Файл: Программа образования обучающихся с умственной отсталостью.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 595
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
141
Получение контуров геометрических фигур, букв, декоративных фигурок птиц, зверей, человечков.
Работа с металлоконструктором
Элементарные сведения о металлоконструкторе. Изделия из металлоконструктора. Набор деталей металлоконструктора (планки, пластины, косынки, углы, скобы планшайбы, гайки, винты). Инструменты для работы с металлоконструктором (гаечный ключ, отвертка).
Соединение планок винтом и гайкой.
Комбинированные работы с разными материалами
Виды работ по комбинированию разных материалов: пластилин, природные материалы; бумага, пластилин; бумага, нитки; бумага, ткань; бумага, древесные материалы; бумага пуговицы; проволока, бумага и нитки;проволока, пластилин, скорлупа ореха.
V-IX классы
РУССКИЙ ЯЗЫК
Пояснительная записка
Содержание программы по русскому языку составляют два раздела:
«Грамматика, правописание и развитие речи», «Чтение и развитие речи».
Коммуникативная направленность является основной отличительной чертой каждого из двух разделов.
Изучение русского языка в старших классах имеет своей целью
развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих
задач:
― расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения;
― ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений;
142
― использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач;
― совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов;
― развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов;
― развитие положительных качеств и свойств личности.
Грамматика, правописание и развитие речи
Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, и, ю, я. Согласные глухие и звонкие. Согласные парные и непарные по твердости – мягкости, звонкости – глухости.
Разделительный ь. Ударение. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. Слог. Перенос слов. Алфавит.
Морфология
Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание. Приставка.
Суффикс. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Разбор слов по составу. Сложные слова: образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных. Сложносокращенные слова.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.
Правописание приставок. Единообразное написание ряда приставок.
Приставка и предлог. Разделительный ъ.
Части речи
Имя существительное, глагол, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, наречие, предлог. Различение частей речи по вопросам и значению.
143
Предлог: общее понятие, значение в речи. Раздельное написание предлогов со словами.
Имя существительное: общее значение. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. Род имен существительных. Написание мягкого знака (ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода. Число имен существительных. Имена существительные, употребляемые только в единственном или множественном числе. Понятие о 1, 2, 3-м склонениях имен существительных. Склонение имен существительных в единственном и множественном числе. Падеж. Изменение существительных по падежам.
Правописание падежных окончаний имён существительных единственного и множественного числа. Несклоняемые имена существительные.
Имя прилагательное: понятие, значение в речи. Определение рода, числа и падежа имени прилагательного по роду, числу и падежу имени существительного. Согласование имени прилагательного с существительным в роде, числе и падеже. Спряжение имен прилагательных.
Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.
Глагол как часть речи. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее, будущее). Изменение глагола по лицам и числам. Правописание окончаний глаголов 2-го лица –шь, -шься. Глаголы на –ся (-сь). Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения. Правописание глаголов с
1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 ... 41
–ться, -тся.
Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа. Правописание частицы НЕ с глаголами.
Местоимение. Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи.
Личные местоимения единственного и множественного числа. Лицо и число местоимений. Склонение местоимений. Правописание личных местоимений.
144
Имя числительное. Понятие об имени числительном. Числительные количественные и порядковые. Правописание числительных.
Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия. Правописание наречий.
Синтаксис. Словосочетание. Предложение.Простые и сложные предложения.Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложений. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и нераспространенные.
Установление последовательности предложений в тексте. Связь предложений в тексте с помощью различных языковых средств (личных местоимений, наречий, повтора существительного, синонимической замены и др.).
Однородные члены предложения. Союзы в простом и сложном пред- ложении, знаки препинания перед союзами. Обращение, знаки препинания при обращении. Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи.
Сложное предложение. Сложные предложения без союзов и с сочинительными союзами И. А, НО. Сравнение простых предложений с однородными членами и сложных предложений. Сложные предложения с союзами ЧТО, ЧТОБЫ, ПОТОМУ ЧТО, КОГДА, КОТОРЫЙ.
Развитие речи, работа с текстом
Текст, признаки текста. Отличие текстов от предложения. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение. Заголовок текста, подбор заголовков к данному тексту. Работа с деформированным текстом. Распространение текста.
Стили речи (на основе практической работы с текстами): разговорный, деловой и художественный. Основные признаки стилей речи. Элементарный стилистический анализ текстов.
Составление рассказа по серии сюжетных картин, картине, по опорным словам, материалам наблюдения, по предложенной теме, по плану.
145
Изложение текста с опорой на заранее составленный план. Изложение по коллективно составленному плану.
Сочинение творческого характера по картине, по личным наблюдениям, с привлечением сведений из практической деятельности, книг.
Деловое письмо
Адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо.
Записки: личные и деловые. Заметка в стенгазету, объявление, заявление, автобиография, анкета, доверенность, расписка и др.
Письмо с элементами творческой деятельности.
Чтение и развитие речи (Литературное чтение)
Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества (сказка, былина, предание, легенда). Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей XIX -
XXI вв. Книги о приключениях и путешествиях. Художественные и научно- популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, книги- справочники, детская энциклопедия и пр.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине, героических подвигах во имя Родины, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; о нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т.д.)
Жанровое разнообразие: народные и авторские сказки, басни, былины, легенды, рассказы, рассказы-описания, стихотворения.
Ориентировка в литературоведческих понятиях:
литературное произведение, фольклор, литературные жанры
(сказка, былина, сказ, басня, пословица, рассказ, стихотворение), автобиография писателя.
присказка, зачин, диалог, произведение.
146
герой (персонаж), гласный и второстепенный герой, портрет героя, пейзаж.
стихотворение, рифма, строка, строфа.
средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм).
элементы книги: переплёт, обложка, форзац, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие.
Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и целых глав из произведений целыми словами. Выразительное чтение произведений. Формирование умения самоконтроля и самооценки.
Формирование навыков беглого чтения.
Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий.
Выделение главной мысли текста. Определение мотивов поступков героев.
Сопоставление и оценка поступков персонажей. Выявление авторской позиции и собственного отношения к событиям и персонажам. Деление текста на части и их озаглавливание, составление плана. Выборочный, краткий и подробный пересказ произведения или его части по плану.
Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов.
Обсуждение прочитанного. Отчет о прочитанном произведении. Ведение дневников внеклассного чтения (коллективное или с помощью учителя).
МАТЕМАТИКА
Пояснительная записка
Курс математики в старших классах является логическим продолжением изучения этого предмета в дополнительном первом (I
1
) классе и I-IV классах. Распределение учебного материала, так же как и на предыдущем этапе, осуществляются концентрически, что позволяет обеспечить постепенный переход от исключительно практического изучения математики к практико-теоретическому изучению, но с обязательным учетом значимости усваиваемых знаний и умений в формировании жизненных компетенций.
147
В процессе обучения математике в V-IX классах решаются следующие задачи:
― Дальнейшее формирование и развитие математических знаний и умений, необходимых для решения практических задач в учебной и трудовой деятельности; используемых в повседневной жизни;
― Коррекция недостатков познавательной деятельности и повышение уровня общего развития;
― Воспитание положительных качеств и свойств личности.
Нумерация. Чтение и запись чисел от 0 до 1 000 000. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.
Сравнение и упорядочение многозначных чисел.
Единицы измерения и их соотношения. Величины (стоимость, длина, масса, емкость, время, площадь, объем) и единицы их измерения. Единицы измерения стоимости: копейка (1 к.), рубль (1 р.). Единицы измерения длины: миллиметр (1 мм), сантиметр (1 см), дециметр (1 дм), метр (1 м), километр
(1 км). Единицы измерения массы: грамм (1 г), килограмм (1 кг), центнер
(1 ц), тонна (1 т). Единица измерения емкости – литр (1 л). Единицы измерения времени: секунда (1 с), минута (1 мин), час (1 ч), сутки (1 сут.), неделя (1нед.), месяц (1 мес.), год (1 год), век (1 в.).Единицы измерения площади: квадратный миллиметр (1 кв. мм), квадратный сантиметр (1 кв. см), квадратный дециметр (1 кв. дм), квадратный метр (1 кв. м), квадратный километр (1 кв. км).Единицы измерения объема: кубический миллиметр
(1 куб. мм), кубический сантиметр (1 куб. см), кубический дециметр
(1 куб. дм), кубический метр (1 куб. м), кубический километр (1 куб. км).
Соотношения между единицами измерения однородных величин.
Сравнение и упорядочение однородных величин.
Преобразования чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы.
148
Запись чисел, полученных при измерении длины, стоимости, массы, в виде десятичной дроби и обратное преобразование.
Арифметические действия. Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий.
Все виды устных вычислений с разрядными единицами в пределах
1 000 000; с целыми числами, полученными при счете и при измерении, в пределах 100, легкие случаи в пределах 1 000 000.
Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел.
Нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания.
Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности результата).
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя мерами, без преобразования и с преобразованием в пределах 100 000.
Умножение и деление целых чисел, полученных при счете и при измерении, на однозначное, двузначное число.
Порядок действий. Нахождение значения числового выражения, состоящего из 3-4 арифметических действий.
Использование микрокалькулятора для всех видов вычислений в пре делах 1 000 000 с целыми числами и числами, полученными при измерении, с проверкой результата повторным вычислением на микрокалькуляторе.
Дроби. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная). Получение долей. Сравнение долей.
Образование, запись и чтение обыкновенных дробей. Числитель и знаменатель дроби. Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей с одинаковыми числителями, с одинаковыми знаменателями.
Смешанное число. Получение, чтение, запись, сравнение смешанных чисел.
149
Основное свойство обыкновенных дробей.
Преобразования обыкновенных дробей (легкие случаи): замена мелких долей более крупными
(сокращение), неправильных дробей целыми или смешанными числами, целых и смешанных чисел неправильными дробями. Приведение обыкновенных дробей к общему знаменателю (легкие случаи).
Сравнение дробей с разными числителями и знаменателями.
Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.
Нахождение одной или нескольких частей числа.
Десятичная дробь. Чтение, запись десятичных дробей.
Выражение десятичных дробей в более крупных (мелких), одинаковых долях.
Сравнение десятичных дробей.
Сложение и вычитание десятичных дробей (все случаи).
Умножение и деление десятичной дроби на однозначное, двузначное число. Действия сложения, вычитания, умножения и деления с числами, полученными при измерении и выраженными десятичной дробью.
Нахождение десятичной дроби от числа.
Использование микрокалькулятора для выполнения арифметических действий с десятичными дробями с проверкой результата повторным вычислением на микрокалькуляторе.
Понятие процента. Нахождение одного процента от числа. Нахождение нескольких процентов от числа.
Арифметические задачи. Простые и составные (в 3-4 арифметических действия) задачи. Задачи на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, на разностное и кратное сравнение. Задачи, содержащие отношения «больше на (в)…», «меньше на (в)…». Задачи на пропорциональное деление.
Задачи, содержащие зависимость, характеризующую процессы: движения (скорость, время, пройденный путь), работы (производительность труда, время, объем всей работы), изготовления