Файл: Государственная служба в современной России этапы развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Усиливается понимание государственной службы как отношения долга, верности, защиты интересов. В связи с этим важной характеристикой современных государственных служащих становится их достаточно высокая личная ответственность за порученное дело. Среди приоритетов, которыми государственные служащие руководствуются при выполнении своих должностных обязанностей личная ответственность, занимает 2-е место (61 %), уступая лишь «указаниям непосредственного руководителя». Это свидетельствует о значительных возможностях повышения социального статуса, авторитета государственных служащих в обществе. В связи с этим обращает на себя внимание недооценка социальных форм повышения статуса государственных служащих. Так, применение обряда посвящения в это звание отметили лишь 5 % респондентов из числа служащих, традиций наставничества – 12 %.

Сами государственные служащие все более осознают необходимость повышения своего социального статуса, престижа, авторитета в обществе. Этот фактор они ставят на второе место (45 % ответов) среди условий совершенствования государственной службы России (на 1 месте – следование законам РФ). Повышение социального статуса является важной предпосылкой роста правового статуса государственных служащих, т.е. их прав, обязанностей, ответственности, гарантий и т.д.

Таким образом, во второй половине 90-х годов произошло становление государственной службы как социально-правового института, включая 3 крупных группы взаимодействия: государственная служба и общество; кадровый корпус государственных служащих как социальная группа в обществе; государственный служащий и его положение, роль в обществе. Дальнейшее развитие всех 3-х подсистем может обеспечить реальное повышение эффективности государственной службы.

Как уже подчеркивалось, особенности института государственной службы определены целью и направлением деятельности и выражаются в его функциях. Институт государственной службы характеризуется двойственным направлением своей активности. С одной стороны, он должен обеспечивать исполнение полномочий государственных органов, претворять в жизнь законы и политику, которая выработана исполнительной властью. С другой стороны, институт государственной службы призван обслуживать общество, тем самым внося порядок в социальное пространство и обеспечивать свободы и права граждан и целью которого является повышение качества жизни населения.


Являясь элементом социальной структуры, институт государственной службы реализует связь между государством и обществом, воспроизводя публично-правовые отношения. Также он подводит под единый стандарт поведение чиновников, делая его предсказуемым. Основная функция института государственной службы – это администрирование.

Исходя из задачи администрирования, государственные служащие реализуют финансовые, социальные, материально-технические, защитные и общие функции. Общие функции предопределяют особенные функции государственной службы. Их выполнение лежит в сфере интересов служащих государственных учреждений. Важно понимать разницу между функциями государственных органов и функциями государственных учреждений. Функция государственного органа - это деятельность, которая направлена на достижение его цели, а функция государственного учреждения – это публичная услуга. Например, государственный орган выполняет социальную функцию, а его учреждения выполняют публичные услуги в области образования, здравоохранения, культуры и др.

Для успешного выполнения вышеуказанной функции, институт государственной службы выполняет так называемые внутренние функции в отношении чиновников. Эти функции направлены на финансовое, правовое, организационное и информационное обеспечение деятельности должностных лиц. Иными словами, при неблагоприятных условиях для выполнения работы чиновника, например, если не организовано делопроизводство, институт государственной службы не в состоянии эффективно реализовывать общие и особенные функции. Вспомогательные функции института государственной службы таковы16:

  1. организационная функция. Иными словами, институт государственной службы рационально подходит к выстраиванию бюрократической организации, реализует сбалансированность должностных структур и согласованность всех ее звеньев;

  2. регулятивная функция. Здесь происходит обеспечение регуляции отношений между должностными лицами, которые выработаны на основе принятых стандартов поведения. Каждый работник государственной организации, выполняя административные предписания, знает, что можно ожидать от окружающих людей;

  3. интегративная функция. Институт госслужбы при помощи правовых норм и разных санкций создает необходимые условия для сплоченности, взаимоответственности и взаимозависимости людей. Это означает, что государственные решения общеобязательны для исполнения. Интегративная деятельность повышает устойчивость элементов социальной структуры;

  4. транслирующая функция. В результате постоянной смены поколений в институте государственной службы реализован механизм передачи социального и профессионального опыта, позволяющий чиновнику социализироваться, т.е. освоить его ценности, нормы и роли;

  5. коммуникативная функция. В институте госслужбы производится информация для служебного пользования и для взаимоотношений с иными социальными институтами. Через механизм госслужбы происходит взаимодействие общества и государства, происходит изучение общественного мнения и коррекция государственной политики 17.


Кроме этого, институт госслужбы выполняет и скрытые, латентные функции. К таким функциям, например, относится приобретение чиновником высоко социального статуса. Функции могут быть явными для одних служащих и латентными для других. Для некоторых на госслужбе приоритетной является возможность реализовать свой профессиональный потенциал, а другим важно завести связи и контакты.

В период социальных перемен часто возникает ситуация, когда меняющиеся потребности не находят адекватного отражения в функциях института госслужбы. В таком случае неизбежна дисфункция института. Это может проявляться в нехватке профессиональных кадров, средств и т.д. Неясными становятся цели деятельности, падает престиж и авторитет госслужбы. В итоге происходит уменьшение значения его роли, что приводит к перерождению функций в символическую деятельность.

Хотелось бы отметить в заключении, что функционирование государственной службы возможно в случае легальности и легитимности этой системы. Легальность основывается на юридическом обосновании государством законности деятельности различного рода административных учреждений. Легитимность представляет собой признание необходимости такой деятельности со стороны общества.Демократизация и профессионализация института государственной службы, переориентация его на рынок общественных интересов и удовлетворения потребностей граждан в предоставляемых публичных услугах позволит в будущем преодолеть отчуждение людей от государства.
Глава 2. Этапы развития государственной службы

в современной России
Новый этап развития государственной службы связан с именем В.В. Путина. Реформу государственной службы в России на современном этапе можно разделить на несколько этапов:

1.  Начало реформы - 2003-2004 гг.

2. Ликвидация недостатков реформы - 2006-2008 гг.

3. Федеральная программа по реформированию государственной службы РФ - 2009-2013 гг.

На первом этапе Указ Президента Российской Федерации от 23 июля 2003 г. № 824 определил приоритеты в направлении реформирования системы государственной службы. Была образована Правительственная комиссия по проведению этой реформы.

В результате деятельности комиссии по проведению реформы в период 2003-2004 гг. были приняты  основные  нормативно-правовые  акты  Президента  Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» ввел новые структуры федеральных органов исполнительной власти. Выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование должно реализовываться министерствами, функция контроля и надзора возложена на федеральные службы, оказание государственных услуг и управление государственным имуществом передано в ведение федеральных агентств. Указ Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» утвердил структуру федеральных органов исполнительной власти.


В этом периоде были приняты важные федеральные законы - Федеральный закон от 23 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В последующем была продолжена работа, направленная на реформирование системы государственной службы. Были выработаны типовые регламенты взаимодействия и внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, рекомендации по разработке должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих в федеральных службах, федеральных министерствах и агентствах, типовые инструкции по делопроизводству и т.д.

Второй этап развития государственной службы в Российской Федерации пришелся на 2006-2008 гг. Были определены следующие приоритетные направления:

- повышение доступности и качества госуслуг;

- увеличение эффективности в деятельности органов исполнительной власти.

Реализация на практике поставленных целей позволила выявить сложности и проблемы реформирования в системе государственной службы и определила необходимость выделения целей и задач следующего этапа развития государственной службы. Поскольку некоторые направления реформирования государственной службы остались невыполненными, например, положения Концепции и законодательства Российской Федерации о формировании системы управления государственной службой, была утверждена Федеральная программа «По реформированию государственной службы в Российской Федерации» (2009-2013 гг.). Эта программа определила начало третьего этапа развития государственной службы в Российской Федерации.

Данная программа при сопутствующем контроле должна способствовать завершению качественного преобразования системы государственной службы, должна помочь в оптимизации ее организации и функционирования на основе установленных законодательством нашей страны принципов и способствовать внедрению  на  государственной  службе  современных  кадровых, информационных, образовательных и управленческих технологий.
Заключение
На современном этапе развития государственная служба рассматривается в значении ее социального института. Институт государственной службы как качественно новое общественное явление включает в себя не только деятельность государственных служащих и органов государственного управления.

Государственную службу можно представить в виде социальной системы, которая является связующим звеном между государством и гражданином. По своей сути государственная служба призвана реализовать социальную политику государства, которая направлена на воспроизводство социальных ресурсов, обеспечение стабильности общества, снижение социальной напряженности, повышение качества и уровня жизни людей.


Государственная служба выполняет множество различных функций, среди которых выделяется осуществление государственных полномочий от имени государства или государственного органа, разработка и принятие нормативных правовых актов и реализация государственной политики государства во всех ее сферах. Иными словами, основные функции государственной службы – это государственный контроль и надзор, государственной планирование и прогнозирование, государственный учет, руководство и координация.

Современное состояние государственной службы как социального института означает обусловленность определенными условиями и совокупность общественно-политических отношений, которые регулируют в настоящий момент деятельность и поведение государственных служащих.

Для государственной службы на современном этапе развития характерно возникновение и закрепление одних социальных норм, изменение других и исчезновение третьих норм. Особое значение в настоящее время приобретают такие социальные нормы как профессиональная честь, добрая репутация и другие, которые регулируются моралью и традициями.

Важным элементом функционирования государственной службы как социального института является поддержание соответствующего статуса государственных служащих. Государственный служащий становится центральным звеном всей системы государственной службы.

Специфика института государственной службы проявляется в двойственной направленности его активности. С одной стороны, он должен обслуживать государство, а с другой – общество. Как уже неоднократно подчеркивалось, главным образом государственная служба выполняет связующую роль между государством и обществом.

Органы государственной власти, в которых осуществляется государственная служба, представляют собой разветвленную систему. Элементы этой системы основываются на общих принципах, но имеют также и свои особенности. Особенности государственной службы в различных органах государственной власти объясняются специфичностью их организации и деятельности.

Таким образом, государственная служба играет важную роль в достижении целей, предусмотренных Конституцией. Государственная служба отвечает за соблюдение принципов правового государства, за сохранение демократической стабильности и обеспечение свобод и прав граждан. Государственная служба должна претворять в жизнь волю государства, которая определяется демократическим путем.