Файл: Программа образования обучающихся с умственной отсталостью.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 618
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Примерное содержание
Программа по профильному труду в V-IX-х классах определяет содер- жание и уровень основных знаний и умений учащихся по технологии ручной и машинной обработки производственных материалов, в связи с чем опреде- лены примерный перечень профилей трудовой подготовки: «Столярное дело», «Слесарное дело», «Переплетно-картонажное дело», «Швейное дело»,
«Сельскохозяйственный труд», «Подготовка младшего обслуживающего персонала», «Цветоводство и декоративное садоводство», «Художественный труд» и др. Также в содержание программы включены первоначальные све- дения об элементах организации уроков трудового профильного обучения.
Структуру программы составляют следующие обязательные содержательные линии, вне зависимости от выбора общеобразовательной организацией того или иного профиля обучения.
Материалы, используемые в трудовой деятельности. Перечень основ- ных материалов используемых в трудовой деятельности, их основные свойства. Происхождение материалов (природные, производимые промыш- ленностью и проч.).
Инструменты и оборудование: простейшие инструменты ручного тру- да, приспособления, станки и проч. Устройство, наладка, подготовка к работе инструментов и оборудования, ремонт, хранение инструмента. Свойства инструмента и оборудования ― качество и производительность труда.
Технологии изготовления предмета труда: предметы профильного труда; основные профессиональные операции и действия; технологические карты. Выполнение отдельных трудовых операций и изготовление стандартных изделий под руководством педагога.
Применение элементарных фактических знаний и (или) ограниченного круга специальных знаний.
222
Этика и эстетика труда: правила использования инструментов и материалов, запреты и ограничения. Инструкции по технике безопасности
(правила поведения при проведении работ). Требования к организации рабочего места. Правила профессионального поведения.
X-XII классы
РУССКИЙ ЯЗЫК
Пояснительная записка
Цель изучения русского языка состоит в формировании коммуникативной компетенции обучающихся, а также совершенствовании навыков грамотного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи:
― расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения;
― ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений;
― использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативно-речевых задач);
― развитие коммуникативных умений и навыков обучающихся;
― воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, стремление совершенствовать свою речь.
― коррекция недостатков развития познавательной деятельности;
― формирование мотивации к обучению и получению новых знаний, пробуждение внутренней потребности в общении;
Речевое общение. Речь и речевая деятельность
Углубление и расширение знаний о значении речи в жизни человека.
Значение речи в жизни людей. Функции речи (передача информации, обмен мыслями и чувствами, планирование деятельности, влияние на поступки и чувства людей).
223
Речь как средство общения. Закрепление и обобщение знаний об основных компонентах речевой ситуации: кому? – зачем? – о чём? – как? –
при каких условиях? я буду говорить (писать), слушать(читать).
Формы речи (внешняя и внутренняя речь).
Внешняя форма речи (устная и письменная речь; их сравнение).
Виды речевой деятельности (говорение, чтение, письмо, слушание).
Подготовленная и спонтанная речь (практические упражнения).
Приёмы подготовки речи (практические упражнения).
Краткая и развёрнутая речь. Практические упражнения подготовки развёрнутой речи.
Речь как средство общения. Партнёры по общению: «один ― много»,
«знакомые ― незнакомые», сверстники ― взрослые. Понятие об общительном и необщительном человеке, контактность как свойство личности.
Задачи общения (спросить, попросить, отказаться, узнать и т. п.).
Модель речевой коммуникации: адресант – адресат – сообщение.
Речевая ситуация. Основные компоненты речевой ситуации.
Речевой этикет.
Выражение приветствия и прощания в устной и письменной формах.
Тексты поздравления. Правила поведения при устном поздравлении.
Благодарственные письма (сравнение писем разных по содержанию).
Выражение просьбы в устной и письменной формах.
Составление текстов о хороших манерах.
Тексты приглашения. Устное и письменное приглашения.
Высказывание. Текст
Диалог и монолог ― основные формы речевых высказываний.
Текст как тематическое и смысловое единство. Диалог и монолог.
Диалог. Составление диалогов в различных ситуациях общения; их анализ.
Сравнение диалогов, используемых в художественных произведениях, в повседневной жизни. Письменное оформление диалога.
224
Составление и запись диалогов с использованием разных предложений по цели высказывания.
Формулировка и запись ответов на поставленные вопросы; постановка и запись вопросов в соответствии с данными ответами; постановка и запись нескольких ответов на один вопрос.
Составление и запись диалогов с учетом речевых ситуаций и задач общения.
Составление и запись различных по содержанию диалогов в рамках одной речевой ситуации в зависимости от задач общения.
Диалог-дискуссия (обсуждение) на темы поведения людей, их поступков. Анализ диалогов литературных героев, построенных на выражении различных точек зрения. Формирование умения выражать собственное мнение и воспринимать противоположную точку зрения.
Монолог. Практические упражнения в составлении монологов.
Определение темы и основной мысли в монологических и диалогических высказываниях на основе анализа их содержания; по заголовку; опорным словам.
Заголовок текста. Соотнесение заголовка с темой и главной мыслью текста.
Практические упражнения в определении общей темы текста и отдельных микротем.
Темы широкие и узкие.
Основные типы высказываний
(повествование, рассуждение, описание).
Смысловые связи между частями текста.
Языковые средства связи частей текста.
Практические упражнения в ознакомлении со структурой повествовательного текста.
Использование глаголов, передающих последовательность совершаемых в текстах-повествованиях. Редактирование предложений с
225
неверной временной соотнесённостью глаголов в текстах повествовательного типа.
Составление сложных предложений с союзами а, и, но;включение их в сравнительное описание двух предметов.
Составление сложных предложений со словами дело в том, что;
объясняется это тем, что и т.д.; включение их в тексты-рассуждения с целью объяснения или доказательства.
Составление сложных предложений с союзами что, чтобы, так как,
потому что, в связи с тем, чтои т. д. Их использование в текстах- рассуждениях.
Составление повествовательных текстов. Сказки-повествования.
Структурные особенности описательного текста.
Описание предмета, места, пейзажа.
Повествовательного текста с элементами описания.
Структурные особенности текста-рассуждения.
Практические упражнения в составлении текста-рассуждения.
Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.
Структура текстов разных типов. Сопоставление текстов разных типов по содержанию и назначению. Нахождение в текстах литературных произведений фрагментов текстов определенного типового значения
(повествование, описание, рассуждение).
Изложение текста-описания внешнего вида героя по опорным словам и предложенному плану.
Изложение текста-описания характера героя с элементами рассуждения после предварительной отработки всех компонентов текста.
Изложение текста сравнительного описания героев на основе анализа литературного произведения с предварительным анализом всех компонентов текста.
Сочинение-описание характера человека с элементами рассуждения по опорным словам и плану.
226
Стили речи
Анализ текстов различных стилей речи (представление о стилях речи).
Разговорный стиль речи.
Основные признаки текстов разговорного стиля речи (сфера применения, задача общения, участники общения).
Составление текстов в разговорном стиле.
Слова-приветствия и прощания.
Образование существительных и прилагательных с помощью суффиксов. Эмоционально-экспрессивные слова.
Выбор части речи (или её грамматической формы) из нескольких предложенных, уместной при создании текста разговорного стиля.
Выбор и составление предложений разных по цели высказывания, используемых в непринуждённых разговорах, беседах.
Составление предложений с обращениями.
Практические упражнения в составлении различных видов записок в разговорном стиле (записки-приглашения, записки-напоминания, записки- просьбы, записки-сообщения, записки-приглашения).
Составление и запись небольших рассказов разговорного стиля на основе личных впечатлений: о просмотренном кинофильме; видеоклипе; прочитанной книге и т. д. (по предложенному или коллективно составленному плану).
Наблюдение за самостоятельными и служебными частями речи в текстах разговорного стиля.
Использование частиц в текстах разговорного стиля.
Использование вопросительных частиц (неужели, разве ли (ль)и восклицательных частиц (что за, как)в предложениях, различных по интонации.
Использование междометий с целью передачи различных чувств в текстах разговорного стиля.
227
Составление и запись простых и сложных предложений, используемых в текстах разговорного стиля.
Личные письма. Составление писем личного характера на различные темы.
Личный дневник. Практические упражнения в оформлении дневниковой записи (об одном дне).
Деловой стиль речи
Основные признаки делового стиля речи (сфера применения, задача общения, участники общения) на основе сравнительного анализа текстов- образцов в разговорном и деловом стилях речи.
Деловое повествование речи: памятки, инструкции, рецепты. Связь предложений в деловых повествованиях.
Деловые бумаги: расписка, доверенность, заявление.
Отработка структуры, содержания и оформления на письме сложных предложений с союзами при составлении деловых бумаг (расписка, доверенность, заявление).
Практические упражнения в составлении заявления о приеме на учебу, работу; материальной помощи; отпуске по уходу (за ребенком, больным)
Практические упражнения в составлении заявления о вступлении в брак на официальном бланке; доверенности в свободной форме и на бланке.
Составление доверенности на распоряжение имуществом.
Оформление бланков почтового перевода, посылки.
Деловое описание предмета: объявление о пропаже/находке животного.
Написание объявлений о покупке/продаже, находке/пропаже предметов
(животных) с включением их описания в деловом стиле.
Разбор нейтрального значения слов, употребляемых в деловых бумагах
(с помощью учителя). Формирование точности речи с использованием слов, образованных с помощь приставок и суффиксов.
Выбор слова из нескольких предложенных с точки зрения уместности его употребления в деловом стиле речи.
228
Анализ образцов текстов делового стиля речи с точки зрения уместности использования различных частей речи.
Выбор части речи (или её грамматической формы) из нескольких предложенных, уместных при создании текста делового стиля (подбор глаголов для обозначения последовательности действий, образование глаголов 3-го лица множественного числа).
Составление предложений по образцу и опорным словам (с использованием глаголов 3-го л., мн. числа; глаголов неопределённой формы; глаголов в повелительной форме).
Редактирование текстов, включающих неоправданное смешение разговорного и делового стилей.
Составление и запись правил, памяток, инструкций, рецептов по предложенной теме и по опорным словам.
Наблюдение за самостоятельными и служебными частями речи в текстах делового стиля.
Составление и запись простых и сложных предложений, используемых в текстах делового стиля.
Повествование в деловом стиле: аннотация (без введения термина).
Аннотация на прочитанную книгу с элементами сжатого изложения по предложенному плану.
Автобиография. Составление текста автобиографии в деловом стиле по образцу и коллективно составленному плану.
Характеристика. Составление и запись деловых характеристик.
Практическое знакомство со структурой и оформлением деловых записок. Составление и запись деловых записок.
Практическое знакомство с различными видами деловых писем.
Языковые, композиционные и стилистические различия деловых и личных писем.
Практические упражнения в оформлении трудового договора на бланке.
Оформление служебной записки.
229
Практические упражнения в оформлении бланков отправления ценного письма, бандеролей.
Практические упражнения в оформлении бланков страхового случая.
Практические упражнения на формирование навыков работы с документами, опубликованными на сайтах городских служб (УФМС,
Пенсионный фонд, порталы городских услуг, доступных Интернет-ресурсов).
Художественный стиль речи
Основные признаки художественного стиля речи на основе сравнительного анализа текстов-образцов в деловом и художественном стилях речи.
Анализ текстов художественных произведений (или отрывков из них).
Художественное повествование: сказки; рассказы на основе увиденного или услышанного.
Связь предложений и частей текста в художественных повествованиях.
Художественное описание: загадки.
Письмо другу с включением художественного описания предмета
(животного).
Наблюдение за самостоятельными и служебными частями речи в текстах художественного стиля.
Нахождение в тексте художественных произведений эмоционально окрашенных слов, сравнение их по значению с нейтральной лексикой.
Различение прямого и переносного значения слов. Нахождение в текстах художественных произведений (под руководством учителя) средств языковой выразительности: эпитет и метафор (без введения терминов).
Упражнения в образовании существительных и прилагательных с помощью суффиксов.
Нахождение в тексте контекстуальных синонимов.
Составление предложений с однородными членами в художественном описании предмета.
230
Составление сложных предложений (по образцу) в художественном описании предмета, признака, действия с использованием образных сравнений и союзов как, будто, словно.
Составление загадок на основе использования образных сравнений и сопоставлений.
Использование существительных для составления образных сравнений и определений.
Использование прилагательных для образного и выразительного описания предмета, места, характера человека в художественном описании.
Использование частиц в текстах художественного стиля.
Составление простых предложений с однородными членами и с союзами а, но; с повторяющимся союзом и.
Включение предложений сложносочиненных предложений в сравнительное описание в художественном стиле.
Продолжение сказки по данному началу и опорным словам с предварительным разбором содержания и языкового оформления.
Изложение текста художественного повествования.
Изложение текста художественного описания животного с предварительным разбором всех компонентов текста.
Сочинения-описания животных с элементами художественного стиля по личным наблюдениям, опорным словам и предложенному плану.
Повествование в художественном стиле (рассказ о себе, рассказ о невыдуманных событиях).
Изложение текста автобиографии в художественном стиле по предложенному плану, опорным словам и словосочетаниям.
Описание места и человека в художественном стиле.
Сравнительное описание предмета в художественном стиле.
Отзыв о прочитанной книге с элементами рассуждения, по предложенному плану и опорным словам.
Программа по профильному труду в V-IX-х классах определяет содер- жание и уровень основных знаний и умений учащихся по технологии ручной и машинной обработки производственных материалов, в связи с чем опреде- лены примерный перечень профилей трудовой подготовки: «Столярное дело», «Слесарное дело», «Переплетно-картонажное дело», «Швейное дело»,
«Сельскохозяйственный труд», «Подготовка младшего обслуживающего персонала», «Цветоводство и декоративное садоводство», «Художественный труд» и др. Также в содержание программы включены первоначальные све- дения об элементах организации уроков трудового профильного обучения.
Структуру программы составляют следующие обязательные содержательные линии, вне зависимости от выбора общеобразовательной организацией того или иного профиля обучения.
Материалы, используемые в трудовой деятельности. Перечень основ- ных материалов используемых в трудовой деятельности, их основные свойства. Происхождение материалов (природные, производимые промыш- ленностью и проч.).
Инструменты и оборудование: простейшие инструменты ручного тру- да, приспособления, станки и проч. Устройство, наладка, подготовка к работе инструментов и оборудования, ремонт, хранение инструмента. Свойства инструмента и оборудования ― качество и производительность труда.
Технологии изготовления предмета труда: предметы профильного труда; основные профессиональные операции и действия; технологические карты. Выполнение отдельных трудовых операций и изготовление стандартных изделий под руководством педагога.
Применение элементарных фактических знаний и (или) ограниченного круга специальных знаний.
222
Этика и эстетика труда: правила использования инструментов и материалов, запреты и ограничения. Инструкции по технике безопасности
(правила поведения при проведении работ). Требования к организации рабочего места. Правила профессионального поведения.
X-XII классы
РУССКИЙ ЯЗЫК
Пояснительная записка
Цель изучения русского языка состоит в формировании коммуникативной компетенции обучающихся, а также совершенствовании навыков грамотного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи:
― расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения;
― ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений;
― использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативно-речевых задач);
― развитие коммуникативных умений и навыков обучающихся;
― воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, стремление совершенствовать свою речь.
― коррекция недостатков развития познавательной деятельности;
― формирование мотивации к обучению и получению новых знаний, пробуждение внутренней потребности в общении;
Речевое общение. Речь и речевая деятельность
Углубление и расширение знаний о значении речи в жизни человека.
Значение речи в жизни людей. Функции речи (передача информации, обмен мыслями и чувствами, планирование деятельности, влияние на поступки и чувства людей).
223
Речь как средство общения. Закрепление и обобщение знаний об основных компонентах речевой ситуации: кому? – зачем? – о чём? – как? –
при каких условиях? я буду говорить (писать), слушать(читать).
Формы речи (внешняя и внутренняя речь).
Внешняя форма речи (устная и письменная речь; их сравнение).
Виды речевой деятельности (говорение, чтение, письмо, слушание).
Подготовленная и спонтанная речь (практические упражнения).
Приёмы подготовки речи (практические упражнения).
Краткая и развёрнутая речь. Практические упражнения подготовки развёрнутой речи.
Речь как средство общения. Партнёры по общению: «один ― много»,
«знакомые ― незнакомые», сверстники ― взрослые. Понятие об общительном и необщительном человеке, контактность как свойство личности.
Задачи общения (спросить, попросить, отказаться, узнать и т. п.).
Модель речевой коммуникации: адресант – адресат – сообщение.
Речевая ситуация. Основные компоненты речевой ситуации.
Речевой этикет.
Выражение приветствия и прощания в устной и письменной формах.
Тексты поздравления. Правила поведения при устном поздравлении.
Благодарственные письма (сравнение писем разных по содержанию).
Выражение просьбы в устной и письменной формах.
Составление текстов о хороших манерах.
Тексты приглашения. Устное и письменное приглашения.
Высказывание. Текст
Диалог и монолог ― основные формы речевых высказываний.
Текст как тематическое и смысловое единство. Диалог и монолог.
Диалог. Составление диалогов в различных ситуациях общения; их анализ.
Сравнение диалогов, используемых в художественных произведениях, в повседневной жизни. Письменное оформление диалога.
224
Составление и запись диалогов с использованием разных предложений по цели высказывания.
Формулировка и запись ответов на поставленные вопросы; постановка и запись вопросов в соответствии с данными ответами; постановка и запись нескольких ответов на один вопрос.
Составление и запись диалогов с учетом речевых ситуаций и задач общения.
Составление и запись различных по содержанию диалогов в рамках одной речевой ситуации в зависимости от задач общения.
Диалог-дискуссия (обсуждение) на темы поведения людей, их поступков. Анализ диалогов литературных героев, построенных на выражении различных точек зрения. Формирование умения выражать собственное мнение и воспринимать противоположную точку зрения.
Монолог. Практические упражнения в составлении монологов.
Определение темы и основной мысли в монологических и диалогических высказываниях на основе анализа их содержания; по заголовку; опорным словам.
Заголовок текста. Соотнесение заголовка с темой и главной мыслью текста.
Практические упражнения в определении общей темы текста и отдельных микротем.
Темы широкие и узкие.
Основные типы высказываний
(повествование, рассуждение, описание).
Смысловые связи между частями текста.
Языковые средства связи частей текста.
Практические упражнения в ознакомлении со структурой повествовательного текста.
Использование глаголов, передающих последовательность совершаемых в текстах-повествованиях. Редактирование предложений с
225
неверной временной соотнесённостью глаголов в текстах повествовательного типа.
Составление сложных предложений с союзами а, и, но;включение их в сравнительное описание двух предметов.
Составление сложных предложений со словами дело в том, что;
объясняется это тем, что и т.д.; включение их в тексты-рассуждения с целью объяснения или доказательства.
Составление сложных предложений с союзами что, чтобы, так как,
потому что, в связи с тем, чтои т. д. Их использование в текстах- рассуждениях.
Составление повествовательных текстов. Сказки-повествования.
Структурные особенности описательного текста.
Описание предмета, места, пейзажа.
Повествовательного текста с элементами описания.
Структурные особенности текста-рассуждения.
Практические упражнения в составлении текста-рассуждения.
Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.
Структура текстов разных типов. Сопоставление текстов разных типов по содержанию и назначению. Нахождение в текстах литературных произведений фрагментов текстов определенного типового значения
(повествование, описание, рассуждение).
Изложение текста-описания внешнего вида героя по опорным словам и предложенному плану.
Изложение текста-описания характера героя с элементами рассуждения после предварительной отработки всех компонентов текста.
Изложение текста сравнительного описания героев на основе анализа литературного произведения с предварительным анализом всех компонентов текста.
Сочинение-описание характера человека с элементами рассуждения по опорным словам и плану.
226
Стили речи
Анализ текстов различных стилей речи (представление о стилях речи).
Разговорный стиль речи.
Основные признаки текстов разговорного стиля речи (сфера применения, задача общения, участники общения).
Составление текстов в разговорном стиле.
Слова-приветствия и прощания.
Образование существительных и прилагательных с помощью суффиксов. Эмоционально-экспрессивные слова.
Выбор части речи (или её грамматической формы) из нескольких предложенных, уместной при создании текста разговорного стиля.
Выбор и составление предложений разных по цели высказывания, используемых в непринуждённых разговорах, беседах.
Составление предложений с обращениями.
Практические упражнения в составлении различных видов записок в разговорном стиле (записки-приглашения, записки-напоминания, записки- просьбы, записки-сообщения, записки-приглашения).
Составление и запись небольших рассказов разговорного стиля на основе личных впечатлений: о просмотренном кинофильме; видеоклипе; прочитанной книге и т. д. (по предложенному или коллективно составленному плану).
Наблюдение за самостоятельными и служебными частями речи в текстах разговорного стиля.
Использование частиц в текстах разговорного стиля.
Использование вопросительных частиц (неужели, разве ли (ль)и восклицательных частиц (что за, как)в предложениях, различных по интонации.
Использование междометий с целью передачи различных чувств в текстах разговорного стиля.
227
Составление и запись простых и сложных предложений, используемых в текстах разговорного стиля.
Личные письма. Составление писем личного характера на различные темы.
Личный дневник. Практические упражнения в оформлении дневниковой записи (об одном дне).
Деловой стиль речи
Основные признаки делового стиля речи (сфера применения, задача общения, участники общения) на основе сравнительного анализа текстов- образцов в разговорном и деловом стилях речи.
Деловое повествование речи: памятки, инструкции, рецепты. Связь предложений в деловых повествованиях.
Деловые бумаги: расписка, доверенность, заявление.
Отработка структуры, содержания и оформления на письме сложных предложений с союзами при составлении деловых бумаг (расписка, доверенность, заявление).
Практические упражнения в составлении заявления о приеме на учебу, работу; материальной помощи; отпуске по уходу (за ребенком, больным)
Практические упражнения в составлении заявления о вступлении в брак на официальном бланке; доверенности в свободной форме и на бланке.
Составление доверенности на распоряжение имуществом.
Оформление бланков почтового перевода, посылки.
Деловое описание предмета: объявление о пропаже/находке животного.
Написание объявлений о покупке/продаже, находке/пропаже предметов
(животных) с включением их описания в деловом стиле.
Разбор нейтрального значения слов, употребляемых в деловых бумагах
(с помощью учителя). Формирование точности речи с использованием слов, образованных с помощь приставок и суффиксов.
Выбор слова из нескольких предложенных с точки зрения уместности его употребления в деловом стиле речи.
228
Анализ образцов текстов делового стиля речи с точки зрения уместности использования различных частей речи.
Выбор части речи (или её грамматической формы) из нескольких предложенных, уместных при создании текста делового стиля (подбор глаголов для обозначения последовательности действий, образование глаголов 3-го лица множественного числа).
Составление предложений по образцу и опорным словам (с использованием глаголов 3-го л., мн. числа; глаголов неопределённой формы; глаголов в повелительной форме).
Редактирование текстов, включающих неоправданное смешение разговорного и делового стилей.
Составление и запись правил, памяток, инструкций, рецептов по предложенной теме и по опорным словам.
Наблюдение за самостоятельными и служебными частями речи в текстах делового стиля.
Составление и запись простых и сложных предложений, используемых в текстах делового стиля.
Повествование в деловом стиле: аннотация (без введения термина).
Аннотация на прочитанную книгу с элементами сжатого изложения по предложенному плану.
Автобиография. Составление текста автобиографии в деловом стиле по образцу и коллективно составленному плану.
Характеристика. Составление и запись деловых характеристик.
Практическое знакомство со структурой и оформлением деловых записок. Составление и запись деловых записок.
Практическое знакомство с различными видами деловых писем.
Языковые, композиционные и стилистические различия деловых и личных писем.
Практические упражнения в оформлении трудового договора на бланке.
Оформление служебной записки.
229
Практические упражнения в оформлении бланков отправления ценного письма, бандеролей.
Практические упражнения в оформлении бланков страхового случая.
Практические упражнения на формирование навыков работы с документами, опубликованными на сайтах городских служб (УФМС,
Пенсионный фонд, порталы городских услуг, доступных Интернет-ресурсов).
Художественный стиль речи
Основные признаки художественного стиля речи на основе сравнительного анализа текстов-образцов в деловом и художественном стилях речи.
Анализ текстов художественных произведений (или отрывков из них).
Художественное повествование: сказки; рассказы на основе увиденного или услышанного.
Связь предложений и частей текста в художественных повествованиях.
Художественное описание: загадки.
Письмо другу с включением художественного описания предмета
(животного).
Наблюдение за самостоятельными и служебными частями речи в текстах художественного стиля.
Нахождение в тексте художественных произведений эмоционально окрашенных слов, сравнение их по значению с нейтральной лексикой.
Различение прямого и переносного значения слов. Нахождение в текстах художественных произведений (под руководством учителя) средств языковой выразительности: эпитет и метафор (без введения терминов).
Упражнения в образовании существительных и прилагательных с помощью суффиксов.
Нахождение в тексте контекстуальных синонимов.
Составление предложений с однородными членами в художественном описании предмета.
230
Составление сложных предложений (по образцу) в художественном описании предмета, признака, действия с использованием образных сравнений и союзов как, будто, словно.
Составление загадок на основе использования образных сравнений и сопоставлений.
Использование существительных для составления образных сравнений и определений.
Использование прилагательных для образного и выразительного описания предмета, места, характера человека в художественном описании.
Использование частиц в текстах художественного стиля.
Составление простых предложений с однородными членами и с союзами а, но; с повторяющимся союзом и.
Включение предложений сложносочиненных предложений в сравнительное описание в художественном стиле.
Продолжение сказки по данному началу и опорным словам с предварительным разбором содержания и языкового оформления.
Изложение текста художественного повествования.
Изложение текста художественного описания животного с предварительным разбором всех компонентов текста.
Сочинения-описания животных с элементами художественного стиля по личным наблюдениям, опорным словам и предложенному плану.
Повествование в художественном стиле (рассказ о себе, рассказ о невыдуманных событиях).
Изложение текста автобиографии в художественном стиле по предложенному плану, опорным словам и словосочетаниям.
Описание места и человека в художественном стиле.
Сравнительное описание предмета в художественном стиле.
Отзыв о прочитанной книге с элементами рассуждения, по предложенному плану и опорным словам.