Файл: Программа образования обучающихся с умственной отсталостью.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 610
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
258
― создание целостного представления о влиянии занятий физической культурой на развитие человека, его физическое, духовное и нравственное здоровье, формирование здорового образа жизни;
― воспитание нравственных качеств и свойств личности; содействие военно-патриотической подготовке.
Теоретические сведения
Требования к выполнению утренней гигиенической гимнастики.
Причины нарушения осанки. Питание и двигательный режим школьника.
Распорядок дня.
Самостраховка и самоконтроль при выполнении физических уп- ражнений. Помощь при травмах. Способы самостоятельного измерения частоты сердечных сокращений.
Физическая культура и спорт в России. Специальные олимпийские игры.
Здоровый образ жизни и занятия спортом после окончания школы.
Гимнастика
Теоретические сведения.
Фланг, интервал, дистанция.
Виды гимнастики в школе. Виды гимнастики: спортивная, художественная, атлетическая, ритмическая, эстетическая.
Правила соревнований по спортивной гимнастике. Практическая значимость гимнастики в трудовой деятельности и активном отдыхе человека.
Практический материал:
Построения и перестроения.
Упражнения без предметов (корригирующие и общеразвивающие
упражнения):
упражнения на дыхание;
для развития мышц кистей рук и пальцев; мышц шеи; расслабления мышц; укрепления голеностопных суставов и стоп; укрепления мышц туловища, рук и ног; формирования и укрепления правильной осанки.
Упражнения с предметами:
259
с гимнастическими палками;большими обручами; малыми мячами; большим мячом; набивными мячами; со скакалками; гантелями и штангой; упражнения на равновесие; лазанье и перелезание; опорный прыжок; упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений; упражнения на преодоление сопротивления; переноска грузов и передача предметов.
Легкая атлетика
Теоретические сведения.
Фаза прыжка в длину с разбега.
Значение ходьбы для укрепления здоровья человека, основы кроссового бега, бег по виражу.
Правила судейства по бегу, прыжкам, метанию; правила передачи эстафетной палочки в легкоатлетических эстафетах.
Практическая значимость развития физических качеств средствами легкой атлетики в трудовой деятельности человека.
Практический материал:
Бег. Медленный бег с равномерной скоростью. Бег с варьированием скорости. Скоростной бег. Эстафетный бег. Бег с преодолением препятствий.
Бег на короткие, средние и длинные дистанции. Кроссовый бег по слабопересеченной местности.
Прыжки. Отработка выпрыгивания и спрыгивания с препятствий.
Прыжки в длину (способами «оттолкнув ноги», «перешагивание»). Прыжки в высоту способом «перекат».
Толкание набивного мяча. Метание нескольких малых мячей в 2-3 цели.
Метание деревянной гранаты.
Лыжная и конькобежная подготовки
Лыжная подготовка
Теоретические сведения.
Лыжная подготовка как способ формирования прикладных умений и навыков в трудовой деятельности человека. Лыжные мази, их применение.
260
Занятия лыжами в школе. Значение этих занятий для трудовой, деятельности человека. Правила соревнований по лыжным гонкам.
Практический материал.
Сочетание различных видов лыжных ходов на слабопересеченной местности.
Конькобежная подготовка
Теоретические сведения.
Аэродинамические характеристики тела человека и их значение для определения положения бегуна в пространстве при передвижении на коньках.
Техника бега по прямой и на поворотах.
Влияние занятий конькобежным спортом на организм человека, его профессионально-трудовую подготовку. Правила заливки льда; основы самоконтроля на занятиях на коньках. Сведения о технике бега по прямой и на поворотах.
Практический материал
.
Стойка конькобежца. Бег по прямой. Бег по прямой и на поворотах. Вход в поворот. Свободное катание. Бег на время.
Подвижные игры
Практический материал.
Коррекционные игры;
Игры с элементами общеразвивающих упражнений: игры с бегом; прыжками; лазанием; метанием и ловлей мяча; построениями и перестроениями; бросанием, ловлей, метанием; на лыжах и коньках; с переноской груза.
Спортивные игры
Баскетбол
Теоретические сведения.
Санитарно-гигиенические требования к занятиям баскетболом.
Упрощенные правила игры в баскетбол; права и обязанности игроков; предупреждение травматизма. Правила игры в баскетбол (наказания при нарушениях правил). Влияние занятий баскетболом на профессионально-тру-
261
довую подготовку учащихся; правила судейства. Оформление заявок на участие в соревнованиях. Баскетбол и специальная Олимпиада.
Практический материал.
Тактические приемы атакующего против защитника. Ловля мяча двумя руками с последующим ведением и остановкой. Передача мяча двумя руками от груди в парах с продвижением вперед. Ведение мяча с обводкой препятствий. Броски мяча в корзину в движении снизу от груди. Подбирание отскочившего от щита мяча. Учебная игра по упрощенным правилам. Захват и выбивание мяча в парах. Ведение мяча шагом и бегом с обводкой условных противников. Передача мяча в движении бегом в парах, бросок мяча одной рукой от плеча в движении. Штрафной бросок. Зонная защита.
Подвижные игры на основе баскетбола. Эстафеты с ведением мяча.
Волейбол
Теоретические сведения.
Наказания при нарушении правил игры.
Влияние занятий по волейболу на профессионально-трудовую деятельность; судейство игры, соревнований. Оформление заявок на участие в соревнованиях. Волейбол и Специальная Олимпиада.
Практический материал.
Стойка и перемещения волейболиста. Передача мяча сверху двумя руками над собой и передача мяча снизу двумя руками на месте и после перемещения. Нижняя прямая подача. Прыжки с места и с шага в высоту и длину. Прием и передача мяча сверху и снизу в парах после перемещений
Верхняя прямая подача. Прямой нападающий удар через сетку (ознакомление).
Прыжки вверх с места и шага, прыжки у сетки. Многоскоки. Многократный прием мяча снизу двумя руками. Блокирование нападающих ударов.
Учебные игры на основе волейбола. Игры (эстафеты) с мячами.
Настольный теннис
Теоретические сведения. Парные игры. Правила соревнований.
Тактика парных игр.
Экипировка теннисиста. Разновидности ударов.
262
Практический материал.
Одиночные и парные учебные игры. Такти- ческие приемы в парных играх.
Хоккей на полу
Теоретические сведения.
Тактика командной игры. Наказания при нарушениях правил игры.
Практический материал. Игры против соперника, перемещение вправо и влево. Занятие правильного положения (центральный нападающий, крайний нападающий, защитник). Наказания при нарушениях правил игры.
Совершенствование всех приемов игры. Командные соревнования — учебные игры.
ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД
Пояснительная записка
Целью изучения предмета«Профильный труд» в X-XII классах является совершенствование профессиональной подготовки обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) за счет изготовления ими технологически более сложных изделий и расширения номенклатуры операций, которыми они овладевают в рамках реализуемого профиля. На этом этапе обучения трудовая деятельность обучающихся в целом осуществляется под руководством педагога. Однако при выполнении знакомых заданий от них требуется проявление элементов самостоятельности.
Учебный предмет «Профильный труд» должен способствовать решению следующих задач:
― расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
― расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно- исторических традициях в мире вещей;
― расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
― ознакомление с современным производством и требованиями
263
предъявляемыми им к человеку;
― совершенствование трудовых навыков и умений, технических, технологических, конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в производительном труде;
― совершенствование практических умений и навыков использования различных материалов в профессиональной деятельности;
― коррекция и развитие познавательных процессов, межличностного общения, профессионального поведения и проч.;
― развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
― формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации;
― развитие активности, целенаправленности, инициативности.
Примерное содержание
Программа по профильному труду
X-XII в классах определяет содержа- ние и уровень основных знаний и умений учащихся по технологии ручной и машинной обработки производственных материалов по реализуемым профилям трудового обучения.
Структуру программы составляют следующие обязательные содержательные линии, вне зависимости от выбора Организацией того или иного профиля обучения.
Материалы используемые в трудовой деятельности. Перечень основ- ных материалов используемых в трудовой деятельности, их основные свойства. Происхождение материалов (природные, производимые промыш- ленностью и проч.).
Инструменты
и
оборудование: инструменты ручного и механизированного труда. Первоначальные знания устройства, функций, назначения бытовой техники и промышленного оборудования. Подготовка к работе инструментов и наладка оборудования, ремонт, хранение инструмента.
264
Качество и производительность труда. Формирование готовности к работе на современном промышленном оборудовании.
Технологии изготовления предмета труда: Разработка технологических карт изготовления предметов труда.
Самостоятельное чтение технологических карт и изготовление предметов по ним. Совершенствование основных профессиональных операций и действий.
Выбор способа действия по инструкции. Корректировка действий с учетом условий их выполнения.
Выполнение стандартных заданий с элементами самостоятельности.
Самостоятельное изготовление зачетных изделий.
Этика и эстетика труда: правила использования инструментов и материалов, запреты и ограничения. Инструкции по технике безопасности
(правила поведения при проведении работ). Требования к организации рабочего места. Правила профессионального поведения.
ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННЫХ КУРСОВ
Логопедические занятия
Цель логопедических занятий состоит в диагностике, коррекции и развитии всех сторон речи
(фонетико-фонематической, лексико- грамматической, синтаксической), связной речи; формировании навыков вербальной коммуникации.
Основными направлениями логопедической работы является: диагностика и коррекция звукопроизношения
(постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи); диагностика и коррекция лексической стороны речи; диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования); коррекция диалогической и формирование монологической форм речи; развитие коммуникативной функции речи; коррекция нарушений чтения и письма; расширение представлений об окружающей действительности; развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания).
265
Психокоррекционные занятия
Цель психокорреционных занятий заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений учащихся; формирование навыков адекватного поведения.
Основные направления работы: диагностика и развитие познавательной сферы (формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности); диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы
(гармонизация пихоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля); диагностика и развитие коммуникативной сферы и социальная интеграции (развитие способности к эмпатии, сопереживанию); формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения).
1 ... 19 20 21 22 23 24 25 26 ... 41
Ритмика
Целью занятий по ритмике является развитие двигательной активности ребенка в процессе восприятия музыки.
На занятиях ритмикой осуществляется коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер, которая достигается средствами музыкально-ритмической деятельности. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики, ориентировке в пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Основные направления работы по ритмике:
266
упражнения на ориентировку в пространстве; ритмико-гимнастические упражнения (общеразвивающие упражнения, упражнения на координацию движений, упражнение на расслабление мышц); упражнения с детскими музыкальными инструментами; игры под музыку; танцевальные упражнения.
2.2.3 Программа духовно-нравственного развития
Программа духовно-нравственного развития призвана направлять образовательный процесс на воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на формирование основ социально ответственного поведения.
Реализация программы должна проходить в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе общеобразовательной организации, семьи и других институтов общества.
Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является социально-педагогическая поддержка и приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.
Задачи духовно-нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в области формирования
личностной культуры ―
(1
I
) 1 класс- IV классы: формирование мотивации универсальной нравственной компетенции —
«становиться лучше», активности в учебно-игровой, предметно- продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе
267
нравственных установок и моральных норм; формирование нравственных представлений о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», а также внутренней установки в сознании школьника поступать «хорошо»; формирование первоначальных представлений о некоторых общечеловеческих (базовых) ценностях; развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, настойчивости в достижении результата.
V-IX классы: формирование способности формулировать собственные нравственные обязательства, давать элементарную нравственную оценку своим и чужим поступкам; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; формирование критичности к собственным намерениям, мыслям и поступкам; формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты.
X-XII классы: осуществление нравственного самоконтроля, требование от себя выполнения моральных норм, формирование основ морали
— осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; осознание ответственности за результаты собственных действий и поступков.
В области формирования социальной культуры ―
(1
I
) 1 класс- 4 классы: воспитание положительного отношения к своему национальному языку и культуре;