Файл: Учебное пособие. Челябинск Издво зао Библиотека А. Миллера.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 544

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

35
Таблица 5
Основные различия налогов
Особенности
установления,
изменения и
отмены
Федеральные
налоги и сборы
Региональные налоги и
сборы
Местные налоги
Виды налогов и
сборов
Перечень установлен ст.13
НК РФ
Перечень установлен ст.14
НК РФ
Перечень установлен ст.15 НК РФ
Порядок
введения и
прекращения
действия
Устанавливается, изменяется, отменяется только
НК РФ
В соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ о налогах
В соответствии с НК
РФ и нормативно- правовыми актами муниципальных образований
Элементы
налога
Устанавливаются и изменяются только НК РФ
Порядок
уплаты
Устанавливается и изменяется только
НК РФ
Устанавливается законами субъектов РФ в соответствии с НК РФ
Определяется нормативно-правовыми актами муниципальных образований в порядке и пределах, предусмотренных НК
РФ
Сроки уплаты
Устанавливаются и изменяются только НК РФ
При установлении налога определяются законодательными
(представительными) органами субъектов РФ образований в порядке и пределах, предусмотренных НК РФ
Определяются нормативно-правовыми актами муниципальных
Налоговые
льготы и
основания для
их
использования
Устанавливаются и изменяются только НК РФ
Могут устанавливаться законодательными
(представительными) органами субъектов РФ в порядке и в пределах, предусмотренных НК РФ
Могут устанавливаться представительными органами муниципальных образований в порядке и пределах, предусмотренных НК
РФ
Налоговая
ставка
Устанавливается и изменяется только
НК РФ
Может устанавливаться законами субъектов РФ в пределах, предусмотренных НК РФ
Может устанавливаться представительными органами муниципальных образований в порядке и пределах, предусмотренных НК
РФ
Второй блок налоговой системы РФ – система налоговых правоотношений.

36
Налоговые правоотношения
- это охраняемые государством общественные отношения, возникающие в сфере налогообложения, это вид финансовых правоотношений, урегулированных нормами налогового права.
К налоговым правоотношениям в РФ относят правовые отношения, возникающих в процессе:
 установления, введения и взимания налогов и сборов в РФ;
 исполнения соответствующими лицами своих налоговых обязанностей по исчислению и уплате налогов или сборов;
 налогового контроля и контроля за соблюдением налогового законодательства РФ;
 защиты прав и законных интересов участников налоговых правоотношений (налогоплательщиков, налоговых органов, государства и др.), то есть в процессе обжалования актов налоговых органов, действий
(бездействий) их должностных лиц;
 привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.
Особенностями налоговых правоотношений является то, что – это:
 общественное отношение, то есть отношение между юридическими или физическими лицами, имеющее общественную значимость;
 правовое отношение по поводу денежных средств, возникающее
(развивающееся и прекращающееся) исключительно в сфере налогообложения;
 социально значимое отношение - регулируется нормами налогового права, возникает и прекращается на основе и в рамках норм налогового права;
Третий блок налоговой системы РФ - система участников налоговых правоотношений.
Налоговый кодекс РФ устанавливает понятие «участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах» (ст. 9 НК РФ), к числу которых относятся:


37
 организации и физические лица, признаваемые в соответствии с
Налоговым кодексом РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов;
 организации и физические лица, признаваемые в соответствии с
Налоговым кодексом РФ налоговыми агентами (налоговые агенты – это лица, на которые возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика налогов и перечислению их в соответствующий бюджет);
 налоговые органы – органы Федеральной налоговой службы РФ, осуществляющие контроль за соблюдением правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, а также за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами, плательщиками сборов и другими лицами надлежащего исполнения своих обязанностей, установленных налоговым законодательством;
 таможенные органы – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, которые осуществляют контроль за соблюдением мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Налоговый кодекс РФ четко определяет права и обязанности всех участников налоговых отношений.
Налогоплательщики имеют право (ст.21 НК РФ):
1.
Получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах, законодательстве о налогах, порядке исчисления и уплаты налогов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций и разъяснения о порядке их заполнения;
2.
Получать от Министерства финансов РФ письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах;

38 3.
Использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
4.
Получать отсрочку, рассрочку, инвестиционный налоговый кредит;
5.
На своевременный зачет и возврат сумм излишне уплаченных
(взысканных) налогов, пеней, штрафов;
6.
На осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта сверки;
7.
Представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично или через своего представителя;
8.
Представлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
9.
Присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
10.
На участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов;
11.
Получать копии актов налоговых проверок и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;
12.
Требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
13.
Не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц;
14.
Обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
15.
На соблюдение и сохранение налоговой тайны;
16.
Имеют иные права, предусмотренные ст. 21 НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.
Налогоплательщики обязаны (ст.23 НК РФ):


39 1.
Уплачивать законно установленные налоги;
2.
Встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ;
3.
Вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения;
4.
Представлять в налоговый орган по месту учета организации налоговые декларации (расчеты);
5.
Представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 3-х месяцев после окончания отчетного года в соответствии с федеральным законом «О бухгалтерском учете»;
6.
Представлять в налоговые органы и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
7.
Выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах;
8.
В течение
4-х лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского, налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов и другие;
9.
Нести иные обязанности, предусмотренные ст.23 НК РФ и законодательством о налогах и сборах.
Четвертый блок налоговой системы РФ – это нормативно-правовая база системы налогообложения. Как уже подчеркивалось, основным законодательным актом, который систематизирует и регламентирует правовые нормы в области налогового законодательства, является НК РФ.
Кроме НК РФ законодательство о налогах и сборах в
РФ
включает:
 федеральные законы о налогах и сборах;
 законы субъектов и иные нормативно-правовые акты о налогах и сборах
РФ
, принятые в соответствии с НК РФ;

40
 нормативно-правовые акты о местных налогах и сборах, принимаемые органами муниципального образования в соответствии с НК РФ.
В целях регулирования налоговых отношений применяются так же:

Указы Президента РФ,

Постановления Правительства РФ.

41
1.6. Налоговый кодекс РФ
НК РФ состоит из двух частей: часть первая (общая часть) и часть вторая
(специальная или особенная часть).
Часть первая НК РФ устанавливает систему налогов и сборов, а так же общие принципы налогообложения и уплаты сборов в РФ, в том числе: виды налогов и сборов, взимаемых в РФ; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов федерации и местных налогов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов, налоговых агентов, других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; формы и методы налогового контроля; ответственность за совершение налоговых правонарушений; порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
Часть вторая НК РФ устанавливает конкретные взимаемые налоги и сборы, а также ряд специальных налоговых режимов. Для каждого налога часть вторая
НК
РФ определяет элементы налогообложения
(объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, налоговую ставку, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога), в необходимых случаях налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком, порядок декларирования налога. Для каждого сбора - плательщиков и элементы обложения применительно к конкретным сборам.
Для каждого специального налогового режима - условия и порядок его применения, особый порядок определения элементов налогообложения, а также возможность освобождения от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных частью первой НК РФ, порядок декларирования


42 налога, уплачиваемого в связи с применением специального налогового режима.
Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) – это единый, взаимосвязанный и комплексный документ, регулирующий всю систему налоговых отношений в РФ.
На основе НК РФ государство регулирует:
 изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика;
 замену одних способов налогообложения другими;
 допустимые изменения в налогообложении (региональные власти или органы местного самоуправления могут дополнительно вводить или изменять ставки в соответствии с НК РФ);
 введение или отмену налоговых льгот и преференций (государство может предусматривать возможность полного (частичного) освобождения некоторых видов деятельности (операций), а также льготы для отдельных категорий налогоплательщиков (налоговые льготы для особых экономических зон);
 введение дифференцированных налоговых ставок.
НК РФ регламентирует всю систему налогообложения в России.
Постоянное совершенствование норм НК РФ, осуществляемое в рамках реализации налоговой политики государства, главным образом направлено на формирование единой правовой базы налогообложения, обеспечение стабильности налоговых отношений, развитие бюджетного федерализма.

43
1.7. Недостатки и перспективы развития налоговой системы РФ
Более чем двадцатилетний опыт функционирования современной налоговой системы
РФ выявил недостатки и проблемы этой системы.
Основными недостатками современной налоговой системы являются:
 фискальный крен в налогообложении, что затрудняет реализацию стимулирующей и регулирующей функций налогов;
 высокий уровень налогообложения организаций (особенно налогом на прибыль и НДС);
 неоптимальная (плоская) шкала ставок налога на доходы физических лиц, вследствие чего основная налоговая нагрузка падает на малообеспеченные слои населения, а не на наиболее богатых;
 нестабильность налогового законодательства, частое внесение изменений в систему налогообложения;
 сложность системы для понимания налогоплательщиком и эффективного управления со стороны налоговых органов, что ведет к лишним административным затратам и порождает изощренные способы ухода от уплаты налогов;
 ориентация не на прямые, а на легко собираемые, косвенные налоги, которые в целом не способствуют стимулированию роста экономики и увеличению сбора налогов.
 неэффективность существующих льгот и др.
Основным направлением совершенствования налоговой системы РФ прежде всего должно стать поддержание такого уровня налоговой нагрузки, который, с одной стороны, не создает препятствий для устойчивого экономического роста и, с другой стороны, - отвечает потребностям в бюджетных доходах для предоставления важнейших государственных услуг.


44
Для достижения этой цели необходимо совершенствовать налоговую политику, которая бы обеспечивала:
 создание налоговых стимулов для образования новых производств, развития бизнеса с высокой добавленной стоимостью, развития малого предпринимательства, прежде всего в высокотехнологичных секторах экономики;
 обновление и техническое перевооружение производства, обновление основных производственных фондов;
 финансирование со стороны работодателей образования, здравоохранения и пенсионного обеспечения своих сотрудников;
 развитие российской финансовой инфраструктуры; повышение экономической активности населения и др.
Механизмы налоговой политики, в том числе администрирования налогов и сборов, должны предусматривать упрощение налоговой системы, снижение издержек налогоплательщиков, связанных с исполнением налогового законодательства, стимулировать перемещение финансовых центров и центров прибыли корпораций из стран с пониженным налогообложением в Россию.
Для этого необходимо, в том числе обеспечить:
 упрощение процедур и форм налоговой отчетности; совершенствование процедур исчисления и возмещения налога на добавленную стоимость;
 упрощение вычета по налогу на добавленную стоимость по выданным и полученным авансам;
 совершенствование амортизационной политики для целей налогообложения; освобождение от налогообложения прибыли доходов от реализации ценных бумаг;

45
 совершенствование системы налогообложения добычи нефти для стимулирования разработки новых месторождений и полного использования потенциала уже разрабатываемых месторождений;
 создание эффективной системы налогообложения недвижимости как одного из важнейших источников доходов региональных и местных бюджетов.
Следует также последовательно сокращать налоговую нагрузку на малообеспеченные слои населения за счет увеличения социальных налоговых вычетов, совершенствовать в стимулирующих целях механизмы налогообложения доходов населения (введение прогрессивного налога на доходы).
Согласно «Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно- тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», утвержденным Минфином России 30 сентября 2021 г. [6], в число первоочередных задач, планируемых к реализации в указанный период в части обеления экономики и созданию справедливых условий для конкуренции за счет роста собираемости налогов, включено:
- развитие национальной системы прослеживаемости товаров, обеспечивающей контроль за оборотом товаров на всех этапах от ввоза до реализации в рознице;
- формирование правовых основ для внедрения таможенного мониторинга;
- запуск нового налогового режима «УСН.онлайн» для микропредприятий с численностью сотрудников до 5 человек (аналогично режиму НПД администрирование будет осуществляться в бездекларационном формате через удобный интерфейс);
- введение института «единого налогового платежа», предполагающего уплату налогов одним платежным поручением (без уточнения реквизитов и др.