Файл: Философия наука Первые философские учения возникли более 2500 лет назад в Индии, Китае, Египте.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Если в таком объекте абсолютизировать Ов и недооценить Эх, то получится
фактографизм ("реализм"), лишенный эстетическо-эмоци-онального начала; если же,
наоборот, свести на-нет роль Ов (даже в форме пускового фактора) и
абсолютизировать значение эмоций, переживаний художника, то можно придти к
сугубо индивидуалистическому абстракционизму.
Природа искусства отражательно-выражательная.
Имеются и другие особенности искусства, если сравнивать его, допустим, с наукой.
Искусство - образное освоение действительности, здесь превалирует
индивидуальное, единичное; естествознание - понятийная форма отражения, в нем
преобладают обобщения разных уровней генерализации знания, в том числе в виде
законов. Искусство тоже отражает общее, но это общее (типичное) представляется в
конкретных, живых образах.
Искусство направлено на постижение эстетического в самой действительности.
В искусстве велико значение синтетического начала. Если в естественных науках до
сих пор преобладал элементаристский подход и лишь в последние десятилетия
системный подход стал играть все большую роль, не претендуя, однако, на полное
вытеснение первого, то в искусстве целостность постижения объектов -
сознательная, неизменная установка художников. В силу особенностей восприятия
мира художников, у которых преобладает синтетическое начало, оно от природы
оказывается целостным; результатом их творчества оказываются синтетичные,
целостные и, в идеале, гармоничные, эстетически ценные произведения.
§ 5. Философия - трансцендирующее постижение объекта
Еще одна сторона, или ипостась, философского познания - его трансцендирующий
характер.
"Трансцендентный" (от латинского transcendere - переступать) - понимается как
выходящий за границы возможного (не только индивидуально и в настоящее время)
опыта, лежащий за пределами этого опыта, выходящий за пределы человеческого
сознания. Этому понятию противоположно "имманентное". В "Философском
энциклопедическом словаре" данное слово поясняется так: "Трансцендентный -
термин, возникший в схоластической философии и характеризующий все то, что
выходит за пределы чувственного опыта, эмпирического познания мира; предмет
религиозного и метафизического познания. Схоластика различала имманентные и
трансцендентные причины и действия; первые имеют место в самих объектах, вторые
- находятся за пределами их наличного бытия... Кант пытался закрепить различие
между понятиями трансцендентальный и трансцендентный, понимая под последним
также и то, что недоступно познанию, но является предметом веры (Бог, душа,
бессмертие)" (М., 1989. С. 665). Как видно из этого объяснения трансцендентного,
оно входит в религиозное познание и в философию ("метафизика" ** "философия").
Здесь признается то обстоятельство, что философия есть род трансцендируюшего
познания.
Для лучшего уяснения того, что такое "трансцендентное", обратимся к его
трактовке русским философом С. Л. Франком. Он выделяет в трансцендировании два
момента: трансцендирование "во-вне" и транс-цендирование "во-внутрь", которые
оказываются взаимодополняемыми. Пример тому - любовь в человеческой жизни.
Любовь, отмечает он, есть осознание подлинной реальности чужой души, ее
бесконечной, неисчерпаемой бытийственной глубины. В ней любящий, отдаваясь
самозабвенно и самоотверженно любимому, переносит - не переставая быть самим
собой - средоточие своего бытия в любимого, пребывает в любимом, как и любимый -
в любящем; я теряю себя в ты и именно тем обретаю себя, обогащенный
привступившим ко мне дарованным мне ты. Дающий и расточающий именно в силу этого
становится обретающим. В каждом подлинном отношении любви любимое "ты"
представляется нам бесконечно ценным. Мое замкнутое самобытие исчезает из моего
взора и заменяется моим бытием для другого и в другом. Но бытие в другом, в "ты"
все же остается вместе с тем бытием в форме "я есмь", бытием "я" и даже
представляется мне каким-то впервые обретенным истинным бытием "я" - именно
бытием, обогащенным через обладание "ты". Я "обогащаюсь", "углубляюсь", впервые
начинаю вообще подлинно "быть" в смысле опытно осознанного внутреннего бытия. В
этом и заключается чудо ли таинство любви, которое, при всей его непостижимости
для "разума" (т.е. трансрациональности), все же самоочевидно непосредственному
живому опыту. При разрыве отношений с любимым или смерти близкого человека, мы
сознаем радикальное изменение нашего собственного внутреннего бытия
("Непостижимое" // Франк С. Л. "Сочинения". М., 1990).
§ 6. Философия - любовь к мудрости
Философия внутренне связана с неспециализированным, обыденным знанием.
Проявляется эта связь, прежде всего, в языке философии. Он богат словами,
фиксирующими жизненный опыт индивидов; их назначение - обеспечивать повседневную
практику людей, непосредственные контакты с окружающей действительностью, в том
числе с социумом. Анализ языка философии в его сопоставлении с обыденным языком
показывает, что "язык философии в целом ближе к живому естественному языку, чем
язык специальных наук... Философские категории формируются в развитии культуры и
воплощаются в структурах обыденного языка. Философия эксплицирует,
систематизирует, углубляет смысл своих понятий, но не устраняет их и общий,
обыденный смысл" (Пукшанский Б. Я. "Обыденное знание. Опыт философского
осмысления". Л., 1987. С. 78).
Содержание философского знания включает в себя установку здравого смысла с его
ориентацией на познание ближайших причин явлений, их познание и использование в
повседневной практике.
Именно в обыденном знании, в его глубинах происходит кристаллизация того
драгоценного феномена соборной человеческой жизни, проявляющегося не столь уж
редко, который называется "мудросты. Специализированному знанию о природе этот
феномен не свойственен: говоря "знающий специалист", мы никогда не скажем
"мудрый человек". Если к тем или иным ученым все же применяют данное понятие, то
оно касается не предмета их изучения и результатов его познания, но их общего
отношения к жизни. В. И. Вернадский говорил: "Можно быть философом, и хорошим
философом, без всякой ученой подготовки, надо только глубоко и самостоятельно
размышлять обо всем окружающем, сознательно жить в своих собственных рамках. В
истории философии мы видим постоянно людей, образно говоря, "от сохи", которые
без всякой другой подготовки оказываются философами. В самом деле, в размышлении
над своим Я, в углублении в себя - даже вне событий внешнего [для] личности мира
- человек может совершать глубочайшую философскую работу, подходить к огромным
философским достижениям" ("Размышления натуралиста. Научная мысль как планетное
явление". Кн. 2. М, 1977. С. 73). Философские размышления, свойственные
индивидам, не являющимся профессионалами-философами, и формируют то, что принято
называть мудростью. С другой стороны, специалисты-философы, размышляя над
проблемами своей области знания, способны (конечно, далеко не все философы)
достигать такого уровня отношения к бытию, который соотносится с понятием
"мудрость".