ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основные пункты и требования аспектов анализа урока.
1. Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ):
-
соответствие дидактической задачи урока отобранному содержанию; -
результативность решения дидактической задачи.
2. Содержание урока:
-
Соответствие основного содержания урока содержанию программы и учебника.
3. Методы и средства обучения:
-
соответствие приемов обучения и учения (методов обучения) решению триединой образовательной цели; -
использование разнообразных приемов, методов и средств обучения, включая информационные (программные мультимедиа средства на различных этапах урока: обучающие программы и презентации, электронные учебники, видеоролики, а также электронные образовательные ресурсы).
4. Формы обучения:
-
соответствие форм обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная) решению основной дидактической задачи урока; -
целесообразность использования предложенных заданий.
5. Результативность урока:
-
достижение цели и решение основной дидактической задачи урока
6. Практическая направленность урока:
-
практическая направленность вопросов, упражнений и задач, предлагаемых для выполнения школьникам; -
организация и проведение лабораторных практикумов и экспериментов с виртуальными моделями, обработка результатов эксперимента.
7. Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности:
-
уровень самостоятельности школьников при решении дидактической задачи урока -
характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, творческий); -
взаимопомощь; -
интерактивная составляющая и доля самостоятельной работы учащегося с ИКТ в зависимости от уровня технической оснащенности.
8.Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока:
-
личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные.
9. Формирование ИКТ- компетентности:
-
применение ИКТ на уроке, уровень сформированности ИКТ компетентности обучающихся.
10. Структура урока:
-
соответствие структуры урока основной дидактической задаче.
11. Контрольно-оценочная деятельность:
-
использование современных способов оценивания и проверки знаний в условиях информационно-коммуникационных технологий; -
осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственных тестов; -
ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся;
12.Педагогический стиль:
-
соблюдение норм педагогической этики.
13. Гигиенические требования:
-
температурный режим, проветривание класса, чередование видов деятельности, динамические паузы; -
соответствие санитарно-эпидемиологическими требованиям; -
соответствие требованиям к организации образовательного процесса с использованием ИКТ.
Анализ урока на основе системно- деятельностного подхода может строиться следующим образом:
1. Время самостоятельной работы учеников (не менее 50% времени урока).
2. Время, в течение которого говорил учитель (не более 10 минут).
3. Сколько учеников отвечали устно на уроке и сколько времени (должны все).
4. Сколько учеников получили оценки (должны все).
5. Время, в течение которого ученики двигались (не менее 2-3 минут).
6. Сколько учеников готовы к восприятию нового материала (как проверено).
7. Сколько учеников ушли с урока с полным пониманием нового учебного материала (как проверено).
8. Соответствует ли объем домашнего задания норме (да – нет).
Заключение
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования обладают рядом существенных отличий от государственного образовательного стандарта, которые должны быть отражены учителем в процессе проектирования образовательной деятельности, начиная с уровня технологических карт и протоколов уроков и заканчивая уровнем конкретного урока.
В современном уроке есть черты, обусловленные временем. Это уже никак не озвучивание некой учебной информации, но такое творческое взаимодействие ученика и учителя, которое обеспечивает образование на уровне компетентностном, позволяет каждому проявить и познавать самого себя. В его организации сказывается уровень дидактической культуры, культуры отношений.
Важными компонентами проектирования современного урока нам представляются целеполагание и конструирование технологической карты учебного занятия.
Основная идея целеполагания в обучении заключается в овладении учителями и учениками технологией осознания творческой и учебной деятельности. Такие виды деятельности предполагают постановку целей своего образования, организацию их выполнения и последующую рефлексивную деятельность: осознание способов достижения целей, возникших проблем, успехов и результатов.
Технологическая карта позволит учителю:
-
реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения; -
системно формировать у учащихся универсальные учебные действия; -
проектировать деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы; -
на практике реализовать межпредметные связи; -
выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
Проведение современного урока требует высокого социально-нравственного и профессионального уровня развития личности учителя, его способности к самостоятельному мышлению, самообразованию, творческой деятельности.
Литература
1. Бондур Н.Г., Пичугина М.А., Чурилова Т.Г. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС. Апробация технологической карты урока [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://school46.admsurgut.ru/win/download/1357/
2. Зайцева И.И. Технологическая карта урока. Методические рекомендации [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_14_7_656.pdf
3. Логвинова, И.М. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС [Текст] / И.М. Логвинова, Г.Л. Копотева // Управление начальной школой. – 2011. – №12. – С. 12-18.
4. Принципы и положения для работы с технологическими картами [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077
5. Смольникова И.А. Структуризация основных требований к ЭОР [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.eorhelp.ru/node/8964
6. Шамова, Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе [Текст] / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. – 384 с.
Приложение.
Технологическая карта урока математики в 5 классе
«Сложение смешанных дробей»
Тема урока: Сложение смешанных дробей.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Дидактическая цель урока: построить алгоритм сложения смешанных дробей, развить умения к его практическому применению.
Планируемые результаты:
1. личностные: самоопределение, смыслообразование;
2. предметные:
-
обучаемый научится выполнять действие сложения смешанных дробей; -
обучаемый получит возможность научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления;
3. метапредметные:
-
чтение и работа с информацией (упорядочивать информацию по заданному основанию); -
формирование УУД:
познавательные самостоятельное формулирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов при решении проблем
регулятивные целеполагание, планирование, контроль, саморегуляция, коррекция
коммуникативные планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение полно и точно выражать свои мысли, слушать и понимать других.
-
проектная деятельность: мини-проекты (алгоритмы).
№ | Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | |||
личностные | регулятивные | познавательные | коммуникативные | |||||
1. | Организационный | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие. Проверка готовности к уроку. | Включаются в деловой ритм урока. | формирование учебной мотивации | целеполагание. | положительная мотивация к изучению предметного материала | планирование сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. | Актуализация знаний | Актуализация опорных знаний. | Введет беседу о дробях и действиях с ними. Чем мы занимались на прошлом уроке? Какие действия можно совершить со смешанными дробями? Кто выйдет к доске и покажет это на примерах? Как можно представить смешанную дробь в виде суммы? | Называют виды дробей: правильная, неправильная, смешанная. Действия : сравнение, сложение, вычитание, выделение целой части, приведение смешанной дроби к неправильной. Приводят смешанную дробь к неправильной, выделяют целую часть из неправильной дроби. Записывают две смешанные дроби. Сумма целого числа и дробной части. | Самооопределение | умение выполнять учебное действие в соответствии с целью | логические | планирование сотрудничества с учителем и сверстниками. |
3. | Постановка проблемы и ее решение. Работа в группах. | Поиск способа действий, необходимого для решения проблемы. Составление плана решения. Выявление недостатков в знаниях. | Какие арифметические действия можно выполнять с дробями? Пример на доске (сложение смешанных дробей). Что нужно сделать со смешанными дробями? Кто уже догадался, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Формулирует тему урока. Просит обратить внимание на пример, записанный на доске. Как нам выполнить сложение смешанных чисел? Формирует рабочие группы (четверки) обучающихся. Даёт задание: решить пример и построить алгоритм сложения смешанных чисел. Просит выступить представителя одной из групп. На магнитной доске закрепляет листки с записями шагов алгоритма. | Сложение, вычитание Сложить смешанные дроби. Складывать смешанные дроби. Записывают тему урока в тетрадь. Сложить смешанные дроби. Пытаются решить пример. Работают над построением алгоритма. Представитель одной из групп зачитывает алгоритм, ученики другой группы решает пример у доски. Остальные ученики дополняют ответы ребят, слушают, уточняют. | умение выражать свои мысли | составление последовательности действий | самостоятельное формулирование познавательной цели | умение слушать и понимать других |
4. | Динамичес кая пауза. | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. | Поднимает руки класс-это раз Повернулась голова – это два Руки вниз, вперед смотри- это три Руки в стороны пошире опустили на четыре С силой их к плечам прижать – это пять Всем ребятам надо сесть – это шесть. | Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу. | | | | |
5. | Закрепление полученных знаний на практике. Работа в группах. | Обеспечение осмысления и запоминания изученного материала. | Предлагает решить по алгоритму задачу № 1. Организует проверку работ. Самостоятельно решаем задание №2. Все согласны с ответом задания № 2(г)? | Решают задачу в группе. 1 ученик работает у доски. Самопроверка работ в группах и работы ученика у доски. 1 ученик решает у доски. Проверка работы ученика у доски. В задании № 2 (г) у учащихся в ответе получилась смешанная дробь с неправильной дробью в дробной части. | смыслообразование | оценка своего вклада в работу группы. | выбор наиболее эффективных способов решения задач | сотрудничество в группе, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения |
6. | Постановка новой проблемы | Поиск способа действий, необходимого для решения проблемы. Составление плана решения. Выявление недостатков в знаниях. | Обратите внимание: в ответе получилась смешанная дробь с неправильной дробью в дробной части. Как вы думаете: что делать дальше в этом случае? Составьте алгоритм сложения смешанных дробей с учетом этого условия(шаги алгоритма записаны на листочках, необходимо выстроить их по порядку). На магнитной доске закрепляет листки с записями шагов алгоритма. Опираясь на полученный алгоритм закончите решение задания № 2 (г). Какой получился ответ? | Делают предположения: в дробной части выделить целую часть и добавить к имеющейся. Представители групп формулируют новый алгоритм, ученики других групп дополняют ответы ребят, слушают, уточняют. Ученики заканчивают решение примера. Проверяют свою работу и работу ученика у доски. | Смыслообразование | контроль, коррекция | постановка и формулирование проблемы | сотрудничество в группе, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения |
7. | Закрепление полученных знаний на практике. | Обеспечение осмысления и запоминания изученного материала. | Предлагает решить задание № 3 (примеры) «Сильные» ученики получают свое задание. | Взаимопроверка работ (ответы записаны на доске). | смыслообразование | оценка своего вклада в работу группы. | | умение с полнотой выражать свои мысли. |
8. | Домашнее зад. | Обеспечение понимания зад. из учеб. | Выполнить №. 571, 573 обязат № 572, 577 - допол | Обсуждение трудных этапов выполнения задания. | смыслообразование | целеполагание, контроль, оценка, коррекция | смысловое чтение | умение слушать и понимать других |
9. | Подведение итогов урока. Рефлексия. | Мотивация собственной деятельности. | Подведение итогов урока. Самооценка в соответствии с целями урока. | Делают выводы по уроку. Оценивают умения, выбирая подходящий для этого цвет: Зеленый – все понятно Желтый – есть вопросы, испытываю некоторые трудности Красный – требуется помощь, многое не понял. Смайлик – как я себя чувствовал на уроке. | личностное самоопределение | контроль, оценка, коррекция | контроль и оценка результатов деятельности | умение с полнотой выражать свои мысли. |
|