа с анкетой на определение основных мотивов выбора профессии.
Тема 2. Рынок образовательных услуг и рынок труда в городе, районе (1 ч.)

Основные теоретические сведения

Система профессионального образования в РФ и возможности приобретения профессии в РФ.

Развивающие процедуры: Просмотр информационных роликов ССУЗов и ВУЗов, а также визитные карточки градообразующих предприятий.
Тема 3. Теоретические аспекты профориентации (2 ч.)

Основные теоретические сведения

Знакомство с понятием “профессия”, профессиограмма. Классификация профессий по Е.А. Климову: типы профессий, требования профессии к человеку, орудия труда, условия труда. Формирование теоретических представлений и понятий, связанных с миром профессий. Активизация умственной активности.

Диагностические методики: ДДО.

Профориентационная игра: «Ассоциации».

Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических тестов.

Тема 4. Анализ профессий (2 ч.)

Основные теоретические сведения

Составление формулы профессии, анализ профессии. Формирование представлений учащихся об основных психологических признаках профессиональной деятельности как обобщенных качествах, характеризующих виды профессионального труда; выработка умения анализировать профессиональную деятельность на основе указанных признаков.

Практическая работа: составление формул профессий.

Профориентационная игра: «Угадай профессию».

Тема 5. Профессия, специальность, специализация, квалификация. (2ч.)

Основные теоретические сведения

Этапы профессионального самоопределения. Профессия. Специальность Специализация. Квалификация. Анализ различий между понятиями «профессия», «специальность», «специализация», квалификация».

Тема 6. Характеристика труда (1 ч.)

Основные теоретические сведения

Характеристика труда: характер, процесс и условия труда. Анализ процесса. Характера и условий труда различных профессий.

Тема 7. Классификация профессий (2 ч.)

Основные теоретические сведения

Классификация профессий. Цели труда. Орудия труда. Классификация профессий по Е.А.Климову.


Тема 8. Основные подходы к индивидуальному выбору профессии (2 ч.)

Основные теоретические сведения

Темперамент и выбор профессии. Интересы и выбор профессии. Склонности и профессиональная направленность.

Диагностические методики: опросник Айзенка, «Карта интересов» Е.А. Климова.

Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических тестов.

Тема 9. Здоровье и выбор профессии (2 ч.)

Основные теоретические сведения

Свойства нервной системы, их взаимосвязь с индивидуальными особенностями поведения личности, значение нервной системы в профессиональной деятельности. Понятие «неблагоприятные производственные факторы». Работоспособность. Условия и режим работы.

Практическая работа: знакомство с нормативными документами по охране труда.

Диагностические методики: «Теппинг-тест», «Профессиональная пригодность и здоровье».

Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических тестов.

Тема 10. Профессиональный тип личности (2 ч.)

Основные теоретические сведения

Определение своего профессионального типа личности. Ошибки, которые наиболее часто допускаются при выборе профессии.

Диагностические методики: «Профессиональный тип личности» Дж. Голланда.

Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических тестов.

Тема 11. Что такое темперамент. Влияние темперамента на выбор профессии (2 ч.)

Основные теоретические сведения

Темперамент. Типы темперамента. Анализ различных типов нервной системы и темперамента

Тема 12. «Определение типа темперамента», методика Айзенка – диагностика (2 ч.)

Основные теоретические сведения

Диагностические методики: опросник Айзенка, «Карта интересов» Е.А. Климова.

Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических тестов.

Тема 13. Типология профессий (6ч.)

Основные теоретические сведения

Типология профессий по Клинову. Профессии типа человек-человек, человек-природа, человек-знаковая система, человек- техника, человек - художественный образ

Тема 14. Профессиональная перспектива (1 ч.)

Основные теоретические сведения

Понятие о профессиональной пригодности. Профессионально важные качества личности. Призвание. Целеустремлённость.

Развивающие процедуры: дискуссия на тему «Мой выбор – моё призвание».

Тема 15. Деловая игра «Кадровый вопрос» (1 ч.)

Основные теоретические сведения


Актуализация осознанного самостоятельного выбора (самоопределения) учащимися профессионального пути. Знакомство с новыми профессиями. Развитие навыков целеполагания и планирования. Формирование информационного пространства.

Практическая работа: автономный игровой тренинг по развитию навыков целеполагания и планирования «Кадровый вопрос».обучающиеся знакомятся как с малоизвестными профессиями, так и с традиционными. Учащиеся соотносят требования, которые предъявляет профессия с возможностями человека (претендента).

Развивающие процедуры: дискуссия по результатам выполненных заданий.

Тема 16. Мотивы выбора профессии (1 ч.)

Основные теоретические сведения

Интерес. Соответствие возможностям. Спрос на рынке труда. Престижность. Хорошие условия.

Тема 17. Навыки самопрезентации. Основы технологической культуры (2ч.)

Резюме, правила составления. Навыки самопрезентации. Деловой этикет и его составляющие. Введение понятия “профессиональное взаимодействие”. Профессиональная этика и культура деловых взаимоотношений. Профессиональное становление.

Практическая работа: деловая игра «Интервью», упражнение «Резюме». Создание собственного резюме (интеграция с уроком информатики).

Тема 18. Учреждения профессионального и высшего образования. Государственные образовательные стандарты. (2 ч.)

Основные теоретические сведения

Структура учреждений профессионального образования. Государственные образовательные стандарты профессионального образования.

Тема19. Информация, необходимая при выборе учебного заведения. (1 ч.)

Основные теоретические сведения

Информация о выборе учебного заведения. Где ее получить и как с ней работать.

Тема 20. Основные понятия и определения. Региональный рынок труда (особенности и тенденции развития). (1 ч.)

Основные теоретические сведения

Состояние регионального рынка труда будет зависеть еще и от других факторов. На основе различных статистических данных, которыми занимаются специальные службы.

Тема 21. Личный профессиональный план . (1 ч.)

Основные теоретические сведения

Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека. Профессиональное прогнозирование и самоопределение.

Практическая работа: составление и анализ личного профессионального плана. Написание творческого эссе на одну из предложенных тем: «Мир профессий и мой выбор», «Мое профессиональное будущее» (интеграция с уроком развития речи «Написание сочинений на заданную тему»).