Файл: Нравственные ценности при формировании личности ученика в школе на уроках обж.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СЕВЕРО -КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Гуманитарный институт
Факультет -Филология
ДИСЦИПЛИНА: «Безопасность жизнедеятельности»
РЕФЕРАТ
Тема: «Нравственные ценности при формировании личности ученика в школе на уроках ОБЖ»
Выполнила: студентка 1 курса
ФИЛ-б-о-17-1 Никифорова А.Ю.
Проверил: Иванов В.М.
г. Ставрополь, 2017
Оглавление
Введение 4
1. Формирование нравственных ценностей как основа развития личности обучающихся 5
2. Духовно-нравственное воспитание на уроках ОБЖ 12
3. Как происходит формирование духовно-нравственных ценностей на уроках ОБЖ 26
Заключение 34
Список используемых источников: 35
Введение
Духовно-нравственное развитие - это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.
Актуальность духовно-нравственного воспитания.
Во-первых, общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Воспитание духовно-нравственного начала тесно и неразрывно связано с развитием самосознания обучающихся, сознанием ими своих национальных корней, потребности любви к Родине и народу.
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» имеет широкие возможности для нравственного воспитания. Воспитать нравственного человека - сложнейшая задача, но она достижима, если за её реализацию возьмутся родители, учителя-предметники и всё общество в целом.
1. Формирование нравственных ценностей как основа развития личности обучающихся
Дошкольный и младший школьный возраст - время, когда закладываются основы духовности личности.
Современная жизнь предъявляет к детям высокие требования. Часто им приходится вписываться в жесткие рамки обстоятельств. Непросто существовать в мире, где так легко разрушаются авторитеты и нарушаются установленные нормы. Молодым людям трудно выбрать правильные жизненные ориентиры, и не всегда рядом есть мудрый и доброжелательный взрослый, который мог бы помочь. Часто дети видят перед собой отрицательные примеры поведения.1
На мой взгляд, серьезными проблемами многих современных детей являются завышенная или заниженная самооценка, неумение отличить доброту и хорошее отношение от вседозволенности, упрямое желание поступать по-своему, пусть даже себе во вред; эгоцентризм, неумение работать в команде.
Поэтому так актуально сейчас с ранних лет укоренять в сознании детей те нравственные ценности, без которых невозможно формирование гармоничной, социально адаптированной личности. Необходимо воспитывать в детях такие качества, как умение понимать окружающих, быть внимательным к ним; умение соизмерять свои желания и потребности с возможностями, а также с интересами коллектива; уважать и беречь свои и чужие вещи, чувства, переживания; умение ради достижения успеха при совместной работе согласовывать свои действия с окружающими.
Формирование нравственных качеств личности обучающихся идет непрерывно на учебных занятиях, внеклассных мероприятиях, в играх и
общении. Активными участниками этого процесса должны быть и семья
, и школа.2
Как показывает анализ Программы, в Образовательной Системе, каждый предмет начальной школы предоставляет нам такие возможности.
Например, на уроке русского языка для работы предлагаются тексты и траву задания, пробуждающие частью интерес и внимание к предлагаются слову, к родной таком речи как к учащимся основному способу Например общения и взаимопонимания анализ людей. На речи этих уроках, полпути прививая учащимся математики культуру речи, останавливаться выстраиваем цепочку "чистые свое мысли - чистый сложное язык - чистые языка поступки".
На человека уроках литературного рассказе чтения анализ последствия произведений дает мысли прекрасную возможность учащимся посмотреть на сухую себя со на стороны. Обсуждая таком чужие поступки и человека отношения, можно Дениса попытаться скорректировать останавливаться свое поведение, или учиться по уроке внешним признакам пробуждающие понимать другого взаимопонимания человека. Например, у В. других Драгунского в рассказе "Девочка каждый на шаре" диалог читаем диалог мира героев и размышляем, поступков почему так окружающую построена речь по Дениса, эти проявлять слова, паузы. мальчик Дети догадываются, для что мальчик чистые очень расстроен.
В слову процессе изучения "Окружающего интерес мира" прикасаясь к себя тайнам природы, процесса любуясь ее любуясь красотой, узнавая узнавая ее сложное и обращаем мудрое устройство, построена дети осознают мудрое себя частью поступить этого мира, даче понимают, что попытаться необходимо гармонично этих вписаться в окружающую понимают среду; стараться своих предвидеть последствия внимательным своих поступков. родной Например, на тайнам уроке по задачу теме "Как нам чужие жить" учащийся силу рассказывает, как задачу соседи по останавливаться даче выжигали показывает сухую траву, учащийся какой бедой другого это обернулось и какой объясняет, как то правильнее поступить в учиться таком случае.
На должны. На
уроках читаем математики, решая задачу или ведя сложное вычисление, мы обращаем внимание на то, что в математике, как и в других науках, и в жизни, важно быть упорным, внимательным к обстоятельствам, не капризничать и не останавливаться на полпути, а проявлять силу воли и
настойчивость. Только так можно получить желаемый результат, добиться успеха.
Помогает идея, почерпнутая в книге Ю. Честных "Путь к сердцу ученика". Это "перспективная педагогическая характеристика, которая выполняет три важнейшие задачи: беспрерывное удовлетворяет духовную занятиях жажду увидеть внимание сильное в себе, ученика становиться толчком к примеров пониманию, что частью путь к подлинному ребят счастью - духовный мере рост и беспрерывное отрицательных самопознание, и является выполняет своего рода нравственным нравственным компасом". уроках Эта характеристика внимание не обязательно дети будет пространной и желаемый подробной, она окружающей может быть которая озвучена не Помогает только на результат классном часе, уделять но и коротко полной на уроке, обязательно перемене: главное, ценностей чтобы эти результат слова создавали для позитивный настрой, являлись являлись "положительным прогнозом" Эта на будущее.
проявлениям Личность ребенка "шлифуется" в беспрерывное деятельности, в общении и учителем взаимодействии с другими людьми людьми. Поэтому негативной считаю важным поступки для формирования почерпнутая основных нравственных занятиях ценностей живое сожалению личное общение с слова учителем и одноклассниками и окружающей учу ребят толчком не быть другими равнодушными друг к коротко другу, к проявлениям чтобы положительных и отрицательных настрой качеств личности.
К идея сожалению, дети путь испытывают мощное важнейшие давление потока задачи негативной информации и самопознание отрицательных примеров сердцу из окружающей сильное их жизни. добрые Знания, полученные не на занятиях, педагогическая не всегда становиться становятся частью поэтому личности учащихся, особенное знания не в полной мере переходят в добрые поступки.
И поэтому так важно уделять особенное внимание формированию нравственных ценностей как основы развития личности обучающихся на уроках и во внеклассной деятельности.
2. Духовно-нравственное воспитание на уроках ОБЖ
«Есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех их выше должно стоять своей образование нравственное.» универсальной Белинский В. Г.
В основе школы организации учебно-воспитательного решения процесса лежит высоконравственное национальный воспитательный одна идеал, понимаемый учебно как высшая Воспитательный цель образования, жизни высоконравственное (идеальное) представление о одновременно человеке, на контексте воспитание, обучение и принимающий развитие которого но направлены усилия важнейшей основных субъектов идеала национальной жизни: понимаемый государства, семьи, гражданина школы, политических задачи партий, религиозных и высоконравственный общественных организаций.
уроках Современный национальный является воспитательный идеал — образования высоконравственный, творческий, задач компетентный гражданин семьи России, принимающий задачи судьбу Отечества воспитательный как свою развития личную, осознающий Современный ответственность за инициативного настоящее и будущее творческий своей страны, укрепления укорененный в духовных и представление культурных традициях образование российского народа. родов Воспитательный идеал государства является компонентом и, на одновременно, универсальной гражданина педагогической технологией Воспитательный решения важнейшей укорененный национальной задачи личную преумножения российского гражданина народа в численности, качества повышения качества лежит его жизни, государственности труда и творчества, задач укрепления духовности и компетентный нравственности, гражданской из солидарности и государственности, партий развития образования, выше науки и культуры.3
В образования контексте важнейшей учебно национальной задачи и на основе национального воспитательного идеала формулируется цель современного образования, одна из приоритетных задач общества и государства — воспитание духовно-нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.