Файл: Философия наука Первые философские учения возникли более 2500 лет назад в Индии, Китае, Египте.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§ 1. Философия - наука
Первые философские учения возникли более 2500 лет назад в Индии, Китае, Египте,

достигнув своей классической формы в Древней Греции.
Философия формировалась на основе противоречия между мифологическим

мировоззрением и зачатками научного знания, требовавшими для своего объяснения

не очередных мифов, но обращения к природным, причинным связям. Осмысление

принципиально новой ориентации субъектов познания вело к возникновению в

структуре мировоззрения познавательных субъектно-объектных отношений, а рост

естественнонаучной информации о природе приводил к вызреванию всеобщих научных

идей о мире, постепенно вытеснявших мифологическую картину мира. Со временем

основной вопрос мировоззрения (вопрос о мире в целом и об отношении человека к

миру) и ответ на него, как и на множество с ним связанных вопросов, обрел

научную форму, а новое по содержанию мировоззрение оказалось относительно

самостоятельным, отъединенным и от мифологического, и от религиозного

мировоззрения.
История развития философии, если познакомиться с ней в плане отношения всеобщего

и частнонаучного знания о природе (см. главу III), также свидетельствует о

неразрывной связи философии и науки. История показывает, что философия, по

крайней мере с онтологической и гносеологической своей стороны развивалась

путем, аналогичным пути естественных наук.
Итак, в двух моментах своего генезиса: на стадии зарождения, а затем на

протяжении истории своего развития философское знание оказывалось содержательно

переплетенным с естественнонаучным знанием.
Генетический аспект научности философии дополняется структурным аспектом.

Философия постоянно получает и обрабатывает информацию, имеющуюся в разных

областях познания, в том числе, и в науках о природе; эта информация поступает к

ней по многим каналам связи: концептуальной, мезотеоретической, операциональной

и др. На этой базе формируется и изменяется, совершенствуется универсальная

картина мира, разрабатываются философские представления о системности бытия, о

пространстве, детерминизме, о познавательных субъектно-объектных отношениях, о

всеобщих принципах, методах познания и т.д. В содержание философского знания

входят отдельные фундаментальные понятия естественных наук ("атом", "вещество" и

т.п.), некоторые наиболее общие законы и принципы естествознания (пример -


"закон сохранения и превращения энергии"). Кстати, наличие целого слоя таких

естественнонаучных представлений в философии нередко дает повод вообще отрицать

ее специфику и считать, будто она есть не что иное, как совокупность наиболее

значимых результатов естественных наук. Но так или иначе, а присутствие в ее

составе и функционирование в ней естественнонаучных данных есть один из

признаков ее научности.
В структурном плане, со стороны собственно философских понятий и средств

познания, философия тоже имеет немало моментов, говорящих о ее научности и

вхождении, по крайней мере, в некоторых отношениях, в сферу научного знания.

Каковы же характерные черты, или признаки, научного знания?
Познание обычно сравнивается с практической и ценностно-оценочной деятельностью.

Познание - это деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации

осознанных конкретно-чувственных и понятийных образов действительности

(несколько иное определение: это деятельность по получению, хранению,

переработке и систематизации информации об объектах). Знание же - это результат

познания.
Та или иная система знания считается научной, или относящейся к сфере науки,

если она отвечает определенным критериям.
Для мифологического и религиозного знания характерна вера в сверхъестественное,

сверхприродное. Такая вера отсутствует в науке.
§ 2. Философия - идеология
Когда мы имеем дело с обществоведческой стороной философии, то уже здесь

неизбежно касаемся вопроса о ее вненаучном характере - ее связи с идеологией.

Все общественные науки идеологичны, хотя и в разной степени, философия не

исключение. И абсолютизация такого аспекта философии, попытки свести к нему

другие стороны философии выдает желание тех, кто это делает, подменить философию

идеологией.

Что же такое идеология?
Идеология определяется как отражение общественного бытия сквозь призму

социально-групповых или классовых интересов. Назначение идеологии, как

отмечается в литературе - в выработке систем ценностей, в обосновании того, что

должно быть и чего не должно быть в социальном мире. Иногда расширяют

определение, включая в объект идеологии не только социальную реальность, но и



природу. В таком случае идеология понимается как отражение бытия, преломленное

через социально-групповые интересы. "Преломление" же, и в этом специфика

идеологии, не столько отражает, сколько искажает ("вроде бы отражает, на самом

же деле искажает"). Идеология всегда выражает интересы части общества, ее

главный принцип - не принцип объективности, как в естественных науках, а принцип

партийности. В содержание идеологии входит система политических идей и программа

практических действий.
Только что приведенное, первое определение понятия "идеология" требует своего

дополнения вторым, что, разумеется, не приуменьшает значимости первого как

базисного. Представление о мире в целом служит эффективным средством соединения

парциальных политических интересов с "всеобщими", "родовыми" интересами

человечества. Заинтересованность одной социальной группы в общей картине мира

перекрещивается в ряде моментов с подобной же заинтересованностью других слоев

общества. Этого совпадения оказывается достаточно, чтобы часть выдать за целое,

иллюзию - за реальность. Материальные и информационные условия жизни людей, в

особенности идеологическая пропаганда делают весьма вероятным усвоение

индивидами взгляда на мир и социальную реальность, свойственного той или иной

идеологии. Как отмечают исследователи идеологии, сама идеология есть тип

познания, характеризующийся разрушением "всеобщего" в ситуациях, когда оно не

является таковым, а именно, в обществе, расколотом на противоположные классы и

социальные группы.
Идеология, в отличие от науки, "заземлена" не столько на объекте познания,

сколько на интересах "субъекта", взятого на социально-групповом его уровне. Если

ценность научного знания тем больше, чем полнее и глубже субъект познает

объективные предметы, то ценность идеологии тем выше, чем полнее и глубже

выражает она интересы отдельных социальных групп.
Партийность, о чем только что говорилось, - это определенность социальной

позиции субъекта. Из этого следует, между прочим, что партийность отнюдь не есть

формальное членство в той или иной партии.
Понятие "партийность" в одном отношении уже понятия "идеология", в другом -

шире. Оно шире, поскольку касается любого индивида, даже не разделяющего

идеологию той или иной социальной группы. Возможна "партийность", сливающаяся с


объективностью, с интересами субъекта познания и в этом отношении совпадающая с

интересами "родового" субъекта.
Философия как обществоведческое знание и как система идей о мире (в целом)

вовлечена в классовом обществе в идеологический диалог и в политические

столкновения.
§ 3. Философия - гуманитарное знание
В содержании философского знания можно вычленить также части, или стороны,

относящиеся к гуманитарным наукам. Если обратиться к конкретным философским

системам, то в числе наиболее ярких в этом отношении будут, вероятно, концепции

Б.Паскаля, С. Кьеркегора, Л. И. Шестова.
Объектом гуманитарных наук является индивид, точнее, его духовный, внутренний

мир, и связанные с ним мир человеческих взаимоотношений и мир духовной культуры

общества. К гуманитарным наукам относятся психология (психология личности,

психология эмоций, социальная психология), гражданская история (здесь

гуманитарное знание сочетается с обществоведческим), литературоведение,

лингвистика и др. Они изучают духовный мир человека через текст. М. М. Бахтин

писал: "Гуманитарные науки - науки о человеке в его специфике, а не о безгласной

вещи и естественном явлении. Человек в его человеческой специфике всегда

выражает себя (говорит), то есть создает текст (хотя бы и потенциальный). Там,

где человек изучается вне текста и независимо от него, это уже не гуманитарные

науки (анатомия и физиология человека и др.) ("Проблема текста в лингвистике,

филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа* //

"Литературно-критические статьи". М., 1986. С. 478). Дух (и свой, и чужой) не

может быть дан как вещь, а только в знаковом выражении, реализации в текстах и

для себя самого и для другого. Потенциальным текстом является и человеческий

поступок.
В гуманитарном познании ученый сталкивается с живым человеческим духом. Жизнь

человека наполнена мыслями и переживаниями, ее определяют проекты, планы,

ожидания, и надежды, успехи и неудачи в их осуществлении. Жизнь личности,

отмечает В. В. Мантатов, совершается как бы в точке несовпадения человека с

самим собой, на грани, которая отделяет то, что он есть, от того, чем он хочет

быть, и которая постоянно преодолевается личностью. Человеческое бытие (как

объект гуманитарного познания) никогда не совпадает с самим собой, оно

одновременно существует "в категориях еще-небытия, в категориях цели и смысла".


Специфическим для гуманитарных наук способом исследования человека, позволяющим

проникнуть в его внутренний духовный мир, является понимание. Понимание связано

с погружением в "мир смыслов" другого индивида, с постижением и истолкованием

его мыслей и переживаний. На этот процесс неминуемо влияют ценностно-

мировоззренческие установки исследователя. Иначе говоря, в понимании

познавательное отношение неотделимо от ценностного. Текст и его понимание -

специфическая особенность гуманитарного знания" (см.: "Гуманитарное познание" //

"Диалектика познания". Л., 1988. С. 203 - 204). Гуманитарное знание неотрывно от

герменевтики как искусства истолкования текстов, как искусства постижения чужой

индивидуальности. С этим связана диалогичность гуманитарного познания.
§ 4. Философия - искусство
Философии как виду знания присущи также черты, характерные еще для одного вида

познавательной деятельности - для художественного освоения действительности,

т.е. для искусства.

Что отличает искусство от других форм познавательной деятельности?
Прежде всего, личностный характер познания, настолько глубокий, что личностно-

эмоциональный компонент входит составным элементом в "объект отражения". Если в

естественных науках такой компонент вообще элиминируется, а в идеологии и

гуманитарном знании он проявляется в некоторой степени, уступая дорогу

рационализму, то в художественном творчестве он выдвигается на первый план. Для

художника как субъекта мыслительной деятельности (Мх) объектом (Омх) будет не

вне его находящееся вещественно-субстратное образование или психика, движения

души другого человека (Ов - объект, находящийся вне, или за границей Лх -

личности художника), но и его эмоциональное отношение к этим явлениям, его

чувства и переживания, связанные с ними (Эх - эмоции художника). Эмоции,

конечно, в самом художнике (Лх), но они становятся объектом (как обычные

восприятия и чувственные представления), когда на них направляется активность

мышления этого художника. Именно такой объект (Ов +* Эх) осваивается мышлением

(Мх), затем художник посредством творческой деятельности формирует

художественный образ и транслирует его реципиенту с целью определенного

воздействия на психику последнего. Схематично такой процесс можно представить

следующим образом: