Файл: Дипломная работа на тему Вексельная практика коммерческих банков.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 417

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 3. Перспективы развития вексельного рынка и участия в нем коммерческих банков

    1. Рынок коммерческих бумаг- новый сегмент финансового рынка


России

В последнее время основное направление развития фондового рынка связывают с появлением и установлением основ регулирования рынка коммерческих бумаг. Согласно международному и российскому обычаю делового оборота, под коммерческими бумагами понимаются переводные или простые векселя с одинаковыми реквизитами, выдаваемые в любом количестве (в том числе и сериями) для публичного привлечения взаймы денежных сумм на срок до одного года1.

а)обзорзарубежнойпрактикирынкакоммерческихбумаг
Впервые рынок коммерческих бумаг появился в США в начале XIX века, когда отдельные американские компании начали продавать свои векселя на открытом рынке вместо получения банковских ссуд. Эмитентами в основном выступали нефинансовые предприятия: текстильные компании, железные дороги, предприятия пищевой промышленности, а основными покупателями- банки. Особенно быстрый рост рынка коммерческих бумаг в США пришелся на 80-е годы XX века, что было связано с политикой правительства по сдерживанию банковского кредита и развитием взаимных фондов денежного рынка. Вслед за США рынки коммерческих бумаг появились в Канаде и Австралии, к концу 80-х годов данный сегмент финансового рынка существовал практически во всех развитых странах. Интересно заметить, что за короткий срок (с 1987 г.) Япония
превратилась во второй крупнейший национальный рынок коммерческих бумаг после США.



1 Концепция проекта федерального закона «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «О переводном и простом векселе» в части совершенствования правовых условий для развития рынка неэмиссинных ценных бумаг, разработанная Минэкономразвития России при участии АУВЕР // официальный сайт АУВЕР: www.auver.ru.

Основными причинами роста (в каждой стране они были различны) являлись льготное налогообложение операций с коммерческими бумагами, понижение рейтинга коммерческих банков в сравнении с рейтингом крупнейших небанковских компаний, введение ограничений на банковские кредиты, а также процесс ослабления государственного регулирования финансовой системы (например, в Испании, Франции и Швеции).

Динамику объема рынка коммерческих бумаг по странам можно проследить по
таблице 3.1.,предложенной Б.Б. Рубцовым.
Таблица3.1.


Ведущие национальные рынки коммерческих бумаг1





Страна

Время открытия

рынка

Задолженность, млрд. долл.







1986 г.

1990 г.

1995 г.

1998 г.

2000 г.

США

ХIХ в.

326,1

557,8

677,7

1161

1602

Япония

Конец 1987

-

126,5

101,9

133*

120*

Франция

Конец 1985

4,3

28,9

29,5

42

77

Швеция

1983

3,6

18,7

20,2

20




Австралия

Середина 1970-х

4,2

9,5

16,4







Канада

1950-е годы

12,9

24,3

16,2

61

87

Испания

1982

7,3

22,1

10,0

11




Англия

1986

0,8

5,8

9,9

17




Норвегия

Конец 1984

1,1

3,0

6,1







Бельгия

1990

-

0,0

4,2







Германия

1991

-

-

4,0

3,4

12,5

Нидерланды

1986

0,1

1,9

2,2







Финляндия

Середина 1986 г.

0,4

5,8

1,4







Всего




360,8

804,3

899,70

1530*

1983



На конец 2000 г. объем задолженности по коммерческим бумагам в мире составлял 2200 млрд. долларов США.1





1 Рубцов Б.Б. Рынок коммерческих бумаг за рубежом // официальный сайт АУВЕР: auver.ru.

1 Рубцов Б.Б. Рынок коммерческих бумаг за рубежом // официальный сайт АУВЕР: auver.ru.

Каковы же основные черты этого инструмента? В международной практике коммерческие бумаги традиционно выпускаются в виде простых дисконтных векселей на предъявителя и сроками на 3, 6, 9 месяцев. Обычно номиналы таких векселей очень крупные. В США минимальный номинал- порядка 100 тыс. долларов, но, как правило выпуск бумаг производится с номиналом в 1 млн.долларов. В Японии минимальный номинал- эквивалент примерно 800 тыс. долларов. Исключение из правил составляет Испания, где выпускаются низкономинальные коммерческие бумаги, доступные и для средних инвесторов.2 Через коммерческие бумаги крупные компании привлекают заемные, более дешевые денежные ресурсы у институциональных инвесторов- пенсионных и инвестиционных фондов, а также страховых компаний. Размещаются коммерческие бумаги как напрямую, так и через дилеров, в качестве которых выступают различные финансовые институты. Депозитарные и расчетные функции осуществляются теми же организациями, что и на рынке эмиссионных ценных бумаг. В настоящее время на большинстве рынков
существует центральный депозитарий, где сертификаты хранятся в электронной форме. Это позволяет передавать ценные бумаги через компьютеры путем записи на счета, несмотря на наличие физических сертификатов. В ряде стран наблюдается полная дематериализация коммерческих бумаг, в частности в США: уже в 1992 г. около половины всех коммерческих бумаг существовало в дематериализованной форме на счетах в депозитарной трастовой компании. А в настоящее время такую форму имеют практически все коммерческие бумаги в США. Та же самая ситуация и во Франции.




2 Рубцов Б.Б. Доклад на II ежегодной конференции «Вексельный рынок и коммерческие бумаги в России» от 21.10.97

Несколько слов об эмитентах коммерческих бумаг- здесь существенные страновые различия. В США и Канаде основные эмитенты- дочерние финансовые компании крупнейших промышленных корпораций, занимающиеся финансированием продаж автомобилей в рассрочку. В Германии ведущими эмитентами выступают местные приватизационные ведомства, почтовые службы. В Швеции коммерческие бумаги широко используются предприятиями общественного пользования, частично или полностью находящихся в собственности местных органов власти. В Японии основные эмитенты- торговые и промышленные компании.

Таким образом, рынок коммерческих бумаг является наиболее быстро растущим в мире сегментом рынка долговых инструментов. С 1995 г. по июнь 1999 г. объем коммерческих бумаг в обращении, находящихся на международных и внутренних рынках, вырос на 69.3%, при том, что положительная динамика