Файл: Философия наука Первые философские учения возникли более 2500 лет назад в Индии, Китае, Египте.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
§ 1. Философия - наука
Первые философские учения возникли более 2500 лет назад в Индии, Китае, Египте,
достигнув своей классической формы в Древней Греции.
Философия формировалась на основе противоречия между мифологическим
мировоззрением и зачатками научного знания, требовавшими для своего объяснения
не очередных мифов, но обращения к природным, причинным связям. Осмысление
принципиально новой ориентации субъектов познания вело к возникновению в
структуре мировоззрения познавательных субъектно-объектных отношений, а рост
естественнонаучной информации о природе приводил к вызреванию всеобщих научных
идей о мире, постепенно вытеснявших мифологическую картину мира. Со временем
основной вопрос мировоззрения (вопрос о мире в целом и об отношении человека к
миру) и ответ на него, как и на множество с ним связанных вопросов, обрел
научную форму, а новое по содержанию мировоззрение оказалось относительно
самостоятельным, отъединенным и от мифологического, и от религиозного
мировоззрения.
История развития философии, если познакомиться с ней в плане отношения всеобщего
и частнонаучного знания о природе (см. главу III), также свидетельствует о
неразрывной связи философии и науки. История показывает, что философия, по
крайней мере с онтологической и гносеологической своей стороны развивалась
путем, аналогичным пути естественных наук.
Итак, в двух моментах своего генезиса: на стадии зарождения, а затем на
протяжении истории своего развития философское знание оказывалось содержательно
переплетенным с естественнонаучным знанием.
Генетический аспект научности философии дополняется структурным аспектом.
Философия постоянно получает и обрабатывает информацию, имеющуюся в разных
областях познания, в том числе, и в науках о природе; эта информация поступает к
ней по многим каналам связи: концептуальной, мезотеоретической, операциональной
и др. На этой базе формируется и изменяется, совершенствуется универсальная
картина мира, разрабатываются философские представления о системности бытия, о
пространстве, детерминизме, о познавательных субъектно-объектных отношениях, о
всеобщих принципах, методах познания и т.д. В содержание философского знания
входят отдельные фундаментальные понятия естественных наук ("атом", "вещество" и
т.п.), некоторые наиболее общие законы и принципы естествознания (пример -
"закон сохранения и превращения энергии"). Кстати, наличие целого слоя таких
естественнонаучных представлений в философии нередко дает повод вообще отрицать
ее специфику и считать, будто она есть не что иное, как совокупность наиболее
значимых результатов естественных наук. Но так или иначе, а присутствие в ее
составе и функционирование в ней естественнонаучных данных есть один из
признаков ее научности.
В структурном плане, со стороны собственно философских понятий и средств
познания, философия тоже имеет немало моментов, говорящих о ее научности и
вхождении, по крайней мере, в некоторых отношениях, в сферу научного знания.
Каковы же характерные черты, или признаки, научного знания?
Познание обычно сравнивается с практической и ценностно-оценочной деятельностью.
Познание - это деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации
осознанных конкретно-чувственных и понятийных образов действительности
(несколько иное определение: это деятельность по получению, хранению,
переработке и систематизации информации об объектах). Знание же - это результат
познания.
Та или иная система знания считается научной, или относящейся к сфере науки,
если она отвечает определенным критериям.
Для мифологического и религиозного знания характерна вера в сверхъестественное,
сверхприродное. Такая вера отсутствует в науке.
§ 2. Философия - идеология
Когда мы имеем дело с обществоведческой стороной философии, то уже здесь
неизбежно касаемся вопроса о ее вненаучном характере - ее связи с идеологией.
Все общественные науки идеологичны, хотя и в разной степени, философия не
исключение. И абсолютизация такого аспекта философии, попытки свести к нему
другие стороны философии выдает желание тех, кто это делает, подменить философию
идеологией.
Что же такое идеология?
Идеология определяется как отражение общественного бытия сквозь призму
социально-групповых или классовых интересов. Назначение идеологии, как
отмечается в литературе - в выработке систем ценностей, в обосновании того, что
должно быть и чего не должно быть в социальном мире. Иногда расширяют
определение, включая в объект идеологии не только социальную реальность, но и
природу. В таком случае идеология понимается как отражение бытия, преломленное
через социально-групповые интересы. "Преломление" же, и в этом специфика
идеологии, не столько отражает, сколько искажает ("вроде бы отражает, на самом
же деле искажает"). Идеология всегда выражает интересы части общества, ее
главный принцип - не принцип объективности, как в естественных науках, а принцип
партийности. В содержание идеологии входит система политических идей и программа
практических действий.
Только что приведенное, первое определение понятия "идеология" требует своего
дополнения вторым, что, разумеется, не приуменьшает значимости первого как
базисного. Представление о мире в целом служит эффективным средством соединения
парциальных политических интересов с "всеобщими", "родовыми" интересами
человечества. Заинтересованность одной социальной группы в общей картине мира
перекрещивается в ряде моментов с подобной же заинтересованностью других слоев
общества. Этого совпадения оказывается достаточно, чтобы часть выдать за целое,
иллюзию - за реальность. Материальные и информационные условия жизни людей, в
особенности идеологическая пропаганда делают весьма вероятным усвоение
индивидами взгляда на мир и социальную реальность, свойственного той или иной
идеологии. Как отмечают исследователи идеологии, сама идеология есть тип
познания, характеризующийся разрушением "всеобщего" в ситуациях, когда оно не
является таковым, а именно, в обществе, расколотом на противоположные классы и
социальные группы.
Идеология, в отличие от науки, "заземлена" не столько на объекте познания,
сколько на интересах "субъекта", взятого на социально-групповом его уровне. Если
ценность научного знания тем больше, чем полнее и глубже субъект познает
объективные предметы, то ценность идеологии тем выше, чем полнее и глубже
выражает она интересы отдельных социальных групп.
Партийность, о чем только что говорилось, - это определенность социальной
позиции субъекта. Из этого следует, между прочим, что партийность отнюдь не есть
формальное членство в той или иной партии.
Понятие "партийность" в одном отношении уже понятия "идеология", в другом -
шире. Оно шире, поскольку касается любого индивида, даже не разделяющего
идеологию той или иной социальной группы. Возможна "партийность", сливающаяся с
объективностью, с интересами субъекта познания и в этом отношении совпадающая с
интересами "родового" субъекта.
Философия как обществоведческое знание и как система идей о мире (в целом)
вовлечена в классовом обществе в идеологический диалог и в политические
столкновения.
§ 3. Философия - гуманитарное знание
В содержании философского знания можно вычленить также части, или стороны,
относящиеся к гуманитарным наукам. Если обратиться к конкретным философским
системам, то в числе наиболее ярких в этом отношении будут, вероятно, концепции
Б.Паскаля, С. Кьеркегора, Л. И. Шестова.
Объектом гуманитарных наук является индивид, точнее, его духовный, внутренний
мир, и связанные с ним мир человеческих взаимоотношений и мир духовной культуры
общества. К гуманитарным наукам относятся психология (психология личности,
психология эмоций, социальная психология), гражданская история (здесь
гуманитарное знание сочетается с обществоведческим), литературоведение,
лингвистика и др. Они изучают духовный мир человека через текст. М. М. Бахтин
писал: "Гуманитарные науки - науки о человеке в его специфике, а не о безгласной
вещи и естественном явлении. Человек в его человеческой специфике всегда
выражает себя (говорит), то есть создает текст (хотя бы и потенциальный). Там,
где человек изучается вне текста и независимо от него, это уже не гуманитарные
науки (анатомия и физиология человека и др.) ("Проблема текста в лингвистике,
филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа* //
"Литературно-критические статьи". М., 1986. С. 478). Дух (и свой, и чужой) не
может быть дан как вещь, а только в знаковом выражении, реализации в текстах и
для себя самого и для другого. Потенциальным текстом является и человеческий
поступок.
В гуманитарном познании ученый сталкивается с живым человеческим духом. Жизнь
человека наполнена мыслями и переживаниями, ее определяют проекты, планы,
ожидания, и надежды, успехи и неудачи в их осуществлении. Жизнь личности,
отмечает В. В. Мантатов, совершается как бы в точке несовпадения человека с
самим собой, на грани, которая отделяет то, что он есть, от того, чем он хочет
быть, и которая постоянно преодолевается личностью. Человеческое бытие (как
объект гуманитарного познания) никогда не совпадает с самим собой, оно
одновременно существует "в категориях еще-небытия, в категориях цели и смысла".
Специфическим для гуманитарных наук способом исследования человека, позволяющим
проникнуть в его внутренний духовный мир, является понимание. Понимание связано
с погружением в "мир смыслов" другого индивида, с постижением и истолкованием
его мыслей и переживаний. На этот процесс неминуемо влияют ценностно-
мировоззренческие установки исследователя. Иначе говоря, в понимании
познавательное отношение неотделимо от ценностного. Текст и его понимание -
специфическая особенность гуманитарного знания" (см.: "Гуманитарное познание" //
"Диалектика познания". Л., 1988. С. 203 - 204). Гуманитарное знание неотрывно от
герменевтики как искусства истолкования текстов, как искусства постижения чужой
индивидуальности. С этим связана диалогичность гуманитарного познания.
§ 4. Философия - искусство
Философии как виду знания присущи также черты, характерные еще для одного вида
познавательной деятельности - для художественного освоения действительности,
т.е. для искусства.
Что отличает искусство от других форм познавательной деятельности?
Прежде всего, личностный характер познания, настолько глубокий, что личностно-
эмоциональный компонент входит составным элементом в "объект отражения". Если в
естественных науках такой компонент вообще элиминируется, а в идеологии и
гуманитарном знании он проявляется в некоторой степени, уступая дорогу
рационализму, то в художественном творчестве он выдвигается на первый план. Для
художника как субъекта мыслительной деятельности (Мх) объектом (Омх) будет не
вне его находящееся вещественно-субстратное образование или психика, движения
души другого человека (Ов - объект, находящийся вне, или за границей Лх -
личности художника), но и его эмоциональное отношение к этим явлениям, его
чувства и переживания, связанные с ними (Эх - эмоции художника). Эмоции,
конечно, в самом художнике (Лх), но они становятся объектом (как обычные
восприятия и чувственные представления), когда на них направляется активность
мышления этого художника. Именно такой объект (Ов +* Эх) осваивается мышлением
(Мх), затем художник посредством творческой деятельности формирует
художественный образ и транслирует его реципиенту с целью определенного
воздействия на психику последнего. Схематично такой процесс можно представить
следующим образом: