Файл: Философия наука Первые философские учения возникли более 2500 лет назад в Индии, Китае, Египте.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если в таком объекте абсолютизировать Ов и недооценить Эх, то получится

фактографизм ("реализм"), лишенный эстетическо-эмоци-онального начала; если же,

наоборот, свести на-нет роль Ов (даже в форме пускового фактора) и

абсолютизировать значение эмоций, переживаний художника, то можно придти к

сугубо индивидуалистическому абстракционизму.
Природа искусства отражательно-выражательная.
Имеются и другие особенности искусства, если сравнивать его, допустим, с наукой.

Искусство - образное освоение действительности, здесь превалирует

индивидуальное, единичное; естествознание - понятийная форма отражения, в нем

преобладают обобщения разных уровней генерализации знания, в том числе в виде

законов. Искусство тоже отражает общее, но это общее (типичное) представляется в

конкретных, живых образах.
Искусство направлено на постижение эстетического в самой действительности.
В искусстве велико значение синтетического начала. Если в естественных науках до

сих пор преобладал элементаристский подход и лишь в последние десятилетия

системный подход стал играть все большую роль, не претендуя, однако, на полное

вытеснение первого, то в искусстве целостность постижения объектов -

сознательная, неизменная установка художников. В силу особенностей восприятия

мира художников, у которых преобладает синтетическое начало, оно от природы

оказывается целостным; результатом их творчества оказываются синтетичные,

целостные и, в идеале, гармоничные, эстетически ценные произведения.
§ 5. Философия - трансцендирующее постижение объекта
Еще одна сторона, или ипостась, философского познания - его трансцендирующий

характер.
"Трансцендентный" (от латинского transcendere - переступать) - понимается как

выходящий за границы возможного (не только индивидуально и в настоящее время)

опыта, лежащий за пределами этого опыта, выходящий за пределы человеческого

сознания. Этому понятию противоположно "имманентное". В "Философском

энциклопедическом словаре" данное слово поясняется так: "Трансцендентный -

термин, возникший в схоластической философии и характеризующий все то, что

выходит за пределы чувственного опыта, эмпирического познания мира; предмет

религиозного и метафизического познания. Схоластика различала имманентные и


трансцендентные причины и действия; первые имеют место в самих объектах, вторые

- находятся за пределами их наличного бытия... Кант пытался закрепить различие

между понятиями трансцендентальный и трансцендентный, понимая под последним

также и то, что недоступно познанию, но является предметом веры (Бог, душа,

бессмертие)" (М., 1989. С. 665). Как видно из этого объяснения трансцендентного,

оно входит в религиозное познание и в философию ("метафизика" ** "философия").

Здесь признается то обстоятельство, что философия есть род трансцендируюшего

познания.
Для лучшего уяснения того, что такое "трансцендентное", обратимся к его

трактовке русским философом С. Л. Франком. Он выделяет в трансцендировании два

момента: трансцендирование "во-вне" и транс-цендирование "во-внутрь", которые

оказываются взаимодополняемыми. Пример тому - любовь в человеческой жизни.

Любовь, отмечает он, есть осознание подлинной реальности чужой души, ее

бесконечной, неисчерпаемой бытийственной глубины. В ней любящий, отдаваясь

самозабвенно и самоотверженно любимому, переносит - не переставая быть самим

собой - средоточие своего бытия в любимого, пребывает в любимом, как и любимый -

в любящем; я теряю себя в ты и именно тем обретаю себя, обогащенный

привступившим ко мне дарованным мне ты. Дающий и расточающий именно в силу этого

становится обретающим. В каждом подлинном отношении любви любимое "ты"

представляется нам бесконечно ценным. Мое замкнутое самобытие исчезает из моего

взора и заменяется моим бытием для другого и в другом. Но бытие в другом, в "ты"

все же остается вместе с тем бытием в форме "я есмь", бытием "я" и даже

представляется мне каким-то впервые обретенным истинным бытием "я" - именно

бытием, обогащенным через обладание "ты". Я "обогащаюсь", "углубляюсь", впервые

начинаю вообще подлинно "быть" в смысле опытно осознанного внутреннего бытия. В

этом и заключается чудо ли таинство любви, которое, при всей его непостижимости

для "разума" (т.е. трансрациональности), все же самоочевидно непосредственному

живому опыту. При разрыве отношений с любимым или смерти близкого человека, мы

сознаем радикальное изменение нашего собственного внутреннего бытия

("Непостижимое" // Франк С. Л. "Сочинения". М., 1990).
§ 6. Философия - любовь к мудрости
Философия внутренне связана с неспециализированным, обыденным знанием.

Проявляется эта связь, прежде всего, в языке философии. Он богат словами,



фиксирующими жизненный опыт индивидов; их назначение - обеспечивать повседневную

практику людей, непосредственные контакты с окружающей действительностью, в том

числе с социумом. Анализ языка философии в его сопоставлении с обыденным языком

показывает, что "язык философии в целом ближе к живому естественному языку, чем

язык специальных наук... Философские категории формируются в развитии культуры и

воплощаются в структурах обыденного языка. Философия эксплицирует,

систематизирует, углубляет смысл своих понятий, но не устраняет их и общий,

обыденный смысл" (Пукшанский Б. Я. "Обыденное знание. Опыт философского

осмысления". Л., 1987. С. 78).
Содержание философского знания включает в себя установку здравого смысла с его

ориентацией на познание ближайших причин явлений, их познание и использование в

повседневной практике.
Именно в обыденном знании, в его глубинах происходит кристаллизация того

драгоценного феномена соборной человеческой жизни, проявляющегося не столь уж

редко, который называется "мудросты. Специализированному знанию о природе этот

феномен не свойственен: говоря "знающий специалист", мы никогда не скажем

"мудрый человек". Если к тем или иным ученым все же применяют данное понятие, то

оно касается не предмета их изучения и результатов его познания, но их общего

отношения к жизни. В. И. Вернадский говорил: "Можно быть философом, и хорошим

философом, без всякой ученой подготовки, надо только глубоко и самостоятельно

размышлять обо всем окружающем, сознательно жить в своих собственных рамках. В

истории философии мы видим постоянно людей, образно говоря, "от сохи", которые

без всякой другой подготовки оказываются философами. В самом деле, в размышлении

над своим Я, в углублении в себя - даже вне событий внешнего [для] личности мира

- человек может совершать глубочайшую философскую работу, подходить к огромным

философским достижениям" ("Размышления натуралиста. Научная мысль как планетное

явление". Кн. 2. М, 1977. С. 73). Философские размышления, свойственные

индивидам, не являющимся профессионалами-философами, и формируют то, что принято

называть мудростью. С другой стороны, специалисты-философы, размышляя над

проблемами своей области знания, способны (конечно, далеко не все философы)

достигать такого уровня отношения к бытию, который соотносится с понятием

"мудрость".