Файл: Государственная служба в современной России этапы развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

Курсовая работа



Студента 3-го курса заочного отделения


факультета юридического
Сарасомова Евгения Александровича

По дисциплине: Правовое обеспечение государственной службы.

На тему: Государственная служба в современной России: этапы развития


Руководитель______________________________________________


(ученая степень, фамилия и инициалы)

___________________________


(подпись, фамилия)


Защищена Оценка


«» 2018 г. «»
«_» 2018 г.
Москва, 2018 г.

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Современное состояние государственной службы в России 5

1.1. Понятие государственной службы и ее функции 5

1.2. Состояние государственной службы как социального института и его функционирование 11

Глава 2. Этапы развития государственной службы в современной России 21

Заключение 25

Список использованных источников и литературы 27

Введение

Ра‬зви‬ти‬ю си‬стемы го‬суда‬рственно‬й службы в на‬сто‬ящее время уделяется о‬со‬бо‬е вни‬ма‬ни‬е. Это‬ о‬бъясняется и‬зменени‬ями‬, про‬и‬схо‬дящи‬ми‬ в на‬шем о‬бществе и‬ го‬суда‬рстве. Зна‬чи‬тельно‬ и‬змени‬ла‬сь функци‬и‬ о‬рга‬но‬в го‬суда‬рственно‬й вла‬сти‬ и‬ и‬х не то‬лько‬ на‬ федера‬льно‬м, но‬ и‬ на‬ реги‬о‬на‬льно‬м уро‬внях.

Про‬и‬схо‬дящи‬е рефо‬рмы и‬змени‬ли‬ ро‬ль и‬ го‬суда‬рственных служа‬щи‬х, и‬ всего‬ го‬суда‬рственно‬го‬ а‬ппа‬ра‬та‬. По‬это‬му нео‬бхо‬ди‬мо‬ по‬выси‬ть эффекти‬вно‬сть функци‬й го‬суда‬рственно‬го‬ а‬ппа‬ра‬та‬ и‬ о‬беспечи‬ть про‬фесси‬о‬на‬ли‬зм го‬суда‬рственных служа‬щи‬х.

Го‬суда‬рственна‬я служба‬ выдели‬ла‬сь в о‬рга‬на‬х го‬суда‬рственно‬й вла‬сти‬ ка‬к о‬со‬бый ро‬д го‬суда‬рственно‬й деятельно‬сти‬. И о‬дно‬й и‬з про‬блем ста‬но‬влени‬я и‬ функци‬о‬ни‬ро‬ва‬ни‬я го‬суда‬рственно‬й службы является недо‬ста‬то‬чна‬я на‬учна‬я про‬ра‬бо‬тка‬ сущно‬сти‬ явлени‬й, ко‬то‬рые про‬и‬схо‬дят в ней.


Гла‬вно‬й функци‬ей го‬суда‬рственно‬й службы является служени‬е о‬бществу и‬ о‬беспечени‬е усто‬йчи‬во‬й связи‬ го‬суда‬рства‬ и‬ его‬ гра‬жда‬н. Иными‬ сло‬ва‬ми‬, нео‬бхо‬ди‬мо‬ ра‬зви‬ти‬е и‬ по‬ддержка‬ сво‬бо‬дно‬й жи‬знедеятельно‬сти‬ гра‬жда‬н на‬ о‬сно‬ве не то‬лько‬ пра‬ва‬, но‬ и‬ тех нра‬вственно‬-духо‬вных ценно‬стей, являющи‬хся о‬пределяющи‬ми‬ для на‬ро‬дно‬го‬ са‬мо‬со‬зна‬ни‬я. По‬это‬му го‬суда‬рственна‬я служба‬ выступа‬ет не то‬лько‬ ка‬к со‬ци‬а‬льно‬-пра‬во‬во‬й и‬нсти‬тут о‬бщества‬, но‬ и‬ ка‬к его‬ духо‬вно‬-па‬три‬о‬ти‬чески‬й и‬ и‬нтеллектуа‬льный центр, ко‬то‬рый при‬зва‬н средства‬ми‬ упра‬влени‬я на‬пра‬влять о‬бщество‬ к со‬ци‬а‬льно‬й спра‬ведли‬во‬сти‬ и‬ до‬сти‬жени‬ю до‬сто‬йно‬й жи‬зни‬ сво‬и‬х члено‬в и‬ фо‬рми‬ро‬ва‬ни‬ю высо‬ко‬й духо‬вно‬сти‬ ка‬ждо‬го‬ гра‬жда‬ни‬на‬.

Отсутствие единой системы управления обществом осложняет развитие российской государственности на новых правовых принципах, и формирование государственной службы как важнейшего инструмента преобразований должно осуществляться в соответствии с современными требованиями.

Российской Федерации необходимо сильное государство, которое способно обеспечить в обществе не только свободу, многообразие взглядов, политических сил, широкое самоуправление, но и безопасность, правовую урегулированность общественных связей и соблюдение законов.

Целью курсовой работы является изучение системы государственной службы в современной России и этапов ее развития.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи.

Во-первых, рассмотреть понятие государственной службы и ее функции.

Во-вторых, изучить состояние государственной службы как социального института.

В-третьих, ознакомиться с этапами развития системы государственной службы в современной России.


Глава1. Современное состояние государственной службы в России

1.1. Понятие государственной службы и ее функции
В России в конце 20 века в существующих нормативных правовых документах сложилось современное понятие сути и системы государственной службы.

До этого государственными служащими считались все служащие, занимающие должности в государственных учреждениях и организациях и получающие заработную плату из государственного бюджета.



Первой заявкой на теоретическое осмысление проблемы становления российской государственной службы явились материалы «круглого стола» по теме «Государственная служба в Российской Федерации: концепция, опыт, проблемы», организованного и проведенного в 1993 г. в Российской академии управления (РАУ) с участием представителей Администрации Президента РФ и Главного управления по подготовке кадров для государственной службы при Правительстве России. Прологом к этому обсуждению явились исследования кафедры кадровой политики и государственной службы РАУ, представленные материалами методологического семинара Центра государственной кадровой политики и социального управления РАУ (Е.Н. Голубева, В.Я. Ермаков, В.П. Мельников). В материалах «круглого стола» содержатся основные теоретические подходы к пониманию сущности и устройства государственной службы, из которых можно выделить функционально-правовой (Г.В. Атаманчук), структурно-правовой (Г.В. Мальцев) и социально-институциональный (К.И. Варламов, Н.П.Пищулин) 1. В качестве объединяющего начала этих подходов прослеживается идея необходимой направленности государственной службы на решение проблем общества, а также профессионализации государственно – служебной деятельности 2.

Понятие «государственные служащие» в постсоветской России формировалось постепенно. Значительную роль в этом сыграли опубликованные в начале 90-х годов первые проекты законов о государственной службе и ее реформировании.

Первыми основополагающими актами в правовой базе, регламентирующими эту сферу отношений стали утвержденные Указом Президента РФ в декабре 1993 г. Положение о федеральной государственной службе и принятый в 1995 г. Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» 3.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ государственная служба – это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

- Российской Федерации;

- федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

- субъектов Российской Федерации;

- органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации);

-лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;


-лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации 4 .

Как объект научных исследований государственная служба рассматривается в нескольких ракурсах. Д.Н. Бахрах определяет службу как вид платной общественно-полезной деятельности, которая ставит своей целью обслуживание управления или социально-культурное обслуживание людей 5. Деятельностный подход к пониманию государственной службы использован в законодательном ее определении как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов 6. Такой подход помогает в изучении целей и функций государственной службы и в выработке и организации исполнения решений.

Развернутое толкование госслужбы дает Г.В. Атаманчук, определяющий государственную службу как «практическое и профессиональное участие граждан в осуществлении целей и функций государства посредством исполнения обязанностей и полномочий на государственной должности, определенной в конкретном государственном органе» 7.

Деятельность на государственной должности – это своего рода осуществление общественных отношений, закрепленных за данной должностью при помощи Конституции и законов государственной властью.

Иными слова, каждая должность имеет, во-первых, свое содержание, предназначение, формы и методы реализации.

Во-вторых, выполнение обязанностей на государственной должности означает, что замещающее ее лицо - это носитель определенной идеологии целостностей общенациональных интересов и развития государства.

В-третьих, исполнение государственной должности всегда связано с опытом и способностью влиять на других людей не только непосредственно, но и через принимаемые нормативно-правовые акты и управленческие решения. Государственная должность предполагает высокий уровень профессиональной специальной подготовки.

В-четвертых, государственная должность – это важный, напряженный процесс, который не имеет ограничений во времени и в пространстве.

В-пятых, деятельность на государственной должности всегда происходит в установленных правовых рамках и с соблюдением определенных процессуальных и материальных правовых норм 8.

В самом широком представлении государственная служба рассматривается в социологическом контексте, в ее значении как социального института. Институт государственной службы как общественное явление представляет собой нечто большее, чем деятельность государственных служащих и органов управления. По утверждению Б.В. Лытова, государственная служба выступает как исторически сложившаяся социальная система, как связующее звено между государством и гражданином, как своеобразная форма отражения существующих в обществе порядков, как социальный слой профессионалов государственного управления и т.д.
9

Различия в подходах к определению сущности государственной службы и, соответственно, ее рассмотрению как объекта исследования «размывают» и ее предметную область. А.Ф. Ноздрачев как представитель юристов высказывает следующее мнение: «Предметом научных исследований и учебно-методических задач в сфере государственной службы является правовое регулирование организации государственной службы и ее функционирование» 10.

Сложившиеся противоречия в определении госслужбы как объекта исследования и отсутствие четкого представления об этом явлении говорит о сложности становления теории государственной службы.

Говоря о государственной службе, нужно понимать, что это служба не конкретным «государственным органам» или «должностным лицам», а служба общественным и государственным интересам. Это специфическая деятельность, направленная на выполнение государственных задач и функций, которая осуществляется лицами, находящимися на штатных государственных должностях в государственных органах. Их деятельность оплачивается из государственного бюджета – федерального, либо субъекта РФ. Иными словами, не являются госслужащими лица, которые привлекаются к выполнению тех или иных государственных полномочий на «общественных началах» или с оплатой за счет каких-либо негосударственных средств – фирм, фондов и других тому подобных спонсоров.

Немаловажен тот факт, что далеко не все должности, включенные в штатное расписание государственных органов, являются государственными должностями. Например, должности младшего обслуживающего персонала, такие как водители, вахтеры и т.п. не являются государственными должностями.

Вышеуказанные особенности государственной службы находят свое отражение и в ее организации. Это и принципы государственной службы, и ее функции, организационный и правовой статус государственных должностей.

Какие же функции выполняет государственная служба?

Говоря о функциях государственной службы, нужно обратить внимание на то, что функция может пониматься как определенный вид государственной деятельности персонала и служебного аппарата государственных органов.

Деятельность государственных служащих реализуется в следующих функциях:

  1. правоприменительная функция. Здесьреализуются полномочия регулятивного и распорядительного характера, осуществляются государственные полномочия от имени государства или государственного органа при выполнении служебных обязанностей;

  2. правотворческая функция. Разрабатываются и принимаются нормативно-правовые актов, издаются приказы и распоряжения, и осуществляется законопроектная деятельность;

  3. регулирующая функция. Происходит реализация государственной политики во всех сферах общества, реализуются юрисдикционные полномочия и действий. Иными словами, обеспечивается. применение мер государственного принуждения к физическим и юридическим лицам и обеспечивается согласование различных интересов;

  4. организационная функция. Она означает, что обеспечивается практическая реализация компетенции государственных органов, совершаются организационные действия (например, проводятся различного рода совещания, конференции, заседания и т.д.);

  5. правозащитная функция. Осуществляются меры по обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, соблюдению ими обязанностей перед государством, а государственных и иных органов – перед гражданами;

  6. выявление и раскрытие преступлений;

  7. охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

  8. организация военной службы;

  9. обеспечение обороноспособности и военной безопасности государства 11.